Игровая профориентационная программа для обучающихся старших классов
план-конспект
Игровые профориентационные упражнения для подростков, содействовующие социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_proforientatsii.docx | 46.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые упражнения по профориентации
После окончания школы подросток вступает в самостоятельную жизнь. Вопросы личностной и социальной зрелости выпускников имеют первостепенное значение. Данная методическая разработка поможет реализовать целенаправленную работу в профессиональном самоопределении.
ИГРОВЫЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
(для старшего подросткового возраста)
Подростковый возраст – последний период пребывания обучающихся в школе. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Вопросы личностной и социальной зрелости выпускников имеют первостепенное значение. Такие области психического развития, как развитие самосознания, временной перспективы и профессионального определения являются ключевыми для формирования личности в этот сложный период и подготовке ее к взрослой жизни.
Данная методическая разработка поможет реализовать целенаправленную работу в этом направлении. Ее содержательная часть дает возможность подростку лучше узнать мир профессий, их классификацию, какие требования предъявляет профессия к человеку, лучше узнать самого себя: свои личностные особенности, особенности характера, нервной системы и др.
Кроме того школьники знакомятся с методами формирования навыков самообладания, позитивных коммуникативных навыков. Игровой характер предложенных упражнений позволяет создать в группе непринужденную обстановку, делает материал более интересным и доступным для учащихся.
Цель: содействовать социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).
Задачи:
- уточнять и обобщать знания о мире труда, профессий;
- снизить напряжение и неуверенность на этапе вступления в самостоятельную жизнь.
Условия проведения:
- соблюдать принцип добровольности участников в игровых процедурах и заданиях;
- меньше высказываться самому, а давать возможность игрокам проявить себя,
- акцентировать внимание участников не на ошибках кого-либо из игроков, а на положительных интересах и правильных высказываниях,
- всегда иметь в запасе несколько «запасных» игровых упражнений, если из предложенного что- то не понравится.
- не следует подводить итог каждому игровому упражнению в отдельности.
- МЕТОДИКА НЬЮТЕНА
Цель: изучение временной перспективы.
Методика основана на традиционном психологическом методе завершения незаконченных предложений. Эту диагностику по изучению близких конкретных планов нужно проводить на начальном этапе намеченной работы, а затем - по ее завершении. Таким образом можно отследить эффективность всей проделанной работы. Учитывая склонность воспитанников к подражанию в силу недостаточной самостоятельности и уверенности, процедуру диагностики желательно проводить с небольшими подгруппами учащихся – по 1 – 2 человека.
- Я был бы рад…….
- Я стремлюсь……..
- Я хочу………….
- Я мечтаю………
- Я планирую……..
- Я верю, что……..
- Я не совсем понимаю…….
- Я знаю…..
- Я люблю……..
- Я переживаю…………………..
Методика основана на традиционном психологическом методе завершения незаконченных предложений. Ни в инструкции, ни в одном из начальных предложений не нужно указывать на какую-то определенную область планов, стремлений, намерений. Учащиеся могут закончить предложения любым образом, ограничений нет. Желательно, чтобы они даже не догадывались, в каком направлении будет проводиться дальнейшая работа. Набор таких незаконченных предложений каждому учащемуся предъявляется в виде небольшого буклета, где каждое предложение написано на отдельной странице. Учащиеся в письменной форме завершают предложение.
Обработка: обращается внимание на категорию высказываний, которую можно назвать - «близкие конкретные планы», т.е. на что ориентирован воспитанник в первую очередь ( по первым пяти пунктам) на конкретном этапе – результат говорит об особенностях профессиональных намерений ( если таковые есть), о личностном самоопределении, о соотношении близких и дальних целей – об уровне зрелости желания вступить во взрослую жизнь. Итог будет считаться эффективным при условии роста качества показателей, определяющих социальные перспективы учащихся: закончить школу, получить профессию, работать.
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО АКТИВНОСТЬ.
