Программа кружка « Школьная газета»
рабочая программа (8, 9, 10 класс)
Рассмотрено на педагогическом совете Утверждено
Протокол №1 от 26.08.2016 приказ № 213 от 26.08.2016
Настоящая программа кружка « Школьная газета» рассчитана на 1 год (153 часа): 4,5 часа в неделю. Количество детей в группе – 15 человек.
Необходимость содействия воспитанникам в анализе и освоении устного и печатного слова понимается многими педагогами, поэтому данная программа кружка «На школьной волне» разработана для учащихся 8-11 классов. Она нацелена также на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку, развивает художественное воображение.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи. Формы занятий, предусмотренные программой, разнообразны. Это и творческая дискуссия, ролевые игры, выполнение творческих заданий, лекции и практикумы, зачеты. На каждом занятии воспитанник узнает какой-то новый материал, приобретает навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля речи, учится писать заметки, репортажи, отчеты, интервью. Данная программа способствует обогащению словарного запаса воспитанников, развивает логическое и творческое мышление, учит бережному отношению к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
школьная газета | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа кружка « Школьная газета» рассчитана на 1 год (153 часа): 4,5 часа в неделю. Количество детей в группе – 15 человек.
Расписание работы кружка
Вторник 13.10 – 14.10
Среда 13.10 – 14.10
Четверг 13.10 – 14.10
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы со школьниками. В последнее время получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, факсимильная связь, телевидение, радио, телефонные мобильные сети. Новые информационные технологии все чаще становятся инструментом для освоения новых знаний, достижения высоких профессиональных требований. Но по-прежнему остаются высокие требования, предъявляемые обществом к средствам массовой информации.
Необходимость содействия воспитанникам в анализе и освоении устного и печатного слова понимается многими педагогами, поэтому данная программа кружка «На школьной волне» разработана для учащихся 8-11 классов. Она нацелена также на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку, развивает художественное воображение.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи. Формы занятий, предусмотренные программой, разнообразны. Это и творческая дискуссия, ролевые игры, выполнение творческих заданий, лекции и практикумы, зачеты. На каждом занятии воспитанник узнает какой-то новый материал, приобретает навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля речи, учится писать заметки, репортажи, отчеты, интервью. Данная программа способствует обогащению словарного запаса воспитанников, развивает логическое и творческое мышление, учит бережному отношению к русскому языку.
Актуальность программы.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса.
Личностные результаты
- гармонизация гуманных взаимоотношений в системе «человек – природа»;
- повышение собственной конкурентоспособности на рынке труда.
Метапредметные результаты
способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками.
Содержание программы
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Знакомство с журналистикой.
1 .Журналистика как вид деятельности и профессия.
2.Информация-это все. Профессия – журналист.
3.Журналистика как форма. информационной деятельности.
4.Профессиональные качества журналиста.
2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ. Этические и нравственные аспекты деятельности. Законодательство о СМИ.
1.Играем по-честному.
2.Этико-правовые основы журналистов.
3.С законом не шутим.
4.Этику не нарушаем.
3. Выпуск газеты (1 раз в месяц).
4. ИСТОРИЯ отечественной и зарубежной журналистики.
- Русская журналистика 19 века. Известные советские и зарубежные журналисты.
- Жанры журналистики(ознакомительная беседа).
- Журналистика XVIII века.
- Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».
- Журналистика XIX века.
- Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист:
- «Путешествие из Москвы в Петербург»;
- Журналы «Современник», «Отечественные записки».
- Журналистика XX века.
- В.И. Гиляровский – репортер и публицист.
- Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.
12.Практическое занятие. Репортаж «Навстречу Универсиаде». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.
13. Дискуссия о профессиональной этике журналиста.
5. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ:
1. Информационная; коммуникативная; выражение мнений определённых групп; формирование общественного мнения.
2. Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
6. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ:
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных этических норм;
- глубокие знания в области литературы, философии и др.;
- владение литературным языком.
7. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ
Жанры журналистики и их особенности.
1.Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции.
2.Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
3.Статья – роль статьи в газетах и журналах.
4.Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
5.Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
6.Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
7.Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
8.Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
8. ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ.
