Мастер-класс. Тема: Проблема адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.
методическая разработка (5 класс)
Формирование у педагогов мотивации для оказания помощи учащимся 5 класса, адаптирующимся в среднем звене
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_na_temu_adaptatsiya_pyatiklassnika_.docx | 29.9 КБ |
master-klass_na_temu_adaptatsiya_pyatiklassnika_.docx | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс.
Тема: Проблема адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом
как если бы от этого зависела бы Ваша жизнь
Л. Кьюби
Цель: формирование у педагогов мотивации для оказания помощи учащимся 5 класса, адаптирующимся в среднем звене.
Задачи:
- помочь педагогам в осознании трудностей, возникающих у учащихся 5 классов в процессе адаптации;
- познакомить с мерами профилактики дезадаптации;
- пробудить желание педагогов оказывать учащимся помощь в адаптации к среднему звену.
- Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации младшего школьника в среднем звене, рассмотрим проблемы, которые встречаются у наших детей в этом возрасте и изучим пути их решения.
- Притча о путнике и проводнике
- Один путник оказался в незнакомой стране перед высокой горой. Ему надо было перейти через нее, но он понимал, что ему нужен проводник. Проводник пришел, и перед тем, как начать путь, он сказал:
- - Прежде всего, мы должны договориться с тобой о взаимном уважении: я уважаю тебя и твой путь, а ты уважаешь меня и мой опыт.
- Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту я вижу впервые. Поэтому не теряй бдительности, будь так же внимателен, как и я. Я могу только идти рядом с тобой, но ноги за тебя я передвигать не могу. Если ты не захочешь пойти по пути, предложенному мной – это будет твой выбор.
- В горах холодно, поэтому я не стану затягивать наш путь. Я с тобой временно. Я покину тебя, как только пойму, что дальше ты сможешь идти сам к той цели, которую себе наметил.
- И последнее. Я никому не расскажу, что я покорял с тобой эту гору.
- И они отправились в путь. Это было нелегко, были и отчаяние, и новая надежда. А незадолго от вершины проводник покинул путника. И он дошел, и увидел восход Солнца!! А с другой стороны горы оказался цветущий сад!! Слайд
- Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми,
- что их волнует и беспокоит,
- с какими проблемами они сталкиваются,
- и определить, какую реальную помощь мы можем оказать.(слайд
- Чтобы определить, насколько успешно процесс адаптации проходит в нашем классе, я поставила перед собой задачи:
- Проанализировать отношение школьников к обучению, удовлетворённость школьной жизнью, изучение учебной мотивации.(Слайд
Для получения объективных данных было проведён опрос (видеоматериал)
С какими же проблемами сталкиваются ученики при переходе в 5 класс, и как классный руководитель должен помочь детям???
1. Изменение условий обучения. (Слайд)
Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы учитель знал, на что способен ученик, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме.
При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: стало много учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов — много. Рушится привычный мирок. Конечно, освоить все это непросто. Надо знать всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок, и в каком кабинете он будет. И ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо завоевывать авторитет заново, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься — а в итоге повышается тревожность.
Как же должен действовать классный руководитель в этой ситуации??
- организация консультаций, бесед по различным вопросам (посещаемость учащихся, поведение в школе, уровень подготовки домашнего задания)
- посещение уроков с целью наблюдения за работоспособностью и успеваемостью учащихся
- согласование общих требований
(обратиться к участникам мастер-класса)
Скажите,пожалуйста,чем можно помочь в этом случае ребёнку?(ответы участников)
2. Изменение требований.(слайд)
Ещё усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников.
Как можно помочь детям в этой ситуации?(обратиться к участникам)
Помощь
Во-первых, помогаю увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности — а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» — норма вещей.
Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.(мой ответ)
3.Ослабление или отсутствие контроля.(слайд)
Всю начальную школу учащимся, в основном, помогал один учитель. Он выполнял функции и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся с разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно чего-то не сделать — в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны — появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах, не знает, как ведет себя ученик на каждом из уроков. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижений.
