Мастер-класс. Тема: Проблема адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.
методическая разработка (5 класс)

Мамедова Тамила Бабаевна

Формирование у педагогов мотивации для оказания помощи учащимся 5 класса, адаптирующимся в среднем звене

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  Мастер-класс.

Тема: Проблема адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.          

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом

как если бы от этого зависела бы Ваша жизнь

Л. Кьюби

Цель: формирование у педагогов мотивации для оказания помощи учащимся 5 класса, адаптирующимся в среднем звене.

Задачи:

  • помочь педагогам в осознании трудностей, возникающих у учащихся 5 классов в процессе адаптации;
  • познакомить с мерами профилактики дезадаптации;
  • пробудить желание педагогов оказывать учащимся помощь в адаптации к среднему звену.
  • Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации младшего школьника в среднем звене, рассмотрим проблемы, которые встречаются у наших детей в этом возрасте и изучим пути их решения.
  • Притча о путнике и проводнике
  • Один путник оказался в незнакомой стране перед высокой горой. Ему надо было перейти через нее, но он понимал, что ему нужен проводник. Проводник пришел, и перед тем, как начать путь, он сказал:
  • - Прежде всего, мы должны договориться с тобой о взаимном уважении: я уважаю тебя и твой путь, а ты уважаешь меня и мой опыт.
  •  Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту  я вижу впервые. Поэтому не теряй бдительности, будь так же внимателен, как и я. Я могу только идти рядом с тобой, но ноги за тебя я передвигать не могу. Если ты не захочешь пойти по пути, предложенному мной – это будет твой выбор.
  •   В горах холодно, поэтому я не стану затягивать наш путь.  Я с тобой временно. Я покину тебя, как только пойму, что дальше ты сможешь идти сам к той цели, которую себе наметил.
  • И последнее. Я никому не расскажу, что я покорял с тобой эту гору.
  • И они отправились в путь. Это было нелегко, были и отчаяние, и новая надежда. А незадолго от вершины проводник покинул путника. И он дошел, и увидел восход Солнца!! А с другой стороны горы оказался цветущий сад!! Слайд

  • Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми,
  • что их волнует и беспокоит,
  • с какими проблемами они сталкиваются,
  • и определить, какую реальную помощь мы можем оказать.(слайд
  • Чтобы определить, насколько успешно процесс адаптации проходит в нашем классе, я поставила перед собой задачи:                
  •  Проанализировать отношение школьников к обучению, удовлетворённость  школьной жизнью, изучение учебной мотивации.(Слайд
  •                                                                       

Для получения объективных данных было проведён опрос (видеоматериал)

С какими же проблемами сталкиваются ученики при переходе в 5 класс, и как классный руководитель должен помочь детям???

1. Изменение условий обучения. (Слайд)

Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы учитель знал, на что способен ученик, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме.

При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: стало много учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов — много. Рушится привычный мирок. Конечно, освоить все это непросто. Надо знать всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок, и в каком кабинете он будет. И ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо завоевывать авторитет заново, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься — а в итоге повышается тревожность.  

Как же должен действовать классный руководитель в этой ситуации??

  • организация консультаций, бесед по различным вопросам (посещаемость учащихся, поведение в школе, уровень подготовки домашнего задания)
  • посещение уроков с целью наблюдения за работоспособностью и успеваемостью учащихся
  • согласование общих требований

 (обратиться к участникам мастер-класса)

Скажите,пожалуйста,чем можно помочь  в этом случае ребёнку?(ответы участников)

       2. Изменение требований.(слайд)

Ещё усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников.

Как можно помочь  детям в этой ситуации?(обратиться к участникам)

Помощь

Во-первых, помогаю увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности — а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» — норма вещей.

Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.(мой ответ)

3.Ослабление или отсутствие контроля.(слайд)

Всю начальную школу учащимся, в основном, помогал один учитель. Он выполнял функции и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся с разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно чего-то не сделать — в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны — появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах, не знает, как ведет себя ученик на каждом из уроков. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижений.