1.Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.
2.Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
3.Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.
4.Стилистические пласты лексики.
5.Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
9. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ.
1.Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
2.Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
10. КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА.
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
11. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)
Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER)
Задание. Оформление фотовыставок, фоторепортажей, создание газеты.
12.ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ, НА РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ.
Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.
Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации. Сочетание записи и прямого эфира. Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука.
13. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Основные функции произведений художественно-публицистических жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская.
Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.
Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или фельетона.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Тема занятия | Кол-во часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11. 12. 13. 14. | ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ЗНАКОМСТВО С ЖУРНАЛИСТИКОЙ. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ. Этические и нравственные аспекты деятельности. Законодательство о СМИ. ВЫПУСК ГАЗЕТЫ «На школьной волне». ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ.
ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ. ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ. КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ, НА РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ ИТОГО: | 1.Журналистика как вид деятельности и профессия. 2.Информация-это все. Профессия – журналист. 3.Журналистика как форма. информационной деятельности. 4.Профессиональные качества журналиста. 5.Играем по-честному. 6.Этико-правовые основы журналистов. 7.С законом не шутим. 8.Этику не нарушаем. 9.Русская журналистика 19 века. Известные советские и зарубежные журналисты. 10.Жанры журналистики. Ознакомительная беседа. 11.Журналистика XVIII века. 12.Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец». 13.Журналистика XIX века. 14.Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист: 15.«Путешествие из Москвы в Петербург»; 16.Журналы «Современник», «Отечественные записки». 17.Журналистика XX века. 18.В.И. Гиляровский – репортер и публицист. 19.Истоки нравственных основ журналистской этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров. 20.Практическое занятие. Репортаж. 21.Дискуссия о профессиональной этике журналиста. 22. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ - информационная; коммуникативная; выражение мнений определённых групп; формирование общественного мнения. 23.Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. 24. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ: - компетентность; - объективность; - соблюдение профессиональных этических норм; - глубокие знания в области литературы, философии, - владение литературным языком. 25.Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. 26.Отличие заметки от корреспонденции. 27.Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета. 28.Статья – роль статьи в газетах и журналах. 29.Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. 30.Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу. 31.Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. 32.Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров. 33. Картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. 34.Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. 35.Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. 36.Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. 37.Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. 38.Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. 39.Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. 40.Ошибки в употреблении многозначных слов. 41.Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. 42.Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. 43.Стилистические пласты лексики. 44.Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. 45.Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. 46. анафора и эпифора 47.антитеза, градация, эллипсис. 48.прием кольца, умолчание, риторическое обращение. 49.риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие. 50.-51.Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. 52.Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. 53.Прямая хронология с отступлениями. 54.Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. 55.Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака. 56.Основные структурные связи в рассуждении. 57.Умозаключение в доказательстве или опровержении. 58.Восхождение от конкретного к абстрактному. 59.Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер) 60-61.Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER) 62.Оформление фотовыставок, фоторепортажей, создание газеты. 63.Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах. 64.Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации. 65.Сочетание записи и прямого эфира. 66.Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука. 67.-68.Основные функции произведений художественно-публицистических жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская. 69.-70.Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др. 71.Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов. 72. Презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или фельетона. | 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2 2,5 4,5 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5
2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2 2 2 153 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружка "Школьная газета - издательское дело"
В связи с развитием средств информации, таких, как: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь требуется новый подход к формам работы с детьм...
Программа кружка школьной газеты "Форум.ру"
программа школьного кружка,расчитана на обучающихся с 5-11 кл.,з летний курс обучения....
программа кружка школьная газета
Рабочая программа рассчитана на 1 год.Обучающиеся учатся писать в газетных жанрах журналистики...
Рабочая программа кружка «Школьная газета «Мир детства»
Программа кружка «Школьная газета «Мир детства» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – общекультурной, по форме организации – кружковой, по времени реал...
Программа кружка « Школьная газета» 9-11 класс
Настоящая программа кружка « Школьная газета» рассчитана на 1 год(144 часа). Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной ...
Рабочая программа кружка "Школьная газета"
Рабочая программа кружка "Школьная газета"...
Программа кружка "Школьная газета"
Программа кружка "Школьная газета"...