Какую же помощь можно оказать в этой ситуации?
Помощь
В это время необходимо привлечь на помощь родителей и тактично, деликатно рассказать обо всех проблемах адаптации пятиклассников. Попросить их быть терпеливыми, чаще расспрашивать ребенка о школьной жизни, контролировать записи в дневнике, выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.
Все это является серьезным испытанием для психики школьника. Поэтому в первом полугодии пятого класса наблюдается значительное снижение успеваемости и изменение поведения некоторых учащихся.
Чтобы лучше узнать, понять ребят и, по возможности, стать им другом, каждый учитель должен выбрать определенную модель поведения и общения с воспитанникам.
Для успешной адаптации пятиклассников я стараюсь разнообразить виды учебной
деятельности.
В урочной деятельности:
Использовать разнообразные методы обучения ( урок-диспут, урок-спектакль). Стараюсь на уроках литературы делать упор на развитие связной речи, умения высказывать свою точку зрения и доказывать её, обосновывать свою позицию. Из каждого литературного произведения выделять ту его часть, которая близка внутреннему миру пятиклассников. Делаю упор на развитие нравственных качеств ребёнка, что особенно значимо в этом возрасте. (показать видео)
Во внеурочной деятельности:
1. Классные часы, призванные научить детей общению с одноклассниками. Известно, что в данном возрасте ведущим видом деятельности становится личностное общение со сверстниками .
2. Организация поездок в поход, музей, кино. Это несёт не только развлекательную функцию, но и даёт нам возможность общения в свободной, непринуждённой обстановке.
3. Совместная с детьми подготовка и проведение праздников, внеклассных мероприятий. (показать видео)
Практическое занятие
При нарушении адаптации, т.е. привыкания к условиям школьного обучения, возникает дезадаптация. Если в этот период ребёнку не будет оказана необходимая помощь со стороны родителей, учителей, психолога, у ребёнка может возникнуть школьный невроз или психосоматические заболевания. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния .
Работа в группах
1 группа«Портрет дезадаптированного ребёнка»
Учителя в течение 5 минут обсуждают признаки, по которым можно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют на ватмане. Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки, ведущий в конце подводит итог.
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
- Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
- Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелание выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
- Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.
- Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
- Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.
2группа. Причины возникшей дезадаптации.Для того, чтобы ребёнку оказать эффективную помощь, необходимо знать причины возникшей дезадаптации. Участники семинара в группах обсуждают ответ на вопрос «Каковы могут быть причины возникновения дезадаптации?», ответы фиксируют на листах. Затем выступают представители от групп.
Причины школьной дезадаптации:
низкая готовность к школе;несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»;неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);чрезмерная требовательность родителей
гиперопека со стороны родителей;
незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей;
- высокая тревожность самих родителей;
- несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);
- наличие серьезных хронических заболеваний;
- чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор);
- и др.
3 группа. Рисунок «Адаптация» Изобразите на рисунке взаимодействие учителя и ребёнка во время адаптации или какой-то сюжет на эту тему, где в виде образов будут нарисованы
учитель и ученик.• Запишите возможные чувства и мысли учителя и ученика.
Обсуждение: • Затем от группы понадобится 2 представителя, которые
озвучат возможные чувства и мысли учителя и ученика.
4 группа. «Наша помощь» «Как я могу помочь себе и ребёнку в период адаптации?»,«Что я делаю для того, чтобы получился уверенный, любознательный 5-классник?»
Ответы каждый учитель записывает на вырезанных из цветной бумаги цветочных лепестках..
Обсуждение: Один представитель от группы озвучивает итоги.
Ситуационные задачи
Ситуация 1
Учитель вызывает ученика рассказать стихотворение, а мальчик заикается, волнуется, сбивается. В классе кто-то начинает смеяться.