Цель: расширять представленияобучающихся о понятиях: «профессия», «деятельность», «цели», мотивы»
Инструкция: Деятельность – это активность человека, его дела, направленные на то, чтобы получить что-то , добиться чего-то. Профессия – это деятельность. Ее нужно выбирать осознанно, т.е нужно понимать, что вы ждете от профессии, какая заработная плата вам нужна, какие условия труда вас устроят – это мотивы. Мотивы – то, что побуждает человека к деятельности. Сначала человек ставит перед собой какую-то цель и затем начинает к ней приближаться, совершая определенные действия. Например, мы готовим еду, потому что хотим есть…- это мотив Приготовить что-то повкусней – это наша цель
Упражнение 1. «Мотивы выбора профессии»
Задание: распределите мотивы выбора профессии в соответствии со степенью важности для вас. То, что наиболее важно, ставьте на первое место; то, что менее, – на второе и т.д.
Мотивы выбора профессии – почему я выбираю эту профессию | |
Легко учиться | |
Указание родителей, учителей | |
Высокая зарплата | |
Хорошие условия труда | |
Пример друзей | |
Интересно | |
Легкость трудоустройства |
Упражнение 2. «Угадай слово»
Вниманию воспитанников предлагается несколько вопросов, на которые нужно дать правильный ответ, вписывая буквы в клетки:
у | ч | е | б | н | а | я |
1). Какая деятельность является основной для школьника?
- Какова цель вашей учебной деятельности?
- Как вы добиваетесь этой цели?
- Довольны ли вы результатом цели?
- Как можно его улучшить?
- Почему не улучшаете результат, если знаете, как это сделать?
т | р | у | д | о | в | а | я |
2). Назовите основной вид деятельности людей после окончания учебного заведения, позволяющий заработать средства для жизни:
Упражнение 3. «Угадай слово»
Что получают обучающиеся, обучаясь в профессиональном училище?
п | р | о | ф | е | с | с | и | я |
Какое волевое качество организует человека на рабочем месте.
д | и | с | ц | и | п | л | и | н | а |
Что грозит работнику при несоблюдении трудовой дисциплины?
у | в | о | л | ь | н | е | н | и | е |
Как называется денежное вознаграждение за труд.
з | а | р | п | л | а | т | а |
Денежное вознаграждение за успешный труд.
п | р | е | м | и | я |
3.УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ.
Цель: уточнять и обобщать знания о профессиях стимулировать интерес к теме.
Инструкция: Профессия предъявляет к человеку разные требования. Но прежде, чем об этом говорить, выполним упражнение, которое позволит выявить ваш уровень знаний относительно содержания труда человека, имеющего ту или иную профессию.
1. Демонстрируется иллюстративный материал с символами различных видов труда. Воспитанникам нужно правильно назвать профессию, опираясь на зрительные образы. Можно использовать презентацию: ресурсы интернета: http://detkam.e-papa.ru/zagadki/3/21/, сайт: viki.rdf/ru . РЕФЛЕКСИЯ.
4. ПРОФЕССИЯ НА БУКВУ.
Цель: уточнять знания о мире профессий, формировать навыки работы в группе.
Инструкция: «Сейчас будет названа буква. Ваша задача – показать, что вы знаете много профессий, начинающихся с этой буквы». Для работы учащиеся делятся на 2 подгруппы. Вносится элемент соревнования. Желательно заранее приготовить список профессий, чтобы при необходимости оказывать учащимся помощь. Начинать следует с более простых букв: б, м, н, о. Постепенно предлагать более сложные буквы (ч, ц, я…). Желательно более 5-7 букв не предлагать. Если учащиеся затрудняются вспомнить профессию, можно предложить подсказку в виде описания вида деятельности. Желательно подготовить список заранее:
к | л | б | м | с |
Кровельщик Капитан Конюх Контролер Картограф Кассир Космонавт Каменщик Кондитер Крановщик Компьютерщик | Летчик Лаборант Литейщик Лоцман Лоточница Лудильщик… | Ботаник Билетер Боцман Бармен Балерина Библиотекарь Булочник Бухгалтер Бульдозерис | Маляр Машинист Матрос Машинистка Мойщица Моторист Медик Модельер Милиционер Музыкант Менеджер…. | Столяр Слесарь Сварщик Стюардесса Следователь Стоматолог Строитель Судоремонтник Стропальщик Скотник Садовник… |
в | р | п | ш | д |
Водитель Военный Вязальщица Вышивальщица Винодел Вальщик ….. | Риэлтер Рулевой Рамщик Растениевод Рыбак Резчик ……. | Пожарный Пилот Плотник Парикмахер Продавец Прачка Повар Прокурор Птичница Пчеловод Пекарь Педагог Писатель Почтальон Программист | Шахтер Шофер Штукатур Швея Штурман ….. | Доярка Дирижер Дегустатор Дровосек Домработница Дворник Дистрибьютор Докер … |
5. УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ.
