Программа духовно- нравственного воспитания школьников.
материал
Программа духовно- нравственного воспитания школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-_nravstvennogo_vospitaniya_shkolnikov.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа духовно-нравственного развития школьников.
1.Общие положения.
Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно – нравственных ценностей. Образованию отводится ключевая роль в духовно – нравственном воспитании. Ценности личности формируются в семье, неформальных объединениях, трудовых и других коллективах. Но наиболее глубоко и последовательно духовно – нравственное воспитание и воспитание личности происходит в школе. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному, духовно – нравственному развитию, гражданскому развитию.
2. Цель программы:
Воспитание, социально–педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России , принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
3. Задачи программы:
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
3. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
4. Приоритетные направления развития духовно – нравственного воспитания:
1.Духовно-нравственное воспитание детей и учащейся молодежи в деятельности педагога-воспитателя.
Цель данного направления программы - способствовать становлению и развитию общечеловеческой, национальной и духовной культуры учащихся, гуманным нравственным отношениям, выражающим социальную сущность воспитания. Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:
- Утверждение культуры личности в образовательном пространстве;
- Сохранение школы и воспитателя как фактора общечеловеческих и общенациональных ценностей;
- Воспитание у подрастающих поколений нравственных ценностей, поведенческой культуры и гражданского отношения к республике и российскому государству;
- Развитие лучших культурно-исторических и национальных традиций, обеспечивающих духовное становление и качественное преобразование человеческих ресурсов молодых граждан.
Основные направления воспитательной деятельности педагога по проблемам духовно-нравственного воспитания:
- Всестороннее изучение воспитанников, их индивидуальных, психологических и возрастных особенностей, интересов и потребностей;
- Усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их содержание проблем духовно-нравственного воспитания, помогающих воспитанникам понять себя, мотивы своего выбора и поступков:
- Определение содержания воспитания и педагогических технологий с учетом уровня воспитанности, региональных особенностей и специфики учреждений образования;
- Ориентация учащихся на приоритет общечеловеческих ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания. Культура, Мир, Земля;
- Создание условий для» сотрудничества с семьями обучающихся и привлечения родителей и широкой общественности города и каждого отдельного его микрорайона к воспитанию, духовно-нравственному развитию и культуре поведения детей и учащейся молодежи.
2.Духовно-нравственное воспитание в семье.
Цель направления - способствовать консолидации усилий государственных и общественных организаций, направленных на повышение воспитательного потенциала семьи и создание условий для его эффективной реализации, укрепление социального института семьи в российском обществе, повышение его ценности в духовно-нравственном воспитании, усилению статуса семьи, статуса материнства и отцовства в духовно-нравственном воспитании.
Для достижения названных целей предусматривается решение следующих задач:
1.формирование системы социально-педагогических и психолого-педагогических услуг, направленных на повышение уровня и качества семейного воспитания, повышение культуры семейных взаимоотношений;
2. предупреждение детской безнадзорности, асоциального поведения;
3. координация деятельности государственных и общественных организаций, направленных на повышение воспитательного потенциала семьи в духовно-нравственном развитии детей.
Основные средства взаимодействия образовательного учреждения и семьи в духовно-нравственном воспитании:
1. Составление программ взаимодействия семьи и образовательного учреждения на основе отечественных традиций, национально-региональных особенностей.
2. Создание различных объединений родительской общественности в целях реализации программы духовно-нравственного воспитания.
3. Активное использование в работе с родителями педагогического потенциала благополучных семей, по духовно-нравственному воспитанию повсеместное освещение в средствах массовой информации позитивного опыта семейного воспитания.
4. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении негативных проявлений у детей, подростков и юношества.
5.Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативны, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания»).
3.Развитие духовно-нравственного воспитания детей в школе.
Цель направления: создание условий для формирования системы духовно-нравственного воспитания в учебном заведении с учетом социокультурных особенностей, экономических возможностей региона, традиционного и инновационного опыта воспитания подрастающего поколения, наработанного в учреждениях общего и дополнительного образования.
- С учетом поставленной цели при разработке программ и планов духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи в учебных заведениях предлагается уделить особое внимание совершенствованию содержания воспитательного процесса в следующих его компонентах:
- Активизация и реализация педагогических возможностей регионально- культурной среды и духовных национальных ценностей в процессе духовно-нравственного воспитания личности.
- Развитие у детей в процессе духовно-нравственного воспитания качеств толерантности как важного этического принципа развития многонационального города.
- Обеспечение взаимосвязи духовно-нравственного и трудового воспитания как условия формирования социально-ориентированной и конкурентоспособной личности.
4. Индивидуально- личностное развитие школьников.
Способствовать социально-личностному, профессиональному, гражданскому самоопределению
Развивать способность к самостоятельным поступкам и действиям, умение выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать свои поступки.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания.
Направление 1.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
1. Операция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов ВОВ и труда; изготовление поздравительных открыток для ветеранов, концертные программы для ветеранов, встречи с ветеранами).
2. Круглый стол «Я – человек, я – гражданин!»
- Месячник гражданско-патриотического воспитания
4. Интеллектуальные игры, тематические классные часы.
5. Уроки мужества.
- Проведение праздника «А ну-ка мальчики!»
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
1.Организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими.
2.Посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны.
3.Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, фестивалей.
4.Изучение семейных традиций.
5.Организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин.
6.Организация совместных экскурсий в музеи.
7.Совместные проекты.
Направление 2:
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Содержание:
1. Различение хороших и плохих поступков.
2. Представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3. Уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим.
4. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
5. Бережное, гуманное отношение ко всему живому.
6. Знание правил этики, культуры речи.
7. Стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его.
Мероприятия,
1.День Знаний.
2.Участие в праздничном концерте «День Учителя».
3.Праздничный концерт, мероприятия «День матери», «Праздник семьи».
4КТД «Новогодний марафон».
5.Благотворительная акция «Ветеран живет рядом!»
6.Дни профилактики правонарушений.
7.Беседы школьного инспектора ОДН с обучающимися «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества»
Направление 3.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Основное содержание:
1. Элементарные представления об основных профессиях;
2. Ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
3. Элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
4. Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
5. Умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
6.умение соблюдать порядок на рабочем месте;
7.Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
8. Отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Мероприятия.
1.Благоустройству классных комнат.
2.Обустройство территории школьного помещения к праздникам.
3.Уроки профориентации: Встречи-беседы с родителями - людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
4.Экскурсии на предприятия города.
5.Конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые мероприятия «Много профессий хороших и разных!»
6.Проектно-исследовательские, творческие (художественные, литературные) работы учащихся.
7.Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
1.Организация и проведение совместных праздников
2.Участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе.
3.Организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей;
4.Участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников;
5.Организация встреч-бесед с родителями - людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
Направление 4.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Цель: Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Мероприятия.
1.Дни Здоровья (2 раза в год).
2.Система профилактических мер по ПДД и ОБЖ.
3.Всероссийские акции, месячники здоровья.
4Спортивные мероприятия ко Дню Защитника Отечества.
5.Беседы школьного врача с обучающимися «Здоровый образ жизни», 6.«Профилактика простудных заболеваний»…
7.Участие в массовых мероприятиях города «День защиты детей», Спартакиада школьников.
8.Комплексные внеурочные занятия для учащихся.
9.Мониторинг ЗОЖ.
Направление 5.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Основное содержание:
1.Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.
2.Ценностное отношение к природе и всем формам жизни.
3.Элементарный опыт природоохранительной деятельности.
4.Бережное отношение к растениям и животным.
Мероприятия:
1.Организация экскурсий по родному городу.
2.Посещение краеведческого музея.
3.Организация и проведение походов.
4.Участие в городских праздниках, акциях «День птиц».
5.Участие в реализации проекта по благоустройству школьного двора.
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
1.Тематические классные собрания.
2.Общешкольные собрания.
3.Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа духовно-нравственного воспитания школьников
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образованияМОУ Подгородненская ООШПрограмма духовно-нравственного воспитания и развития учащихся ра...
Программа духовно-нравственного воспитания школьников "Отечество"
Программа предназначена для создания в школе социально-педагогической среды ориентированной на традиции нравственности, духовности, культурных ценностей русского народа, приобщение учащихся к изучению...
Проект программы духовно-нравственного воспитания школьников
Школьная программа «Гармония духа, души и тела» разработана в соответствии с решением педагогического совета МОУ СОШ 5.Реализация программы будет способствовать снижению неблагоприят...
Мероприятия по реализации основных направлений программы духовно – нравственного воспитания школьников на 2013 – 2014 уч. год. учителя истории и обществознания
план мероприятий и пояснительная записка учителя истории и обществознания Смольской Татьяны Григорьевны...
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ». ВВЕДЕНИЕ. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из все...
Программа духовно-нравственного воспитания школьников, 6 класс
Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включ...
Программа духовно - нравственного воспитания школьников МБОУ СОШ № 28 Владимирской области
Сегодня национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и б...