Самооценка на уроке - важнейшее условие саморазвития личности ученика.
статья по алгебре

Картотека приемов формирования навыков самооценки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самооценка на уроке - важнейшее условие саморазвития личности ученика.

Куприянова И.Н. (из опыта работы)

В новом законе «Об образовании» и  ФГОС второго поколения, в которых провозглашена совершенно новая задача образования и  произошла смена смысловых ориентиров деятельности образовательного учреждения. Школьное образование, на современном этапе  должно создать условия для  становления и развития образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответственному решению разноплановых задач в условиях неопределённости.

        Сегодня смысловым ориентиром школы становится развитие личности ребёнка, а не «полученные знания». Приоритетными становятся задачи:

 • достижение и поддержание высокого уровня мотивации ребёнка к образованию;

 • достижение уровня знаний, необходимых и достаточных для следующей ступени образования, обеспечивающего компетентностное освоение и решение (на уровне самостоятельной деятельности) задач учебной и социальной направленности;

 • достижение самостоятельности в учебной и социально направленной деятельности, рефлексивной оценке и самооценке результатов.

 

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности.

Картотека приемов формирования навыков самооценки:

Вариант 1.

Лист самооценки работы группы

Оцени работу своей группы:

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

  1. Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.        

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.

Вариант 2.

Лист самооценки работы в паре

Оцени свою работу в паре:

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Не согласен

Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

При разногласиях я принимаю другое решение

Большинство решений предложено мной

Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение

Работать в паре труднее, чем одному

Мне интереснее и полезнее работать в паре

Вариант 3.

Лист самооценки ____________________________________

п\п

Критерии оценивания

Оценка

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

(почему)

1

Найти информацию самостоятельно

2

Выбрать самое основное для сообщения

3

Оформить работу

4

Оцени свой вклад в работу группы.

Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке.

Почти                                                                                                                Без

всё сделали                                                                                                        меня

без меня                                                                                                       работа бы не

                                                                                                                       получилась

Вариант 4.

Маршрутный лист самооценки

Оцените  работу своей группы.

заданий

Показатель

Самооценка

1.Найдите родственные слова в стихотворении.

Работали дружно, слушали друг друга

Высказывали свою точку зрения,  не ссорились

Трудно было договориться.

2.С каким определением согласны?

Работали дружно, слушали друг друга

Высказывали свою точку зрения,  не ссорились

Трудно было договориться.

3.Составляем модель

Все работали одинаково

Работал только один

Кто-то работал больше, кто-то меньше других

4. Приглашаем  «родственников» в гости

Работали дружно, слушали друг друга

Высказывали свою точку зрения,  не ссорились

Трудно было договориться.

Результат работы группы.

За весь урок

«Отличная работа! Молодцы!» -

«Хорошая работа!» -

«Не очень получилось» -

Вариант 5.

Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

2. Выполнял свои  обязанности

3. Соблюдал культуру общения

++  у меня всё получилось

-+  были затруднения, но я справился

-    у меня не получилось работать в группе

++  у тебя всё получилось

 -+  у тебя возникли затруднения,

       но ты справился

-      у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

Вариант 6.

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

Я  умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

Вариант 7.

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________

_____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________

_____________________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________-

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________

_____________________________________________

6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)

____________________________________________________________________________-

Вариант 8.

Закончите предложения:

1. На уроке для меня было важно______________________________________

______________________________________________________________

2. На уроке мне было сложно_________________________________________

_______________________________________________________________

3. Теперь я умею__________________________________________________

__________________________________________________________________

4. На уроке у меня получилось_____________________________________

______________________________________________________________

Вариант 9.

Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Вариант 10.

                                                 Лист успеха  _________________________________________

Пример по теме «Безличные глаголы»

Мои достижения

Сомневаюсь

Планирую

Знаю

Умею

Значения

Формы

Личные глаголы в значении безличных

Употребление в речи

Нахождение в тексте

Вывод

Вариант 11.

Лист самооценки

Критерии

Показатели

Оценка успешности

«Я»

себя чувствовал в процессе учения

 было ли мне комфортно

с каким настроением я работал

доволен ли собой

5

4

3

2

1

«Мы»

 насколько мне было комфортно работать в составе малой группы

какие у меня были затруднения в общении с группой.

смог ли я помочь товарищам

смогли ли они мне помочь

5

4

3

2

1

«Дело»

я достиг цели учения

учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен

в чем я затруднялся, почему

как мне преодолеть свои проблемы

5

4

3

2

1

Вариант 12.

Маршрутный лист

Ф. И. ___________________________________________________________________

ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): _______________________________________________________________________

ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ___________________________________________________________________________

Этап

Учебная деятельность

Моё участие на данном этапе

(Отметьте верные для вас утверждения галочкой)

Начало урока

Настрой на урок

  •   включился  с желанием узнать новое
  •   включился  с интересом
  •   включился,  так как надо

1 шаг

Повторение пройденного материала

  •   получил правильный результат, работая  индивидуально и в паре
  •   получил правильный результат, работая  индивидуально
  • передал инициативу партнеру, работая в паре

2 шаг

Выполнение пробного задания - действия

  •   попробовал выполнить задание, но не смог обосновать как
  •   попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением
  •   не попробовал выполнить задание

3 шаг

Построение проекта выхода из затруднения

  • активно выдвигал идеи при обсуждении построения проекта
  • с интересом участвовал в обсуждении построения проекта
  • согласился с большинством при обсуждении построения проекта

4 шаг

Реализация проекта выхода из затруднения

  • успешно работал в группе
  • работа в группе принесла удовлетворение
  • передал инициативу партнерам в группе

5 шаг

Первичное закрепление

  •   отвечал у доски, применяя новое знание
  •   получил результат схожий с образцом, работая на месте
  • списывал готовый результат с доски, закрепляя новое знание

6 шаг

Самостоятельная работа с самопроверкой

  •   выполнил самостоятельно задание без ошибок
  •   выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил
  •  не смог самостоятельно выполнить задание, отложил на потом

7 шаг

Применение нового материала в системе знаний

  •   принял активное участие в работе
  •   участвовал в работе по мере своих возможностей
  • созерцал происходящее на данном этапе

8 - 9 шаги

Инструктаж по домашнему заданию и итог урока

  •   мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание
  •   мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание
  •   мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания  проконсультируюсь у учителя или одноклассника.

Вариант 13.

Лист самоконтроля

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Начало урока

Настрой на урок

1 шаг

Повторение пройденного материала

2 шаг

Выполнение пробного задания - действия

3 шаг

Построение проекта выхода из затруднения

4 шаг

Реализация проекта выхода из затруднения

5 шаг

Первичное закрепление

6 шаг

Самостоятельная работа с самопроверкой

7 шаг

Применение нового материала в системе знаний

8 - 9 шаги

Инструктаж по домашнему заданию и итог урока

Вариант 14.

Карта самонаблюдения.

Деятельность

Я доволен своей работой.

Я старался, но не всё получилось.

Я недоволен своей работой.

-

Вариант 15.

Оценочный лист ученика класса __________________

+ могу\ знаю            +\-   сомневаюсь     - не могу\ не знаю

№п\п

Критерии

Сам

Учитель

1

Знаю тему урока

2

Знаю цель урока

3

Знаю план достижения цели

4

Могу работать по плану

5

Могу хорошо читать текст

6

Умею отвечать на вопросы по тексту

7

Сам могу составить вопрос к тексту

8

Умею работать в группе

9

Могу доказать свои высказывания

10

Могу оценить свою работу на уроке

11

Могу оценить работу своих товарищей

12

Могу сказать что урок прошел с пользой

Вариант 16.

Лист самооценки.

Критерии:

Да +  нет -

На уроке я отвечал всегда устно полным ответом.  

Я решил без ошибок  в тетради  примеры и задачу.

Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение.

Мое мнение в группе чаще всего учитывалось и др.

Вариант 17.

Лист самооценки

       У каждого ученика лист с двумя шкалами

 Интересный урок                                                 Моё участие

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.

 А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Работал активно, результатом доволен.

Работал  не в полную силу, хочу улучшить результат.

Вариант 18.

Деятельность за урок

Сумма баллов

Оценка

Пример

д/з

Работа в группах

Устные ответы

Фиксирование

результатов в тетради

Сумма

баллов

Оценка

1-4 балла

1-3 балла

По 1 баллу

1-4 баллов

Норма оценки:

6-7 баллов – оценка «3»

 8-9 баллов – оценка «4»

Более 10 баллов – оценка «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка на уроке - важнейшее условие саморазвития личности ученика

Школьное образование, на современном этапе,  должно создать условия для  становления и развития образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответствен...

Самооценка на уроке - важнейшее условие саморазвития личности ученика

Школьное образование, на современном этапе,  должно создать условия для  становления и развития образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответствен...

Социальное здоровье как важное условие становления личности ребенка

Понятие "социальное здоровье", работа по сохранению и укреплению социального здоровья обучающихся в школе....

Метод проектов на уроках английского языка как условие развития личности ученика.

 В статье автор рассматривает  проектную технологию как один из возможных ресурсов для достижения результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС....

Проектно-исследовательская деятельность как одно из условий развития личности ученика на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование ...

УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Аннотация: в статье анализируется понятие «ученическое самоуправление», рассказывается об организации ученического самоуправления в образовательном учреждении. Представлен опыт практическо...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Субъектное педагогическое общение – важный фактор саморазвития личности школьника" (№ 7-8, 2022)

В статье рассматриваются вопросы воспитания в современной школе и роль классного руководителя в создании позитивной педагогической среды и положительного психолого-педагогического климата в классе на ...