Цель: учить угадывать профессию по ассоциациям.
ИНСТРУКЦИЯ: Сейчас я буду перечислять вам предметы, которыми пользуются люди той или иной профессии. Ваша задача- назвать эту профессию ( сначала предлагается один предмет, затем добавляется каждый раз еще по одному, пока не будет угадана профессия) . Далее каждый из вас получит листок с названной профессией и предложит угадать ее , задавая маленькие подсказки остальным ученикам.
1). Нож, ложка, вилка……….(повар)
2). Ткань, нитки, иголки……………(швея)
3). Портфель, ручка, книги………..(учитель)
4). Река, швабра, палуба……………( матрос)
5). Книги, журналы, полки………….(библиотекарь)
6). Вата, халат, тонометр, шприц……….(врач)
7). Молоток, гвоздь, верстак, рубанок…….(столяр)
8). Зеркало, фартук, щетка, шампунь, ножницы……..(парикмахер)
9). резиновые перчатки, провод, отвертка, лампочка…..(электрик)
6. КРОССВОРД ПО ПРОФЕССИЯМ.
Цель: учить угадывать профессию по признакам, развивать произвольные навыки; уточнять словарь.
ЗАДАНИЕ 1: назовите ключевое слово в вертикальном столбце, предварительно угадав названия профессий в горизонтальных рядах. (Использовано произведение В. Маяковского « Кем быть?»
1 | д | о | к | т | о | р | ||||
2 | р | а | б | о | ч | и | й | |||
п | л | о | т | н | и | к | ||||
4 | к | о | н | д | у | к | т | о | р | |
л | е | т | ч | и | к | |||||
6 | м | а | т | р | о | с | ||||
7 | и | н | ж | е | н | е | р | |||
ш | о | ф | е | р |
3
5
8
1. « Я б детей лечить пошел – пусть меня научат. Я приеду к Пете, я приеду к Поле.
- Здравствуйте, дети ! Кто у вас болен? Как живете? Как животик?...»
2. « Вставай, иди, гудок зовет – и мы приходим на завод. Можем железо ножницами резать, краном висящим тяжести тащим…Олово плавим, машинами правим. Работа всякого нужна одинаково…»
3. «Эти доски вот так зажимаем в стол-верстак. От работы пила раскалилась до бела. Рубанок в руки – работа другая: сучки, закорюки рубанком строгаем. Хороши стружки – желтые игрушки…»
4. «Большие и дети, берите билетик, билеты разные, бери любые – зеленые, красные и голубые…»
5. «Наливаю в бак бензин, завожу пропеллер.
- В небеса, мотор вези, чтобы птицы пели….»
( Для усложнения работы, можно дать только начальную фразу: «Наливаю в бак бензин…»
6. « У меня на шапке лента, на матроске якоря – я проплавал это лето, океаны покоряя. Сдавайся ветер вьюжный, сдавайся буря скверная, - открою полюс Южный, а Северный – наверное.
7. Я сначала начерчу дом такой, какой хочу. Это будет перед - называется фасад. Это каждый разберет – это ванна, это сад…»
8. « Фырчит машина скорая, летит, скользя, хороший работник я – сдержать нельзя. Едем, гудим: с пути уйди!»
