Программа внеурочной деятельности « Дорожная грамота»
рабочая программа
В программе делается акцент на особенности работы детского объединения юных инспекторов движения в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dorozhnaya_gramota.docx | 332.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Организация внеурочной деятельности в МБОУ Игримская СОШ №1 – неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.
В настоящее время требуются новые интегративные формы организации деятельности – «учиться и развиваться – исследуя, действуя, трогая, творя, создавая». Программа «Дорожная грамота» направлена на привлечение обучающихся МБОУ Игримской школы №1 во внеурочное время.
Основная часть
Обоснование и актуальность программы
Быстрый рост количества и скоростных возможностей автомобилей делают дорогу всё более опасной. Самые важные правила обеспечения детей в современном мире, каждая улица, каждый перекрёсток которого - явная и несомненная опасность для здоровья и жизни каждого ребёнка. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате дорожно-транспортных происшествий на дорогах страны просто ужасает. Реальная ситуация на дорогах всё требовательнее обязывает взрослых обратить внимание на обучение детей дорожной грамоте. Система профилактической работы ориентирована на определённую цель и комплекс задач по её достижению - знание и чёткое соблюдение обучающимися правил дорожного движения. Такая работа не должна носить эпизодический характер, проводить её следует целенаправленно, системно и качественно. Данная программа включает в себя: изучение Правил дорожного движения, правил безопасного поведения на улицах и дорогах, овладение навыками проведения работы по пропаганде правил дорожного движения и организация работы среди учащихся младшего и среднего школьного возраста.
Необходимо научить ребенка правилам жизни во взрослом мире - в мире спешащих людей и машин.
В программе делается акцент на особенности работы детского объединения юных инспекторов движения в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
1. Общие положения.
- 1 Отряд юных инспекторов движения - добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения среди детей младшего и среднего возраста.
1.2 Основными задачами отряда ЮИД являются:
- активное содействие школе в выработке у школьников активной жизненной позиции;
- изучение правил безопасного поведения на дорогах и улицах, овладение навыками проведения работы по пропаганде правил дорожного движения и организации этой работы среди детей;
- овладение умениями оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
1.3 Отряд юных инспекторов движения создается из числа обучающихся МБОУ Игримская СОШ №1.
2. Основная цель программы:
Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, подготовка убежденно-организованных юных инспекторов движения к агитационной, пропагандистской, информационной деятельности безопасного дорожного движения, ориентация на выбор будущей профессии.
3. Задачи:
3.1. Организация, координация, управление деятельностью детского объединения отряда ЮИД.
3.2. Изучение сложившейся системы пропаганды в области безопасного дорожного движения.
3.3. Поиск новых агитационных форм агитации и пропаганды ПДД.
3.4. Сотрудничество со службами ГИБДД в практической деятельности.
3.5. Профориентация на профессии водителя, работника автотранспортного предприятия, сотрудника ГИБДД и др.
3.6. Организация поисковой, учебно-исследовательской деятельности.
3.7. Воспитание убежденного образцового участника дорожного движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД.
4. Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
4.1 Самостоятельности в принятии правильных решений.
4.2 Знание правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
4.3 Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения.
4.4 Здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
4.5 Развитие и использование своих лидерских качеств.
4.6 Участие в научно-исследовательской деятельности.
5. Основные направления работы отрядов юных инспекторов движения.
5.1 Воспитание у членов отряда ЮИД преданности своей Родине на героических, боевых и трудовых традициях российской полиции, гуманного отношения к людям, чувства товарищества.
5.2 Углубленное изучение правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения.
5.3 Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде правил дорожного движения в образовательных учреждениях поселка с использованием технических средств пропаганды.
5.4 Участие в смотрах и слетах ЮИД, конкурсах и соревнованиях агитбригад.
5.5 Организация работы с юными велосипедистами.
5.6 Овладение техническими знаниями.
6. Структура и организация работы отряда ЮИД.
- Членами отряда юных инспекторов движения могут быть обучающиеся, заявившие желание активно участвовать в работе по изучению и пропаганде ПДД.
- Повседневное руководство работой отряда юных инспекторов движения осуществляет педагог МБОУ Игримская СОШ №1
7. Основные методы, используемые при реализации программы:
- в обучении - практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод;
- в воспитании - методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
8. Обязанности и права юного инспектора движения.
8.1 Юный инспектор движения обязан:
- Дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно участвовать в делах отряда, своевременно и точно выполнять задания штаба и командиров.
- Изучать правила дорожного движения и быть примером в их соблюдении.
- Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по пропаганде правил безопасного поведения на дорогах.
- Всемерно беречь и укреплять общественный правопорядок, участвовать в предупреждении нарушений детьми ПДД.
- Укреплять свое здоровье, систематически заниматься физической культурой и спортом.
8.2 Юный инспектор движения имеет право:
- Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда, и вносить соответствующие предложения.
- Избирать и быть избранным в штаб отряда юных инспекторов движения.
- Овладевать знаниями, умениями и навыками, методикой и практикой работы по профилактике ДДТТ, получить звание «Юный инспектор по безопасности движения», которое присваивается после проверки умений в практической работе.
- Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности дорожного движения и общественного правопорядка в местные органы полиции и ГИБДД.
9. Материально-техническое обеспечение отряда ЮИД:
- учебные пособия, специальная литература для культурно-массовой работы;
- технические средства пропаганды;
- уголки юных инспекторов движения;
- медиатека учебного кабинета;
- Интернет-ресурсы: ЦОРы, сетевое взамодействие.
10. Главные принципы.
