Методическая разработка.Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта».5 -7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока(обучение сочинению) | 29.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||||||
Русский язык | Класс 5 | |||||||
Тема урока Сочинение по картине Александра Ивановича Лактионова «Письмо с фронта» (Сочинение-миниатюра. Тип речи: рассуждение-размышление) | ||||||||
Тип урока Урок развития речи. Урок общеметодической направленности | ||||||||
Задачи Образовательные: Формировать развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Развивающие: Формировать исследовательские умения через использование приемов анализа, сравнения, наблюдения. Содействовать развитию речевой и культурологической компетентностей. Воспитательные: Воспитывать интерес к русской истории, культуре, языку Воспитывать умение вести учебный диалог; Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||
Предметные | УУД | Личностные | ||||||
Научиться конструировать текст типа речи рассуждение-размышления, использовать полученные знания при составлении устного и письменного ответа. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений, ассоциаций. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; контролировать и оценивать свою деятельность; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | ||||||
Основные понятия, изучаемые на мероприятии: типы речи, рассуждение-размышление, замысел автора, композиция, система персонажей, цветовое решение | ||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ: ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация
| ||||||||
Методическое назначение средств ИКТ: формирование умений и навыков по систематизации информации, создание информационной модели изображения с целью изучения и исследования, визуализация информации и взаимосвязь между объектами | ||||||||
Образовательные ресурсы: MS Power Point? Web-браузер, поисковые системы, http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26219, http://iremember.ru/pisma-s-fronta/blog.html | ||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||||||
Этап | Длительность этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы обучения для реализации данного вида учебной деятельности | ||||
Этап 1. Ознакомительный | 5 |
Приветствие. Установить внимание каждого обучающегося. Создать положительный настрой на работу Введение в ситуацию.
| Приветствуют учителя Анализируют название картины. Строят предположения о ходе урока Читают вслух отрывки из писем фронтовиков | Беседа Работа с онлайн доской (презентация на экране) Вовлечение учащихся в живое обсуждение предложенной темы | ||||
Этап 2. Основной (аналитический). Практикум | 30 | Предлагает рассмотреть картину. Даёт небольшие комментарии по истории создания картины. Курирует исследовательскую работу Предлагает провести параллель между литературным и художественным произведениями. Выстраивает алгоритм анализа художественного произведения. Напоминает особенности типа рассуждение-размышление. Организует сравнительный анализ эскиза и окончательного варианта картины. Предлагает тему и варианты вступлений. | Рассматривают картину, строят предположения по предложенной ситуации. Определяют авторский замысел. Анализируют картину по предложенному алгоритму Сравнивают две работы, формулируют выводы. Формулируют тему сочинения Пишут сочинение-миниатюру на заданную тему | Работа с презентацией Знакомство с картиной, воспоминаниями А.И. Лактионова. Беседа. Проблемно-поисковый метод Сравнительный анализ произведений Создание собственных текстов-миниатюр. | ||||
Этап 3. Итоговый. Презентация работы | 5-7 | Оценивает работы учащихся. Читает своё сочинение. | Читают сочинения, корректируют написанное | знакомство и сравниевание нескольких вариантов одной проблемы (причём это решение может оказаться неодинаковым) | ||||
Этап 4. Рефлексия | 2 | Подведение итогов занятия. Рефлексия. Целеполагание следующего занятия. Домашнее задание | Анализируют свою работу на уроке (чему научились на уроке?) |
Ход урока
Здравствуйте, ребята.
Тема урока сегодня «Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта». С какими эмоциями, переживаниями ассоциируется у вас название картины?
Как вы думаете, какими бывают письма с фронта?
О чём в них пишут? (Что жив-здоров, что всё хорошо, о каких-то бытовых моментах фронтовой жизни).
А почему, как вы думаете, старались о страшном не писать?
А бывают «похоронки»… Потому и визит почтальона – целое событие.
Скажите, а можно было по настроению почтальона определить: хорошие новости, или плохие?
СЛАЙД № 2. Отрывки из писем (читают дети)
СЛАЙД № 3. Вот и сама картина. Как думаете, что в письме? Добрые вести? Почему?
Какое настроение у героев картины? (радостное, приподнятое…)
Какие чувства они испытывают? (радость, гордость, облегчение…)
Почему радость? (улыбки на лицах, нет напряжения, расслабленные позы, удовольствие слушателей…)
Что хотел изобразить художник?