Ключевое слово по вертикале – К О Н Д И Т Е Р ( воспитанники должны пояснить, в чем заключается работа кондитера)
ЗАДАНИЕ 2: расскажи об особенностях и пользе каждой перечисленной профессии.
7. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТИПЫ ПРОФЕССИЙ.
Цель: знакомить с классификацией профессий, помочь определить для себя тип профессии, опираясь на собственные приоритеты.
Инструкция: сейчас я познакомлю вас с классификацией профессий (Е.А.Климова). Мы уточним представления о средствах и условиях труда и попытаемся выявить тот тип профессии, который более близок вам по интересам.
Содержание: в каждой паре, предлагаемых видов деятельности, учащийся выбирает только один, наиболее предпочитаемый, вид и в соответствующей клетке листа ответов ставит знак « +».
Инструкция: выбрать из двух вариантов трудовой деятельности ту, которой вам больше всего хотелось бы заниматься. Текст опросника (упрощенный вариант м. «Дифференциально-диагностический опросник» - ДДО):
1-а | Ухаживать за животными | 1-б | Управлять каким-либо грузовым или подъемным средством |
2-а | Помогать больным | 2-б | Обсуждать научные статьи, научные книги |
3-а | Обсуждать художественные книги, концерты | 3-б | Выращивать растения |
4-а | Обрабатывать материалы: дерево, ткани, пластмассу, камень | 4-б | Организовывать культпоходы: у театр, кино, музей, на природу |
5-а | Искать и исправлять ошибки в текстах, рисунках, чертежах | 5-б | Копировать рисунки, изображения; настраивать музыкальные инструменты |
6-а | Выращивать животных | 6-б | Оказывать медицинскую помощь при ушибах, порезах, ранениях |
7-а | Участвовать в подготовке концертов, оформлять выставки, витрины | 7-б | Ремонтировать одежду, технику, жилье |
8-а | Рекламировать и продавать товары | 8-б | Выступать на сцене, принимать участие в концертах |
9-а | Собирать машины, приборы | 9-б | Заниматься черчением, копировать чертежи, географические карты |
10-а | Лечить животных | 10-б | Работать на клавишных машинах: компьютере, пишущей машинке |
11-а | Проверять, приводить в порядок чертежи, схемы | 11-б | Принимать, осматривать больных, назначать лечение |
12-а | Красить или расписывать стены помещений | 12-б | Изготавливать по чертежам : одежду, машины, строить здания |
13-а | Вести борьбу с вредителями садов, полей, огородов | 13-б | Выводить новые сорта растений |
14-а | Налаживать медицинские приборы, аппараты; следить за их работой | 14-б | Разбирать ссоры, споры между людьми, наказывать, разъяснять, поощрять их |
15-а | Писать рассказы, статьи, описывать события | 15-б | Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности |
Образец протокола:
1-а | 1-б | 2-а | 2-б | 3-а |
3-б | 4-а | 4-б | 5-а | 5-б |
6-а | 7-б | 6-б | 9-б | 7-а |
10-а | 9-а | 8-а | 10-б | 8-б |
13-а | 12-б | 11-б | 11-а | 12-а |
13-б | 14-а | 14-б | 15-а | 15-б |
Человек-природа Человек-техника Человек-человек Человек-знак Человек- худ. образ
Обработка: Каждый из пяти столбцов соответствует определенному типу профессий. Нужно подсчитать количество знаков «+» в каждом из столбцов. Тип профессий , набравший наибольшее количество знаков «+» , рекомендуется учащемуся.
8. ПРОФЕССИЯ – ТРЕБУЕМЫЕ КАЧЕСТВА.
Цель: уточнять представления о качествах личности - знакомить с понятием «характер», учить осознавать их роль для успешности в заданной профессии.
Объяснить воспитанникам, что при выборе той или иной профессии желательно учитывать особенности характера - свои личностные качества, которые помогут стать наиболее успешными в ней. В противном случае – выбранное дело будет доставлять массу хлопот, и вызывать определенные трудности. Характер – это устойчивые черты человека, которые проявляются в поведении, в поступках. Перечислить на доске некоторые личностные качества. Желательно, чтобы какие-то из них называли сами воспитанники.
