Воспитательский час в 5 классе по адаптации обучающихся к новым условиям обучения
классный час

Галсанова Ирина Юмжаповна

В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Нередко дети меняют школу и у них появляются не только новые учителя, но и новые одноклассники.

            Как показывает практика, большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Центральное место занимает, во-первых, сам факт окончания младшей школы, который в той или иной степени подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение.
            Все сложности предстоящего периода, как правило, учителя, классные руководители обсуждают на родительских собраниях, с родителями обучающихся и на педагогических советах между собой. Но немало важную роль играет обсуждение нового статуса ученика с детьми на классном часе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования»

Воспитательский час в 5 классе по адаптации учащихся

в рамках методической недели по преемственности

обучающихся 5 класса на новой ступени обучения

Подготовила и провела: Галсанова И.Ю.

воспитатель ВК

практическая часть Педагогического совета

№2 от 03.11.2017 г.

2017-2018 учебный год

п. Новоселенгинск

Сценарий проведения воспитательского часа
по адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.

Введение
        В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Нередко дети меняют школу и у них появляются не только новые учителя, но и новые одноклассники.

        Как показывает практика, большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Центральное место занимает, во-первых, сам факт окончания младшей школы, который в той или иной степени подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение.
        Все сложности предстоящего периода, как правило, учителя, классные руководители обсуждают на родительских собраниях, с родителями обучающихся и на педагогических советах между собой. Но немало важную роль играет обсуждение нового статуса ученика с детьми на классном часе.

Цель: Оказать эффективную поддержку учащимся 5-х классов в период адаптации в среднем звене.

Задачи:

  1. Снятие психоэмоционального напряжения.
  2. Повышение учебной мотивации.
  3. Формирование дружеских взаимоотношений в коллективе.

Участники: Учащиеся 5 класса.

Оборудование: Листы формата А-4, цветные карандаши, релаксационная музыка «Звуки моря», сердечки (смайлики) на каждого ученика.

Ход занятия.

Все стоят в кругу.

        Здравствуйте, мы рады снова встретиться с вами. Предлагаем сейчас поздороваться с соседом справа и сообщить о чем-то приятном (ученики по кругу выполняют это упражнение). Спасибо! По команде «Хлопок» сейчас меняются местами те, кто:

- пришел в школу в хорошем настроении;
- имеет много друзей;
- рад, что он ученик 5 класса;
- любит путешествовать.

(Дети меняются местами по команде).

Хорошо! Так как многие из вас любят путешествовать, то давайте отправимся в круиз по морю. Предлагаем вам занять свои места.

(Звучит шум прибоя и дети проходят за парты)

II. Ход проведения

Воспитатель:
- Дорогие ребята! Поздравляю вас с началом нового учебного года. Сегодня вы перешагнули порог старшей школы и стали учениками 5 класса. А я, перешагнув школьный порог в этом учебном году, стала вашим воспитателем. Меня зовут Ирина Юмжаповна. Впереди у нас долгие годы совместной жизни.

Я надеюсь, что этот 5 класс будет здоровым, дружным и сплоченным. Нас ждет много интересных дел. Но главное наше дело - это создать и сберечь наш коллектив, чтобы каждый чувствовал себя в нем уверенно, надежно и удобно.

В 5 классе вы познакомились с новыми предметами, новыми учителями. Не всегда будет легко, не все будет получаться. Но я хотела бы, чтобы каждый из вас понял и почувствовал, что он не один, что рядом будет помощь от одноклассников, родителей, учителей и конечно же от меня.
Класс, в котором вы сейчас находитесь, - это наша классная комната. В ней будут проходить некоторые уроки, классные часы, праздники. На несколько лет эта классная комната станет для вас вашим школьным домом.


III. Игры


Игра «Мое имя»

Воспитатель:
- Сегодня у нас день знакомства. А чтобы лучше узнать друг друга, давайте немного поиграем. Первая игра называется «Мое имя». Послушайте условия игры. Каждый участник, начиная с ведущего, т. е. с меня, должен встать, громко назвать свое имя и прибавить к нему прилагательное, которое отражает положительные качества его характера. Прилагательное должно начинаться с первой буквы имени. Например, Татьяна - трудолюбивая, Ольга - остроумная. Условия игры понятны? Тогда начинаем.

