Программа внеурочной деятельности « Дорожная грамота»
рабочая программа

Остапчук Екатерина Андреевна

В программе делается акцент на особенности работы детского объединения юных инспекторов движения в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dorozhnaya_gramota.docx332.86 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\FK6\Desktop\аттестация остапчук\Программы\Титульник Дорожная грамота.JPG

Пояснительная записка

Организация внеурочной деятельности в МБОУ Игримская СОШ №1 – неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.

        В настоящее время требуются новые интегративные формы организации деятельности – «учиться и развиваться – исследуя, действуя, трогая, творя, создавая». Программа «Дорожная грамота» направлена на привлечение обучающихся МБОУ Игримской школы №1 во внеурочное время.

Основная часть

Обоснование и актуальность программы

Быстрый рост количества и скоростных возможностей автомобилей делают дорогу всё более опасной. Самые важные правила обеспечения детей в современном мире, каждая улица, каждый перекрёсток которого - явная и несомненная опасность для здоровья и жизни каждого ребёнка. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате дорожно-транспортных происшествий на дорогах страны просто ужасает. Реальная ситуация на дорогах всё требовательнее обязывает взрослых обратить внимание на обучение детей дорожной грамоте. Система профилактической работы ориентирована на определённую цель и комплекс задач по её достижению - знание и чёткое соблюдение обучающимися правил дорожного движения. Такая работа не должна носить эпизодический характер, проводить её следует целенаправленно, системно и качественно. Данная программа включает в себя: изучение Правил дорожного движения, правил безопасного поведения на улицах и дорогах, овладение навыками проведения работы по пропаганде правил дорожного движения и организация работы среди учащихся младшего и среднего школьного возраста.

Необходимо научить ребенка правилам жизни во взрослом мире - в мире спешащих людей и машин.

В программе делается акцент на особенности работы детского объединения юных инспекторов движения в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

1. Общие положения.

  1. 1 Отряд юных инспекторов движения - добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения среди детей младшего и среднего возраста.

1.2 Основными задачами отряда ЮИД являются:

  • активное содействие школе в выработке у школьников активной жизненной позиции;
  • изучение правил безопасного поведения на дорогах и улицах, овладение навыками проведения работы по пропаганде правил дорожного движения и организации этой работы среди детей;
  • овладение умениями оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

1.3 Отряд юных инспекторов движения создается из числа обучающихся МБОУ Игримская СОШ №1.

2. Основная цель программы:

Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, подготовка убежденно-организованных юных инспекторов движения к агитационной, пропагандистской, информационной деятельности безопасного дорожного движения, ориентация на выбор будущей профессии.

3. Задачи:

        3.1. Организация, координация, управление деятельностью  детского объединения отряда ЮИД.

        3.2. Изучение сложившейся системы пропаганды в области безопасного дорожного движения.

        3.3. Поиск новых агитационных форм агитации и пропаганды ПДД.

        3.4. Сотрудничество со службами ГИБДД в практической деятельности.

        3.5. Профориентация на профессии водителя, работника автотранспортного предприятия, сотрудника ГИБДД и др.

        3.6. Организация поисковой, учебно-исследовательской деятельности.

        3.7. Воспитание убежденного образцового участника дорожного движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД.

4. Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

        4.1 Самостоятельности в принятии правильных решений.

        4.2 Знание правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

        4.3 Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения.   

        4.4 Здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.

        4.5 Развитие и использование своих лидерских качеств.

        4.6 Участие в научно-исследовательской деятельности.

5. Основные направления работы отрядов юных инспекторов движения.

5.1 Воспитание у членов отряда ЮИД преданности своей Родине на героических, боевых и трудовых традициях российской полиции, гуманного отношения к людям, чувства товарищества.

5.2 Углубленное изучение правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения.

5.3 Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде правил дорожного движения в образовательных учреждениях поселка с использованием технических средств пропаганды.

