Рабочая программа кружка «Школьная газета «Мир детства»
рабочая программа (7 класс) по теме

Галуцких Наталья Андреевна
Программа кружка «Школьная газета «Мир детства» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – общекультурной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – трехгодичной. Программа рассчитана на детей 12-16 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_gazeta_mir_detstva.docx39.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Рудого»

Рабочая программа

Разработала: учитель русского языка и литературы Галуцких Наталья Андреевна

Пояснительная записка

Программа кружка «Школьная газета «Мир детства» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – общекультурной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – трехгодичной.

Программа рассчитана на детей 12-16 лет

В ХХI веке формирование гражданского общества немыслимо без информации. Ее влияние на человека начинается с первых мгновений появления на свет и к 15-16 годам приводит к окончательному формированию его интеллектуальных возможностей и осознанию своего места в обществе. В этом возрасте можно с определенностью судить о гражданской состоятельности молодого поколения. Откуда и как подростки черпают информацию? Газеты, журналы и другие средства массовой информации сопровождают ребенка все школьные годы. Чем стали СМИ для нынешних подростков – добрым или злым, развивающим или подавляющим началом? Задача школьной газеты научить детей выбирать полезную информацию и подавать ее. Журналистике нельзя научить «в теории». Юный журналист должен научиться выстраивать текст не только на правилах написания репортажа. Он должен его прочувствовать, пережить и обдумать – а будет ли его информация интересна читателю. Проявлением нового медиаповедения молодежи становится и широкое распространение самодеятельной журналистики. Детско-молодежная пресса стала массовым явлением. Редкая школа, гимназия, лицей, дои творчества не издают собственную газету, журнал, альманах.

Неотъемлемой частью жизни МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени  Героя Советского союза А.М. Рудого» является продукция школьного издательства – газета «Мир детства», издаваемая силами учеников под руководством учителя русского языка и литературы. Всем известно, что журналистика выполняет определенные функции в обществе: коммуникативную, идеологическую, культуроформирующую. Занимаясь журналистикой, ребенок развивает в себе определенный набор качеств: объективность, беспристрастность, принципиальность, толерантность, коммуникабельность, оперативность.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

  1. Совершенствование умений и навыков работы с компьютерной техникой.
  2. Развитие коммуникативных навыков с учетом психофизических особенностей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

 Образовательные:

  • Обучение теоретическим сведениям.
  • Обучение самостоятельной работе с компьютерной библиотекой.
  • Обучение методике подготовки и выпуска газет.
  • Обучение культуре речи.

Развивающие:

  • Развитие творческих способностей детей.
  • Развитие навыков компьютерной грамотности.
  • Развитие интереса к слову, как искусству.
  • Развитие воображения, памяти, фантазии.

Воспитательные:

  • Воспитание целеустремленности, самостоятельности в решении поставленной задачи.
  • Воспитание любви к родному языку.
  • Воспитание культуры речи.
  • Воспитание осознанного и бережного отношения к результатам своего труда.

Формы работы:

  • коллективные (беседа, лекция, диспут, штурм идей, аукцион, круглый стол и др.);
  • групповые (практикум, работа с моделями, с текстом, и др.);
  • индивидуальные (консультации, корректировка текстов, составление алгоритмов действий, беседы и др.)

Режим занятий:

1 год обучения: 2 раза в неделю по 2 академических часа.

Формы занятий:

  • лекция
  • беседа
  • диспут
  • практикум
  • корректировка текстов
  • составление алгоритмов

Ожидаемые результаты:

В конце обучения учащиеся должны:

  • Знать правила техники безопасности.
  • Овладеть приемами работы с программным обеспечением Microsoft Office Publisher.
  • Сформировать умение создавать собственные тексты.
  • Сформировать умение корректировать чужие тексты.
  • Сформировать умение вести диалог.
  • Знать нормы русского языка.
  • Приобрести элементарные дизайнерские навыки.

Диагностика результативности образовательной программы.

Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребёнка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.

В качестве диагностики используются:

  • устный опрос;
  • беседа;
  • практикум;
  • тестирование;
  • рефлексия.

Кружок «Школьная газета «Мир детства» создает условия для включения школьников в социально значимую деятельность. Он является социальным институтом, обеспечивающим успешную реализацию социальной активности ребят.  Показывая реалии нашего бурного бытия, пресса способствует формированию представлений о жизни, побуждает юных читателей и создателей газеты к размышлениям о дне сегодняшнем и дне завтрашнем.

Направленность

Практическая: программа объединения заключается в практическом функционировании школьного печатного средства массовой информации. Школьная газета призвана передавать ту информацию, которую ценят сами ребята.

Культурологическая: Начало ХХI века – уникальный момент в истории человечества. Философская мысль предыдущего столетия констатировала кризис культуры, как один из способов ее же познания. Во время социальных конфликтов и мировых войн обнажились первородные слои культуры, которые привели к осознанию и осмыслению значимости ее исторического опыта для сохранения и развития человечества на земле. В условиях развития современного общества наука о культуре имеет подлинно глобальную значимость и незаменима в решении ключевых стратегических проблем выживания и развития человечества. Культура является связующим звеном между народами, и построение диалога в ее поле необходимо для преодоления разобщенности и нигилизма человека по отношению к миру и людям. Воспитание не терпимости, а понимания глубинной общности всего человечества в поле культуры, дает возможность будущего восхождения и подлинного духовного прогресса в истории.

Новизна и актуальность программы заключается в практической подготовке будущих журналистов и является частью системы школы по профильному образованию, основой развития ученического самоуправления и школьного содружества.

Педагогическая целесообразность состоит в формировании активной жизненной позиции учащихся, более глубоком знании стилей русского языка, развитии коммуникативных навыков, ознакомлении с новейшими достижениями техники, журналистской науки.

Промежуточный контроль: проверочные работы, конкурсы статей, участие в конкурсах  и олимпиадах.

 Форма подведения итогов – выставка школьных газет, награждения активных юных корреспондентов.

                                                                                                  

Учебно - тематический план

Название темы

Количество часов

Всего

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Правила техники                        

безопасности. Инструктаж учащихся.

2

-

2

2

Знакомство с планом работы кружка.    

Правила построения текста (общие           понятия).

1

1

2

3

Программное обеспечение Microsoft       Office Publisher.

6

14

20

3.1

Представление об издательском процессе

1

2

3

3.2

Основы работы с текстом

2

4

6

3.3

Основы работы с иллюстрациями

1

4

5

3.4

Верстка страниц

2

4

6

4

Секреты стилистики (правила хорошей речи)

6

14

20

4.1

Стилистика лексических средств языка

1

3

4

4.2

Стилистические средства словообразования и морфологии

2

3

5

4.3

Стилистические средства синтаксиса

1

3

4

4.4

Функциональная стилистика

1

3

4

4.5

Культура речи

1

2

3

5

Компьютер и программное обеспечение

4

8

12

6

Методы работы с программами Microsoft Office

4

8

12

7

Технология обработки текстовой информации

4

8

12

8

Технология обработки графической  информации

8

16

24

8.1

Графический редактор

3

5

8

8.2

Компьютерное черчение

3

5

8

8.3

Создание мультимедийных презентаций

2

6

8

9

Технология хранения, поиска и сортировки информации

2

6

8

10

Коммуникационные технологии

8

16

24

10.1

Глобальная компьютерная сеть Интернет

2

4

6

10.2

Локальные компьютерные сети, работа с электронной почтой

2

4

6

10.3

WWW- технология. Всемирная паутина

2

4

6

10.4

Основы языка разметки гипертекста

2

4

6

11

Социальная информатика

4

6

10

ИТОГО

47

97

144

Содержание первого года обучения

1.Введение (2ч.)

Теория: Техника безопасности. Цели и задачи кружка.

Форма занятия: Рассказ, ознакомление.

Методы и приемы: словесный, инструктаж.

Материалы и оборудование: Плакаты по технике безопасности.

Формы подведения итогов: Загадки.

2.Знакомство с планом работы кружка. Правила построения текста (общие понятия) (2ч.)

Теория: понятие о тексте и его структуре.

Практика: работа с текстом.

Форма занятия: ознакомление.

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: раздаточный материал с текстами.

Формы подведения итогов: опрос.

3.Программное обеспечение Microsoft Office Publisher (20ч.)

3.1 Представление об издательском процессе (3ч.)

Теория: основные понятия издательского процесса, обзор терминологии.

Практика: работа с программным обеспечением, выполнение заданий.