10.1 Деятельность по организации реализации данной программы в жизнь не должна нарушать учебного процесса школы, а наоборот, помогать самообразованию, развитию кругозора, развитию лидерских качеств.
10.2 Добровольность участия в данном виде деятельности.
10.3 Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
10.4 Доброжелательная и непринужденная обстановка работы в данном направлении.
11. Знания, умения, навыки.
11.1 Обучающиеся должны знать:
- правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
- серии дорожных знаков, их характеристики;
- способы оказания первой медицинской помощи;
11.2 Обучающиеся должны уметь:
- работать с правилами дорожного движения;
- читать информацию по дорожным знакам, оценивать дорожную ситуацию;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.
11.3 Иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
- участия в конкурсах, соревнованиях.
12. Содержание программы.
12.1 Организационная работа.
- создание отряда ЮИД, ознакомление с правами, обязанностями, задачами;
- выборы командира, его заместителя, пропагандистов, редакторов стенной газеты, агитационного листка;
- выбор названия, девиза, речевки, песни;
- составление плана работы отряда;
- оформление стенда по безопасности дорожного движения.
12.2 Теоретическая подготовка на уроках, занятиях с отрядом ЮИД по темам:
- История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках.
- Правила дорожного движения в России. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
- ПДД для пешеходов – правостороннее движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Элементы улицы. Формы регулирования движением: светофорное и регулировщиком. Виды перекрестков.
- Железнодорожные переезды: правила перехода и проезда.
- ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимные отношения пассажиров и водителя.
- ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
- Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные. Значение отдельных дорожных знаков.
- Элементы загородной дороги. Дорога с односторонним и двустороннем движением. Дорожная разметка, ее значение для регулирования движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметки.
- Причины дорожно-транспортных происшествий. Разбор ДТП.
- Основы оказания первой медицинской помощи: информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи, переломы, их виды, ожоги, степени ожогов и оказание первой медицинской помощи. Виды повязок и способы их наложения. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах, при сотрясении мозга. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Оказание первой помощи при обморожении, при сердечном приступе.
- Понятие «страхование», «страхователь», «страховой случай», «страховщик».
- Виды, формы, отрасли страхования. Крупные страховые компании. Страховой полис.
- Договор по страхованию. Страхование от несчастных случаев. Страхование автогражданской ответственности.
12.3 Практическая деятельность:
- Решение задач, карточек по ПДД, создание медиапродуктов: презентации, доклады, информационные справочники.
- Встречи с инспектором ГИБДД. Ролевые игры. Дискуссии.
- Оформление уголка по ПДД.
- Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
- Проведение классных часов в начальной школе «Азбука безопасности».
- Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь дом-школа-дом».
- Проведение игр и представлений для детей дошкольных учреждений поселка.
- Выступление членов отряда ЮИД в классах по пропаганде ПДД.
- Проведение инструктажей по мере необходимости.
- Совместные акции с работниками ГИБДД по пропаганде БДД;
- Сбор материала по ПДД в вопросах и ответах, ситуативных картинках, загадках, стихах, песнях.
- Просмотр фильмов о ПДД - вопросы и ответы по просмотренным сюжетам.
Заключение
Соблюдение Правил дорожного движения — обязанность каждого гражданина.
Содержание программы имеет концентрическое построение, состоит из трех уровней сложности:
- первый этап – дается общее значение правил дорожного движения,
- второй этап - углубление в изучении с практическим приложением в виде агитации и пропаганды,
- третий этап - умение применить правила дорожного движения в повседневной жизни, вести пропаганду и агитацию правил, умение разобрать сложную дорожно-транспортную ситуацию и найти правильное решение.
В систему игр входят такие группы как: обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие, профориентационные и психологические. Игры в школьном возрасте способствуют самоутверждению, имеют юмористическую окраску, ориентированы на речевую деятельность. Участие в них является подготовкой для агитационной и пропагандистской работы.
Деятельность отряда ЮИД строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).
Опыт практической деятельности по реализации программы позволяет сформировать единое агитационно-пропагандистское пространство через проведение массовых мероприятий.
Критериями выполнения программы служат:
Стабильный интерес школьников к изучению, выполнению и пропаганде ПДД.
Массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности. Результативность по итогам поселковых, районных конкурсов. Проявление самостоятельности в творческой деятельности.
Приложением к программе являются:
- самостоятельно подготовленные обучающимися образовательных учреждений мультимедийные презентации по вопросам безопасности дорожного движения и формирования здорового образа жизни;
- памятки для родителей по основным вопросам безопасности жизнедеятельности детей;
- подборка электронных ссылок «Читаем сами. Читаем вместе с детьми» на Интернет-ресурсы по ПДД.
Список источников
1. Правила дорожного движения для детей
2. Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука дорожной безопасности»
Рабочая программа социального направления нацелена на формирование культуры поведения на дорогах, вовлечение учащихся в деятельность по профилактике дорожно—транспортного травматизма и обеспечение защ...
Программа внеурочной деятельности "Юные инспектора дорожного движения"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ЮИД" для 4-7 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» Уровень образования – основное общее 6 класс. Количество часов: 35
Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Программой воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО, Программой развития УУД на ступени ООО. Программа ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный инспектор дорожного движения» 1- 4 кл
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный инспектор дорожного движения»...
Грамоты Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике 8 кл
Рабочая программа внеурочной деятельности...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности по правилам дорожного движения «Правила дорожного движения» направление «Общекультурное» для обучающихся (6 – 9 классов)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я – пешеход и пассаж...
Программа внеурочной деятельности "Дорожный патруль"
Программа внеурочной деятельности «ЮИД» «Дорожный патруль» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации...