программа кружка "Школьная газета - издательское дело"
рабочая программа (6 класс) по теме
В связи с развитием средств информации, таких, как: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь требуется новый подход к формам работы с детьми. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать детям в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе кружка «Школьная газета- издательское дело». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_izdatelkoe_delo.docx | 34.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Молодёжнинская средняя общеобразовательная школа
Приаргунского района Забайкальского края
ПРОГРАММА КРУЖКА
«ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА –
издательское дело»
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Мироманова Наталья Викторовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе кружка «Школьная газета». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Данная программа рассматривает главный постулат Концепции модернизации образования – образование должно быть эффективным, качественным, доступным. В этом – главное предназначение школы – основной ступени становления ребенка, гражданина, развитие крепкой духовной личности.
Суть педагогической деятельности по развитию детского самоуправления заключается в том, чтобы создать условия, при которых подростки проявляют творческие способности, ответственность, самостоятельность. Соответственно требуется, чтобы полученные знания подросток мог применять.
Данный кружок развивает и реализует творческие способности учащихся через создание школьной газеты.
Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование…
В результате работы по выпуску газетного, журнального материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.
Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.
Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей.
Особенность данного кружка состоит в том, что он опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по
- литературному редактированию,
- культуре речи,
- расширяет сведения по лексике и грамматике.
Занятия кружка учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: создание школьной газеты
ЗАДАЧИ:
1.Образовательные
- повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу
- совершенствование и развитие навыков литературного творчества
- повышение грамотности
2. Воспитательные
- сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы
- воспитание информационной культуры
- воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции
3. Развивающие
- повышение коммуникативных способностей детей
- повышение статуса детей в школьном коллективе
- развитие и реализация творческих способностей учащихся через журналистскую деятельность
Направления деятельности
- Журналистика
- Исследовательская деятельность
- Компьютерные технологии
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ КРУЖКОВЦЕВ.
Учащиеся должны знать понятия:
1.тема, идея (основная мысль текста), его композиция,
2.типы речи, стили речи,
3.изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения. Логичность, образность, эмоциональность, призывность, разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность.
4.жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья, …
Учащиеся должны уметь:
1.собирать материал, систематизировать его,
2.строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему,
3.доказывать свою собственную точку зрения,
4.интересоваться мнением других людей,
5.составлять план,
6.создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах,
7.собирать материал
8.грамотно излагать свои мысли,
9.создавать макет будущего номера
10.редактировать созданный материал
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В школе создана команда детей (редколлегия газеты), школьная газета выходит 2 раза в четверть в бумажном варианте, либо публикуется на школьном сайте.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:
2 раза в неделю по 40 минут.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
- реализация программы на базе школы
- подготовка детей к будущей профессиональной деятельности
Настоящая программа рассчитана на 1 год:
Предлагаемый курс обучения адресован учащимся в возрасте 13-17 лет.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ, ПРЕДУСМОТРННЫЕ ПРОГРАММОЙ:
1.свободная творческая дискуссия;
2.ролевые игры;
3.творческих заданий;
4.активные методы формирования системы общения;
5.практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Количество учащихся в учебной группе не должно превышать 10 человек:
Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются: желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- умение построить устное и письменное сообщение;
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ:
Ученик:
* что делал
* где участвовал
* каковы успехи
* планы на будущее
* чему научился
* индивидуальные творческие достижения
- я узнал
- я понял
- я научился
- лучше всего у меня получается
- я изменился в …сторону
Критерии оценивания созданных ученических работ:
- оригинальность
- новизна
- полезность для автора и других людей
- трудоемкость работы
- качество оформления работы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
№ | Тема | Теория (количество часов) | Практика (количество часов) | Всего |
11 | Вводное занятие. Понятие о школьной газете | 1 | 1 | |
22 | Из истории журналистики | 1 | 1 | |
33 | Печатные издания и их роль | 1 | 1 | |
44 | Текст. Тема и идея текста. | 1 | 2 | 3 |
55 | Стили речи. Особенности стилей. | 1 | 2 | 3 |
66 | Газета. Какая она должна быть? | 1 | 1 | |
77 | Анализ рубрик печатных изданий. | 1 | 1 | |
88 | Газетная статья- основа газеты | 1 | 2 | 3 |
99 | Реклама на страницах газеты. | 1 | 1 | 2 |
110 | Интервью. Что значит взять интервью? | 1 | 2 | 3 |
111 | Репортаж. | 1 | 2 | 3 |
112 | Очерк. Особенности жанра. | 1 | 3 | 4 |
113 | Создание газетных статей | 1 | 3 | 4 |
114 | Редактирование текста | 1 | 2 | 3 |
115 | Оформление, дизайн газеты | 1 | 2 | 3 |
116 | Выпуск школьной газеты | 5 | 27 | 32 |
Итого | 20 | 48 | 68 |
Содержание программы:
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.