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ: добрый, злой, аккуратный, настойчивый, внимательный, честный, общительный, быстрый, активный, терпеливый, порядочный, сильный, заботливый, стройный, артистичный, ловкий, трудолюбивый, ответственный, зоркий, уверенный, мужественный…
1 часть упражнения: КАЖДОМУ ИЗ УЧАСТНИКОВ раздаются листочки с обозначенной профессией, и участники перечисляют значимые для этой профессии особенности характера..
Можно спрашивать по желанию, а можно использовать предмет – помощник (мяч, клубок).
Ответы детей желательно поправлять и при необходимости дополнять и разъяснять.
2 часть упражнения. Из перечисленных на доске качеств личности играющим нужно выбрать те, которые, по их мнению, больше подходят им самим. Затем, опираясь на эти особенности, подобрать профессию для себя.
РЕФЛЕКСИЯ.
9. СПИСОК ЭМОЦИЙ.
Цель: уточнить представления об эмоциях, помочь увидеть взаимосвязь между эмоциональными реакциями и трудовой успешностью.
1 часть упражнения: Подвести обучающихся к пониманию того, что эмоциональные состояния оказывают влияние на успешность в трудовой деятельности. Поэтому при выборе профессии важно осознавать свои эмоции и чувства, ведь они могут помочь в работе. Тем, кто сможет осознать свои эмоции и чувства , сможет некоторыми из них управлять - будет легче найти свое место в жизни.
Инструкция:
Разделитесь на три группы. Каждая группа должна написать список из как можно большего количества эмоций, чувств, эмоциональных состояний. Ведущий начинает.. ( время – 15 мин.)
Далее каждая команда зачитывает свой список, добавляя в него то, что не назвали они, но есть в списках других групп. Ведущий вносит уточнения.
2 часть упражнения: Обучающиеся получают список некоторых профессий. Их задача - к каждой профессии подобрать нежелательные для этого вида труда эмоциональные состояния.
ТЕСТ «ЭМОЦИИ»
Цель: определение собственного уровня агрессии.
Работу желательно проводить в несколько этапов с подгруппами по 3-4 человека, оказывая помощь учащимся в разъяснении непонятных вопросов. Дать возможность играющим самим поучаствовать в обработке теста - расставить в графиках полученные данные и выстроить кривую величины своей агрессии (сопровождение ведущего обязательно). (тест Баса – Дарки, модификация Резапкиной Г.В.)
Инструкция: Каждый оказывается в ситуации, когда трудно сдерживать себя - свои эмоции. Прослушайте следующие утверждения и, если вы реагируете так же, обведите в бланке ответов номер вопроса.
- Если я разозлился, я могу ударить кого-нибудь.
- Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет.
- Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
- Пока меня не попросят по - хорошему, я не выполню просьбу.
- Мне кажется, что у меня тяжелая судьба.
- Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной (сплетничают).
- Я не могу удержаться от спора, если со мной не соглашаются.
- Мне не раз приходилось драться.
- Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверью.
- Иногда люди раздражают меня просто тем, что они находятся рядом со мной.
- Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
- Иногда я завидую, хотя этого не показываю.
- Я думаю, что многие люди не любят меня.
- Я требую, чтобы люди уважали меня.
- Я знаю людей, которые готовы довести меня до драки.
- Иногда я выражаю гнев тем, что хлопаю дверью.
- Я часто чувствую, что могу взорваться как пороховая бочка.
- Если кто- то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
- Меня легко обидеть.
- Многие люди мне завидуют.
- Если я злюсь, я могу выругаться.
- Если моих слов не понимают, я применяю силу.
- Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
- Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
- Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
- Обычно я пытаюсь скрывать плохое отношение к людям.
- Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
- Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
- На удар я отвечаю ударом.
- В споре я часто повышаю голос.
- Меня раздражают даже мелочи.
- Я не позволяю собой командовать.
- Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
- У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
- Я могу угрожать просто так, запугивая.