Какую же помощь можно оказать в этой ситуации?

Помощь

В это время необходимо привлечь на помощь родителей и тактично, деликатно рассказать обо всех проблемах адаптации пятиклассников. Попросить их быть терпеливыми, чаще расспрашивать ребенка о школьной жизни, контролировать записи в дневнике, выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.

 Все это является серьезным испытанием для психики школьника. Поэтому в первом полугодии пятого класса наблюдается значительное снижение успеваемости и изменение поведения некоторых учащихся.

Чтобы лучше узнать, понять ребят и, по возможности, стать им другом, каждый учитель должен выбрать определенную модель поведения и общения с воспитанникам.

Для успешной адаптации пятиклассников я стараюсь разнообразить виды учебной

деятельности.

                                     

В урочной деятельности:                                                                          

Использовать разнообразные методы обучения ( урок-диспут, урок-спектакль). Стараюсь на уроках литературы делать упор на развитие связной речи, умения высказывать свою точку зрения и доказывать её, обосновывать свою позицию. Из каждого литературного произведения выделять ту его часть, которая близка внутреннему миру пятиклассников. Делаю упор на развитие нравственных качеств ребёнка, что особенно значимо в этом возрасте.   (показать видео)      

 Во внеурочной деятельности:                                                        

1. Классные часы, призванные научить детей общению с одноклассниками. Известно, что в данном возрасте ведущим видом деятельности становится личностное общение со сверстниками .             

2. Организация поездок в поход, музей, кино. Это несёт не только развлекательную функцию, но и даёт нам возможность общения в свободной, непринуждённой обстановке.           

3. Совместная с детьми подготовка и проведение праздников, внеклассных мероприятий.  (показать видео)                                                                  

Практическое занятие

При нарушении адаптации, т.е. привыкания к условиям школьного обучения, возникает дезадаптация. Если в этот период ребёнку не будет оказана необходимая помощь со стороны родителей, учителей, психолога, у ребёнка может возникнуть школьный невроз или психосоматические заболевания. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния .

Работа в группах

1 группа«Портрет дезадаптированного ребёнка»  
Учителя  в течение 5 минут обсуждают признаки, по которым можно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют на ватмане. Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки, ведущий в конце подводит итог.

 Признаки возникшей дезадаптации школьника:

  1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
  2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
  3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  4. Нежелание выполнять домашние задания.
  5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  7. Беспокойный сон.
  8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
  10. Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.
  11. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
  12. Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.

 2группа. Причины возникшей дезадаптации.Для того, чтобы ребёнку оказать эффективную помощь, необходимо знать причины возникшей дезадаптации. Участники семинара в группах обсуждают ответ на вопрос «Каковы могут быть причины возникновения дезадаптации?», ответы фиксируют на листах. Затем выступают представители от групп.
Причины школьной дезадаптации:
низкая готовность к школе;несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»;неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);чрезмерная требовательность родителей

гиперопека со стороны родителей;

незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей;

  • высокая тревожность самих родителей;
  • несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);
  • наличие серьезных хронических заболеваний;
  • чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор);
  • и др.

3 группа. Рисунок «Адаптация» Изобразите на рисунке взаимодействие учителя и ребёнка во время адаптации или какой-то сюжет на эту тему, где в виде образов будут нарисованы
учитель и ученик.• Запишите возможные чувства и мысли учителя и ученика.
Обсуждение: • Затем от группы понадобится 2 представителя, которые
озвучат возможные чувства и мысли учителя и ученика.

4 группа. «Наша помощь» «Как я могу помочь себе и ребёнку в период адаптации?»,«Что я делаю для того, чтобы получился уверенный, любознательный 5-классник?»

Ответы каждый учитель записывает на вырезанных из цветной бумаги цветочных лепестках..

Обсуждение: Один представитель от группы озвучивает итоги.

