Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.
материал (5 класс) по теме
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача – разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pyatiklassnikov_k_novym_usloviyam_ucheby.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача – разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Подростковый возраст (10-15 лет)- период бурного роста и развития организма. Границы подросткового периода совпадают с обучением 5-10 классов школы.
Родители считают детей этого возраста трудными, педагоги и психологи называют этот период «переходным», «критическим».
Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости. Начало перестройки организма связано с активизацией деятельности гипофиза(нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно - сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.
Идет половое созревание. Наиболее интенсивны эти процессы у девочек в 11 – 13 лет, у мальчиков – в 13 – 15 лет. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.
Однако относить трудности развития подростков только за счет полового созревания не следует. Анатомо - физиологические изменения организма – «природа» подростка сосуществует с тем, что называют культурой, т.е. конкретными общественно – историческими условиями жизни и развития. Изменить « природу» мы не можем, но создать условия для бесконфликтного перехода от детства к взрослости, приложив к тому максимум усилий, можем.
Подростковый возраст иногда бывает трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращение ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст – это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.
Психологи выделяют у детей такого возраста особое свойство личности, называют чувством взрослости. Во взаимоотношениях со взрослыми, подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. Подросток – это ребенок, становящийся взрослым. Внешне подросток мало похож на взрослого: играет, дерется, шалит, скачет. Но за внешней непохожестью, за «детскостью» скрывается то незаметное, о чем часто не подозревают родители,- « взрослоть».
В пятом классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать – приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет 2 спектра - биологический и психологический. Мы говорим о психологической адаптации учащихся – т.к. им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система, хождение по классам), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).
Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие:
- Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
- Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
- Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми.
Возрастные особенности младшего подростка:
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- повышенная утомляемость;
- стремление обзавестись верным другом;
- повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе;
- отвращение к необоснованным запретам;
- повышенный интерес к спорту.
Некоторые проблемы пятиклассника:
- в письменных работах пропускают буквы;
- не умеют принимать правила, хотя знают их формулировку;
- с трудом решают математические задачи;
- практически не владеют умением пересказа. Невнимательны и рассеяны;
- неусидчивы во время занятий;
- не умеют работать самостоятельно;
- с трудом понимают объяснение учителя;
- постоянно что- то и где- то забывают;
- плохо ориентируются в пространстве (в том числе и в своей тетради);
- испытывают страх перед уроками, учителями, ситуациями, проверки знаний;
- часто меняют приятелей, ни с кем не дружит по дому, часто бывают одиноки.
Трудности адаптации пятиклассников в школе:
- нежелание выполнять домашнее задание;
- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
- жалобы на те, или иные события, связанные со школой;
- беспокойный ночной сон;
- трудности утреннего пробуждения, вялость;
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Чем можно помочь:
- первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те, неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Создавать условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
- Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Пятикласснику не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями. Если нас, что – то беспокоит в поведении ребенка, нужно как можно быстрее обсудить это с психологом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"
В докладе представлен материал по изучению классного коллектива 5 класса.Разные виды диагностики в таблицах и диаграммах,выводы и предложения....
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вс...
«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»(Отчёт на педсовете)
Отчёт на педсовете "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"...
Родительское собрание в 5 классе на тему "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"
В данной презентации вы найдёте материал к родительскому собранию, тема которого очень важна в жизни каждого школьника и его родителей....
Доклад для педсовета "Адаптация пятиклассников в новых условиях обучения и воспитания по русскому языку и литературе"
Доклад для педсовета "Адаптация пятиклассников"...
Родительское собрание "Особенности адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе"
Разработка родительского собрания....
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения
Доклад на МО...