5.4 Участие в смотрах и слетах ЮИД, конкурсах и соревнованиях агитбригад.

5.5 Организация работы с юными велосипедистами.

5.6 Овладение техническими знаниями.

6. Структура и организация работы отряда ЮИД.

  1. Членами отряда юных инспекторов движения могут быть обучающиеся, заявившие желание активно участвовать в работе по изучению и пропаганде ПДД.
  2. Повседневное руководство работой отряда юных инспекторов движения осуществляет педагог МБОУ Игримская СОШ №1

7. Основные методы, используемые при реализации программы:

  1. в обучении - практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод;
  2. в воспитании - методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

8. Обязанности и права юного инспектора движения.

8.1 Юный инспектор движения обязан:

  • Дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно участвовать в делах отряда, своевременно и точно выполнять задания штаба и командиров.
  • Изучать правила дорожного движения и быть примером в их соблюдении.
  • Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по пропаганде правил безопасного поведения на дорогах.
  • Всемерно беречь и укреплять общественный правопорядок, участвовать в предупреждении нарушений детьми ПДД.
  • Укреплять свое здоровье, систематически заниматься физической культурой и спортом.

8.2 Юный инспектор движения имеет право:

  • Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда, и вносить соответствующие предложения.
  • Избирать и быть избранным в штаб отряда юных инспекторов движения.
  • Овладевать знаниями, умениями и навыками, методикой и практикой работы по профилактике ДДТТ, получить звание «Юный инспектор по безопасности движения», которое присваивается после проверки умений в практической работе.
  • Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности дорожного движения и общественного правопорядка в местные органы полиции и ГИБДД.

9. Материально-техническое обеспечение отряда ЮИД:

  • учебные пособия, специальная литература для культурно-массовой работы;
  • технические средства пропаганды;
  • уголки юных инспекторов движения;
  • медиатека учебного кабинета;
  • Интернет-ресурсы: ЦОРы, сетевое взамодействие.

10. Главные принципы.

10.1 Деятельность по организации реализации данной программы в жизнь не должна нарушать учебного процесса школы, а наоборот, помогать самообразованию, развитию кругозора, развитию лидерских качеств.

10.2 Добровольность участия в данном виде деятельности.

10.3 Активность и творческий подход к проведению мероприятий.

10.4 Доброжелательная и непринужденная обстановка работы в данном направлении.

11. Знания, умения, навыки.

11.1 Обучающиеся должны знать:

  • правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
  • серии дорожных знаков, их характеристики;
  • способы оказания первой медицинской помощи;

11.2 Обучающиеся должны уметь:

  • работать с правилами дорожного движения;
  • читать информацию по дорожным знакам, оценивать дорожную ситуацию;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

11.3 Иметь навыки:

  • дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
  • взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
  • участия в конкурсах, соревнованиях.

12. Содержание программы.

12.1 Организационная работа.

  • создание отряда ЮИД, ознакомление с правами, обязанностями, задачами;
  • выборы командира, его заместителя, пропагандистов, редакторов стенной газеты, агитационного листка;
  • выбор названия, девиза, речевки, песни;
  • составление плана работы отряда;
  • оформление стенда по безопасности дорожного движения.

12.2 Теоретическая подготовка на уроках, занятиях с отрядом ЮИД по темам:

  • История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках.
  • Правила дорожного движения в России. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
  • ПДД для пешеходов – правостороннее движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Элементы улицы. Формы регулирования движением: светофорное и регулировщиком. Виды перекрестков.
  • Железнодорожные переезды: правила перехода и проезда.
  • ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимные отношения пассажиров и водителя.
  • ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
  • Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные. Значение отдельных дорожных знаков.
  • Элементы загородной дороги. Дорога с односторонним и двустороннем движением. Дорожная разметка, ее значение для регулирования движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметки.
  • Причины дорожно-транспортных происшествий. Разбор ДТП.
  • Основы оказания первой медицинской помощи: информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи, переломы, их виды, ожоги, степени ожогов и оказание первой медицинской помощи. Виды повязок и способы их наложения. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах, при сотрясении мозга. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Оказание первой помощи при обморожении, при сердечном приступе.
  • Понятие «страхование», «страхователь», «страховой случай», «страховщик».
  • Виды, формы, отрасли страхования. Крупные страховые компании. Страховой полис.
  • Договор по страхованию. Страхование от несчастных случаев. Страхование автогражданской ответственности.