Ситуационные задачи

Ситуация 1

Учитель вызывает ученика рассказать стихотворение, а мальчик заикается, волнуется, сбивается. В классе кто-то начинает смеяться.

Этот ребёнок на уроках всегда активен, но заикание смущает его самого. Каждый раз, когда он так “затягивает” ответ, он сам считает себя слегка виноватым. А детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы.

Необходимо, чтобы ребёнок не чувствовал себя неполноценным и одноклассники не организовали его травлю.

В результате этого случая может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнётся в себе, перестанет работать на уроке. А одноклассники, возможно, станут его дразнить.

Решение. Если чтение наизусть вызывает такие трудности, то учителю лучше выслушать ребёнка на перемене, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, в классе никого из одноклассников нет, успокоится и ученик, и работа пойдёт лучше. А с учениками я провела бы беседу о взаимоотношении в коллективе, взаимопонимании, сочувствии, сострадании, милосердии.

Ситуация 2

На пятом уроке учащиеся устали, шумят, громко разговаривают.

Причина ясна – усталость детей.

Педагогу необходимо наладить дисциплину, создать рабочую атмосферу на уроке, чтобы дети успешно усвоили материал.

Если учитель станет кричать и ругать их за это, то вышеизложенных целей вряд ли он добьётся. Возможны даже неадекватные действия учеников.

Решение. Разумеется, я проведу с детьми физкультминутку. Затем скажу: «Я понимаю, что вы устали. Я тоже. Давайте с вами приложим все усилия и проведём урок интересно и весело». Любое упражнение можно провести в игровой форме: «Самый умный», «Кто первый?», «Корректор», «Самый сообразительный» и т.д. Детям будет намного интереснее работать, и дисциплина наладится.

Ситуация 3

Во время контрольной работы ученик просит разрешения выйти в туалет. Педагог говорит: «Конечно, выйди, только телефон оставь». Обучающийся: «Нет, без телефона я не пойду, мне родители сказала всегда держать его при себе – мало ли что случится».

Причина – ребёнок хочет найти вариант решения контрольной работы в Интернете или проконсультироваться с кем-либо.

Необходимо добиться, чтоб ученик самостоятельно выполнил задание, избежать конфликтной ситуации, а также не потерять авторитет среди учеников.

Если начну безапелляционно настаивать на своём, то в ответ могу получить грубость и «хлопанье дверью». Ситуация может выйти из-под контроля, и авторитет учителя пострадает.

Решение. Я скажу: «Очень хорошо, что родители о тебе так беспокоятся, но, я думаю, что за время посещения туалета ничего страшного не произойдёт. Оставь, пожалуйста, телефон у меня на столе. Я гарантирую его сохранность. В противном случае тебе придётся после уроков остаться и выполнить другой вариант задания. Мы же с тобой очень ценим время, поэтому, я уверена, ты поступишь правильно». В данном случае удастся избежать конфликтной ситуации.

Ситуация 4

В классе была создана библиотека. Оля решила перечитать свою энциклопедию, но не обнаружила ее на полке. Соседка по парте сказала, что видела как Миша брал эту книгу. Оля обвинила Мишу в краже. Миша сказал, что брал книгу только посмотреть и вернул на место, Оля не поверила.

Участниками данной педагогической ситуации являются ученики Оля, Миша, соседка по парте.

В основе сложившейся педагогической ситуации лежит конфликт по характеру необоснованное обвинение в краже. Такая проблема могла возникнуть из ряда причин:

1)У Оли сложились такие стереотипы об окружающем мире

2)Ранее у Оли был не закрытый конфликт с Мишей, обвиняя его в краже она хочет ему насолить

3)Проблемы в семье( частый обман со стороны родителей, Оле привычна такая обстановка)

В основе педагогической ситуации лежит такая проблема, как клевета.

