Развитие творческих начал и интереса к творческой деятельности у учеников коррекционных школ
статья по теме

Конышева Светлана Сергеевна

Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том,что искусство, в том числе и декоративно - прикладное, обладает огромными  возможностями по развитию творческого потенциала детей. В своей статье я делюсь методами и приемами, применяемыми мной для повышения мотивации  учеников с ОВЗ  к занятию творчеством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих начал и интереса к творческой деятельности.

Одной из актуальных проблем обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство, в том числе и прикладное творчество, обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей.

Различные виды прикладного искусства являются одними из старейших в трудовой деятельности человека. Вышивка одежды, предметов быта, плетение из различных видов материалов, роспись были знакомы людям ещё в далёком прошлом.

В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий искусно и художественно выполняется с помощью машин многие предметы одежды, быта не только не теряют своей ценности, но и вырастают в цене, если сделаны вручную.

Приобщение подрастающего поколения к различным видам творческой деятельности, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частью трудового обучения и воспитания детей.

     Восприятие  художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами, художниками – дизайнерами и просто любителями, доступно детям уже с младшего школьного возраста. Со многими видами творчества учащиеся знакомятся на уроках трудового обучения, в кружках.

В учебной работе для развития творческой деятельности особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от удачно выполненного задания.

     Интерес и побуждение к творческой деятельности могут вызвать красивое оформление школы, кабинета, который соответствовал не только производственным требованиям, но и отвечал бы эстетическим запросам и потребностям учащихся, привлекал бы их к себе своим видом, создавал бы у них радостное настроение, возбуждал желание трудиться в данной мастерской.  

Ещё одним из наглядных методов, помогающих стимулировать интерес к творческой деятельности, являются различные выставки и, особенно, выставки детского творчества, на которых экспонируются лучшие работы школьных умельцев. Участникам выставки доставляет большое моральное и эстетическое удовлетворенье, то, что они довели дело до хорошего результата и что их трудовые усилия не пропали даром. А для зрителей выставка поучительна тем, что наглядно убеждает их в том, что очень много красивого можно создать самим своими руками, воспитывает у них желание подражать хорошим образцом, побуждает к труду.

     Интерес к творческой работе также стимулируется видом орудий труда и яркими аксессуарами для определённого рода деятельности: яркими карандаши, краски; бусины, бисер; лоскутки; столярные и другие инструменты.

Подавляющее большинство детей любят заниматься творческой деятельностью и охотно откликаются на предложение что – либо нарисовать, вылепить и другое. При самостоятельной работе дети выполняют то, что им нравится, и то, что они умеют делать хорошо.

    Если им дать конкретную тему, то большого интереса и желания проявлено не будет. Отсюда следует вывод: самостоятельно учащиеся делают только то, что умеют. Там, где от них требуются соответствующие знания и умения, наблюдается пассивность, инертность, даже негативное отношение к работе. (Пример.)

     Заметное снижение интереса и активности к творческой деятельности иногда проявляются у старшеклассников. Это можно объяснить несколькими причинами .

     Во-первых, с возрастом умственно отсталые школьники начинают более критично относиться к своим работам, а слабые умения не позволяют им сделать её достаточно точно и интересно.  

     Во-вторых, у учащихся старших классов может наблюдаться так называемая «интеллектуальная пассивность», обусловленная тем, что у них своевременно не был сформирован интерес к учебной деятельности и, в частности, к занятиям прикладным творчеством.

     В-третьих, уч-ся старших классов, как и младшие школьники, могут быть равнодушны к выполнению задания, если оно организованно формально, будущая работа не затрагивает их чувств, не вызывает никаких переживаний.

     Значит, для успешного развития творческого потенциала наших детей, кроме интереса, необходимо их вооружить определёнными знаниями и умениями. Или, говоря сухим педагогическим языком, создать развивающую образовательную среду (открытость, динамичность и вариативность содержания, форм и методов творческой деятельности; дифференцированный индивидуальный творческий подход к личности.)

     Ещё один значимый фактор творческого развития  личности – это мотивация художественной деятельности. Мотивы самые различные:

- хочу, потому что нравится;

- хочу сделать подарок близким и порадовать их;

- украсить своей работой спальню, класс;

- тщеславие ( сделать лучше всех, чтобы добиться признания);

и др. Педагог должен постоянно обращаться к мотивам и целям ученика и через них управлять его деятельностью, выявлять зону ближайшего развития каждого, а также активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

     Ученики очень часто обращаются к учителю с вопросом: «А можно сделать (то или это)?» Ответ « нельзя » может быть дан учителем только в трёх случаях: если работа представляет опасность для здоровья и жизни, если работа не отвечает нашей морали, если она  может нарушить общественный порядок. Данное правило особенно важно потому, что оно ликвидирует стеснительность учащихся, их неуверенность в родившемся замысле. Если даже учитель, выслушав замысел или просьбу ученика  о помощи, пришёл к выводу помочь в выполнении данной работы не может, то он должен указать ученику, к кому надо обратиться за помощью, но ни в коем случае не подвергать критике замысел, просьбу ученика.

   У многих учащихся, работающих самостоятельно, наблюдаются периоды «вдохновения» и «спада». Использование периодов «вдохновения» для более активного развития способности детей имеет очень большое значение. Похвалить, поддержать, даже открыто восхититься работой ученика – значит продлить волшебный период, сохранить озарённый радостью эмоциональный фон  жизни ученика. И мы к этому должны постоянно стремиться. Чтобы как можно больше наших детей жило в состоянии порыва.  

 

 

 

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов коррекционной школы и коррекционных групп детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.

Осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и начального образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного...

Развитие познавательного интереса на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VII вида

Как известно процесс усвоения содержания образования, развития интеллекта не является непосредственным отражением педагогических воздействий. Педагогические внешние воздействия преломляются через внут...

Методическая консультация по теме: "Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий"

Практически всем учителям коррекционной школы приходится искать  ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченн...

Методы формирования познавательного интереса учащихся на уроках СБО в коррекционной школе 8 вида

Методы формирования познавательного интереса учащихся на уроках СБО в специальной (коррекционной) школе VIII вида...

Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчестваБ.П. Никитин, педагог-новатор...

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы. Выступление на семинаре по дефектологии.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого под...

"Творческое начало ребенка в музыкально-игровой деятельности".

Творческие проявления детей в танцевальной деятельности являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать свой музыкально-игровой образ, танец, если у него...