Воспитатель называет свое имя, добавляет к нему прилагательное, тоже по очереди делают все ученики. Ирина Юмжаповна –интересная, юморная.

Игра «Характеристика класса»

Воспитатель:
-  Наше знакомство продолжается. (Показывает на доску.) На доске нарисован портрет 5 класса. (Я нарисую либо на доске, либо на ватмане красивое лицо). Нужно дать ему характеристику, но с одним условием. Характеристика должна состоять из прилагательных, которые начинаются на все буквы алфавита. Отвечать могут все, кто поднял руку. Итак, какой он, наш 5 класс?
Учитель называет букву алфавита, дети поднимают руки, называют прилагательные.
Примерные ответы детей:

А - аккуратный, активный.
Б - бережливый, бодрый.
В - внимательный, верный, веселый, волевой.
Г - гостеприимный.
Д - добрый, дружный, деловой.
Е - единственный, естественный.
Ж - жизнерадостный.
3 - задорный, здоровый, замечательный.
И - интересный, искренний.
К - культурный, красивый.
Л - любознательный, ловкий.
М - мирный, математический, музыкальный, мужественный.
Н - нормальный, нежный.
О - обязательный, отважный, отличный, ответственный.
П - положительный, приветливый, послушный, прекрасный, прилежный, принципиальный, прогрессивный, передовой, пытливый.
Р - радостный, решительный.
С - самостоятельный, свободный, сердечный, серьезный, современный, спокойный, сильный, скромный, смешной, строгий.
Т - трудолюбивый, талантливый, творческий, толковый, толерантный.
У - умный, успешный, удивительный, уважительный, уверенный, увлеченный, упорный, уравновешенный.
Ф - фантастический, филологический.
X - храбрый, хороший, хозяйственный.
Ц - целеустремленный, цивилизованный.
4 - честный, чуткий, человечный, чистоплотный.
Ш-широкий.
Щ - щедрый.
Э - энергичный, эрудированный, элегантный, эмоциональный.
Ю-юный.
Я - ясный, яркий.


Игра «Веселые уроки»
Воспитатель:
- Проведем «Веселые уроки» - так называется небольшой конкурс, который я хочу вам предложить. Слушаем вопросы и даем ответы. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Внимание - вопросы! ( можно разделиться на 2 команды)
1. Что легче: килограмм пуха или килограмм железа? (Они равны.)
2. Шла девочка в библиотеку, а навстречу ей 3 мальчика. Сколько человек шло в библиотеку? (Одна девочка.)
3. Сколько грибов может войти в пустую корзину? (1 гриб, дальше корзина уже не будет пустой.)
4. 2 мальчика играли в теннис 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2 часа.)
5. Урок математики продолжается 45 минут, а урок истории 2700 секунд. Как это получается? (В минуте 60 секунд, 45 x 60 = 2700.)
6. 2 мамы и 2 дочки нашли 3 грибочка. А досталось каждой по одному грибку. Спрашивается, как это могло случиться? (Их и было трое: бабушка, мать, дочка.)
7. Какой цветок имеет такое же название, как и конфета, только с другим ударением? (Ирис - цветок, ирис - конфета.)
8. Какая птица несет самые большие в мире яйца? (Страус.)
9. Как называется лес, в котором растут ели и сосны? (Хвойный.)
10. Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера.)
11. Как называется бег по пересеченной местности? (Кросс.)
12. Как называется одновременное звучание нескольких звуков? (Аккорд.)
13. Что такое форте? (Громкое звучание.)
14. Какое приспособление поможет защитить пальцы от уколов при шитье? (Наперсток.)
15. Какой инструмент нужен для того, чтобы вырезать узор на фанере? (Лобзик.)
16. А теперь загадки-складки. Только отвечать всем вместе нужно - громко, весело и дружно.
Я - антоним к слову «лето»,
В шубу белую одета.
От мороза - без ума!
Потому что я... (зима).
17. Я антоним крика, стука,
Я дружу с любой наукой.
На уроке я нужна,
Называюсь... (тишина).
 
