Урок- композиция "Фронтовые письма"
план-конспект

Теренина Татьяна Алексеевна

Урок- композиция "Фронтовые письма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pisma.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – композиция

«Фронтовые письма»

Цели: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра;

                совершенствовать речь учащихся;

                развивать познавательные интересы и творческие способности уча-

                щихся;

                воспитывать уважительное отношение к людям – защитникам Роди-

                ны;

                учить видеть красоту человеческих отношений, формировать

                культуру общения.

Оборудование урока:

                *Фотовыставка «Солдатские письма»

                * Выставка книг «Письма с фронта»

                *Музыкальное оформление – фонограмма песен: «Письмо отца» (музыка Е.Мартынова, слова А.Дементьева иД.Усманова), «Жди меня» (музыка М.Блантера, слова К.Симонова), аудиозапись песен: «Тёмная ночь» (музыка Н. Богословского, слова В.Агатова), «Полевая почта»(музыка Ю.Левитина, слова Н. Лабковского).

              * Презентация.

                                        Ход урока

«Пишите письма», ради всего   святого!

Пишите письма, хотя   бы два слова!

Осенью, летом, в снегопад, в зной,

Пишите мамам: «Я – живой!»

Самое главное: «Я – живой!»

Самое важное: «Я – живой!»

                                    В. Ильина

1.Слово учителя:

- Расставаясь с друзьями, уезжающими от нас в другие города и страны, провожая на вокзалах и в аэропортах наших родных и близких, мы просим: пишите!  И обещаем сами: я напишу, напишу…

И пишем. Коротко или длинно. Умело или неловко, впопыхах, в постоянной спешке нашей насыщенной событиями жизни. Заклеиваем конверты и опускаем их в почтовые ящики, доверяя обыкновенной почтовой бумаге свои мысли, чувства, надежды.

К сожалению, пишем всё реже.  Эпистолярный жанр сейчас оттеснён современными ритмами, темпами, телефонной связью, Интернетом. Вы любите получать письма?  Сегодня мы будем учиться писать их

2. Словарная работа  

* Эпистолярный (лат.epistole – письмо, послание) – написанный в форме  писем.(Школьный словарь иностранных слов. В.В.Одинцов, Г.П.Смолицкая, Е.И.Голанова, И.А.Василевская, М., «Просвещение», 1983)

*Эпистолярный – О литературных произведениях: в форме писем, переписки. (Словарь русского языка, С.И.Ожегов,М., «Русский язык»,1984)

3. Исторический экскурс.

Слово учителя:

- Письмо! Пожалуй, его история лишь немного короче истории человеческого общества. Ведь и тогда, когда на Земле не существовало письменности, была у людей потребность в общении, причём не только с теми, кто постоянно рядом.

Писание писем распространилось со времён античности. Они сочинялись как литературные произведения. Древние риторики и «письмовники» давали правила переписки и образцы искусства писать письма. Задача письма – « называть вещи своими именами». «Письменный разговор с отсутствующим собеседником» - это «полное выражение нравственного облика человека», «изображение души» и рассказ « о простом деле простыми словами»

Знаменитыми образцами эпистолярной литературы стали письма Цицерона, Горация, Сенеки, Эпикура. В России выдающимся событием были «Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина (18 век)

4.Обучение написанию письма

1) Слово учителя.

В повседневной жизни нередко приходится писать письма. Письма бывают личные и официальные, деловые. Соответственно и требования к их содержанию и оформлению различны.

2) Знакомство с составными частями письма. Запись их в тетради.

В культурно оформленном письме выделяют основные части:

  • Дата – пишется в правом верхнем углу первой страницы;
  • Обращение – располагается посередине листа, диктуется этическими нормами. Каковы ваши взаимоотношения с адресатом, таково и обращение;
  • Вступление- начинается разнообразно: с какой –нибудь любезности, пожелания или извинения;
  • Основной текст – изложение о предметах, интересующих адресата;
  • Заключение – изъявление чувств преданности, почтения, формула вежливости и собственноручная подпись;
  • Постскриптум (лат. – после написанного). При законченном уже письме бывает иногда вспоминается то, что в него не вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда в конце письма, обыкновенно под подписью, ставится знак P/S или N/B и за ним приписывается забытое.

3.Особенности эпистолярного жанра. Запись в тетради.

* обращения;

* лирический подтекст;

*разговорная лексика;

*вопросительные и восклицательные   предложения;

*вводные слова;

*сложные предложения;

*повторы и другое

4. Основные правила написания письма. Краткие сообщения учащихся.

- Мысли должны быть хорошо продуманы и логически выстроены, тщательно подбирайте слова и так же составляйте   фразы;

- Важно дать верный тон своему письму, т.е. уметь сообразоваться с возрастом; с уважением, с душевным состоянием лиц, к которым мы пишем. Пишите просто, задушевно.

