программа кружка школьная газета
рабочая программа на тему
Рабочая программа рассчитана на 1 год.Обучающиеся учатся писать в газетных жанрах журналистики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gazeta.docx | 29.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Информационные процессы в российском образовании сегодня проходят в русле глобальных образовательных тенденций. Возрастающая доступность образовательных ресурсов стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объёма информации, к её быстрому старению и постоянному обновлению. Поэтому успех современного человека зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, его инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания. Соответственно, и образовательная деятельность ориентируется на активное освоение человеком способов добывания новой информации.
Цель программы: создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования.
Задачи:
1. Получение знаний и умений по созданию печатного издания.
2. Освоение учащимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.
3. Развить творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;
4 Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
5. Развитие навыков установления межпредметных связей.
6. Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории, обществознания, компьютерных технологий.
7. Создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения.
8. Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.
9. Формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни.
10. Организация диалога обучающихся со сверстниками, в том числе из других классов и школ, со взрослыми.
11. Формирование активной жизненной позиции.
12. Формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.
13. Формирование эстетических навыков.
14. Развивать навыки самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе.
15. Формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
Данная программа направлена на формирование у учащихся ключевых компетенций:
коммуникативных (способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе),
познавательных (знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, умение отличать факты от домыслов),
информационных (самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, преобразование, сохранение и её передача),
общекультурных (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере),
ценностно – смысловых (ценностные представления человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать смысловые установки для своих действий и поступков)
личностного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и
интеллектуального саморазвития).
Важным механизмом реализации проекта является организация социального взаимодействия с родителями, учителями, учащимися. Средствами организации данного взаимодействия являются практические работы, направленные на формирование отдельных коммуникативно-информационных, технологических навыков.
Программа работы творческого объединения составлена так, чтобы каждый обучающийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объём работы.
Программа имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история, информатика), в ней чётко прослеживаются межпредметные связи. Практическим выходом реализации программы является издание ученической газеты.
Программа рассчитана на 35 часов.
Программа включает в себя:
изучение основ истории журналистики;
обзор современных средств массовой информации;
знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;
изучение методов сбора и обработки информации;
изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.);
освоение методов работы со словом.
К концу обучения журналистике учащиеся должны уметь:
выявлять интересные события повседневной жизни;
собирать информацию из разных источников и работать с ней;
различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих
жанрах;
общаться, не бояться выступать перед аудиторией, правильно вести интервью.
Занятия в кружке проводятся в форме круглого стола, сюжетно-ролевой игры, практической работы.
Формы работы: групповые, индивидуальные консультации.
Методы и приёмы:
словесные;
наглядные;
игровой;
анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;
практический (создание, издание и распространение школьной газеты);
проблемный;
диалоговый;
лабораторные работы;
экскурсии.
Редакционные обязанности.
- Главный редактор осуществляет контроль, планирует, рецензирует, корректирует и подвергает цензуре поступающие материалы.
- Дизайнер проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях.
- Журналисты: в качестве кандидатов на работу корреспондентами филологи (гуманитарии) должны рассматриваться в первую очередь.
- Фотокорреспонденты
- Верстальщики: важно знание специальных программ: PageMaker, Adobe Photoshop, Corel Draw, Word, Microsoft Office Publisher.
Ожидаемые результаты:
- регулярный выпуск номеров школьной газеты, успешное участие в городских и областных конкурсах.
- Активизация органов самоуправления, позитивного отношения к миру учащихся школы.
- Создание банка творческих работ учащихся.
Тематический план программы кружка
«Школьная газета»
1. Возникновение и развитие журналистики. Знакомство с журналистикой как профессией; профессиональные качества журналиста.2ч
2. Детская пресса Понятие «детская пресса». Особенности периодических изданий для детей. Современные детские СМИ. Школьные издания. 2ч.
3. Периодические издания нашего города Знакомство с историей городской газеты. Классификация СМИ. 1ч.
4. Газетно-журнальные жанры. 3ч.
5. Мастерская жанров. Информационные, аналитические, публицистические жанры. 2ч.
6. Информация, ее основные черты. Типы информации. Правила построения информации. 3 ч.
7. Заметка, её основные черты. 2ч.
8. Интервью, его признаки. Типы и виды интервью. Этапы работы над интервью. 3 ч.
9. Пресс-релиз. 1ч.
10. Статья. Виды статей. Приемы написания статей. 3ч.
11. Верстка, основные правила. Виды верстки. Форма текста, размер материала. Первая страница, её типы. 3ч.
12. Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы. 2ч.
13. Роль и функция фотоиллюстраций. Заголовок и его основные функции. 4ч.
14. Виды фотографий. Шрифт и его значение. 3ч.
15. Итоговое занятие. 1ч.
