«Элективный курс «Деловой английский» как один из способов реализации предпрофильного обучения английскому языку обучающихся старших классов основной школы»
элективный курс по английскому языку (9 класс) на тему
Использование английского языка в области делового общения предполагает наличие у участников коммуникации достаточного запаса знаний об особенностях и стратегии речевого и неречевого поведения в англоговорящих странах.
Процесс глобализации приводит к тому, что владение английским языком становится желательным, а иногда и необходимым условием принятия кандидата на работу. Рабочее владение английским языком предполагает также и знание специальной лексики и умение осуществлять коммуникацию в рамках заданной профессиональной области.
Элективный курс «Деловой английский» является одним из способов реализации предпрофильного обучения английскому языку обучающихся старших классов (9 классов) основной школы. Данный курс нацелен подготовить старшеклассников к будущей работе, познакомить их с особенностями делового английского языка, углубить и расширить знание иностранного языка. Более глубокое и специализированное изучение английского языка способствует развитию памяти, речевых навыков. Все это положительно сказывается не только на аспектах развития связанных непосредственно с иностранным языком, но также влияет на общее развитие старшеклассников.
Настоящий курс создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Курс соответствует основным положениям Закона РФ «Об образовании», "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" РФ и требованиям Государственного стандарта (полного) общего образования по английскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №30
города Сургута ХМАО-Югры
«Элективный курс «Деловой английский» как один из способов реализации предпрофильного обучения английскому языку обучающихся старших классов основной школы»
Автор-разработчик:
Дуванова
Галина Михайловна,
учитель английского языка
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы №30
Сургут 2013
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Использование английского языка в области делового общения предполагает наличие у участников коммуникации достаточного запаса знаний об особенностях и стратегии речевого и неречевого поведения в англоговорящих странах.
Процесс глобализации приводит к тому, что владение английским языком становится желательным, а иногда и необходимым условием принятия кандидата на работу. Рабочее владение английским языком предполагает также и знание специальной лексики и умение осуществлять коммуникацию в рамках заданной профессиональной области.
Элективный курс «Деловой английский» является одним из способов реализации предпрофильного обучения английскому языку обучающихся старших классов (9 классов) основной школы. Данный курс нацелен подготовить старшеклассников к будущей работе, познакомить их с особенностями делового английского языка, углубить и расширить знание иностранного языка. Более глубокое и специализированное изучение английского языка способствует развитию памяти, речевых навыков. Все это положительно сказывается не только на аспектах развития связанных непосредственно с иностранным языком, но также влияет на общее развитие старшеклассников.
Настоящий курс создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Курс соответствует основным положениям Закона РФ «Об образовании», "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" РФ и требованиям Государственного стандарта (полного) общего образования по английскому языку.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ КУРСА
Необходимость данного курса определяется тем, что владение одним (или даже двумя) языками стало в наше время неотъемлемым качеством любого специалиста, а не только профессионально занимающегося языком (филолога, переводчика, учителя иностранного языка). Введение предпрофильной подготовки способствует нацеливанию обучающихся на изучение английского языка в профильных классах средней школы. Именно элективные курсы, прежде всего, направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы "компенсируют" во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Данный курс дает учащимся необходимые знания, которые непосредственно пригодятся им в будущей профессиональной деятельности и ориентирует их на приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Углубленное изучение такого важного аспекта языка как деловой язык является особенно актуальным в современном мире. Английский язык – официальный язык делового общения во всем мире.
Владение английским языком предполагает не только знание профессиональной лексики, но и такие умения, как умение разговаривать по телефону на профессиональные темы, вести деловую корреспонденцию, владение различными функциональными стилями деловой переписки. Совершенствуя и углубляя знание иностранного языка, старшеклассники развивают многие положительные качества, которые пригодятся им в будущем как на уроках в школе, так и за стенами школы: ученики развивают самостоятельность, исполнительность, ответственность. Элективный курс также способствует формированию более взрослого взгляда на окружающий мир и будущую трудовую деятельность. В работе по углубленному изучению иностранного языка следует учитывать не только умственные, но и психические способности и особенности развития ребенка.
Курс «Деловой английский» представляется особенно востребованным, так как способствует приобретению стабильных знаний и навыков, необходимых для профессионального ориентированного общения. Данный курс будет полезен для тех обучающихся, которые собираются продолжить свое образование и начать карьеру в области бизнеса. Также он может быть использован как дополнительный материал при подготовке к ГИА и ЕГЭ в разделах «Чтение», «Аудирование», «Письмо» и «Говорение».
Инновационная направленность курса
- Курс разработан в соответствии с ФГОС, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал динамичных социально-экономических условиях;
- В ходе исследования разработано учебно-методическое пособие по совершенствованию языковой подготовки школьников в условиях предпрофильного обучения;
- Подтверждено педагогическое обоснование элективного курса как одной из эффективных форм предпрофильной подготовки;
- Обоснована процедура диагностики результативности учебной деятельности обучающихся на основе использования пяти показателей степени обученности (аудирование, письмо, чтение, грамматика, говорение);
- Введено использование дидактического краеведческого материала на занятиях элективного курса, способствующего формированию коммуникативной компетенции.
