Рабочая программа кружка «Школьная газета «Мир детства»
рабочая программа (7 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_gazeta_mir_detstva.docx | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Рудого»
Рабочая программа
Разработала: учитель русского языка и литературы Галуцких Наталья Андреевна
Пояснительная записка
Программа кружка «Школьная газета «Мир детства» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – общекультурной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – трехгодичной.
Программа рассчитана на детей 12-16 лет
В ХХI веке формирование гражданского общества немыслимо без информации. Ее влияние на человека начинается с первых мгновений появления на свет и к 15-16 годам приводит к окончательному формированию его интеллектуальных возможностей и осознанию своего места в обществе. В этом возрасте можно с определенностью судить о гражданской состоятельности молодого поколения. Откуда и как подростки черпают информацию? Газеты, журналы и другие средства массовой информации сопровождают ребенка все школьные годы. Чем стали СМИ для нынешних подростков – добрым или злым, развивающим или подавляющим началом? Задача школьной газеты научить детей выбирать полезную информацию и подавать ее. Журналистике нельзя научить «в теории». Юный журналист должен научиться выстраивать текст не только на правилах написания репортажа. Он должен его прочувствовать, пережить и обдумать – а будет ли его информация интересна читателю. Проявлением нового медиаповедения молодежи становится и широкое распространение самодеятельной журналистики. Детско-молодежная пресса стала массовым явлением. Редкая школа, гимназия, лицей, дои творчества не издают собственную газету, журнал, альманах.
Неотъемлемой частью жизни МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского союза А.М. Рудого» является продукция школьного издательства – газета «Мир детства», издаваемая силами учеников под руководством учителя русского языка и литературы. Всем известно, что журналистика выполняет определенные функции в обществе: коммуникативную, идеологическую, культуроформирующую. Занимаясь журналистикой, ребенок развивает в себе определенный набор качеств: объективность, беспристрастность, принципиальность, толерантность, коммуникабельность, оперативность.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- Совершенствование умений и навыков работы с компьютерной техникой.
- Развитие коммуникативных навыков с учетом психофизических особенностей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Образовательные:
- Обучение теоретическим сведениям.
- Обучение самостоятельной работе с компьютерной библиотекой.
- Обучение методике подготовки и выпуска газет.
- Обучение культуре речи.
Развивающие:
- Развитие творческих способностей детей.
- Развитие навыков компьютерной грамотности.
- Развитие интереса к слову, как искусству.
- Развитие воображения, памяти, фантазии.
Воспитательные:
- Воспитание целеустремленности, самостоятельности в решении поставленной задачи.
- Воспитание любви к родному языку.
- Воспитание культуры речи.
- Воспитание осознанного и бережного отношения к результатам своего труда.
Формы работы:
- коллективные (беседа, лекция, диспут, штурм идей, аукцион, круглый стол и др.);
- групповые (практикум, работа с моделями, с текстом, и др.);
- индивидуальные (консультации, корректировка текстов, составление алгоритмов действий, беседы и др.)
Режим занятий:
1 год обучения: 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Формы занятий:
- лекция
- беседа
- диспут
- практикум
- корректировка текстов
- составление алгоритмов
Ожидаемые результаты:
В конце обучения учащиеся должны:
- Знать правила техники безопасности.
- Овладеть приемами работы с программным обеспечением Microsoft Office Publisher.
- Сформировать умение создавать собственные тексты.
- Сформировать умение корректировать чужие тексты.
- Сформировать умение вести диалог.
- Знать нормы русского языка.
- Приобрести элементарные дизайнерские навыки.
Диагностика результативности образовательной программы.
Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребёнка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.
В качестве диагностики используются:
- устный опрос;
- беседа;
- практикум;
- тестирование;
- рефлексия.
Кружок «Школьная газета «Мир детства» создает условия для включения школьников в социально значимую деятельность. Он является социальным институтом, обеспечивающим успешную реализацию социальной активности ребят. Показывая реалии нашего бурного бытия, пресса способствует формированию представлений о жизни, побуждает юных читателей и создателей газеты к размышлениям о дне сегодняшнем и дне завтрашнем.
Направленность
Практическая: программа объединения заключается в практическом функционировании школьного печатного средства массовой информации. Школьная газета призвана передавать ту информацию, которую ценят сами ребята.