Этот ребёнок на уроках всегда активен, но заикание смущает его самого. Каждый раз, когда он так “затягивает” ответ, он сам считает себя слегка виноватым. А детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы.
Необходимо, чтобы ребёнок не чувствовал себя неполноценным и одноклассники не организовали его травлю.
В результате этого случая может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнётся в себе, перестанет работать на уроке. А одноклассники, возможно, станут его дразнить.
Решение. Если чтение наизусть вызывает такие трудности, то учителю лучше выслушать ребёнка на перемене, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, в классе никого из одноклассников нет, успокоится и ученик, и работа пойдёт лучше. А с учениками я провела бы беседу о взаимоотношении в коллективе, взаимопонимании, сочувствии, сострадании, милосердии.
Ситуация 2
На пятом уроке учащиеся устали, шумят, громко разговаривают.
Причина ясна – усталость детей.
Педагогу необходимо наладить дисциплину, создать рабочую атмосферу на уроке, чтобы дети успешно усвоили материал.
Если учитель станет кричать и ругать их за это, то вышеизложенных целей вряд ли он добьётся. Возможны даже неадекватные действия учеников.
Решение. Разумеется, я проведу с детьми физкультминутку. Затем скажу: «Я понимаю, что вы устали. Я тоже. Давайте с вами приложим все усилия и проведём урок интересно и весело». Любое упражнение можно провести в игровой форме: «Самый умный», «Кто первый?», «Корректор», «Самый сообразительный» и т.д. Детям будет намного интереснее работать, и дисциплина наладится.
Ситуация 3
Во время контрольной работы ученик просит разрешения выйти в туалет. Педагог говорит: «Конечно, выйди, только телефон оставь». Обучающийся: «Нет, без телефона я не пойду, мне родители сказала всегда держать его при себе – мало ли что случится».
Причина – ребёнок хочет найти вариант решения контрольной работы в Интернете или проконсультироваться с кем-либо.
Необходимо добиться, чтоб ученик самостоятельно выполнил задание, избежать конфликтной ситуации, а также не потерять авторитет среди учеников.
Если начну безапелляционно настаивать на своём, то в ответ могу получить грубость и «хлопанье дверью». Ситуация может выйти из-под контроля, и авторитет учителя пострадает.
Решение. Я скажу: «Очень хорошо, что родители о тебе так беспокоятся, но, я думаю, что за время посещения туалета ничего страшного не произойдёт. Оставь, пожалуйста, телефон у меня на столе. Я гарантирую его сохранность. В противном случае тебе придётся после уроков остаться и выполнить другой вариант задания. Мы же с тобой очень ценим время, поэтому, я уверена, ты поступишь правильно». В данном случае удастся избежать конфликтной ситуации.
Ситуация 4
В классе была создана библиотека. Оля решила перечитать свою энциклопедию, но не обнаружила ее на полке. Соседка по парте сказала, что видела как Миша брал эту книгу. Оля обвинила Мишу в краже. Миша сказал, что брал книгу только посмотреть и вернул на место, Оля не поверила.
Участниками данной педагогической ситуации являются ученики Оля, Миша, соседка по парте.
В основе сложившейся педагогической ситуации лежит конфликт по характеру необоснованное обвинение в краже. Такая проблема могла возникнуть из ряда причин:
1)У Оли сложились такие стереотипы об окружающем мире
2)Ранее у Оли был не закрытый конфликт с Мишей, обвиняя его в краже она хочет ему насолить
3)Проблемы в семье( частый обман со стороны родителей, Оле привычна такая обстановка)
В основе педагогической ситуации лежит такая проблема, как клевета.
Решение 1) Провести воспитательную работу с учеником с целью выяснения причин клеветы
2) Помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он так не поступал
3) Поговорить с родителями Оли с целью выявления причины и путей решения данной проблемы
4) Донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким особенностям, что нельзя необоснованно обвинять другого человека
5) Проведение родительского собрания
6) Организовать мероприятие с детьми в классе на доверие
7) Вынести на обсуждения методического объединение учителей начальной школы проблему необоснованного обвинения в краже с целью: получить рекомендации и помощь, по решению проблемы.
