Программа для обучающихся старших классов по профилактике конфликтных ситуаций и жестокого обращения среди подростков "Общение без конфликтов"
рабочая программа по психологии
Программа направлена на профилактику жестокого обращения и улучшения межличностных отношений среди обучающихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obshenie_bez_konfliktov.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказ № 111 от «01» сентября 2023 г. |
Программа
для обучающихся старших классов по
профилактике конфликтных ситуаций и жестокого обращения среди подростков
«Общение без конфликтов»
Разработала:
педагог-психолог Яковлева Н.А.
Пояснительная записка
Нельзя игнорировать факт, что конфликты, агрессия и жестокость среди школьников сегодня встречается не редко. Неблагополучные отношения в семье, психологические отклонения, отсутствие моральных и духовных ценностей ведёт к конфликтности, поведенческим нарушениям, а в дальнейшем к формированию девиантного поведения. В настоящее время возросла численность детей, которые не проявляют познавательных интересов, стремятся к независимости, получению материальных благ любой ценой.
Причины девиантного поведения обучающихся кроются в отсутствии внимания среди близких, в недостаточном общении, в страхе, тревоге, а также в жестоком обращении со стороны товарищей. Половое созревание тоже играет немало важную роль в поведении. Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные и даже делинквентные поступки. Чрезмерная самоуверенность подростков и категоричность сочетается с неуверенностью в своих силах. Поэтому в школе необходимо проведение профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на снижение агрессивности, тревожности, формирование адекватного поведения, развитие толерантности у обучающихся.
Особого внимания требуют ученики, которые в силу своих индивидуальных особенностей испытывают коммуникативные и личностные проблемы и нуждаются в психологической поддержке. К таким детям относятся: агрессивные, гиперактивные, тревожные, импульсивные дети, то есть дети с расстройствами поведения.
В связи с этим возникла необходимость разработки программы, способствующей гармонизации личности обучающегося. Актуальность этой программы заключается в том, что она направлена на профилактику жестокого обращения, беспризорности и улучшение межличностных отношений среди сверстников.
Программа представляет собой поэтапный план деятельности. На первом этапе проводится диагностическое обследование обучающихся с целью выявления личностных особенностей и отклонений в поведении. На этом этапе применяется проективная методика «Несуществующее животное» и методика «Наша группа».
На данном этапе проводится также выявление детей группы риска и их семей. Второй этап программы включает в себя профилактику и коррекцию межличностных отношений обучающихся, взаимодействие с родителями по вопросам формирования устойчивых взглядов на воспитание, отношений в семье, разрешения конфликтов.
С обучающимися предполагается проводить занятия в течение учебного года 2 раза в месяц, с родителями – перед каждыми каникулами, а также по обращению. По завершению работы по программе планируется повторная диагностика с целью определения динамики.
Цель программы: создание безопасных условий для бесконфликтного общения подростков, развитие благоприятных межличностных отношений, толерантности.
Задачи программы:
- изучение взаимоотношений в коллективах, выявление лидеров,
обучающихся склонных к самостоятельному уходу;
- формирование положительных представлений о коллективе, о нормах
жизни коллектива;
- развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения;
- развитие понимания чувства и позиции других людей, умения направлять
активность в позитивное русло;
- развитие умения конструктивно разрешать возникающие конфликты;
- проведение профилактики жестокости и насилия среди
несовершеннолетних, в семье.
Календарно-тематическое планирование
№ | Мероприятия, темы | Методы | Сроки проведения |
1 | Диагностическое обследование (изучение микроклимата в коллективе или среди отдельных учащихся, учащихся группы риска с помощью диагностических методик: тесты, анкеты, метод наблюдения) | Опрос, наблюдение, тестирование «Наша группа», «Несуществующее животное» | сентябрь |
2 | Выявление семей, в которых дети могут подвергаться жестокому обращению | Анкетирование, опрос, ознакомление с личными делами, беседы с классными руководителями, посещение семей на дому | сентябрь, октябрь |
3 | «Умеем ли мы общаться?» | Тренинг | октябрь |
4 | «Как избежать конфликта?» | Беседа | октябрь |
5 | Профилактическая беседа с родителями на тему: «Методы воспитания, право ребёнка на защиту». | Беседа, с родителями анкетирование | октябрь |
6 | «Давайте жить дружно» | Тренинг | ноябрь |
7 | «Выбор за мной» | Беседа | ноябрь |
8 | Игра «Пустой стул», упр. "Cглаживание конфликтов" | Психокоррекционное упражнение, ролевая игра. | декабрь |
9 | «Я среди людей» | Тренинг | декабрь |
10 | «Если в семье конфликт» | Беседа, с родителями, тестирование | декабрь |
11 | Упр. «Комплементы», игра «Передай эмоцию» | Психокоррекционное упражнение, игра. (млад. кл.) | январь |
12 | «Планета толерантности» | Игровой тренинг | январь |
13 | «Безопасное поведение», тренинг «Компромиссное общение» | Беседа, тренинг | февраль |
14 | «Установление контакта», тренинг «Я сумею, я смогу» | Тренинг | февраль |
15 | «Умеем ли мы слушать друг друга», Упр. «Скажи по другому» | Беседа | март |
16 | Упр. «Невербальный контакт», игра «Пойми меня» | Упражнение, игра | март |
17 | «Ваш ребёнок взрослеет» | Беседа, с родителями. | март |
18 | «Это всё моя семья». Рисунок семьи | Рисунок семьи, ролевая игра | апрель |
19 | Игра «Пойми меня». Беседа «В гостях хорошо, а у нас в школе лучше» | Тренинг, беседа | апрель |
20 | «Давайте будем добрыми» | Тренинг | май |
21 | Упр. «Ассоциации», «Я и другие вокруг меня» | Тренинг | май |
22 | Тренинг «Отношение к жизни позитивное!», диагностическое обследование с целью определения динамики. Методика «Наша группа» О.И. Мотков. | Занятие с детьми и родителями, анкетирование, тестирование (тест «Наша группа»). | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Успешная адаптация в начальной школе, как профилактика конфликтных ситуаций.
Адаптация в начальной школе....
Программа психологической профилактики конфликтных ситуаций
Цель – повышение психологической компетентности тренеров-преподавателей, способствующей созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.Задачи:развитие...
Защита прав детства: профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми
В брошюре представлены материалы для специалистов, работающих с детьми и семьями в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, туризма и спорта, молодежной политик...
План совместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения среди обучающихся МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» и БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Радуга»
Плансовместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения среди обучающихся МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» и БУ ХМАО-Югры «КЦСОН &la...
План совместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения среди обучающихся на 2018-2019 учебный год
План совместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения среди обучающихся МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» и БУ ХМАО-Югры «КЦСОН &l...
Профилактика конфликтных ситуаций, фактов проявления «буллинга» (травли) в школьном коллективе, недопущения распространения деструктивной идеологии в молодежной среде в МКОУ «Камызякская СОШ №4»
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии современного общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и представители молодого поколения оказываются н...
План совместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения среди обучающихся
Плансовместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения среди обучающихся...