«Воспитание гражданственности, патриотизма» из опыта работы МБОУ Шугурской СОШ
статья
В период «лихих девяностых» - смены ценностных ориентиров нарушено духовное единство общества, размыты жизненные ориентиры молодежи, произошла девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_grazhdanstvennosti.docx | 373.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание гражданственности, патриотизма»
из опыта работы МБОУ Шугурской СОШ
И.С. Бринстер
(РФ, ХМАО – Югра, Тюменская область,
Кондинский р-н, МБОУ «Шугурская СОШ»,
В период «лихих девяностых» - смены ценностных ориентиров нарушено духовное единство общества, размыты жизненные ориентиры молодежи, произошла девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. (1, с.1). Поэтому важнейший вопрос, который стоит сейчас перед школой - это возрождение духовных традиций России, с фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда. Для образованного человека и гражданина России знание ее истории, ее духовных истоков и традиций очень важно для понимания всех происходящих в ней событий сегодня. Воспитание и обучение ребенка должно быть построено так, чтобы ребенок, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба своей страны.
Гражданско – патриотическое воспитание в школе в условиях нынешней нестабильной политической обстановки просто необходимо. Вместе с этим необходимо духовно – нравственное, культурное воспитание подрастающего поколения, знающего и уважающего историю своей страны.
Важной задачей воспитания гражданина и патриота является приобщение молодёжи к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности. Участие молодёжи в политической и социально-экономической жизни района, города. Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества. В этом помогает школьный краеведческий музей, в задачи которого входит формирование и развитие личности школьника, обладающего качествами гражданина-патриота Родины, села, школы через занятия краеведческой и музейной деятельностью.
Музейная педагогика открывает широкие возможности для воспитания в детях гражданственности и патриотизма, любви к Родине. Она таит огромные резервы повышения эффективности патриотического воспитания, так как не просто знакомит учащихся с теми или иными событиями, фактами, но и раскрывает славную историю родного края и всей страны через судьбы конкретных людей.
В музее проводится большая работа по изучению традиций и быта, культуры и фольклора нашего народа, организуются и проводятся встречи с ветеранами, экскурсии, походы, выставки, сбор краеведческого материала, изучение истории своего поселка. Наши ветераны (ветераны труда, «дети войны») частые гости как в школе, так и в музее. Мы их приглашаем на уроки мужества, на встречи с учащимися. Проводим с ними и отдельные мероприятия в музее.
Особое место в системе гражданско-патриотического воспитания занимает День Победы. Мы стараемся, чтобы наши ученики чувствовали себя причастными к судьбе России, к великому подвигу старших поколений. Традиционно в эти дни ребята оказывают помощь ветеранам войны и труда, не забывают и о поздравлениях.
Есть у нас памятник воинам, не вернувшимся с войны. Наши обучающиеся шефствуют над ним, ухаживают за памятником и деревьями. К подножию памятника возлагаются цветы и гирлянды, выставляется почетный караул из числа лучших учащихся школы. У памятника проводятся митинги и минута молчания. Наши воспитанники с большим пониманием и волнением относятся к этому ритуалу.
Встречи ветеранов в майские дни – особое событие для коллектива, которое не перестало быть актуальным даже после того, когда в живых не осталось ни одного ветерана ВОВ, труженика тыла. Мы продолжаем организовывать встречи с ветеранами труда. Они любят встречаться в нашей школе, так как чувствуют к себе искреннее внимание. Дети к этому дню готовят сувениры, открытки и праздничный концерт. Такие встречи не забываются, они формируют у ребят отношение к жизни не потребителя, а активного гражданина, видят перед собой пример преданности долгу, гражданской ответственности. Старшеклассники с удовольствием участвуют в таких встречах, читают для ветеранов стихи, вместе с ними поют песни военных лет.
Ежегодно в школе проводится месячник «Я гражданин России» и месячник правовых знаний «Я и закон». Проводимые мероприятия направлены на формирование гражданственности, законопослушной личности. Ребята с удовольствием участвуют в конкурсах: сочиняют слоганы, исполняют песни о Родине, пишут обращения к потомкам, выступают от лица президента РФ и т.д.
Воспитанию гражданственности, патриотизма, уважительному отношению к прошлому, к истории своей страны, своего края, своего народа способствуют мероприятия, организованные и проводимые на базе детского этно – оздоровительного центра «Няврамыт Павыл» (Детская деревня). Это база, на которой в течение года дети занимаются изучением культуры, традиций, быта своего маленького народа. В течение лета здесь организовываются смены отдыха. Изготовление предметов утвари, украшений, игрушек, разучивание спортивных национальных игр – основные направления деятельности в летний период.
Настоящий гражданин должен быть здоров нравственно и физически, поэтому к этой задаче теснейшим образом примыкает воспитание здорового образа жизни.
Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Важным составляющим всесторонней подготовки школьников по основам безопасности жизнедеятельности, а также юношей к действительной военной службе являются воспитание у них творческого, системного характера мышления, формирование умения мобильно использовать знания при изучении школьных дисциплин.
Патриотизм, нравственность, духовная чистота – это одно из важнейших условий развития нашего государства и его защищенности.
Сегодня именно школа - то место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России. Людей, которые будут гордиться своей Родиной, а, значит, когда это будет необходимо, смогут ее защитить и приумножить ее славу, как их отцы и деды.
Литература:
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2
- Гражданином быть обязан: Учебное пособие. – М.: Русь-РКБ, 1999. – 307 с.
- Гражданское и патриотическое воспитание молодёжи. – М.: Логос, 2002. – 84 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ, СВОБОДАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА В МОУ «ЯЛГИНСКАЯ СОШ»
Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, у...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ ЗАЛАРИНСКАЯ СОШ№ 1
Представляю свой опыт работы в экологическом воспитании и образовании в нашей школе...
Роль семьи в воспитании гражданственности, патриотизма, нравственности и культуры поведения школьников.
Презентация создана для общешкольного родительского собрания по теме "Роль семьи в воспитании гражданственности,патриотизма, нравственности и культуры поведения школьников" в цикле бесед "Родите...
Сообщение на МО «Формирование у школьников с ООП чувство гражданственности и патриотизма» (из опыта работы)
"Сообщение на МО «Формирование у школьников с ООП чувство гражданственности и патриотизма» (из опы...
Организация работы на учебно-опытном участке как средство воспитания сельского труженика. (из опыта работы МБОУ «Старомихайловская СОШ» Альметьевского муниципального района РТ)
Статья содержит материал об опыте работы на пришкольном учебно-опытном участке....
ДОКЛАД на тему: «Воспитание – гражданина патриота» (из опыта работы МБОУ «Батамайская ООШ» Кобяйского улуса)
Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демок...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...