"Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"
статья (5 класс) на тему
В докладе представлен материал по изучению классного коллектива 5 класса.Разные виды диагностики в таблицах и диаграммах,выводы и предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педсовете классного руководителя об адаптации пятиклассников | 83.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила:
Кл. руководитель 5 класса: Ильинская Н.Ф.
2013-2014 учебный год
«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»
Это странное слово «АДАПТАЦИЯ» Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.
«Из начальной школы в основную».
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи,
научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.
Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса:
учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы.
Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
• сменой социальной обстановки;
• изменением роли учащегося;
• увеличением учебной нагрузки;
• изменением режима дня;
• разностью систем и форм обучения;
• нестыковкой программ начальной и основной школы;
• различием требований со стороны учителей-предметников;
• изменением стиля общения учителей с детьми.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые
предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния,
создают множество организационных трудностей.
Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера – основная цель сегодняшнего педсовета
Переход учащихся из начальной школы в основную, справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Обсудим, в чем проявляются сложности организационного и учебного характера.
1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.
Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей. Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».
Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.
Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
4. Отсутствие коллективных средств обучения.
Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
5. Наличие большей свободы и самостоятельности.
При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно так-же как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
6. Личностный контакт с учителями.
Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя. В данном перечне мы обозначили далеко не все проблемы, которые могут возникнуть у пятиклашек.
Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных моментов и новообразований в этом переходном периоде. Большинство школьников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. Нельзя отрицать и то, что существует категория детей, для которых пятый класс становится «облегчением». Это касается учеников, у которых не сложились отношения с учителем начальной школы, и выход в большую школьную семью спасает их от неотъемлемого клейма «бездельник», «хулиган», «лодырь», «неумеха» и т.д.
Очень нелегко вырваться из этого порочного круга. Но такие случаи нередки и известны в каждой школе.
Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.
Результаты наблюдений за учебным процессом в 5-м классе.
Основные трудности, отмеченные в ходе наблюдения касаются самоорганизации учеников на уроках и во время перемен. Новая степень свободы, которая требует ее освоения, самодисциплины, произвольности часто заполняется стихийной деятельностью, как правило, общением, к чему в данный возрастной период наблюдается и большее предрасположение. Новый уровень сложности домашнего задания также приводит к тому, что часть учеников испытывает трудности в организации собственной деятельности по самостоятельной работе с учебным материалом. Все это свидетельствует о проблемах в операциональном и мотивационном компонентах деятельности.
Изучение состояния адаптация и эффективности воспитательного процесса в классе (диагностика).
Проводились следующие диагностические исследования:
- Отношение к учебным предметам
- Удовлетворенности учащихся школьной жизнью
- Вопросник «Чувства в школе»
- Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса
Учебная мотивация выражена у 16%. Очевидно, что данный уровень мотивации снижен и необходима целенаправленная работ педагогов и родителей для ее укрепления.
В 5 классе новая система обучения: классный руководитель, учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах
- Отношение к учебным предметам
изучаю с интересом | равнодушен | не люблю | ||||
Литература | 7 | 4 | 0 | |||
Английский | 1 | 4 | 6 | |||
Математика | 5 | 6 | 0 | |||
История | 8 | 3 | 0 | |||
Природовед. | 9 | 2 | 0 | |||
Информатика | 8 | 3 | 0 | |||
Музыка | 8 | 2 | 1 | |||
ИЗО | 10 | 0 | 1 | |||
Физ-ра | 11 | 0 | 0 | |||
ОБЖ | 11 | 0 | 0 | |||
Технология | 11 | 0 | 0 | |||
Русский язык | 7 | 4 | 0 | |||
Наиболее любимые уроки –
100% - физкультура
100% -ОБЖ
100% -технология
91% - ИЗО
82% -природоведение
91%- пятиклассников равнодушны и не любят английский язык (Это трудоемкий и сложный предмет основного курса)
55%- равнодушны к математике.
36%- равнодушны к русскому языку и литературе.
Изучаю с интересом все предметы- 1 ученик (Муравьёва О.)
- Удовлетворенности учащихся школьной жизнью
Учащимся предлагается утверждения, и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – совершенно согласен
3 – согласен 2 – трудно сказать 1 – не согласен 0 – совершенно не согласен
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если (У) больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
№ | утверждения | 4-совершенно согласен | 3- согласен | 2- трудно сказать | 1- не согласен | 0- совершенно не согласен |
1 | Я иду в школу с радостью | 4 | 6 | 1 | ||
2 | В школе у меня обычно хорошее настроение | 8 | 3 | |||
3 | У нас учителя все хорошие | 10 | 1 | |||
4 | У меня есть любимые школьные предметы | 9 | 2 | |||
5 | Я привык к новым учителям | 8 | 1 | 2 | ||
6 | В начальной школе было лучше | 2 | 3 | 5 | 1 | |
7 | На летних каникулах я скучал по школе | 3 | 5 | 3 | ||
36 / 144 26 /78 13 /26 1 1 |
У - Показатель удовлетворенности учащихся школьной жизнью
Сб- сумма баллов ответов всех учащихся- 249 б Ко -общее количество ответов- 77
У= Сб/Ко=249/77=3,2- высокая степень удовлетворенности
- Вопросник «Чувства в школе»
Из 16 перечисленных чувств выбери только 8, которые ты наиболее часто испытываешь в школе
Радость-8 –(73%) | Сомнение- 6 (55%) |
Желание приходить сюда-7 (64%) | Беспокойство- 4 (36%) |
Спокойствие-7 (64%) | Страх- 3 (27%) |
Уверенность в себе-7 (64%) | Обида- 2 (18%) |
Благодарность- 6 (55%) | Тревогу за будущее- 2(18%) |
Симпатию к учителям-3 (27%) | Раздражение- 1 (9%) |
Неудовлетворенность собой- 3 (27%) | Скуку- 1 (9%) |
Чувство унижения- нет | Усталость-1 (9%) |
Более 33% детей необходима помощь в выполнении домашних заданий. Это говорит о переживании большинством учеников субъективной трудности учебного материала. Это указывает скорее не на объективную трудность материала, а на необходимость семейной и педагогической помощи в организации самостоятельной учебной деятельности учеников.