Культурологическая: Начало ХХI века – уникальный момент в истории человечества. Философская мысль предыдущего столетия констатировала кризис культуры, как один из способов ее же познания. Во время социальных конфликтов и мировых войн обнажились первородные слои культуры, которые привели к осознанию и осмыслению значимости ее исторического опыта для сохранения и развития человечества на земле. В условиях развития современного общества наука о культуре имеет подлинно глобальную значимость и незаменима в решении ключевых стратегических проблем выживания и развития человечества. Культура является связующим звеном между народами, и построение диалога в ее поле необходимо для преодоления разобщенности и нигилизма человека по отношению к миру и людям. Воспитание не терпимости, а понимания глубинной общности всего человечества в поле культуры, дает возможность будущего восхождения и подлинного духовного прогресса в истории.
Новизна и актуальность программы заключается в практической подготовке будущих журналистов и является частью системы школы по профильному образованию, основой развития ученического самоуправления и школьного содружества.
Педагогическая целесообразность состоит в формировании активной жизненной позиции учащихся, более глубоком знании стилей русского языка, развитии коммуникативных навыков, ознакомлении с новейшими достижениями техники, журналистской науки.
Промежуточный контроль: проверочные работы, конкурсы статей, участие в конкурсах и олимпиадах.
Форма подведения итогов – выставка школьных газет, награждения активных юных корреспондентов.
Учебно - тематический план
№ | Название темы | Количество часов | Всего часов | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Инструктаж учащихся. | 2 | - | 2 |
2 | Знакомство с планом работы кружка. Правила построения текста (общие понятия). | 1 | 1 | 2 |
3 | Программное обеспечение Microsoft Office Publisher. | 6 | 14 | 20 |
3.1 | Представление об издательском процессе | 1 | 2 | 3 |
3.2 | Основы работы с текстом | 2 | 4 | 6 |
3.3 | Основы работы с иллюстрациями | 1 | 4 | 5 |
3.4 | Верстка страниц | 2 | 4 | 6 |
4 | Секреты стилистики (правила хорошей речи) | 6 | 14 | 20 |
4.1 | Стилистика лексических средств языка | 1 | 3 | 4 |
4.2 | Стилистические средства словообразования и морфологии | 2 | 3 | 5 |
4.3 | Стилистические средства синтаксиса | 1 | 3 | 4 |
4.4 | Функциональная стилистика | 1 | 3 | 4 |
4.5 | Культура речи | 1 | 2 | 3 |
5 | Компьютер и программное обеспечение | 4 | 8 | 12 |
6 | Методы работы с программами Microsoft Office | 4 | 8 | 12 |
7 | Технология обработки текстовой информации | 4 | 8 | 12 |
8 | Технология обработки графической информации | 8 | 16 | 24 |
8.1 | Графический редактор | 3 | 5 | 8 |
8.2 | Компьютерное черчение | 3 | 5 | 8 |
8.3 | Создание мультимедийных презентаций | 2 | 6 | 8 |
9 | Технология хранения, поиска и сортировки информации | 2 | 6 | 8 |
10 | Коммуникационные технологии | 8 | 16 | 24 |
10.1 | Глобальная компьютерная сеть Интернет | 2 | 4 | 6 |
10.2 | Локальные компьютерные сети, работа с электронной почтой | 2 | 4 | 6 |
10.3 | WWW- технология. Всемирная паутина | 2 | 4 | 6 |
10.4 | Основы языка разметки гипертекста | 2 | 4 | 6 |
11 | Социальная информатика | 4 | 6 | 10 |
ИТОГО | 47 | 97 | 144 |
Содержание первого года обучения
1.Введение (2ч.)
Теория: Техника безопасности. Цели и задачи кружка.
Форма занятия: Рассказ, ознакомление.
Методы и приемы: словесный, инструктаж.
Материалы и оборудование: Плакаты по технике безопасности.
Формы подведения итогов: Загадки.
2.Знакомство с планом работы кружка. Правила построения текста (общие понятия) (2ч.)
Теория: понятие о тексте и его структуре.
Практика: работа с текстом.
Форма занятия: ознакомление.
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: раздаточный материал с текстами.
Формы подведения итогов: опрос.
3.Программное обеспечение Microsoft Office Publisher (20ч.)
3.1 Представление об издательском процессе (3ч.)