Форма занятия: ознакомление.

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: компьютер.

Формы подведения итогов: опрос.

3.2 Основы работы с текстом (6ч.)

Теория: текст с точки зрения верстки

Практика: выполнение заданий по редактированию текстовых блоков и оформлению текста.

Форма занятия: ознакомление и закрепление.

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: компьютер.

Формы подведения итогов: беседа

3.3 Основы работы с иллюстрациями (5ч.)

Теория: как поместить иллюстрацию на страницу

Практика: Вставка и редактирование графических блоков. Редактирование рисунков

Форма занятия: ознакомление и закрепление.

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер.

Формы подведения итогов: беседа

3.4 Верстка страниц (6ч.)

Теория: понятие верстки

Практика: создание страницы-шаблона

Форма занятия: ознакомление и закрепление.

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер.

Формы подведения итогов: практикум по верстке

4. Секреты стилистики: правила хорошей речи (20ч.)

4.1 Стилистика лексических средств языка (4ч.)

Теория: лексическое значение слова, изобразительные средства языка

Практика: работа с текстом, со словарями.

Форма занятия: ознакомление и закрепление.

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, словари, раздаточный материал с текстами.

Формы подведения итогов: опрос.

4.2 Стилистические средства словообразования и морфологии (5ч.)

Теория: нормы русского литературного языка.

Практика: предупреждение ошибок в тексте и их исправление.

Форма занятия: ознакомление и закрепление.

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, раздаточный материал с текстами.

Формы подведения итогов: опрос, беседа.

4.3 Стилистические средства синтаксиса (4ч.)

Теория: синтаксис – наука о словосочетании и предложении

Практика: работа с текстом, корректировка предложений

Форма занятия: ознакомление и закрепление.

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, раздаточный материал с текстами

Формы подведения итогов: опрос, беседа.

4.4 Функциональная стилистика (4ч.)

Теория: понятие о стилях речи, лексика и синтаксис каждого стиля речи

Практика: составление текстов разных стилей.

Форма занятия: ознакомление и закрепление.

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, раздаточный материал с текстами

Формы подведения итогов: опрос, беседа.

4.5 Культура речи (4ч.)

Теория: смысловая и стилистическая точность речи, литературное произношение

Практика: логические ошибки в речи их исправление.

Форма занятия: ознакомление и закрепление.

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, раздаточный материал с текстами

Формы подведения итогов: опрос, беседа.

5. Компьютер и программное обеспечение (12ч.)

Теория: архиваторы, компьютерные вирусы и антивирусные программы

Практика: работа с прикладными программными обеспечениями

Форма занятия: ознакомление и закрепление

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер

Формы подведения итогов: опрос, беседа.

6. Методы работы с программами Microsoft Office (12ч.)

Теория: основные понятия: документ, помощник для получения справочной информации, выделение и замена текста, перемещение текста, панель инструментов

Практика: работа с документом, выполнение практических заданий

Форма занятия: ознакомление и закрепление

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер

Формы подведения итогов: опрос, беседа.

7. Технология обработки текстовой информации

Теория: правила создания, редактирования и форматирования документов

Практика: создание типовых документов: заявление, объявление, визитка и др. Перевод документов с бумажных носителей в компьютерную форму с помощью сканера.

Форма занятия: ознакомление и закрепление

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер,сканер.

Формы подведения итогов: опрос, беседа.

8. Технология обработки графической информации

8.1 Графический редактор (8ч.)

Теория: что такое графический редактор

Практика: редактирование и преобразование изображений с помощью графических редакторов. Печать изображений

Форма занятия: ознакомление и закрепление

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер, сканер, принтер.

Формы подведения итогов: опрос, беседа.

8.2 Компьютерное черчение (8ч.)

Теория: как создать чертеж или схему с помощью компьютера

Практика: создание чертежей и схем с использованием векторных графических редакторов.

Форма занятия: ознакомление и закрепление

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер

Формы подведения итогов: опрос, беседа.

8.3 Создание мультимедийных презентаций (8ч.)

Теория: правила создания, редактирования и презентаций.

Практика: создание презентаций, рисунков, анимаций.

Форма занятия: ознакомление и закрепление.

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер.

Формы подведения итогов: демонстрация презентаций.

9. Технология хранения, поиска и сортировки информации

Теория: виды и способы организации запросов для поиска информации.

Практика: создание баз данных  использованием систем управления базами данных (СУБД)

Форма занятия: ознакомление и закрепление

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер

Формы подведения итогов: опрос, беседа.

10. Коммуникационные технологии (24ч.)

10.1 Глобальная компьютерная сеть Интернет (6ч.)

Теория: основные информационные ресурсы сети Интернет.

Практика: работа в интернете, выполнение заданий. Модем.

Форма занятия: ознакомление и закрепление.

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер, модем.

Формы подведения итогов: опрос, беседа.

10.2 Локальные компьютерные сети, работа с электронной почтой (6ч.)

Теория: топология локальной сети, что такое электронная почта

Практика: регистрация почтового ящика, отправка и получение сообщений, использование адресной книги

Форма занятия: ознакомление и закрепление

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер

Формы подведения итогов: опрос, беседа.

10.3 WWW- технология. Всемирная паутина (6ч.)

Теория: настройка браузера

Практика: поиск информации в интернете, загрузка файлов с серверов

Форма занятия: ознакомление и закрепление

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер

Формы подведения итогов: опрос, беседа.

10.4 Основы языка разметки гипертекста (6ч.)

Теория: понятие гипертекста, форматирование.

Практика: форматирование текста, вставка графики и звука. Гиперссылки

Форма занятия: ознакомление и закрепление

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер

Формы подведения итогов: опрос, беседа.

11. Социальная информатика (10ч.)

Теория: информационное общество – закономерности и проблемы становления и развития. Проблемы информационной безопасности общества. Этические нормы поведения в компьютерных сетях.

Практика: работа в компьютерных сетях.

Форма занятия: ознакомление и закрепление.

Методы и приемы: словесный, практический.

Материалы и оборудование: тетрадь с конспектом, компьютер.

Формы подведения итогов: опрос, беседа.

В процессе занятий темы учебного плана, а также отведенное на них время могут меняться в связи:

  • с развитием компьютеров и программного обеспечения;
  • с появлением новых устройств;
  • по итогам анкетирования, выявляющего познавательный интерес учащихся к той или иной теме обучения;
  • с учетом скорости и качества освоения учебного материала конкретной группы обучающихся.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Бессарабова Н. Д. Оценка языка СМИ с точки зрения этических норм // Журналистика и культура русской речи. - 2002. - №4.
  2. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб., 2001.
  3. Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2000.
  4. Рахманова Л. К., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. - М., 2003.
  5. Рыдова Е.В. Основы журналистики//Литература. – 2006. - №12.
  6. Сковородников А. П. Фигуры речи в современной российской прессе// Филологические науки. - 2001. - №3.
  7. Сковородников А. П., Копнина Г.А. Выразительные средства языка газетной публицистики // Журналистика и культура русской речи. - 2004. - № 1.
  8. Славкин В. В. Заголовок в современном газетном тексте // Журналистика и культура русской речи. - 2002. - № 1.
  9. Сметанина С. И. Литературное редактирование. - СПб., 2003.
  10. Солганик Г. Я. Язык современных СМИ // Журналистика и культура русской речи. - 2004. -  № 1.
  11. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М., 2002.
  12. ШкапенкоТ.М., Хюбнер Ф. Русский «тусовочный» как иностранный. - Калининград, 2003. Язык СМИ: от первой российской газеты до электронных медиа // Журналистика и культура русской речи. - 2002. - №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка "Школьная газета - издательское дело"

В связи с  развитием средств информации, таких, как: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь требуется новый подход к формам работы с детьм...

Программа кружка школьной газеты "Форум.ру"

программа школьного кружка,расчитана на обучающихся с 5-11 кл.,з летний курс обучения....

программа кружка школьная газета

Рабочая программа рассчитана на 1 год.Обучающиеся учатся писать в газетных жанрах журналистики...

Программа кружка « Школьная газета» 9-11 класс

Настоящая программа кружка « Школьная газета» рассчитана на 1 год(144 часа). Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной ...

Рабочая программа кружка "Школьная газета"

Рабочая программа кружка "Школьная газета"...

Программа кружка « Школьная газета»

Рассмотрено на педагогическом совете                                               ...

Программа кружка "Школьная газета"

Программа кружка "Школьная газета"...