Перемена!
Воспитатель:
-  На перемене дети должны двигаться, отдыхать. Мы будем отдыхать и двигаться. Заодно проверим внимание.
Выйдите из-за парт и встаньте в проходе между рядами. Вы будете повторять за мной простые движения. Движения вам буду задавать я. Но есть условие, повторять движения только в том случае, если я сказала волшебное слово - пожалуйста. Если я не говорю этого слова, вы движения за мной не повторяете. Задание понятно?
Воспитатель  показывает движения на внимание, дети их повторяют, если слышат волшебное -  пожалуйста.
Игра «Загадай пожелание»
Воспитатель:
-  Все, переменка закончилась. Вы оказались очень внимательными и старательными. А теперь самая приятная часть нашего классного часа. Ведь у нас сегодня день рождения. А в день рождения нужно делать подарки. Вот я и приготовила для 5-ов подарок. (Подарить красивый цветок в горшке.)
- Я хочу подарить 5- классу этот волшебный цветок. В зависимости от того как вы будете учиться, насколько вы будете соблюдать правила поведения в школе по отношению к педагогам, старшим и одноклассникам – настолько будет этот цветок расцветать .

- И еще, у вас есть возможность добавить пожелания к вашему участию в школьных делах или мероприятиях. Определитесь и выразите свое мнение на листочках, чтобы вы хотели добавить интересного к школьным делам.
Дети записывают пожелания на листках бумаги.
- Ребята, кто хочет прочитать свое пожелание вслух?
Дети читают свои записи.
Воспитатель:
-  К концу учебного года мы определим, чьи пожелания осуществились, а чьи остались только на бумаге. Но не забывайте, чтобы пожелание исполнилось к этому надо приложить усилие. Надо быть дружными, сплоченными и доверять друг другу.
        Отправляемся дальше в путь, закройте глаза и представьте: как ветер вновь стремительно несет наши корабли. Вокруг все такое солнечное и радостное. Стайка дельфинов приветствует нас и указывает нам на  остров. Это остров «5 класс». Он вам немного знаком. Расскажите о своих первых впечатлениях.

(Ответы детей, обсуждение).

Учителя, обучающие вас в 5 классе, приготовили небольшое испытание. Расшифруйте слова, обозначающие человеческие качества, необходимые в учебе и в жизни каждого класса:

б т ь л о з а о ю н л е ь т н (любознательность)

о с р а ь т а н т е л с т ь (старательность)

р д ж у а б (дружба)

Зашифрованные слова пишутся на доске по очереди, ученики расшифровывают у себя на листочках, а затем хором произносят их вслух.

Ребята, наше путешествие подошло к концу, но ваше плавание по увлекательному морю Знаний будет длиться еще не один год, вы изучите много новых островов-классов, где будете пополнять свой багаж новыми качествами и знаниями.

В добрый путь!

Фотография (последнее испытание)

.В этом задании вам необходимо будет построиться для фотографии. Как вы будете это делать? Задание выполняется в полной тишине, то есть разговаривать не разрешается. Сначала кто-нибудь один, желающий выйдет к доске и встанет так, как ему больше всего нравится. Потом еще кто-нибудь присоединиться к нему и выберет удобную для себя позу. Таким образом, весь класс по-одному построится для “удобной фотографии”. Ведь настоящий классный коллектив отличается тем, что в нем каждый себя уютно чувствует.

Стоит обратить внимание, что фото считается полным, когда выстроились все дети и классный руководитель. Когда построение закончено, воспитатель спрашивает каждого участника о том, удобно ли ему, все ли его устраивает, не хочет ли он поменять место? После того как достигнуто полное согласие фотографирует класс. Потом это фото (или фотоколлажи с классного часа) можно разместить в классном уголке.

Итоги. Слово дается завучу, который делится своим впечатлением от игры и сообщает вердикт - достойны ли ребята звания Пятиклассников. В случае положительного решения (все испытания пройдены, ребята работали дружно)  раздает на память об этом дне наклейки "смайлики".

Классный руководитель и  завершают встречу напутственными пожеланиями пятиклассникам и вручают памятку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"

В докладе представлен материал по изучению классного коллектива 5 класса.Разные виды диагностики в таблицах и диаграммах,выводы и предложения....

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вс...

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вс...

«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»(Отчёт на педсовете)

Отчёт на педсовете "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"...

Родительское собрание в 5 классе на тему "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"

В данной презентации вы найдёте материал к родительскому собранию, тема которого очень важна в жизни каждого школьника и его родителей....

Мастер-класс. Тема: Проблема адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.

Формирование у педагогов мотивации для оказания помощи учащимся 5 класса, адаптирующимся в среднем звене...