Теория: основные понятия издательского процесса, обзор терминологии.
Практика: работа с программным обеспечением, выполнение заданий.
Форма занятия: ознакомление.
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: компьютер.
Формы подведения итогов: опрос.
3.2 Основы работы с текстом (6ч.)
Теория: текст с точки зрения верстки
Практика: выполнение заданий по редактированию текстовых блоков и оформлению текста.
Форма занятия: ознакомление и закрепление.
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: компьютер.
Формы подведения итогов: беседа
3.3 Основы работы с иллюстрациями (5ч.)
Теория: как поместить иллюстрацию на страницу
Практика: Вставка и редактирование графических блоков. Редактирование рисунков
Форма занятия: ознакомление и закрепление.
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер.
Формы подведения итогов: беседа
3.4 Верстка страниц (6ч.)
Теория: понятие верстки
Практика: создание страницы-шаблона
Форма занятия: ознакомление и закрепление.
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер.
Формы подведения итогов: практикум по верстке
4. Секреты стилистики: правила хорошей речи (20ч.)
4.1 Стилистика лексических средств языка (4ч.)
Теория: лексическое значение слова, изобразительные средства языка
Практика: работа с текстом, со словарями.
Форма занятия: ознакомление и закрепление.
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, словари, раздаточный материал с текстами.
Формы подведения итогов: опрос.
4.2 Стилистические средства словообразования и морфологии (5ч.)
Теория: нормы русского литературного языка.
Практика: предупреждение ошибок в тексте и их исправление.
Форма занятия: ознакомление и закрепление.
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, раздаточный материал с текстами.
Формы подведения итогов: опрос, беседа.
4.3 Стилистические средства синтаксиса (4ч.)
Теория: синтаксис – наука о словосочетании и предложении
Практика: работа с текстом, корректировка предложений
Форма занятия: ознакомление и закрепление.
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, раздаточный материал с текстами
Формы подведения итогов: опрос, беседа.
4.4 Функциональная стилистика (4ч.)
Теория: понятие о стилях речи, лексика и синтаксис каждого стиля речи
Практика: составление текстов разных стилей.
Форма занятия: ознакомление и закрепление.
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, раздаточный материал с текстами
Формы подведения итогов: опрос, беседа.
4.5 Культура речи (4ч.)
Теория: смысловая и стилистическая точность речи, литературное произношение
Практика: логические ошибки в речи их исправление.
Форма занятия: ознакомление и закрепление.
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, раздаточный материал с текстами
Формы подведения итогов: опрос, беседа.
5. Компьютер и программное обеспечение (12ч.)
Теория: архиваторы, компьютерные вирусы и антивирусные программы
Практика: работа с прикладными программными обеспечениями
Форма занятия: ознакомление и закрепление
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер
Формы подведения итогов: опрос, беседа.
6. Методы работы с программами Microsoft Office (12ч.)
Теория: основные понятия: документ, помощник для получения справочной информации, выделение и замена текста, перемещение текста, панель инструментов
Практика: работа с документом, выполнение практических заданий
Форма занятия: ознакомление и закрепление
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер
Формы подведения итогов: опрос, беседа.
7. Технология обработки текстовой информации
Теория: правила создания, редактирования и форматирования документов
Практика: создание типовых документов: заявление, объявление, визитка и др. Перевод документов с бумажных носителей в компьютерную форму с помощью сканера.
Форма занятия: ознакомление и закрепление
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер,сканер.
Формы подведения итогов: опрос, беседа.
8. Технология обработки графической информации
8.1 Графический редактор (8ч.)
Теория: что такое графический редактор
Практика: редактирование и преобразование изображений с помощью графических редакторов. Печать изображений
Форма занятия: ознакомление и закрепление
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер, сканер, принтер.
Формы подведения итогов: опрос, беседа.
8.2 Компьютерное черчение (8ч.)
Теория: как создать чертеж или схему с помощью компьютера
Практика: создание чертежей и схем с использованием векторных графических редакторов.
Форма занятия: ознакомление и закрепление
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер
Формы подведения итогов: опрос, беседа.
8.3 Создание мультимедийных презентаций (8ч.)
Теория: правила создания, редактирования и презентаций.
Практика: создание презентаций, рисунков, анимаций.
Форма занятия: ознакомление и закрепление.