Всего 35 часов
Требования к уровню подготовки обучающихся
Мыслительные умения и навыки:
• анализ разносторонней информации в учебной и внеклассной учебно- познавательной работе;
• выделять главное для выявления системы понятий и свертывания информации с помощью
• правила-ориентира, схем, алгоритмов, опорных конспектов;
• составление моделей сравнения;
• делать выводы из сравнения, давать оценку сравниваемым объектам; обобщать данные, полученные в процессе сравнения;
• понимать предложенную проблему;
• оценивать проблемную ситуацию;
• формулировать проблему, аналогичную данной;
• на основе наблюдений, опытов, анализа различной информации формулировать и обосновывать гипотезу:
• осуществлять доказательство сформулированной гипотезы: строить план решения задачи:
• комбинировать и преобразовывать известные способы решения, учитывая возможные
• альтернативы;
• сравнивать различные способы решений, осуществлять поиск новых:
• переносить добытые знания и способы деятельности на решение проблем П.Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации:
• самостоятельно изучать рекомендованные первоисточники;
• выполнять задания творческого характера с преобладанием творческих элементов;
• устанавливать межпредметные связи на основе теоретических знаний;
• использование приемов анализа и синтеза, применение их к материалу межпредметного характера;
• умение выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа;
• владение приемами доказательства;
• умение определять структуру текста (соответствие литературной формы содержанию текста);
• использование различных форм фиксирования звучащего текста (план, тезисы, конспект, таблицы, графики):
• писать рецензии на книгу, фильм, спектакль
Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи:
• анализировать смысл и характер вопросов:
• развивать мысль в логике поставленного вопроса;
• аргументировать свою позицию:
• умение строить доказательство и опровержение;
• применение приемов индуктивно-дедуктивного доказательства по аналогии;
• логично излагать материал межпредметного характера, взятый из различных дисциплин, при раскрытии одного вопроса; применять средства наглядности (ТСО. записи, чертежи, зарисовки) во время ответа;
• рецензировать учебный материал, ответы одноклассников (целостно);34. критически
• воспринимать свою и чужую звучащую речь, определять способы ее усовершенствования;
• делать сообщения, доклады на основе различных источников знания (включая циклы теле и радиопередач);
• готовить рефераты с элементами анализа, свободным использованием цитат ссылок на авторов, введением собственных оценок и выводов:
• писать сочинения разных видов: тексты, доклады, рефераты, рецензии, аннотации к книге, фильмам, теле- и радиопередачам;
• делать выписки из книг в связи с изучаемым материалом; вести записи за докладчиком, учителем, лектором;
• пользоваться сокращенными видами записей (план, тезисы, конспект, график, таблица,
• диаграмма);
• редактировать свой и чужой текст;
• составлять заявление, расписку, автобиографию
Культурологические:
• понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностях культуры;
• знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизаци
• уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;
• уметь логично в реферативной форме (письменно и устно) излагать культурологическую проблематику;
• оценивать своеобразие, ценность и уникальность всякой культуры;
• ориентироваться в сложных проблемах современной культурной ситуации.
Коммуникативно-речевые умения:
• Умение вести диалог, брать интервью.
• Редактирование статьи, очерка и т.п.
• Приобретение элементарных дизайнерских навыков.
• Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.
• Развитие устной и письменной речи учащихся.
• Отстаивать свою точку зрения.
• Сопоставлять различные точки зрения.
• Работать с различными источниками информации
Литература:
Журналистика.
- Газетный дизайн /Тим Харроуэр
- Журналистика как поступок. Сборник публикаций победителей и финалистов премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» за 2003 год/ под редакцией А.К. Симонова – М.: Медея, 2004 год – 368 с.
- Журналистика как творчество. Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста» - М.: РИП – холдинг, 2003 – 222 с.
- Информационные технологии в журналистике – Ростов м/Д: Феникс, 2004 (серия «Волшебный образ») – 160 с.
- Теленовости: секреты журналистского мастерства/реферат И.Фенга «Теленовости, радионовости» - М.: Сент – Пол, 1997
- Секреты начинающего телевизионщика/ А.Каминский
- Беседы о журналистике/ Виктория Ученова – М.: Молодая гвардия, 1985 г.
- Делаем новости. Учебное пособие /Л.А. Васильева – М.: Аспект – Пресс, 2003
- Журналист о журналистике./ В.А. Аграновский – М.: Мысль, 1978 – 168 с.
- Как преподнести новости. / Р. Коппероуд, Р.П. Нельсон – М.: Национальный институт прессы «Виоланта», 1998 г.
- Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. /Г.В. Лазутина – М.: Аспект – Пресс, 2001г.
- Профессиональная этика журналиста. Учебное пособие. / Г.В. Лазутина – М.: Аспект – Пресс, 2000 г.
- Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. /С.А. Муратов – М.: Искусство, 1983 – 159 с.
- Основы паблик – рилейшнз/М.: Рефл – бук, 2001 г – 528 с.
- Психология рекламы (Реклама. НЛП. 25 кадр.)./ Вит Ценев – М.: ООО «Винити», 2003 год – 95 с.
- Ради единого слова/ В.А. Аграновский
- Репортер: профессионализм и этика./ М.И. Шостак – М.: РИП – холдинг, 2001 – 137 с.
- Энциклопедический словарь PR и рекламы./ С. Ильинский, 2002 год – 72 с.
- Телевизионная журналистика/ редакционная коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский – М.: Высшая школа, 2002 год – 180 с.
- Универсальный журналист/перевод с английского А. Порьяза под редакцией В.Харитонова
- Учебник желтой прессы/ Илья Стогофф
- Основы журналистики./ Л.Ф. Чигрянская.
Фото – литература.
- Большая книга цифровой фотографии./В.И. Мураховский, С.В. Симонович – СПб.: Питер, 2006 – 320 с.
- Секреты цифрового фото. / В.И. Мураховский, С.В. Симонович– СПб.: Питер, 2005 – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружка "Школьная газета - издательское дело"
В связи с развитием средств информации, таких, как: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь требуется новый подход к формам работы с детьм...
Программа кружка школьной газеты "Форум.ру"
программа школьного кружка,расчитана на обучающихся с 5-11 кл.,з летний курс обучения....
Рабочая программа кружка «Школьная газета «Мир детства»
Программа кружка «Школьная газета «Мир детства» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – общекультурной, по форме организации – кружковой, по времени реал...
Программа кружка « Школьная газета» 9-11 класс
Настоящая программа кружка « Школьная газета» рассчитана на 1 год(144 часа). Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной ...
Рабочая программа кружка "Школьная газета"
Рабочая программа кружка "Школьная газета"...
Программа кружка « Школьная газета»
Рассмотрено на педагогическом совете ...
Программа кружка "Школьная газета"
Программа кружка "Школьная газета"...