При выборе способов решения, первым делом, я бы поговорила с ребенком индивидуально. Для выяснения такого дела, задала бы следующие вопросы:
-Почему ты обвиняешь Мишу?
-Не было ли у тебя конфликтов с ним ранее?
Во время беседы применила бы прием децентрации для того, чтобы показать, как чувствуют себя другие ученики, если поступать также как и Оля.
Если в ходе беседы выяснится ,что проблема в том, что у Оли такой стереотип об окружающем мире. Тогда я бы провела внеурочное занятие на тему «Как важно доверять» (В виде викторины, игры или квеста)
А если бы в ходе беседы узнала, что у ребенка ранее был не закрытый конфликт с Мишей, то можно провести чаепитие и игры( тем самым Оля с Мишей немного сплотятся)
Ну а если у Оли проблемы в семье, провела бы индивидуальную беседу с родителями в присутствии соц педагога
Чтобы в классном коллективе не возникло подобных ситуаций, я бы провела родительское собрание на тему «Почему дети обвиняют друг друга».
Ситуация 5
«Испорченная картина»
Учитель заходит в класс на перемене. Ребята очень шумят. Говорят сразу:
– Он нарисовал на картине...
– Он испортил ее!..
Учитель видит: мальчик у доски, у картины, которую только что рассматривали на уроке. Он глядит снизу вверх, напряженно молчит. И резко, горячо выдыхает:
– Я...Я не хотел, я нечаянно...
Мальчик громко заплакал...
Участниками данной ситуации является классный коллектив. Учитель.
В основе сложившейся педагогической ситуации лежит конфликт по характеру несоблюдения правил поведения в школе.
Такая проблема могла возникнуть из ряда причин:
1.Мальчик сделал это не осознанно
2.Мальчика обвинили в том, чего он не совершал
3. Мальчика заставили одноклассники испортить эту картину
4. Хотел обратить на себя внимание
В основе педагогической ситуации лежит такая проблема как порча школьного имущества.
Решение1. Провести индивидуальную беседу с мальчиком с целью выявления причин такого поведения
2. Помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков
3. Проведение бесед с родителями класса
4. Поговорить с родителями мальчика, с целью выяснения такого поведения
5. Проведение воспитательной работы с классным коллективом для решения данной проблемы
6. Организовать мероприятие с классным коллективом с целью профилактики о правилах поведения в школе
Вынести на обсуждения МО учителей начальных классов проблему о «Несоблюдении правил дисциплины в школе».
Методические рекомендации:
1 - Создавать эмоциональную обстановку на уроке, близкую к начальной школе (шутка, добрая ирония, доверительность, похвала, возможность посоветоваться, откровенно поговорить, создание ситуации успеха)
2 - Важно использовать новые (другие) формы организации обучения: игра (дидактическая, ролевая для сотрудничества), дискуссии (диспуты) для развития умения отстаивать своё мнение, приводить доказательства, аргументы, практические работы для развития умения ставить цель, мини-лекции для формирования умения концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно большой текст.
3 - Развивать контрольно-оценочную самостоятельность школьника: сопоставлять работу с образцом, давать характеристику ошибок и предполагать их причины, определять границы своего знания, самостоятельно выбирать учебные задания.
В завершение мастер-класса хотелось бы рассказать ещё одну притчу.
Притча Мудрец и бабочка
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».
То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках» Желаем удачи!
Вместо послесловия. Пятиклассник – это не возраст, а состояние души…
Предварительный просмотр:
Мастер-класс.
Тема: Проблема адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом
как если бы от этого зависела бы Ваша жизнь
Л. Кьюби
Цель: формирование у педагогов мотивации для оказания помощи учащимся 5 класса, адаптирующимся в среднем звене.
