Программа духовно- нравственного воспитания школьников.
материал

Программа духовно- нравственного воспитания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-_nravstvennogo_vospitaniya_shkolnikov.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Программа духовно-нравственного развития школьников.

1.Общие положения.

Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно – нравственных ценностей. Образованию отводится ключевая роль в духовно – нравственном воспитании. Ценности личности формируются в семье, неформальных объединениях, трудовых и других коллективах. Но наиболее  глубоко и последовательно духовно – нравственное воспитание и воспитание личности происходит в школе. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Ребенок  школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному, духовно – нравственному развитию, гражданскому развитию.

 2. Цель  программы:

 Воспитание, социально–педагогическая  поддержка  становления  и развития  высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России , принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

3. Задачи программы:

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

3. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

4. Приоритетные направления развития духовно – нравственного воспитания:

 1.Духовно-нравственное воспитание детей и учащейся молодежи в деятельности педагога-воспитателя.

 Цель данного направления программы - способствовать становлению и развитию общечеловеческой, национальной и духовной культуры учащихся, гуманным нравственным отношениям, выражающим социальную сущность воспитания. Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:

  1. Утверждение культуры личности в образовательном пространстве;
  2. Сохранение школы и воспитателя как фактора общечеловеческих и общенациональных ценностей;
  3. Воспитание у подрастающих поколений нравственных ценностей, поведенческой культуры и гражданского отношения к республике и российскому государству;
  4. Развитие лучших культурно-исторических и национальных традиций, обеспечивающих духовное становление и качественное преобразование человеческих ресурсов молодых граждан.

Основные направления  воспитательной деятельности педагога по проблемам духовно-нравственного воспитания:

  1. Всестороннее изучение воспитанников, их индивидуальных, психологических и возрастных особенностей, интересов и потребностей;
  2. Усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их содержание проблем духовно-нравственного воспитания, помогающих воспитанникам понять себя, мотивы своего выбора и поступков:
  3. Определение содержания воспитания и педагогических технологий с учетом уровня воспитанности, региональных особенностей и специфики учреждений образования;
  4. Ориентация учащихся на приоритет общечеловеческих ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания. Культура, Мир, Земля;
  5. Создание условий для» сотрудничества с семьями обучающихся и привлечения родителей и широкой общественности города и каждого отдельного его микрорайона к воспитанию, духовно-нравственному развитию и культуре поведения детей и учащейся молодежи.

2.Духовно-нравственное воспитание в семье.

Цель направления - способствовать  консолидации  усилий  государственных и общественных  организаций, направленных на повышение воспитательного потенциала семьи и создание условий для его эффективной реализации, укрепление  социального института семьи в российском обществе, повышение его ценности в духовно-нравственном воспитании, усилению статуса семьи, статуса материнства и отцовства в духовно-нравственном воспитании.

Для достижения названных целей предусматривается решение следующих задач:

1.формирование системы социально-педагогических и психолого-педагогических услуг, направленных на повышение уровня и качества семейного воспитания, повышение культуры семейных взаимоотношений;

2. предупреждение детской безнадзорности, асоциального поведения;

3. координация деятельности государственных и общественных организаций, направленных на повышение воспитательного потенциала семьи в духовно-нравственном развитии детей.

Основные средства взаимодействия образовательного учреждения и семьи в духовно-нравственном воспитании:

1. Составление  программ взаимодействия семьи и образовательного учреждения на основе отечественных традиций, национально-региональных особенностей.

2. Создание различных объединений родительской общественности в целях реализации программы духовно-нравственного воспитания.

3. Активное использование в работе с родителями педагогического потенциала благополучных семей, по духовно-нравственному воспитанию повсеместное освещение в средствах массовой информации позитивного опыта семейного воспитания.

4. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении негативных проявлений у детей, подростков и юношества.

5.Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативны, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания»).

3.Развитие духовно-нравственного воспитания детей  в школе.

Цель направления: создание условий для формирования системы духовно-нравственного воспитания в учебном заведении с учетом социокультурных особенностей, экономических возможностей региона, традиционного и инновационного опыта воспитания подрастающего поколения, наработанного в учреждениях общего и дополнительного образования.

  1. С учетом поставленной цели при разработке программ и планов духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи в учебных заведениях предлагается уделить особое внимание совершенствованию содержания воспитательного процесса в следующих его компонентах:
  1. Активизация и реализация педагогических возможностей регионально- культурной среды и духовных национальных ценностей в процессе духовно-нравственного воспитания личности.
  2. Развитие у детей  в процессе духовно-нравственного воспитания качеств толерантности как важного этического принципа развития многонационального города.
  3. Обеспечение взаимосвязи духовно-нравственного и трудового воспитания как условия формирования социально-ориентированной и конкурентоспособной личности.

4. Индивидуально- личностное развитие школьников.

Способствовать  социально-личностному, профессиональному, гражданскому самоопределению

Развивать способность к самостоятельным поступкам и действиям, умение выражать и отстаивать  свою общественную позицию, критически оценивать свои поступки.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания.

Направление 1.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

1. Операция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов ВОВ и труда; изготовление поздравительных открыток для ветеранов,  концертные программы для ветеранов, встречи с ветеранами).

2. Круглый стол  «Я – человек, я – гражданин!»

  1. Месячник гражданско-патриотического воспитания

4. Интеллектуальные игры, тематические классные часы.

5.  Уроки мужества.

  1. Проведение  праздника «А ну-ка мальчики!»

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

     1.Организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими.

       2.Посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны.

3.Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, фестивалей.

4.Изучение семейных традиций.

5.Организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин.

6.Организация совместных экскурсий в музеи.

7.Совместные проекты.

Направление 2:

 Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Содержание:

     1. Различение хороших и плохих поступков.

    2. Представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населённом пункте,    в общественных местах, на природе.

   3. Уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим.

  4. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

 5. Бережное, гуманное отношение ко всему живому.

 6. Знание правил этики, культуры речи.

 7. Стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его.

 Мероприятия,

1.День Знаний.

2.Участие в праздничном концерте «День Учителя».

3.Праздничный концерт, мероприятия «День матери», «Праздник семьи».

4КТД «Новогодний марафон».

5.Благотворительная акция «Ветеран живет рядом!»

6.Дни профилактики правонарушений.

7.Беседы школьного инспектора ОДН с обучающимися «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества»

Направление 3.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Основное содержание:

1. Элементарные представления об основных профессиях;

2. Ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

3. Элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

4. Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

5. Умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

6.умение соблюдать порядок на рабочем месте;

7.Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

8. Отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Мероприятия.

1.Благоустройству классных комнат.

2.Обустройство территории школьного помещения к праздникам.

3.Уроки профориентации: Встречи-беседы с родителями - людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

4.Экскурсии на предприятия города.

5.Конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые мероприятия «Много профессий хороших и разных!»

6.Проектно-исследовательские, творческие (художественные, литературные) работы учащихся.

7.Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

1.Организация и проведение совместных праздников

2.Участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе.  

3.Организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей;

4.Участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников;

5.Организация встреч-бесед с родителями - людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

Направление 4.

 Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Цель: Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу  жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Мероприятия.

      1.Дни Здоровья (2 раза в год).

2.Система профилактических мер по ПДД и ОБЖ.

3.Всероссийские акции, месячники здоровья.

4Спортивные мероприятия ко Дню Защитника Отечества.

5.Беседы школьного врача с обучающимися  «Здоровый образ жизни», 6.«Профилактика простудных заболеваний»…

7.Участие в массовых мероприятиях города «День защиты детей», Спартакиада школьников.

      8.Комплексные внеурочные занятия для учащихся.

9.Мониторинг ЗОЖ.

Направление 5.

 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Основное содержание:

1.Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.

2.Ценностное отношение к природе и всем формам жизни.

    3.Элементарный опыт природоохранительной деятельности.

4.Бережное отношение к растениям и животным.

 Мероприятия: 

1.Организация экскурсий по родному городу.

2.Посещение краеведческого музея.

3.Организация и проведение походов.

4.Участие в городских праздниках, акциях «День птиц».

5.Участие в реализации проекта по благоустройству школьного двора.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

1.Тематические классные собрания.

2.Общешкольные собрания.

3.Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа духовно-нравственного воспитания школьников

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образованияМОУ Подгородненская ООШПрограмма духовно-нравственного воспитания и развития учащихся ра...

Программа духовно-нравственного воспитания школьников "Отечество"

Программа предназначена для создания в школе социально-педагогической среды ориентированной на традиции нравственности, духовности, культурных ценностей русского народа, приобщение учащихся к изучению...

Проект программы духовно-нравственного воспитания школьников

Школьная программа «Гармония духа, души и тела»  разработана   в соответствии с решением педагогического совета МОУ СОШ 5.Реализация программы будет способствовать снижению неблагоприят...

Мероприятия по реализации основных направлений программы духовно – нравственного воспитания школьников на 2013 – 2014 уч. год. учителя истории и обществознания

план мероприятий и пояснительная записка учителя истории и обществознания Смольской Татьяны Григорьевны...

КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».  ВВЕДЕНИЕ. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из все...

Программа духовно-нравственного воспитания школьников, 6 класс

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включ...

Программа духовно - нравственного воспитания школьников МБОУ СОШ № 28 Владимирской области

Сегодня национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и б...