Посмотрим, что он сам об этом пишет. СЛАЙД № 4.
Каков его замысел? (изобразить радость). Получилось у художника воплотить, реализовать свой замысел? Как?
Замысел автора. Где вы уже слышали это понятие? (при анализе художественных произведений)
СЛАЙД № 5.
СЛАЙД № 6. Изучаем, рассматриваем картину по «плану», представленному в таблице.
- Система персонажей. Сколько поколений изобразил художник? Сколько персонажей?(взрослые, дети: женщина, девочка, раненый солдат, девушка с повязкой «Дежурный ПВХО», вдалеке идущий человек, всего 6 человек) Точно 6?
Картина писалась с натуры. Что это значит? Где должен стоять художник? Как мы видим ситуацию. Если бы мы шли мимо, что бы мы увидели? А мы откуда наблюдаем? С какой точки? Т.е. мы очевидцы. Следовательно, мы тоже включены в систему персонажей. Полотно охватывает и зрителей.
- Плавно переходим к композиции. Три плана картины. Перед нами крупным планом изображены герои-слушатели, далее двор и дорога, ведущая к домам (это второй план), третий план, фон – дома, небо, простор, стрела колокольни.
- Цветовое решение. Теперь самое интересное. Вопрос! Какой цвет у вас ассоциируется с радостью? Подумайте (голубой – небо, зелёный – трава, желтый – солнце, свет). А что такое радость?
веселье, весть, восторг; отрада, ликование, веселость, , развлечение, кайф, упоение, торжество, жизнерадостность, праздник, праздничное настроение, удовольствие
картина полна солнечного света
эффект очень яркого летнего солнца
хочется прищуриться
А само письмо где? Какое оно? Ослепительно яркое письмо, тепло, высокое небо, ясное, голубое, яркая зелень, девушка в жёлтом платье, зелёной кофточке, тёплые тона, белый цвет (косынка и блуза женщины, дома, облака, письмо), свет льётся. Свет = радость… Этот свет и есть радость. Радость оттого, сто жив и здоров близкий человек, надежда, что всё будет хорошо, и хозяин вернётся домой живым.
Обратите внимание крупным планом – дыра в полу (критиковали за эту художественную деталь). Зачем художник сделал акцент? Радость «покрывает» всё.
СЛАЙД № 7. Сравните эскиз картины (1943) и окончательный вариант (1947). Что изменил художник? Что сделал в картине главным? Важным?
Как будет звучать тема сочинения? Подумайте. Предлагайте ваши варианты.
Сочинение-миниатюра, 5 – 8 предложений. Структура сохраняется (вступление, основная часть, заключение)
Как нарисовать радость? (предлагается несколько вступлений)
Читаем работы.
Ребята, чему вы сегодня научились? (сочинение можно начать с вопроса, ряда вопросов)
Домашнее задание. Подумайте, какой ещё тип речи можно использовать при работе с этой картины. Почему? Какие особенности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка технологической карты урока по теме: « Лесные животные » по УМК «Шаги» для 3-его класса под редакцией И.Л. Бим учителя немецкого языка
Урок общеметодологической направленности по технологии :" Развитие критического мышления через чтение и письмо". Материал урока направлен на формирование личностных, метапредметных, предметных ко...
Методическая разработка технологической карты урока по теме: "Систематизация времён"
В технологической карте представлены интересные виды работы на уроке немецкого языка в 6 классе, с применением технологии РКЧМП....
Методическая разработка. Технологическая карта. Изготовления косметички.
Подробная инструкция. Технологическая карта. Изготовления косметички....
Методическая разработка технологической карты урока " Строение и работа сердца" 8 класс
Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Строение и работа сердца» по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р...
Методическая разработка . Технологическая карта урока "Северная война" 7 класс
Технологическая карта урока "Северная война" История России 7 класс...
Презентация к уроку русского языка. Сочинение по картине А.И.Лактионова "Письмо с фронта"
Материал презентации подходит ко всем действующим учебникам по русскому языку. Можно использовать как для работы в шестом классе, так и для 7 класса....
Методическая разработка. Технологическая карта урока. Тема урока: Басни И.А. Крылова (5 класс).
Цели урока:образовательные: систематизировать и углубить знания обучающихся об особенностях басенного жанра; познакомить с творчеством И.А. Крылова, сравнить баснописцев разных эпох, расширить круг чи...