Новизна данного курса заключается в систематизированном подходе к изучаемой области иностранного языка. Элективный курс дает целостное представление о сфере делового английского языка, а именно его о грамматических, лексических и синтаксических особенностях.
Данная программа элективного курса будет способствовать:
- пополнению словарного запаса;
- углубленному изучению грамматики английского языка;
- даст необходимые знания и умения для ведения деловой переписки на английском языке, ведения телефонных переговоров, составления деловых писем, даст представление о деловом этикете.
Цели и задачи курса
Для достижения поставленной цели в рамках курса решаются следующие задачи:
- Обучить старшеклассников лексическим единицам в соответствии с отобранными темами, навыкам оперирования этими единицами в коммуникативных целях.
- Совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности, а именно:
в области говорения – создание условий для высказывания учащихся: определение ситуации и роли, цели высказывания, работа над необходимыми языковыми средствами, механизмами и стратегиями говорения. Особое внимание уделяется работе над функциональным языком.
- Работа над различными жанрами говорения: доклад / презентация, интервью, дискуссия, описание.
- Использование разнообразных заданий, позволяющих создать мотив для устного высказывания учащихся в ситуациях, приближенных к реальным: ролевая игра, моделированная ситуация, интерпретация схем, диаграмм, описание событий, восполнение недостающей информации в ходе беседы.
- Обучать аргументированно выражать свое мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, проходить собеседование для приема на работу, беседовать по телефону в соответствии с заданной ситуацией, проводить презентацию, поддерживать разговор на общие темы вне сферы делового общения, проводить деловые встречи.
В области письма – работа над различными типами и жанрами письма, характерными для современного делового мира: письмо о приеме на работу, письмо-жалоба, электронные сообщения, составление конспектов на основе услышанной / прочитанной информации, краткая передача услышанного / прочитанного, подготовка материалов для презентаций / докладов.
В области аудирования – совершенствовать умение слушать аутентичные тексты из сферы деловой коммуникации с пониманием общей идеи и с извлечением информации и с детальным пониманием.
В области чтения – совершенствовать умение читать аутентичные тексты по профильной тематике с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным пониманием.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования
- Традиционно-педагогические методы:
- Наблюдение;
- Изучение опыта;
- Изучение продуктов ученического творчества.
- Педагогический эксперимент.
- Педагогическое тестирование.
- Анкетирование.
- Моделирование.
- Проектирование.
Методологической основой исследования являются:
- теория личностно-ориентированного обучения (Е.С. Полат, И.С. Якиманская, С.Н. Митин);
- культурологический подход, обеспечивающий гуманитаризацию образования (В.П. Бездухов, Ю.Н. Кулюткин, Е.Н. Шиянов);
- системный подход к обучению и воспитанию (Ю.К. Бабанский).
Реализация исследовательского опыта основывается на следующих дидактических принципах:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что на занятии ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании. Все это способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
3) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
4) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
5) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
- принцип учета уровней языковой подготовленности обучающихся;
- принцип учета возрастных особенностей обучающихся;
- принцип междисциплинарной интеграции;
- принцип креативности.
Курс педагогически целесообразен, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Практическая значимость курса состоит в том, что:
- созданы условия для использования возможностей и потенциала предпрофильной подготовки школьников в формировании профессиональной коммуникации в рамках основной общеобразовательной школы;
- создано методическое обеспечение: подобраны тематические тексты, разработаны упражнения в формате ГИА, ЕГЭ.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
На содержание курса оказали влияние следующие факторы:
- индивидуальные особенности детей;
- интересы и склонности учащихся;
- материально-техническая база школы.
Формы и методы учебно-познавательной деятельности:
- практический метод;
- проектный метод;
- проблемный метод;
- поисковый метод;
- уроки-практикумы;
- уроки-конференции;
- урок-экскурсия урок-поиск
- урок-презентация.
Формы и методы контроля:
- выступления с монологическими высказываниями по осуждаемым темам;
- структурирование и представление материала в технологии критического мышления;
- презентация мини-проектов.
- тест
Используемые технологии:
- технология проектного обучения;
- технология развития критического мышления;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- проблемно - диалогическая технология;
- здоровьесберегающая;
- технология проектной деятельности.
Курс рассчитан на 34 учебных часа и состоит из 7 тематических разделов. При одном часе в неделю курс будет длиться 34 часа и может быть пройден за один год. Темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам, образовательным потребностям и уровню языковой подготовки учащихся.
Содержание курса
Материал курса подобран на основе анализа потребностей и проблемных областей, выявленных среди молодых специалистов, работающих в настоящее время в деловой сфере. Были выбраны наиболее актуальные темы, необходимые для работы в реальных условиях современного делового мира. В данном курсе используются аутентичные материалы из разнообразных современных источников.
Курс состоит из 7 разделов.
Вводная лекция о языке делового общения
Для чего нужен язык делового общения, где он используется. В чем основные отличия языка делового общения от остальных стилей речи (на примере русского и английского языков). Необходимость изучения языка делового общения. Сферы его применения. Актуальность языка делового общения в современном мире.
Топ – профессии
Карьера и английский. Почему все хотят быть бизнесменами. Самые популярные профессии в нашем городе. Профессии, которые мы выбираем.
В поисках работы. Основы делового этикета
Резюме. Правила соблюдения делового этикета (внешний вид, поведение, разговорная речь, письменная речь). Телефонные переговоры на языке делового общения. Разучивание основных клише, фраз (формирование навыка грамотного разговора по телефону: умение представить себя, понять собеседника, корректно задавать вопросы и отвечать на них). Тренировка телефонного разговора при моделировании ситуации. Разыгрывание диалогов.
Основы переписки на языке делового общения
Что такое деловое письмо. Основные элементы письма (название, тема, адресат, основная часть, приложение, заключение) и краткая характеристика каждого из них. Стандартная форма делового письма.
Деловые встречи
Деловые визиты, сотрудничество, профессиональные контакты. Тайм - менеджмент.
Основы деловой коммуникации в различных организациях:
В офисе. В банке. В аэропорту. В гостинице. В ресторане.
Деловой СургутКрупные компании нашего города. Деловые связи города Сургута. Основы туризма в Сургуте. Преимущества и недостатки работы в большой компании. Мой выбор.
Каждый раздел программы для учащихся содержит следующие рубрики:
Warm-up (введение) – разнообразные задания для представления и введения темы раздела – карикатуры, фотографии, короткие дискуссии, отрывки для чтения/аудирования.
Reading, Listening, Writing, Speaking – развитие основных речевых умений и навыков: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Vocabulary – работа над активной лексикой раздела; лексика вводится в контексте, особое внимание уделяется работе над формальным /неформаль-ным регистром в устной и письменной речи.
Language support – функциональный язык, над которым ведется работа в соответствующем задании.
For your information – дополнительная любопытная информация по теме, которая не является обязательной для изучения, но может заинтересовать учащихся.
Glossary – перевод/объяснение незнакомых слов, не предназначенных для активного изучения, для облегчения понимания текста.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Вводная лекция о языке делового общения | 2 | 1 | 1 |
2 | Топ – профессии | 3 | 1 | 2 |
3 | В поисках работы. Основы делового этикета | 7 | 2 | 5 |
4 | Основы переписки на языке делового общения | 7 | 3 | 4 |
5 | Деловые встречи | 5 | 1 | 4 |
6 | Основы деловой коммуникации в различных организациях | 7 | 2 | 5 |
7 | Деловой Сургут | 3 | 1 | 2 |
Всего | 34 | 11 | 23 |
Литература
- Закон РФ «Об образовании»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования
- Business English for schools: Учебное пособие/ О.Б. Дворецкая, Н. Ю. Казырбаева, Н.В.Новикова, издательство Титул, 2006г.
- Английский язык для общения. Интенсивный курс Т.Н. Игнатова/ «РТ- Пресс», Москва,1997г. «Высшая школа»
- «Повседневное и деловое общение на английском. Н.Б.Цибуля/Москва.Иностранный язык.Оникс,2002г.
- Идилова И.С. Подготовка выпускников классов с углубленным изучением английского языка к адаптации на языковых факультетах вузов. – Иностранные языки в школе.- № 5, 2008г., стр.53-58.
- Якиманская, И.С. Методология личностно-ориентированного образования Текст. / И.С. Якиманская // Построение модели личностно-ориентированной школы М., 2001. - 127с.
- Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. – Самара: СамГПУ, 2002. – 400 с.;
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2004.
- Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», “Cambridge University Press”, 2001 г. – С. 63-86, 185-205.
- Москалева И.С. Технология профессионально-направленного обучения в подготовке учителя иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2007. -№ 7. – С. 78-82.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».
Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...
Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)
Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)И...
Методическая разработка «Использование метода учебных проектов в преподавании английской и американской литературы на уроках домашнего чтения на иностранном языке в старших классах для школ с углубленным изучением иностранного (английского) языка.»
Аннотация к методической разработке.В методической разработке изложен опыт и попытка аргументированно доказать эффективность использования учебного проекта при обсуждении книги по домашнему чтению....
Модель интерактивного взаимодействия как результат овладения английским языком учащимися старших классов средней школы
Обучение иностранным языкам с использованием интерактивного метода в первую очередь направлено на развитие коммуникативных навыков у учащихся, а также на побуждение учащихся к самостоятельному решению...
Программа внеурочной деятельности «I LoveEnglish» Английский язык 5-8 класс, основная школа, базовый уровень
Программа внеурочной деятельности «I LoveEnglish»Английский язык 5-8 класс, основная школа, базовый уровень...
Игра как средство обучения говорению на уроках английско-го языка в старших классах средней школы
Материал полезен с целью развития навыков устной речи у старшеклассников....