Задачи:
- помочь педагогам в осознании трудностей, возникающих у учащихся 5 классов в процессе адаптации;
- познакомить с мерами профилактики дезадаптации;
- пробудить желание педагогов оказывать учащимся помощь в адаптации к среднему звену.
- Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации младшего школьника в среднем звене, рассмотрим проблемы, которые встречаются у наших детей в этом возрасте и изучим пути их решения.
- Притча о путнике и проводнике
- Один путник оказался в незнакомой стране перед высокой горой. Ему надо было перейти через нее, но он понимал, что ему нужен проводник. Проводник пришел, и перед тем, как начать путь, он сказал:
- - Прежде всего, мы должны договориться с тобой о взаимном уважении: я уважаю тебя и твой путь, а ты уважаешь меня и мой опыт.
- Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту я вижу впервые. Поэтому не теряй бдительности, будь так же внимателен, как и я. Я могу только идти рядом с тобой, но ноги за тебя я передвигать не могу. Если ты не захочешь пойти по пути, предложенному мной – это будет твой выбор.
- В горах холодно, поэтому я не стану затягивать наш путь. Я с тобой временно. Я покину тебя, как только пойму, что дальше ты сможешь идти сам к той цели, которую себе наметил.
- И последнее. Я никому не расскажу, что я покорял с тобой эту гору.
- И они отправились в путь. Это было нелегко, были и отчаяние, и новая надежда. А незадолго от вершины проводник покинул путника. И он дошел, и увидел восход Солнца!! А с другой стороны горы оказался цветущий сад!! Слайд
- Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми,
- что их волнует и беспокоит,
- с какими проблемами они сталкиваются,
- и определить, какую реальную помощь мы можем оказать.(слайд
- Чтобы определить, насколько успешно процесс адаптации проходит в нашем классе, я поставила перед собой задачи:
- Проанализировать отношение школьников к обучению, удовлетворённость школьной жизнью, изучение учебной мотивации.(Слайд
Для получения объективных данных было проведён опрос (видеоматериал)
С какими же проблемами сталкиваются ученики при переходе в 5 класс, и как классный руководитель должен помочь детям???
1. Изменение условий обучения. (Слайд)
Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы учитель знал, на что способен ученик, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме.
При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: стало много учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов — много. Рушится привычный мирок. Конечно, освоить все это непросто. Надо знать всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок, и в каком кабинете он будет. И ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо завоевывать авторитет заново, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься — а в итоге повышается тревожность.
Как же должен действовать классный руководитель в этой ситуации??
- организация консультаций, бесед по различным вопросам (посещаемость учащихся, поведение в школе, уровень подготовки домашнего задания)
- посещение уроков с целью наблюдения за работоспособностью и успеваемостью учащихся
- согласование общих требований
(обратиться к участникам мастер-класса)
Скажите,пожалуйста,чем можно помочь в этом случае ребёнку?(ответы участников)
2. Изменение требований.(слайд)
Ещё усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников.
Как можно помочь детям в этой ситуации?(обратиться к участникам)
Помощь
Во-первых, помогаю увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности — а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» — норма вещей.
Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.(мой ответ)
3.Ослабление или отсутствие контроля.(слайд)
Всю начальную школу учащимся, в основном, помогал один учитель. Он выполнял функции и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся с разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно чего-то не сделать — в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны — появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах, не знает, как ведет себя ученик на каждом из уроков. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижений.
Какую же помощь можно оказать в этой ситуации?
Помощь
В это время необходимо привлечь на помощь родителей и тактично, деликатно рассказать обо всех проблемах адаптации пятиклассников. Попросить их быть терпеливыми, чаще расспрашивать ребенка о школьной жизни, контролировать записи в дневнике, выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.