- Почерк должен быть разборчивым, аккуратным, исключающим неправильное прочтение слова;

- Невежливо отправлять письма с грамматическими ошибками. Почаще заглядывайте в орфографический словарь.

- Ни в коем случае не пишите письма карандашом – худшего проявления невоспитанности вряд ли можно придумать.

5. Беседа с учащимися.

1.Какие составные части можно выделить в письме?

2. Что такое постскриптум?

3.Назовите особенности эпистолярного жанра.

4.Каковы основные требования к письму?

5.Как правильно оформить письмо?

6.Какие вы знаете пословицы, связанные с письмами, письменной речью? Как вы их понимаете?  

     -Что написано пером, того не вырубишь топором. (Говорят, когда придают большое значение документу, тому, что написано)

     - Легче работать пером, чем топором (Так считает неграмотный человек)

- Бумага всё стерпит. (Говорят, когда сомневаются в правдивости написанного)

- Нужно уметь читать между строк. (Нужно уметь догадываться о дополнительном, скрытом смысле сказанного или сделанного)

- От одного слова да навек ссора.

- Ветер рушит горы, а слово – дружбу. (Необдуманное слово может поссорить)

- Каждое письмо стоит ответа. (Ничего не может быть невежливее и предосудительнее, как не ответить на полученное письмо)

6. Литературно – музыкальная композиция

Вступительное слово учителя

- Наш урок проходит в преддверии Дня Победы. Давайте перенесёмся во времени назад. Вслушаемся в солдатские письма. Письма с войны…С Великой Отечественной, из Афганистана, из Чечни…С их страниц мы услышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас с вами, за то, чтобы мы жили  и сделали всё то, что не успели сделать они. В них голоса целых поколений, ценой жизни отстоявших честь, достоинство и независимость нашей Родины.

Слайд 1.Эпиграф:

               А письма

               В треугольничках солдатских!

               Они для нас

                До сей поры полны

                И мужества, и доброты, и ласки,

                И грозного дыхания войны.

                                                            Г.Серебряков

Чтец 1-й (Шевченко Д.): Фронтовые письма…Кажется, и сегодня они по –прежнему пахнут порохом и дымом, бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. Они подлежат вечному хранению в наших сердцах. В них сама история, величие и трагедия Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг)

Чтец 2 –й (Лут Е.):

                     Треугольником сложен пожелтевший листок,

                     В нем и горькое лето, и сигналы тревог,

                     В нем печаль отступленья в тот отчаянный год,

                     Рвётся ветер осенний и команда: вперёд!

                     Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,

                      Где солдатские письма шли дорогой своей.

                     И с поклоном последним письма, полные сил,

                     От погибших в сраженьях почтальон приносил.

                     Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,

                     И бессонную правду фронтовых голосов.

                     В письмах вера солдата в наши мирные дни,

                     Хоть и были когда –то так далёко они.

Входят 2 почтальона: раздают письма

Учитель:

                - О чём думал солдат, когда склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой – родителям, жене, невесте?

Конечно, не о вечности, не о том, чтобы оставить память потомкам о себе, о товарищах, о войне. Он спешил поделиться своими радостями и горестями, бедами и победами, спешил рассказать о солдатском своём житье. Главная его задача – успокоить близких, сообщить, что жив – здоров, воюет, бьёт врага, и заверить, что вернётся с победой.

Боец (Кострикин Александр)

Мама! Тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновий привет,

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,

Немного лентяя и вечно не в срок

Бегущего утром с портфелем под мышкой,

Свистя беззаботно, на первый урок.

…Мы были беспечными. Глупыми были,

Мы всё, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, вот здесь, на войне,

Приятели, книжки, московские споры,

Всё – сказка, всё в дымке, как снежные горы…

Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!

…И чем бы в пути мне война ни грозила,

Ты знай – я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

                                         Эдуард Асадов

Учитель:

- Письма, письма…Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой? Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась… И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и холодящая душу тревога: «Не случилось ли чего?» А письма из дома переносили в мирную довоенную жизнь, согревали душу, а что писали дети на фронт

Чтец (Белоножко А.):

Здравствуй, папа!

Ты опять мне снился,

Только в этот раз не на войне.

Я немного даже удивился,

До чего ты прежний был во сне.

Папа!

Ты вернёшься невредимый,

Ведь война когда – нибудь пройдёт.

Миленький! Голубчик мой родимый!

Скоро майский праздник к нам придёт.

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть,

Я тебе желаю всей душою

Поскорей фашистов одолеть.

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб, как раньше, можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким огромным миром

Днём и ночью был весёлый свет…

Поклонись бойцам и командирам.

Передай им   от меня привет,

Пожелай им всякую удачу,

Пусть идут на немцев, как один…

…Я пишу тебе и чуть не плачу,

Это так…от радости…

Твой сын.