Бланк ответов
1 | 8 | 15 | 22 | 29 | Физическая агрессия (Ф) |
2 | 9 | 16 | 23 | 30 | Косвенная агрессия (К) |
3 | 10 | 17 | 24 | 31 | Раздражительность (Р) |
4 | 11 | 18 | 25 | 32 | Негативизм (Н) |
5 | 12 | 19 | 26 | 33 | Обидчивость (О) |
6 | 13 | 20 | 27 | 34 | Подозрительность (П) |
7 | 14 | 21 | 28 | 35 | Словесная агрессия (С) |
Обработка результатов
Подсчитать число обведенных номеров в каждой строчке. Отметить на графике семь точек, соответствующих семи формам проявления агрессии, и соединить их линией. Пунктиром обозначить средний уровень проявления этих эмоций, обычный для большинства людей.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Если точки на графике расположены выше средней линии, можно говорить о выраженности следующих форм агрессии:
ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ . Вы склонны к самому простому виду агрессии, решаете вопросы с помощью силы. Вам необходимо искать более эффективные методы взаимодействия.
КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ. В моменты гнева человек рушит все, что попадается ему под руку. Конечно, лучше ударить по столу, чем по голове собеседника. Однако увлекаться этим не стоит.
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ. Это скрываемая агрессия. Она разъедает человека изнутри, пока не прорвется наружу.
НЕГАТИВИЗМ. Подростки в состоянии раздражения, совершают глупые, разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Этим себе часто вредят. Суть их в следующем – сделать назло: «Пусть мне будет хуже…»
ОБИДЧИВОСТЬ. Готовность видеть в словах и поступках других людей скрытые злые намерения, направленные против вас.
СЛОВЕСНАЯ (ВЕРБАЛЬНАЯ) АГРЕССИЯ. Склонность к использованию в моменты ссоры ругательных слов и выражений. Нужно помнить, что необдуманные слова могут еще более навредить, чем последствия драки.
РЕФЛЕКСИЯ.
РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
Цель: знакомствообучающихся с методами регуляции эмоциональных состояний, формирование навыков их применения.
Инструкция: - Для того, чтобы справляться с негативными переживаниями, существуют специальные приемы, методы. Рассмотрим некоторые из них.
- Упражнение «РИТМИЧНОЕ ДЫХАНИЕ»
Например, дыхательная гимнастика. Она помогает успокоиться в минуты чрезмерного возбуждения, раздражения, когда происходит нарушение ритма дыхания. Успокаивающим будет такое дыхание, при котором выдох в два раза длиннее вдоха.
Сядьте в круг. Примите «позу кучера»: голова опущена на грудь, руки лежат свободно на передней поверхности бедер, ноги слегка расставлены. Закройте глаза. Затем начните выполнять «полное дыхание». Медленно сделайте полный вдох, считая про себя до 6. Задержите дыхание на такой же промежуток времени. Отдохните перед вторым вдохом , считая до 3 . Повторите упражнение несколько раз, пока не почувствуете облегчение.
- Упражнение «Я – ВЫСКАЗЫВАНИЯ»
Инструкция: - Людям, подверженным обидам, приступам раздражения, рекомендуется, вместо того , чтобы кричать на окружающих или замыкаться в себе, просто говорить им о своих чувствах. Осознав и выразив свое чувство, человек сможет испытать облегчение. Оно может быть полезно в любой обстановке, но особенно если человек сильно разражен. Давайте потренируемся. Говорить нужно от первого лица, потому что человек берет на себя ответственность за свои негативные чувства. На доске пишется схема «Я – высказывания»: Я + МОЕ ЧУВСТВО + МОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Примерное высказывание в адрес человека, который засоряет окружающую среду- бросает мусор на улицах, в лесу, у реки и т.д.: « Приятель, я готов взорваться от злости, когда вижу грязное безобразие вокруг. Что ждет нашу планету?! Можно же мусор бросить в урну или мусорный пакет!»
Каждому участнику дается лист бумаги с описанием конфликтной ситуации. Его задача – назвать свое эмоциональное состояние - это способ реагирования на ситуацию и выстроить «Я – высказывание».