Решение 1) Провести воспитательную работу с учеником с целью выяснения причин клеветы

2) Помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он так не поступал

3) Поговорить с родителями Оли с целью выявления причины и путей решения данной проблемы

4) Донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким особенностям, что нельзя необоснованно обвинять другого человека

5) Проведение родительского собрания

6) Организовать мероприятие с детьми в классе на доверие

7) Вынести на обсуждения методического объединение учителей начальной школы проблему необоснованного обвинения в краже с целью: получить рекомендации и помощь, по решению проблемы.

При выборе способов решения, первым делом, я бы поговорила с ребенком индивидуально. Для выяснения такого дела, задала бы следующие вопросы:

-Почему ты обвиняешь Мишу?

-Не было ли у тебя конфликтов с ним ранее?

Во время беседы применила бы прием децентрации для того, чтобы показать, как чувствуют себя другие ученики, если поступать также как и Оля.

Если в ходе беседы выяснится ,что проблема в том, что у Оли такой стереотип об окружающем мире. Тогда я бы провела внеурочное занятие на тему «Как важно доверять» (В виде викторины, игры или квеста)

А если бы в ходе беседы узнала, что у ребенка ранее был не закрытый конфликт с Мишей, то можно провести чаепитие и игры( тем самым Оля с Мишей немного сплотятся)

Ну а если у Оли проблемы в семье, провела бы индивидуальную беседу с родителями в присутствии соц педагога

Чтобы в классном коллективе не возникло подобных ситуаций, я бы провела родительское собрание на тему «Почему дети обвиняют друг друга».

Ситуация 5

«Испорченная картина»

Учитель заходит в класс на перемене. Ребята очень шумят. Говорят сразу:

– Он нарисовал на картине...

– Он испортил ее!..

Учитель видит: мальчик у доски, у картины, которую только что рассматривали на уроке. Он глядит снизу вверх, напряженно молчит. И резко, горячо выдыхает:

– Я...Я не хотел, я нечаянно...

Мальчик громко заплакал...

Участниками данной ситуации является классный коллектив. Учитель.

В основе сложившейся педагогической ситуации лежит конфликт по характеру несоблюдения правил поведения в школе.

Такая проблема могла возникнуть из ряда причин:

1.Мальчик сделал это не осознанно

2.Мальчика обвинили в том, чего он не совершал

3. Мальчика заставили одноклассники испортить эту картину

4. Хотел обратить на себя внимание

В основе педагогической ситуации лежит такая проблема как порча школьного имущества.

Решение1. Провести индивидуальную беседу с мальчиком с целью выявления причин такого поведения

2. Помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков

3. Проведение бесед с родителями класса

4. Поговорить с родителями мальчика, с целью выяснения такого поведения

5. Проведение воспитательной работы с классным коллективом для решения данной проблемы

6. Организовать мероприятие с классным коллективом с целью профилактики о правилах поведения в школе

Вынести на обсуждения МО учителей начальных классов проблему о «Несоблюдении правил дисциплины в школе».


Методические рекомендации:

1 - Создавать эмоциональную обстановку на уроке, близкую к начальной школе (шутка, добрая ирония, доверительность, похвала, возможность посоветоваться, откровенно поговорить, создание ситуации успеха)

2 - Важно использовать новые (другие) формы организации обучения: игра (дидактическая, ролевая для сотрудничества), дискуссии (диспуты) для развития умения отстаивать своё мнение, приводить доказательства, аргументы, практические работы для развития умения ставить цель, мини-лекции для формирования умения концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно большой текст.

3 - Развивать контрольно-оценочную самостоятельность школьника: сопоставлять работу с образцом, давать характеристику ошибок и предполагать их причины, определять границы своего знания, самостоятельно выбирать учебные задания.

В завершение мастер-класса хотелось бы рассказать ещё одну притчу.

Притча Мудрец и бабочка

Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».

То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках» Желаем удачи!

Вместо послесловия. Пятиклассник – это не возраст, а состояние души…



Предварительный просмотр:

                                                  Мастер-класс.

Тема: Проблема адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.          