Матвеева Мария:

Каждое такое письмо имело особую ценность, особый смысл. Они, эти письма, удесятеряли силы бойцов, укрепляли их веру в грядущую Победу. В этих письмах всё: смертный бой и фронтовой быт, любовь и ненависть, боль и радость, горе и счастье.  А если одним словом – в этих письмах – жизнь!

Шишкин Евгений:

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звёзды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвётся такая любовь!

…Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И Родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной…

                                     И.Уткин

Звучит фонограмма песни «Письмо отца» (музыка Е.Мартынова, слова А.Дементьева и Д.Усманова).На фоне мелодии читаются стихи, слова припева повторяет старшеклассник.

   

Чтец (Белоножко А.)

Я читаю письмо,

Что уже пожелтело с годами.

На конверте в углу

Номер почты стоит полевой.

Это в сорок втором

Мой отец написал моей маме

Перед тем , как идти

В свой решительный бой.

«Дорогая моя,

На переднем у нас передышка,

Спят в окопах друзья.

Тишина на крутом берегу…

Дорогая моя,

Поцелуй ты крепче сынишку.

Знай, что вас от беды

Я всегда берегу»

Я читаю письмо.

И как будто всё ближе

Тот тревожный рассвет

И биенье солдатских сердец

Я читаю письмо,

И сквозь годы отчётливо слышу

Я сейчас те слова,

Что сказал перед боем отец.

Я читаю письмо.

А за окнами солнце смеётся.

Новостройки растут.

И сердца продолжают любить

Я читаю письмо.

И уверен, что, если придётся,

Всё, что сделал отец,

Я сумею всегда повторить.

Учитель: Никто из бойцов тогда не знал, доживёт ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Но мужествои отвага не покидали его. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину.

Звучит песня «Жди меня» (музыка М.Блантера, слова К.Симонова)

Гребёнкин Василий:

Поэт Константин Симонов так объяснял историю создания стихотворения «Жди меня». Просто я уехал на фронт, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И ей я написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением.

Своеобразным ответом на стихотворение «Жди меня» стали стихи фронтового поэта Ильи Эренбурга

Вильянская Пелагея:

      Я буду ждать!

Так ждать, чтоб даже память вымерла,

Чтоб стал непроходимым день,

Чтоб умирать при милом имени

И догонять чужую тень,

Чтоб не довериться и зеркалу,

Чтоб от подушки утаить,

Чтоб свет своей любви и верности

Зарыть, запрятать, затемнить,

Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,

Чтоб вздох и тот зажать в руке,

Так ждать, чтоб мёртвый он почувствовал

Горячий ветер на щеке.

                                  И. Эренбург

Чтецы (Теренина Т.А. и Юманова Е.Н.)

- Письма с фронта были все похожи друг на друга. Похожи . И в то же время каждое из них единственное, неповторимое.

Писали письма бойцы и друг другу, бывало и такое

«Открытое письмо женщине из города Вичуга», 1944год

Учитель: Рассмотрим картину художника Лактионова «Письмо с фронта»

Кулакова Анна

- О письмах из Афганистана говорили: письма с войны. А это письмо уже с другой войны – чеченской. Его написал из Чечни житель нашего города, двадцатилетний Игорь Сукманов. Он  готовил себя к армейской службе, занимался спортом, мечтал стать десантником. Но не получилось. «…Конечно, было очень обидно первое время. Я был в ужасном трансе…Конечно, хотелось прийти домой в красивой форме, с престижной печатью в военнике, но раз так вышло, значит, судьба. Я и так горжусь, что служу в зоне чрезвычайного положения и что от части и от меня зависит покой России с южных границ» Игорь Сукманов посмертно награждён орденом Мужества

Кваскова Мария:

- О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за своё счастье, как трудиться, как  беречь своё доброе имя.

                    Прошу вас, храните солдатские письма.

                    Они и просты, и порою грустны,

                    В них столько надежды и вечного смысла.

                    Прошу вас: храните солдатские письма,

                    Тревожную память людской доброты!

                                                                                   М.Львов

6. Домашнее задание.

-Напишите сочинение на одну из тем:

1. «Письмо ветерану»

2. «Письмо солдату в армию»

3. «Письмо погибшему герою»

4. «Письмо режиссеру или героям художественного фильма «Мы из будущего»

         

   

                         

     

Це


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи во 2 классе по теме "Деление слов на слоги"

Урок имеет выраженную коррекционную, развивающую и практическую направленность, т.к. проводиться работа по развитию и коррекчии памяти, через вспоминание пройденного материала; зрительного и слухового...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения, письма, окружающего мира

Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирова...

Приложение у уроку-зачету "Письмо к потомкам"

Данный документ является бланком для заполнения учащимися во время практической части зачёта...

Методическая разработка.Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта»

Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта».5 -7 класс...

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Деловое письмо. Записка".

Знакомство с запиской как видом делового пись­ма.Формирование умения различать и выделять смысловые части в тексте записки. Упражнение учащихся в написании записок. Коррекция недостатков речемысли...