ВОЛЯ. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА
Цель: дать представление о воле, волевых качествах, развивать навыки волевого поведения, рефлексии.
ВОЛЯ – это особенность характера человека, которая помогает ему сознательно управлять своими поступками, эмоциями , преодолевать препятствия.
- УПРАЖНЕНИЕ «Найди волевые качества».
Среди перечисленных черт характера выберете и подчеркните волевые качества:
В ходе работы ведущий вносит уточнения с примерами.
СКРОМНОСТЬ, НАСТОЙЧИВОСТЬ, САМООБЛАДАНИЕ, ПОДХАЛИМСТВО, САМОКОНТРОЛЬ, ЗАМКНУТОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ, ТРУСОСТЬ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, РЕШИТЕЛЬНОСТЬ, УПРЯМСТВО.
- УПРАЖНЕНИЕ «Твои волевые качества»
Каждый участник методом случайного выбора получает записку с обозначенным в ней волевым качеством. Его задача - рассказать , где в жизни он применял или применяет это волевое качество.
Целеустремленность – способность человека управлять своими действиями для достижения цели; Самообладание – умение управлять своими поступками, действиями, мыслями. Люди, наделенные такими качествами, уравновешены; Самостоятельность – способность не поддаваться чужим уговорам, соблазнам, которые могут отвлекать человека от достижения поставленной цели; Решительность – способность в нужный момент принимать твердые решения; | Настойчивость – способность прилагать усилия для достижения цели, преодолевая преграды; Энергичность – способность человека действовать быстро, напрягая свои физические и духовные силы; Исполнительность – умение стараться для исполнения принятых решений; Самоконтроль – способность самостоятельно контролировать свои действия, чтобы не допускать ошибки. |
УПРАЖНЕНИЕ « Замри».
В течение 5 мин. сидеть без всякого движения. Разрешается только моргать. Победившие в первом туре, переходят во второй, где время уже увеличивается на 30 сек., затем – в третий и т. д. (время каждый раз увеличивается на 30 сек.) Игра продолжается пока не останется один победитель.
РЕФЛЕКСИЯ.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
И.Д. Дубровина «Психическое развитие воспитанников детского дома»
Э.Р. Ахмаджанов «Психологические тесты»
М.Ф. Шевченко «Профориентация для старшеклассников»
В.В. Маяковский «Кем быть?»
Е.В. Бендерский, Т.Н.Зальмеж « Быть собой или когда с гневом легко»
Интернет – ресурсы: http://detkam.e-papa.ru/zagadki/3/21/; сайт: viki.rdf/ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Час общения для обучающихся старших классов "Гордость земли Тверской".
Представлены конспект проведения часа общения и три презентации: "7 чудес земли Тверской", "Выдающиеся земляки" и "Памятники природы"....
Развитие и практическое совершенствование силовых возможностей обучающихся старших классов на уроках ОФП.
Формирование умения адекватной оценки собственных физических возможностей.Воспитание потребности сознательно применять умения в целях укрепления и сохранения здоровья;Воспитание чувства от...
«Элективный курс «Деловой английский» как один из способов реализации предпрофильного обучения английскому языку обучающихся старших классов основной школы»
Использование английского языка в области делового общения предполагает наличие у участников коммуникации достаточного запаса знаний об особенностях и стратегии реч...
Программа для обучающихся старших классов по профилактике конфликтных ситуаций и жестокого обращения среди подростков "Общение без конфликтов"
Программа направлена на профилактику жестокого обращения и улучшения межличностных отношений среди обучающихся с ОВЗ....
План проведения игровой - развлекательной программы для обучающихся начальных классов «Весёлые заморочки»
Весёлые эстафеты для обучающихся 4-5 классов, которые можно проводить как в помещении, так и на улице....
Игровые технологии обучения математике в старших классах
В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно....
Реализация профориентационного модульного тренинга для старших классов: "Снятие прэдэкзаменационной тревожности".
17 апреля 2024 года, в рамках Межведомственного взаимодействия с образовательными учреждениями, реализован профориентационный модульный тренинг для старших классов: "Снятие прэдэкзаменационной тр...