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом

как если бы от этого зависела бы Ваша жизнь

Л. Кьюби

Цель: формирование у педагогов мотивации для оказания помощи учащимся 5 класса, адаптирующимся в среднем звене.

Задачи:

  • помочь педагогам в осознании трудностей, возникающих у учащихся 5 классов в процессе адаптации;
  • познакомить с мерами профилактики дезадаптации;
  • пробудить желание педагогов оказывать учащимся помощь в адаптации к среднему звену.
  • Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации младшего школьника в среднем звене, рассмотрим проблемы, которые встречаются у наших детей в этом возрасте и изучим пути их решения.
  • Притча о путнике и проводнике
  • Один путник оказался в незнакомой стране перед высокой горой. Ему надо было перейти через нее, но он понимал, что ему нужен проводник. Проводник пришел, и перед тем, как начать путь, он сказал:
  • - Прежде всего, мы должны договориться с тобой о взаимном уважении: я уважаю тебя и твой путь, а ты уважаешь меня и мой опыт.
  •  Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту  я вижу впервые. Поэтому не теряй бдительности, будь так же внимателен, как и я. Я могу только идти рядом с тобой, но ноги за тебя я передвигать не могу. Если ты не захочешь пойти по пути, предложенному мной – это будет твой выбор.
  •   В горах холодно, поэтому я не стану затягивать наш путь.  Я с тобой временно. Я покину тебя, как только пойму, что дальше ты сможешь идти сам к той цели, которую себе наметил.
  • И последнее. Я никому не расскажу, что я покорял с тобой эту гору.
  • И они отправились в путь. Это было нелегко, были и отчаяние, и новая надежда. А незадолго от вершины проводник покинул путника. И он дошел, и увидел восход Солнца!! А с другой стороны горы оказался цветущий сад!! Слайд

  • Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми,
  • что их волнует и беспокоит,
  • с какими проблемами они сталкиваются,
  • и определить, какую реальную помощь мы можем оказать.(слайд
  • Чтобы определить, насколько успешно процесс адаптации проходит в нашем классе, я поставила перед собой задачи:                
  •  Проанализировать отношение школьников к обучению, удовлетворённость  школьной жизнью, изучение учебной мотивации.(Слайд
  •                                                                       

Для получения объективных данных было проведён опрос (видеоматериал)

С какими же проблемами сталкиваются ученики при переходе в 5 класс, и как классный руководитель должен помочь детям???

1. Изменение условий обучения. (Слайд)

Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы учитель знал, на что способен ученик, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме.

При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: стало много учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов — много. Рушится привычный мирок. Конечно, освоить все это непросто. Надо знать всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок, и в каком кабинете он будет. И ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо завоевывать авторитет заново, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься — а в итоге повышается тревожность.  

Как же должен действовать классный руководитель в этой ситуации??

  • организация консультаций, бесед по различным вопросам (посещаемость учащихся, поведение в школе, уровень подготовки домашнего задания)
  • посещение уроков с целью наблюдения за работоспособностью и успеваемостью учащихся
  • согласование общих требований

 (обратиться к участникам мастер-класса)

Скажите,пожалуйста,чем можно помочь  в этом случае ребёнку?(ответы участников)

       2. Изменение требований.(слайд)

Ещё усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников.

Как можно помочь  детям в этой ситуации?(обратиться к участникам)

Помощь

Во-первых, помогаю увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности — а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» — норма вещей.

Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.(мой ответ)

3.Ослабление или отсутствие контроля.(слайд)

Всю начальную школу учащимся, в основном, помогал один учитель. Он выполнял функции и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся с разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно чего-то не сделать — в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны — появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах, не знает, как ведет себя ученик на каждом из уроков. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижений.

Какую же помощь можно оказать в этой ситуации?

Помощь

В это время необходимо привлечь на помощь родителей и тактично, деликатно рассказать обо всех проблемах адаптации пятиклассников. Попросить их быть терпеливыми, чаще расспрашивать ребенка о школьной жизни, контролировать записи в дневнике, выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.