58% учеников отмечают, что учеба часто становится предметом разговоров в семье, и говорят о положительной оценке родителям учебной деятельности.
- Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса
Цель исследования – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов.
Обработка и интерпретация результатов:При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-ой вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», т.е. ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявление тревожности.При обработке подсчитывается:
- общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности;
- число совпадений по каждому из восьми факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):
- Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
- Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
- Переживания социального стресса – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
- Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
- Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Учащихся в классе 11 человек. Тестирование прошли 10 учащихся.
Уровень школьной тревожности учащихся 5 класса
Панкратов Иван | Назаров Максим | Муравьёва Олеся | Морозова Таня | Фомина Валерия | Чердаков Егор | Иванцова Кристина | Годлевская Вика | Лопатникова Света | Русина Катя | |
1.Общая тревожность в школе | 100% | 64% | 90% | 72% | 72% | 64% | 45% | 9% | 14% | 27% |
2.Переживания социального стресса | 82% | 82% | 72% | 72% | 64% | 82% | 55% | 36% | 36% | 36% |
3.Фрустрация потребности в достижении успеха | 85% | 85% | 69% | 69% | 69% | 54% | 69% | 31% | 58% | 46% |
4.Страх самовыражения | 67% | 100% | 34% | 67% | 33% | 67% | 50% | 17% | 33% | 17% |
5.Страх ситуации проверки знаний | 100% | 67% | 83% | 50% | 17% | 50% | 17% | 0% | 0% | 17% |
6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 80% | 80% | 100% | 60% | 60% | 40% | 60% | 60% | 40% | 60% |
7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 100% | 80% | 100% | 100% | 80% | 40% | 40% | 20% | 20% | 20% |
8.Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 86% | 63% | 63% | 63% | 38% | 38% | 50% | 25% | 38% | 50% |
Норма (меньше 50%)
Повышенная степень тревожности (больше 50%)
Высокая степень тревожности (больше 75%)
Вывод: высокая степень тревожности по 7 факторам у Панкратова Вани, по 5 – Назарова Дениса, по 4-Муравьёвой Олеси. Не имеют высокой степени тревожности учащиеся Пелеговской школы.
8 учащихся испытывают высокую и повышенную степень синдрома - Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
8 учащихся испытывают высокую и повышенную степень синдрома - Фрустрация (желание превышает наши возможности) потребности в достижении успеха.
7 учащихся испытывают высокую и повышенную степень синдрома - Переживания социального стресса
6 учащихся испытывают высокую и повышенную степень синдрома - Общая тревожность в школе
5 учащихся испытывают высокую и повышенную степень синдрома - Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
Вывод: Следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны. Обычно устойчивая приспособляемость к школе достигается в первом учебном полугодии. Однако нередки случаи, когда этот процесс не завершается на протяжении всего первого года. Сохраняется низкая работоспособность, отмечается плохая успеваемость. Такие дети быстро утомляются. К концу учебного года у них нередко выявляются ухудшения в состоянии здоровья, которые чаще всего проявляются нарушениями со стороны нервной и сердечнососудистой систем. Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия. Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации в школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис одиннадцати лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости - консультации профессиональных психологов.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ
1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
2. Уделять особое внимание организации учебного процесса школьника:
- готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
- правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.
3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования: начинать урок со звонком;
готовиться к уроку на перемене; прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа; отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.
4.Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.
5.Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо
прокомментировать, дать инструкции по оформлению.
Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
6.Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть
с частой сменой видов деятельности, включая физминутку.
7.На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.
8.Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
9.Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися.
10.Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний. Найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей, контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе.
11.Ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
12.Введите правило среди учащихся помогать больным, передавать им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.
13.Задача учителя - знать затруднения учащихся в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.
14.Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно сыть бесконфликтным».
15.Учитесь учить не уча.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вс...
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вс...
«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»(Отчёт на педсовете)
Отчёт на педсовете "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"...
Родительское собрание в 5 классе на тему "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"
В данной презентации вы найдёте материал к родительскому собранию, тема которого очень важна в жизни каждого школьника и его родителей....
Доклад для педсовета "Адаптация пятиклассников в новых условиях обучения и воспитания по русскому языку и литературе"
Доклад для педсовета "Адаптация пятиклассников"...
Родительское собрание "Особенности адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе"
Разработка родительского собрания....
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения
Доклад на МО...