Все это является серьезным испытанием для психики школьника. Поэтому в первом полугодии пятого класса наблюдается значительное снижение успеваемости и изменение поведения некоторых учащихся.
Чтобы лучше узнать, понять ребят и, по возможности, стать им другом, каждый учитель должен выбрать определенную модель поведения и общения с воспитанникам.
Для успешной адаптации пятиклассников я стараюсь разнообразить виды учебной
деятельности.
В урочной деятельности:
Использовать разнообразные методы обучения ( урок-диспут, урок-спектакль). Стараюсь на уроках литературы делать упор на развитие связной речи, умения высказывать свою точку зрения и доказывать её, обосновывать свою позицию. Из каждого литературного произведения выделять ту его часть, которая близка внутреннему миру пятиклассников. Делаю упор на развитие нравственных качеств ребёнка, что особенно значимо в этом возрасте. (показать видео)
Во внеурочной деятельности:
1. Классные часы, призванные научить детей общению с одноклассниками. Известно, что в данном возрасте ведущим видом деятельности становится личностное общение со сверстниками .
2. Организация поездок в поход, музей, кино. Это несёт не только развлекательную функцию, но и даёт нам возможность общения в свободной, непринуждённой обстановке.
3. Совместная с детьми подготовка и проведение праздников, внеклассных мероприятий. (показать видео)
Практическое занятие
При нарушении адаптации, т.е. привыкания к условиям школьного обучения, возникает дезадаптация. Если в этот период ребёнку не будет оказана необходимая помощь со стороны родителей, учителей, психолога, у ребёнка может возникнуть школьный невроз или психосоматические заболевания. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния .
Работа в группах
1 группа«Портрет дезадаптированного ребёнка»
Учителя в течение 5 минут обсуждают признаки, по которым можно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют на ватмане. Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки, ведущий в конце подводит итог.
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
- Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
- Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелание выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
- Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.
- Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
- Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.
2группа. Причины возникшей дезадаптации.Для того, чтобы ребёнку оказать эффективную помощь, необходимо знать причины возникшей дезадаптации. Участники семинара в группах обсуждают ответ на вопрос «Каковы могут быть причины возникновения дезадаптации?», ответы фиксируют на листах. Затем выступают представители от групп.
Причины школьной дезадаптации:
низкая готовность к школе;несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»;неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);чрезмерная требовательность родителей
гиперопека со стороны родителей;
незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей;
- высокая тревожность самих родителей;
- несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);
- наличие серьезных хронических заболеваний;
- чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор);
- и др.
3 группа. Рисунок «Адаптация» Изобразите на рисунке взаимодействие учителя и ребёнка во время адаптации или какой-то сюжет на эту тему, где в виде образов будут нарисованы
учитель и ученик.• Запишите возможные чувства и мысли учителя и ученика.
Обсуждение: • Затем от группы понадобится 2 представителя, которые
озвучат возможные чувства и мысли учителя и ученика.
4 группа. «Наша помощь» «Как я могу помочь себе и ребёнку в период адаптации?»,«Что я делаю для того, чтобы получился уверенный, любознательный 5-классник?»
Ответы каждый учитель записывает на вырезанных из цветной бумаги цветочных лепестках..
Обсуждение: Один представитель от группы озвучивает итоги.
Ситуационные задачи
Ситуация 1
Учитель вызывает ученика рассказать стихотворение, а мальчик заикается, волнуется, сбивается. В классе кто-то начинает смеяться.
Этот ребёнок на уроках всегда активен, но заикание смущает его самого. Каждый раз, когда он так “затягивает” ответ, он сам считает себя слегка виноватым. А детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы.
Необходимо, чтобы ребёнок не чувствовал себя неполноценным и одноклассники не организовали его травлю.
В результате этого случая может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнётся в себе, перестанет работать на уроке. А одноклассники, возможно, станут его дразнить.