12.3 Практическая деятельность:

  • Решение задач, карточек по ПДД, создание медиапродуктов: презентации, доклады, информационные справочники.
  • Встречи с инспектором ГИБДД. Ролевые игры. Дискуссии.
  • Оформление уголка по ПДД.
  • Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
  • Проведение классных часов в начальной школе «Азбука безопасности».
  • Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь дом-школа-дом».
  • Проведение игр и представлений для детей дошкольных учреждений поселка.
  • Выступление членов отряда ЮИД в классах по пропаганде ПДД.
  • Проведение инструктажей по мере необходимости.
  • Совместные акции с работниками ГИБДД по пропаганде БДД;
  • Сбор материала по ПДД в вопросах и ответах, ситуативных картинках, загадках, стихах, песнях.
  • Просмотр фильмов о ПДД - вопросы и ответы по просмотренным сюжетам.

Заключение

Соблюдение Правил дорожного движения — обязанность каждого гражданина.

Содержание программы имеет концентрическое построение, состоит из трех уровней сложности:

  • первый этап – дается общее значение правил дорожного движения,
  • второй этап - углубление в изучении с практическим приложением в виде агитации и пропаганды,
  • третий этап - умение применить правила дорожного движения в повседневной жизни, вести пропаганду и агитацию правил, умение разобрать сложную дорожно-транспортную ситуацию и найти правильное решение.

В систему игр входят такие группы как: обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие, профориентационные и психологические. Игры в школьном возрасте способствуют самоутверждению, имеют юмористическую окраску, ориентированы на речевую деятельность. Участие в них является подготовкой для агитационной и пропагандистской работы.

Деятельность отряда ЮИД строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).

Опыт практической деятельности по реализации программы позволяет сформировать единое агитационно-пропагандистское пространство через проведение массовых мероприятий.

Критериями выполнения программы служат:

Стабильный интерес школьников к изучению, выполнению и пропаганде ПДД.

 Массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности. Результативность по итогам поселковых, районных конкурсов. Проявление самостоятельности в творческой деятельности.

Приложением к программе являются:

  • самостоятельно подготовленные обучающимися образовательных учреждений мультимедийные презентации по вопросам безопасности дорожного движения и формирования здорового образа жизни;
  • памятки для родителей по основным вопросам безопасности жизнедеятельности детей;
  • подборка электронных ссылок «Читаем сами. Читаем вместе с детьми» на Интернет-ресурсы по ПДД.

Список источников

1. Правила дорожного движения для детей

2. Интернет-ресурсы:

http://www.tvoyrebenok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука дорожной безопасности»

Рабочая программа социального направления нацелена на формирование культуры поведения на дорогах, вовлечение учащихся в деятельность по профилактике дорожно—транспортного травматизма и обеспечение защ...

Программа внеурочной деятельности "Юные инспектора дорожного движения"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ЮИД" для 4-7 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» Уровень образования – основное общее 6 класс. Количество часов: 35

Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Программой воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО, Программой развития УУД на ступени ООО. Программа ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный инспектор дорожного движения» 1- 4 кл

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Юный инспектор дорожного движения»...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по правилам дорожного движения «Правила дорожного движения» направление «Общекультурное» для обучающихся (6 – 9 классов)

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я – пешеход и пассаж...

Программа внеурочной деятельности "Дорожный патруль"

Программа внеурочной деятельности «ЮИД» «Дорожный патруль» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации...