Развитие творческого начала у детей на уроках искусства.
материал
Удивительно красивая и мудрая легенда! Учитель - один из тех
немногих людей, который может дать возможность ребенку
проникнуть в мир прекрасного, мудрого и значительного. Поражает
мысль, высказанная известным нашим словесником Е. Ильиным:
«Горькая минута урока - пустые глаза ученика. Не за тишину,
дисциплину, безропотное послушание - за внимание как множитель
информации сражаюсь на каждом уроке. По опыту знаю: почти все
дети трудные, каждый по-своему. Завоевать их внимание - ЭТО
завоевать их самих. Вот и нужно посмотреть на все глазами далекого
детства и соотнести то, чего хочется ребятам сейчас, с тем, что им
необходимо завтра»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskogo_nachala_u_detey.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого начала у детей
на уроках искусства.
Хочу начать своё выступление с древней легенды: «Давным-давно
люди обладали божественными способностями. Однажды они
прогневали Брахму, который лишил их этого дара. После чего он
крепко задумался, куда спрятать отнятое. Поместить на вершины гор -
человек рано или поздно доберется до них. Закрыть глубоко в землю,
утопить в океане - но и там не очень надежное место
Тогда решил Брахма спрятать божий дар туда, где не всякий
догадается искать - в человеческую душу. и не ошибся, до сих пор об
этом мало кто подозревает.»
Удивительно красивая и мудрая легенда! Учитель - один из тех
немногих людей, который может дать возможность ребенку
проникнуть в мир прекрасного, мудрого и значительного. Поражает
мысль, высказанная известным нашим словесником Е. Ильиным:
«Горькая минута урока - пустые глаза ученика. Не за тишину,
дисциплину, безропотное послушание - за внимание как множитель
информации сражаюсь на каждом уроке. По опыту знаю: почти все
дети трудные, каждый по-своему. Завоевать их внимание - ЭТО
завоевать их самих. Вот и нужно посмотреть на все глазами далекого
детства и соотнести то, чего хочется ребятам сейчас, с тем, что им
необходимо завтра»
Все начинается в детстве. Маленький человек пытливо смотрит на
мир. В каждом затаенные роднички талантов.
Известно, что на уроках изобразительного искусства часто работы
остаются незавершенными, с соответствующим уровнем
выразительности. В итоге мы сталкиваемся с достаточно стойким
убеждением, что художественно-изобразительное творчество - это
удел только способных, талантливых детей. Возникает своеобразное
непонимание значения уроков изобразительного искусства как
мощного средства развития воображения и творчества. Поэтому
творчество ребенка, его учебные рисунки, самостоятельные
художественные поиски остаются незамеченными, их мало кто
воспринимает как произведения искусства, хотя каждый ребенок,
обладая врожденными способностями к творчеству, при
соответствующем обучении, действительно способен создать рисунки,
которые с полным правом можно отнести к произведениям
изобразительного искусства. Если конечно, не «зацикливаться» на
оценке с позиции реалистического отображения действительности.
В то же время опыт подсказывает, что при внимательном
отношении к детскому творчеству, соблюдении определенной
системности в развитии фантазии детей их учебные работы
действительно приобретают характер произведений изобразительного
искусства.
Посмотрите, какой всплеск фантазии мы видим в работах
первоклассников:
- «Сказочные домики».
- «В пещере горного короля».
- «Чудо - цветок».
Разве не выразили дети свое отношение к миру, разве не
отражают эти произведения искусства детскую душу?!
Это цветовые ассоциации, возникающие естественно. Никакого
давления в этом отношении с моей стороны не было, Конечно,
пришлось подбрасывать идеи в целом. Ассоциации, возникающие при
этом, очень важны. Считаю, что именно такое «вмешательство»
учителя наиболее приемлемо. Пытаясь научить их думать и рассуждать
оригинально, ценю именно оригинальность, ищу ее не в подражании
взрослым, а именно в «высоком» детском мышлении.
Посмотрите, как оригинальны детские работы, как творчески
дети подошли к таким темам как:
- «Фантастическое животное».
- «Изображение и фантазия».
- «Цвет как средство выражения. Холодные и тебплые цвета».
- « Постройка и фантазия».