Решение. Если чтение наизусть вызывает такие трудности, то учителю лучше выслушать ребёнка на перемене, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, в классе никого из одноклассников нет, успокоится и ученик, и работа пойдёт лучше. А с учениками я провела бы беседу о взаимоотношении в коллективе, взаимопонимании, сочувствии, сострадании, милосердии.
Ситуация 2
На пятом уроке учащиеся устали, шумят, громко разговаривают.
Причина ясна – усталость детей.
Педагогу необходимо наладить дисциплину, создать рабочую атмосферу на уроке, чтобы дети успешно усвоили материал.
Если учитель станет кричать и ругать их за это, то вышеизложенных целей вряд ли он добьётся. Возможны даже неадекватные действия учеников.
Решение. Разумеется, я проведу с детьми физкультминутку. Затем скажу: «Я понимаю, что вы устали. Я тоже. Давайте с вами приложим все усилия и проведём урок интересно и весело». Любое упражнение можно провести в игровой форме: «Самый умный», «Кто первый?», «Корректор», «Самый сообразительный» и т.д. Детям будет намного интереснее работать, и дисциплина наладится.
Ситуация 3
Во время контрольной работы ученик просит разрешения выйти в туалет. Педагог говорит: «Конечно, выйди, только телефон оставь». Обучающийся: «Нет, без телефона я не пойду, мне родители сказала всегда держать его при себе – мало ли что случится».
Причина – ребёнок хочет найти вариант решения контрольной работы в Интернете или проконсультироваться с кем-либо.
Необходимо добиться, чтоб ученик самостоятельно выполнил задание, избежать конфликтной ситуации, а также не потерять авторитет среди учеников.
Если начну безапелляционно настаивать на своём, то в ответ могу получить грубость и «хлопанье дверью». Ситуация может выйти из-под контроля, и авторитет учителя пострадает.
Решение. Я скажу: «Очень хорошо, что родители о тебе так беспокоятся, но, я думаю, что за время посещения туалета ничего страшного не произойдёт. Оставь, пожалуйста, телефон у меня на столе. Я гарантирую его сохранность. В противном случае тебе придётся после уроков остаться и выполнить другой вариант задания. Мы же с тобой очень ценим время, поэтому, я уверена, ты поступишь правильно». В данном случае удастся избежать конфликтной ситуации.
Ситуация 4
В классе была создана библиотека. Оля решила перечитать свою энциклопедию, но не обнаружила ее на полке. Соседка по парте сказала, что видела как Миша брал эту книгу. Оля обвинила Мишу в краже. Миша сказал, что брал книгу только посмотреть и вернул на место, Оля не поверила.
Участниками данной педагогической ситуации являются ученики Оля, Миша, соседка по парте.
В основе сложившейся педагогической ситуации лежит конфликт по характеру необоснованное обвинение в краже. Такая проблема могла возникнуть из ряда причин:
1)У Оли сложились такие стереотипы об окружающем мире
2)Ранее у Оли был не закрытый конфликт с Мишей, обвиняя его в краже она хочет ему насолить
3)Проблемы в семье( частый обман со стороны родителей, Оле привычна такая обстановка)
В основе педагогической ситуации лежит такая проблема, как клевета.
Решение 1) Провести воспитательную работу с учеником с целью выяснения причин клеветы
2) Помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он так не поступал
3) Поговорить с родителями Оли с целью выявления причины и путей решения данной проблемы
4) Донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким особенностям, что нельзя необоснованно обвинять другого человека
5) Проведение родительского собрания
6) Организовать мероприятие с детьми в классе на доверие
7) Вынести на обсуждения методического объединение учителей начальной школы проблему необоснованного обвинения в краже с целью: получить рекомендации и помощь, по решению проблемы.
При выборе способов решения, первым делом, я бы поговорила с ребенком индивидуально. Для выяснения такого дела, задала бы следующие вопросы:
-Почему ты обвиняешь Мишу?
-Не было ли у тебя конфликтов с ним ранее?