2. ИЗ ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
Формирование представлений о профессии журналиста, история создания газет в России
Журналистика XVIII века.
Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».
Журналистика XIX века.
Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист:
«Путешествие из Москвы в Петербург»;
Журналы «Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XX века.
В.И. Гиляровский – репортер и публицист.
Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.
Задания. Напишите репортаж «Герои нашего села». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.
Дискуссия о профессиональной этике журналиста.
3 ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ, ИХ РОЛЬ.
Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.
4.ТЕКСТ. ТЕМА И ИДЕЯ ТЕКСТА.
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.
5.СТИЛИ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.
Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.
Стилистические пласты лексики.
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.
Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.
6. ГАЗЕТА. КАКАЯ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)
Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER)
Задание. Оформление фоторепортажей, создание газеты.
7.АНАЛИЗ РУБРИК ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ.
Обзор печати – особый жанр.
Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
8. ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ ОСНОВА ГАЗЕТЫ.
Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
9. РЕКЛАМА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ.
Роль реклама в нашей жизни: положительная и отрицательная.
Задание: Создать рекламу самой необычной вещи.
10. ИНТЕРВЬЮ. ЧТО ЗНАЧИТ «ВЗЯТЬ ИНТЕРВЬЮ»?
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
11. РЕПОРТАЖ.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
12. ОЧЕРК. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
13. СОЗДАНИЕ ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ.
Создание и презентации своих собственных статей.
14. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.
Лингвистический эксперимент (работа с текстами, замена, обоснование).
Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.
15. ОФОРМЛЕНИЕ, ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ.
16. ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1.Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
2.Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
3.Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
4.Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
- Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
6.Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
7.Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка.м., 1974.
8.В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
9.Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
-Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования
Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы, стулья.
Технические средства: компьютер, фотоаппарат, телевизор, DVD.
У каждого ребенка – блокнот, ручка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО с применением программы Pablisher 2007
Элективный курс по информатике. 8-9 класс Цель курса: знакомство учащихся с текстами разных стилей и жанров, сосновами их создания и редактирования, а также с особенностямиподготовки...
Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus"
Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus" содержит пояснительную записку, в которой рассматриваются: цели и задачи курса, методы ...
Программа элективного курса "Компьютер в издательском деле"
Курс «Компьютер в издательском деле» позволит учащимся почувствовать себя представителями различных профессий журналистики. Освоив материал курса, учащиеся самостоятельно смогут подготовить к изданию ...
Образовательная программа "Издательское дело"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образованияДом детского творчества г.Нелидово Дополнительная образовательная программа «Издат...
программа кружка "Издательское дело" для учащихся 8-9 классов
Актуальность программы заключается в требовании времени. Современной школе необходимо информировать коллектив преподавателей, учащихся и их родителей, а также другую общественность о происходящих собы...
Издательское дело. Школьная газета
Цель проекта´- дать представление обучающимся о сфере массовой коммуникации,- познакомить учеников с основами журналистской этики и мастерства,- создать условия для социальной и творческой самор...
Программа элективного курса "Издательское дело"
Хорошие возможности для развития творческих способностей школьников, становления их читательской самостоятельности открываются при выборе элективных курсов, когда учащиеся ищут свой путь, обретая себя...