 Все это является серьезным испытанием для психики школьника. Поэтому в первом полугодии пятого класса наблюдается значительное снижение успеваемости и изменение поведения некоторых учащихся.

Чтобы лучше узнать, понять ребят и, по возможности, стать им другом, каждый учитель должен выбрать определенную модель поведения и общения с воспитанникам.

Для успешной адаптации пятиклассников я стараюсь разнообразить виды учебной

деятельности.

                                     

В урочной деятельности:                                                                          

Использовать разнообразные методы обучения ( урок-диспут, урок-спектакль). Стараюсь на уроках литературы делать упор на развитие связной речи, умения высказывать свою точку зрения и доказывать её, обосновывать свою позицию. Из каждого литературного произведения выделять ту его часть, которая близка внутреннему миру пятиклассников. Делаю упор на развитие нравственных качеств ребёнка, что особенно значимо в этом возрасте.   (показать видео)      

 Во внеурочной деятельности:                                                        

1. Классные часы, призванные научить детей общению с одноклассниками. Известно, что в данном возрасте ведущим видом деятельности становится личностное общение со сверстниками .             

2. Организация поездок в поход, музей, кино. Это несёт не только развлекательную функцию, но и даёт нам возможность общения в свободной, непринуждённой обстановке.           

3. Совместная с детьми подготовка и проведение праздников, внеклассных мероприятий.  (показать видео)                                                                  

Практическое занятие

При нарушении адаптации, т.е. привыкания к условиям школьного обучения, возникает дезадаптация. Если в этот период ребёнку не будет оказана необходимая помощь со стороны родителей, учителей, психолога, у ребёнка может возникнуть школьный невроз или психосоматические заболевания. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния .

Работа в группах

1 группа«Портрет дезадаптированного ребёнка»  
Учителя  в течение 5 минут обсуждают признаки, по которым можно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют на ватмане. Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки, ведущий в конце подводит итог.

 Признаки возникшей дезадаптации школьника:

  1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
  2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
  3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  4. Нежелание выполнять домашние задания.
  5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  7. Беспокойный сон.
  8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
  10. Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.
  11. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
  12. Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.

 2группа. Причины возникшей дезадаптации.Для того, чтобы ребёнку оказать эффективную помощь, необходимо знать причины возникшей дезадаптации. Участники семинара в группах обсуждают ответ на вопрос «Каковы могут быть причины возникновения дезадаптации?», ответы фиксируют на листах. Затем выступают представители от групп.
Причины школьной дезадаптации:
низкая готовность к школе;несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»;неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);чрезмерная требовательность родителей

гиперопека со стороны родителей;

незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей;

  • высокая тревожность самих родителей;
  • несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);
  • наличие серьезных хронических заболеваний;
  • чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор);
  • и др.

3 группа. Рисунок «Адаптация» Изобразите на рисунке взаимодействие учителя и ребёнка во время адаптации или какой-то сюжет на эту тему, где в виде образов будут нарисованы
учитель и ученик.• Запишите возможные чувства и мысли учителя и ученика.
Обсуждение: • Затем от группы понадобится 2 представителя, которые
озвучат возможные чувства и мысли учителя и ученика.

4 группа. «Наша помощь» «Как я могу помочь себе и ребёнку в период адаптации?»,«Что я делаю для того, чтобы получился уверенный, любознательный 5-классник?»

Ответы каждый учитель записывает на вырезанных из цветной бумаги цветочных лепестках..

Обсуждение: Один представитель от группы озвучивает итоги.

Ситуационные задачи

Ситуация 1

Учитель вызывает ученика рассказать стихотворение, а мальчик заикается, волнуется, сбивается. В классе кто-то начинает смеяться.

Этот ребёнок на уроках всегда активен, но заикание смущает его самого. Каждый раз, когда он так “затягивает” ответ, он сам считает себя слегка виноватым. А детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы.

Необходимо, чтобы ребёнок не чувствовал себя неполноценным и одноклассники не организовали его травлю.