Во время беседы применила бы прием децентрации для того, чтобы показать, как чувствуют себя другие ученики, если поступать также как и Оля.
Если в ходе беседы выяснится ,что проблема в том, что у Оли такой стереотип об окружающем мире. Тогда я бы провела внеурочное занятие на тему «Как важно доверять» (В виде викторины, игры или квеста)
А если бы в ходе беседы узнала, что у ребенка ранее был не закрытый конфликт с Мишей, то можно провести чаепитие и игры( тем самым Оля с Мишей немного сплотятся)
Ну а если у Оли проблемы в семье, провела бы индивидуальную беседу с родителями в присутствии соц педагога
Чтобы в классном коллективе не возникло подобных ситуаций, я бы провела родительское собрание на тему «Почему дети обвиняют друг друга».
Ситуация 5
«Испорченная картина»
Учитель заходит в класс на перемене. Ребята очень шумят. Говорят сразу:
– Он нарисовал на картине...
– Он испортил ее!..
Учитель видит: мальчик у доски, у картины, которую только что рассматривали на уроке. Он глядит снизу вверх, напряженно молчит. И резко, горячо выдыхает:
– Я...Я не хотел, я нечаянно...
Мальчик громко заплакал...
Участниками данной ситуации является классный коллектив. Учитель.
В основе сложившейся педагогической ситуации лежит конфликт по характеру несоблюдения правил поведения в школе.
Такая проблема могла возникнуть из ряда причин:
1.Мальчик сделал это не осознанно
2.Мальчика обвинили в том, чего он не совершал
3. Мальчика заставили одноклассники испортить эту картину
4. Хотел обратить на себя внимание
В основе педагогической ситуации лежит такая проблема как порча школьного имущества.
Решение1. Провести индивидуальную беседу с мальчиком с целью выявления причин такого поведения
2. Помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков
3. Проведение бесед с родителями класса
4. Поговорить с родителями мальчика, с целью выяснения такого поведения
5. Проведение воспитательной работы с классным коллективом для решения данной проблемы
6. Организовать мероприятие с классным коллективом с целью профилактики о правилах поведения в школе
Вынести на обсуждения МО учителей начальных классов проблему о «Несоблюдении правил дисциплины в школе».
Методические рекомендации:
1 - Создавать эмоциональную обстановку на уроке, близкую к начальной школе (шутка, добрая ирония, доверительность, похвала, возможность посоветоваться, откровенно поговорить, создание ситуации успеха)
2 - Важно использовать новые (другие) формы организации обучения: игра (дидактическая, ролевая для сотрудничества), дискуссии (диспуты) для развития умения отстаивать своё мнение, приводить доказательства, аргументы, практические работы для развития умения ставить цель, мини-лекции для формирования умения концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно большой текст.
3 - Развивать контрольно-оценочную самостоятельность школьника: сопоставлять работу с образцом, давать характеристику ошибок и предполагать их причины, определять границы своего знания, самостоятельно выбирать учебные задания.
В завершение мастер-класса хотелось бы рассказать ещё одну притчу.
Притча Мудрец и бабочка
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».
То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках» Желаем удачи!
Вместо послесловия. Пятиклассник – это не возраст, а состояние души…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"
В докладе представлен материал по изучению классного коллектива 5 класса.Разные виды диагностики в таблицах и диаграммах,выводы и предложения....
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вс...
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вс...
«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»(Отчёт на педсовете)
Отчёт на педсовете "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"...
Родительское собрание в 5 классе на тему "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"
В данной презентации вы найдёте материал к родительскому собранию, тема которого очень важна в жизни каждого школьника и его родителей....
Выступление на Педсовете по теме: «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения» Классный руководитель: Бодунова Марина Владимировна
Выступление на педсовете "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"...
Педсовет по теме «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»
Педсовет по теме «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения» Это странное слово «АДАПТАЦИЯ» Термин "адаптация" имеет латинское происхождение ...