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер.
Формы подведения итогов: демонстрация презентаций.
9. Технология хранения, поиска и сортировки информации
Теория: виды и способы организации запросов для поиска информации.
Практика: создание баз данных использованием систем управления базами данных (СУБД)
Форма занятия: ознакомление и закрепление
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер
Формы подведения итогов: опрос, беседа.
10. Коммуникационные технологии (24ч.)
10.1 Глобальная компьютерная сеть Интернет (6ч.)
Теория: основные информационные ресурсы сети Интернет.
Практика: работа в интернете, выполнение заданий. Модем.
Форма занятия: ознакомление и закрепление.
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер, модем.
Формы подведения итогов: опрос, беседа.
10.2 Локальные компьютерные сети, работа с электронной почтой (6ч.)
Теория: топология локальной сети, что такое электронная почта
Практика: регистрация почтового ящика, отправка и получение сообщений, использование адресной книги
Форма занятия: ознакомление и закрепление
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер
Формы подведения итогов: опрос, беседа.
10.3 WWW- технология. Всемирная паутина (6ч.)
Теория: настройка браузера
Практика: поиск информации в интернете, загрузка файлов с серверов
Форма занятия: ознакомление и закрепление
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер
Формы подведения итогов: опрос, беседа.
10.4 Основы языка разметки гипертекста (6ч.)
Теория: понятие гипертекста, форматирование.
Практика: форматирование текста, вставка графики и звука. Гиперссылки
Форма занятия: ознакомление и закрепление
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер
Формы подведения итогов: опрос, беседа.
11. Социальная информатика (10ч.)
Теория: информационное общество – закономерности и проблемы становления и развития. Проблемы информационной безопасности общества. Этические нормы поведения в компьютерных сетях.
Практика: работа в компьютерных сетях.
Форма занятия: ознакомление и закрепление.
Методы и приемы: словесный, практический.
Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер.
Формы подведения итогов: опрос, беседа.
В процессе занятий темы учебного плана, а также отведенное на них время могут меняться в связи:
- с развитием компьютеров и программного обеспечения;
- с появлением новых устройств;
- по итогам анкетирования, выявляющего познавательный интерес учащихся к той или иной теме обучения;
- с учетом скорости и качества освоения учебного материала конкретной группы обучающихся.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Бессарабова Н. Д. Оценка языка СМИ с точки зрения этических норм // Журналистика и культура русской речи. - 2002. - №4.
- Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб., 2001.
- Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2000.
- Рахманова Л. К., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. - М., 2003.
- Рыдова Е.В. Основы журналистики//Литература. – 2006. - №12.
- Сковородников А. П. Фигуры речи в современной российской прессе// Филологические науки. - 2001. - №3.
- Сковородников А. П., Копнина Г.А. Выразительные средства языка газетной публицистики // Журналистика и культура русской речи. - 2004. - № 1.
- Славкин В. В. Заголовок в современном газетном тексте // Журналистика и культура русской речи. - 2002. - № 1.
- Сметанина С. И. Литературное редактирование. - СПб., 2003.
- Солганик Г. Я. Язык современных СМИ // Журналистика и культура русской речи. - 2004. - № 1.
- Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М., 2002.
- ШкапенкоТ.М., Хюбнер Ф. Русский «тусовочный» как иностранный. - Калининград, 2003. Язык СМИ: от первой российской газеты до электронных медиа // Журналистика и культура русской речи. - 2002. - №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружка "Школьная газета - издательское дело"
В связи с развитием средств информации, таких, как: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь требуется новый подход к формам работы с детьм...
Программа кружка школьной газеты "Форум.ру"
программа школьного кружка,расчитана на обучающихся с 5-11 кл.,з летний курс обучения....
программа кружка школьная газета
Рабочая программа рассчитана на 1 год.Обучающиеся учатся писать в газетных жанрах журналистики...
Программа кружка « Школьная газета» 9-11 класс
Настоящая программа кружка « Школьная газета» рассчитана на 1 год(144 часа). Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной ...
Рабочая программа кружка "Школьная газета"
Рабочая программа кружка "Школьная газета"...
Программа кружка « Школьная газета»
Рассмотрено на педагогическом совете ...
Программа кружка "Школьная газета"
Программа кружка "Школьная газета"...