В результате этого случая может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнётся в себе, перестанет работать на уроке. А одноклассники, возможно, станут его дразнить.

Решение. Если чтение наизусть вызывает такие трудности, то учителю лучше выслушать ребёнка на перемене, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, в классе никого из одноклассников нет, успокоится и ученик, и работа пойдёт лучше. А с учениками я провела бы беседу о взаимоотношении в коллективе, взаимопонимании, сочувствии, сострадании, милосердии.

Ситуация 2

На пятом уроке учащиеся устали, шумят, громко разговаривают.

Причина ясна – усталость детей.

Педагогу необходимо наладить дисциплину, создать рабочую атмосферу на уроке, чтобы дети успешно усвоили материал.

Если учитель станет кричать и ругать их за это, то вышеизложенных целей вряд ли он добьётся. Возможны даже неадекватные действия учеников.

Решение. Разумеется, я проведу с детьми физкультминутку. Затем скажу: «Я понимаю, что вы устали. Я тоже. Давайте с вами приложим все усилия и проведём урок интересно и весело». Любое упражнение можно провести в игровой форме: «Самый умный», «Кто первый?», «Корректор», «Самый сообразительный» и т.д. Детям будет намного интереснее работать, и дисциплина наладится.

Ситуация 3

Во время контрольной работы ученик просит разрешения выйти в туалет. Педагог говорит: «Конечно, выйди, только телефон оставь». Обучающийся: «Нет, без телефона я не пойду, мне родители сказала всегда держать его при себе – мало ли что случится».

Причина – ребёнок хочет найти вариант решения контрольной работы в Интернете или проконсультироваться с кем-либо.

Необходимо добиться, чтоб ученик самостоятельно выполнил задание, избежать конфликтной ситуации, а также не потерять авторитет среди учеников.

Если начну безапелляционно настаивать на своём, то в ответ могу получить грубость и «хлопанье дверью». Ситуация может выйти из-под контроля, и авторитет учителя пострадает.

Решение. Я скажу: «Очень хорошо, что родители о тебе так беспокоятся, но, я думаю, что за время посещения туалета ничего страшного не произойдёт. Оставь, пожалуйста, телефон у меня на столе. Я гарантирую его сохранность. В противном случае тебе придётся после уроков остаться и выполнить другой вариант задания. Мы же с тобой очень ценим время, поэтому, я уверена, ты поступишь правильно». В данном случае удастся избежать конфликтной ситуации.

Ситуация 4

В классе была создана библиотека. Оля решила перечитать свою энциклопедию, но не обнаружила ее на полке. Соседка по парте сказала, что видела как Миша брал эту книгу. Оля обвинила Мишу в краже. Миша сказал, что брал книгу только посмотреть и вернул на место, Оля не поверила.

Участниками данной педагогической ситуации являются ученики Оля, Миша, соседка по парте.

В основе сложившейся педагогической ситуации лежит конфликт по характеру необоснованное обвинение в краже. Такая проблема могла возникнуть из ряда причин:

1)У Оли сложились такие стереотипы об окружающем мире

2)Ранее у Оли был не закрытый конфликт с Мишей, обвиняя его в краже она хочет ему насолить

3)Проблемы в семье( частый обман со стороны родителей, Оле привычна такая обстановка)

В основе педагогической ситуации лежит такая проблема, как клевета.

Решение 1) Провести воспитательную работу с учеником с целью выяснения причин клеветы

2) Помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он так не поступал

3) Поговорить с родителями Оли с целью выявления причины и путей решения данной проблемы

4) Донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким особенностям, что нельзя необоснованно обвинять другого человека

5) Проведение родительского собрания

6) Организовать мероприятие с детьми в классе на доверие

7) Вынести на обсуждения методического объединение учителей начальной школы проблему необоснованного обвинения в краже с целью: получить рекомендации и помощь, по решению проблемы.