Как ярко здесь npосматрuваеmcя э .. моционаяьнд - образное
мышление каждого ребенка, его взгляд на устроиства мира и
отношение к нему.
Области, где традиционные ценности наиболее полно сохранились
- это религия и искусство, и именно в этих областях происходит
множество процессов, направленных на консервацию традиции.
Оставив в стороне вопрос о новом религиозном мышлении,
остановимся на искусстве как носителе творческого начала и
эстетических ценностей в системе воспитания.
Главное в воспитании красотой - это научить человека видеть
прекрасное во всей его целостности. Научившись видеть прекрасное,
ребенок одновременно усваивает и другие части этого комплекса, «То,
что раньше казалось ему бессмысленным, постепенно наполняется
глубоким смыслом, к чему он был равнодушен, становится частью его
самого».
Посмотрите, какое яркое выражение эмоций, чувств, мыслей:
- восхищение «Японской икебаной».
- сострадание «Лебединому горю» и «Матери с ребенком.
спасающихся от бомбёжки».
- интерес к «Культуре древней Греции».
гордость за красоту «Русского храма» и «Чувство
сопричастности к корням своего народа».
Чем ближе ребенок к такому видению прекрасного, тем выше его
способность творить и ощущать радость общения с миром. Дети от
природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы.
Многие родители и педагоги пытаются, как можно раньше разглядеть в
ребенке его задатки и наклонности чтобы своевременно помочь ему их
развить. Система государственного, негосударственного и домашнего
образования стремится сформировать в детях базовые способности
саморазвивающейся личности, эстетическое отношение к окружающей
действительности. В свое время классик педагогики Ян Амос
Коменский высказал, мудрую идею оприродосообразности
педагогического процесса.
Я тоже всегда использую этот принцип В своей работе, пытаюсь
донести до сознание детей ту мысль, что природа и человек единое
целое, что человек, как Бог на земле, может творить красоту вокруг
себя, делать жизнь прекраснее.
Я думаю, очень важно, чтобы на уроке художественно - творческая
деятельность детей была организована таким образом, чтобы каждый
ребенок смог пройти «путь творца»: от художественного восприятия
действительности, рождения художественного замысла, поиска средств
и путей его воплощения к созданию художественного образа в
материале, самооценки и оценки результата другими людьми (выставка
в конце урока).
Весь жизненный nyrь человека - есть процесс достижения
гармонии с собой и окружающим миром. Начинается этот путь с
первых шагов ребенка, осваивающего пространство и время, с первых
уроков искусства. И я стараюсь, что бы это начало пути было
интересным, плодотворным и запомнилось ребенку на всю жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого начала учащихся
Тема творческого мышления очень актуальна в данный момент. С одной стороны, это результат накопленных знаний и умений, с другой стороны - новый шаг к новым умениям передачи своих мыслей. Любое сочинен...
Развитие творческих начал и интереса к творческой деятельности у учеников коррекционных школ
Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том,что искусство, в том числе и декоративно - прикладное, обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В ...
Развитие творческого начала у детей на уроках искусства.
Удивительно красивая и мудрая легенда! Учитель - один из технемногих людей, который может дать возможность ребенкупроникнуть в мир прекрасного, мудрого и значительного. Поражаетмысль, высказанная изве...
Развитие творческого потенциала личности на уроках искусства
С помощью искусства ребёнок, в первую очередь, познаёт самого себя, глубины собственной души и, конечно, стремится к познанию окружающего мира. Творчеству нельзя научить, можно только создать благопри...
«Использование арт-технологии для развития творческого потенциала личности на уроках искусства»
Мне на месте не сидится. Мне – бежится! Мне – кричится!Мне играется, рисуется, лазается и танцуется!Вертится, ногами дрыгается, ползается и подпрыгивается!Мне кривляется, дурачится, улыбается и плачет...
«Развитие творческого потенциала личности на уроках искусства»
С помощью искусства ребёнок, в первую очередь, познаёт самого себя, глубины собственной души и, конечно, стремится к познанию окружающего мира. Творчеству нельзя научить, можно только создать благопри...
«Развитие творческого потенциала личности на уроках искусства»
С помощью искусства ребёнок, в первую очередь, познаёт самого себя, глубины собственной души и, конечно, стремится к познанию окружающего мира. Творчеству нельзя научить, можно только создать благопри...