При выборе способов решения, первым делом, я бы поговорила с ребенком индивидуально. Для выяснения такого дела, задала бы следующие вопросы:

-Почему ты обвиняешь Мишу?

-Не было ли у тебя конфликтов с ним ранее?

Во время беседы применила бы прием децентрации для того, чтобы показать, как чувствуют себя другие ученики, если поступать также как и Оля.

Если в ходе беседы выяснится ,что проблема в том, что у Оли такой стереотип об окружающем мире. Тогда я бы провела внеурочное занятие на тему «Как важно доверять» (В виде викторины, игры или квеста)

А если бы в ходе беседы узнала, что у ребенка ранее был не закрытый конфликт с Мишей, то можно провести чаепитие и игры( тем самым Оля с Мишей немного сплотятся)

Ну а если у Оли проблемы в семье, провела бы индивидуальную беседу с родителями в присутствии соц педагога

Чтобы в классном коллективе не возникло подобных ситуаций, я бы провела родительское собрание на тему «Почему дети обвиняют друг друга».

Ситуация 5

«Испорченная картина»

Учитель заходит в класс на перемене. Ребята очень шумят. Говорят сразу:

– Он нарисовал на картине...

– Он испортил ее!..

Учитель видит: мальчик у доски, у картины, которую только что рассматривали на уроке. Он глядит снизу вверх, напряженно молчит. И резко, горячо выдыхает:

– Я...Я не хотел, я нечаянно...

Мальчик громко заплакал...

Участниками данной ситуации является классный коллектив. Учитель.

В основе сложившейся педагогической ситуации лежит конфликт по характеру несоблюдения правил поведения в школе.

Такая проблема могла возникнуть из ряда причин:

1.Мальчик сделал это не осознанно

2.Мальчика обвинили в том, чего он не совершал

3. Мальчика заставили одноклассники испортить эту картину

4. Хотел обратить на себя внимание

В основе педагогической ситуации лежит такая проблема как порча школьного имущества.

Решение1. Провести индивидуальную беседу с мальчиком с целью выявления причин такого поведения

2. Помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков

3. Проведение бесед с родителями класса

4. Поговорить с родителями мальчика, с целью выяснения такого поведения

5. Проведение воспитательной работы с классным коллективом для решения данной проблемы

6. Организовать мероприятие с классным коллективом с целью профилактики о правилах поведения в школе

Вынести на обсуждения МО учителей начальных классов проблему о «Несоблюдении правил дисциплины в школе».


Методические рекомендации:

1 - Создавать эмоциональную обстановку на уроке, близкую к начальной школе (шутка, добрая ирония, доверительность, похвала, возможность посоветоваться, откровенно поговорить, создание ситуации успеха)

2 - Важно использовать новые (другие) формы организации обучения: игра (дидактическая, ролевая для сотрудничества), дискуссии (диспуты) для развития умения отстаивать своё мнение, приводить доказательства, аргументы, практические работы для развития умения ставить цель, мини-лекции для формирования умения концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно большой текст.

3 - Развивать контрольно-оценочную самостоятельность школьника: сопоставлять работу с образцом, давать характеристику ошибок и предполагать их причины, определять границы своего знания, самостоятельно выбирать учебные задания.

В завершение мастер-класса хотелось бы рассказать ещё одну притчу.

Притча Мудрец и бабочка

Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».

То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках» Желаем удачи!

Вместо послесловия. Пятиклассник – это не возраст, а состояние души…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"

В докладе представлен материал по изучению классного коллектива 5 класса.Разные виды диагностики в таблицах и диаграммах,выводы и предложения....

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вс...

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вс...

«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»(Отчёт на педсовете)

Отчёт на педсовете "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"...

Родительское собрание в 5 классе на тему "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"

В данной презентации вы найдёте материал к родительскому собранию, тема которого очень важна в жизни каждого школьника и его родителей....

Педсовет по теме «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»

Педсовет по теме «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»  Это странное слово «АДАПТАЦИЯ» Термин "адаптация" имеет латинское происхождение ...