Сообщение на МО «Формирование у школьников с ООП чувство гражданственности и патриотизма» (из опыта работы)
материал (9 класс) по теме

Кутырева Ирина Леонидовна

                           "Сообщение на МО «Формирование у школьников с ООП чувство гражданственности и патриотизма» (из опыта работы)"                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_mo_2.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                    ГБС(К)ОУ  с. Малый Толкай.

                           Сообщение на МО

«Формирование у школьников с ООП чувство гражданственности и патриотизма» (из опыта работы)

                                                                                 Воспитатель: Кутырёва И.Л

                                              2014-2015 уч. год

Родина. Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство российского человека. Любовь к Родине; преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм - животворный и неиссякаемый источник развития общества.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Чувство патриотизма всегда жило и живет в сердцах россиян, побуждая их всемерно заботиться о процветании своей Родины, а в годы тяжелых испытаний грудью защищали ее от иноземных захватчиков. Небывалая сила российского патриотизма особенно ярко проявлялась в суровые годы Великой Отечественной войны. На защиту нашей Родины поднялись все советские люди, разгромили ненавистного врага, спасли человечество от фашистского порабощения.

Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств я веду в своей группе..

На своих занятиях  знакомлю детей с героями воин, объясняю, почему они стали героями, почему их именами называют улицы и воздвигают памятники, знакомлю с героями труда, с разными профессиям.  Для того, чтобы дети хорошо усвоили все, с чем их знакомят они должны знать историю своей страны и поэтому я провожу   занятия  о  символики государства: герб, флаг, гимн. На занятиях я стараюсь обогащать знания детей, знакомлю ребят  с историей флага, авторами гимна, разучиваю гимн с детьми. Подробно  ребята рассматривали  герб, я рассказала  о Георгии-Победоносце. Была проведена  беседа  о том, что гимн — это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Знаменитый поэт Сергей Михалков, который сочинил много сказок и стихов для детей, написал слова для нашего гимна, а А.В.Александров — музыку. На  занятиях по формированию навыка правильного чтения, дети читают о маленьких героях большой войны, о том, как они сражались рядом со старшими-отцами, братьями. Сражались повсюду, и не дрогнули их юные сердца! Детство этих ребят было наполнено тяжелейшими испытаниями. Это было в истории нашей страны, было в судьбах её детей - обыкновенных девчонок и мальчишек. Ребята с удовольствием слушают, читают о Зине Портновой, Володе Казначееве, Лёне Голикове и многих других юных героях. Ребята моей группы не только  оценивают поступки героев, но и сочувствуют  им. После чтения и обсуждения прочитанного, дети рисуют иллюстрации. Эти произведения открывают перед ребятами мир новых знаний, опыт первых серьёзных переживаний. Слушая о Зине Портновой, о подвигах членов подпольной комсомольской организации “Юные мстители”, дети стараются представить себя на месте героев. Они с восторгом пересказывают произведения. Это становится для них открытием мира. Слушая или читая, ребята моей группы  огорчаются, беспокоятся, радуются вместе с героями, что способствует их душевному и духовному росту. На материале этих книг воспитывается человечность - умение волноваться за героев, переживать чужую боль, как свою. Чувствовалось, как дети волновались за Зину, сумевшую осуществить жестокую и эффективную операцию по отравлению фашистов в столовой. Чтение товарищей о том, как “Юные мстители” расклеивали листовки, добывали для партизан сведения о действиях фашистов, как с их помощью были устроены диверсии на железной дороге, а это задержало отправление вражеских эшелонов на фронт, ребята слушали, затаив дыхание, пересказывали с дрожью в голосе.

Таким образом,  на своих занятиях  я ставлю цель воспитания гордости за свой народ, свою Родину. Ребята читают, что Марат Казей за мужество и отвагу был удостоен звания Героя Советского Союза. В Минске поставлен памятник юному герою. Так формируется патриотизм, чувство гордости за героев.

Детям нравятся занятия, на которых используется мультимедийные презентации, включающие фотографии, тексты, размеры которых можно изменять с учётом возможностей учащихся. К демонстрации такой презентации добавляю голосовое и музыкальное сопровождение. Ребята прослушивают и исполняют песни военных лет. Так прививается чувство сопричастности к делам и подвигам предыдущих поколений, происходит осмысление собственной жизни. Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. На  своих занятиях  я  стараюсь донести  до своих ребят, что  русский фольклор – песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, - это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

 Так же в нашей школе работает волонтерское движение где задействованы все ребята моей группы.  Цель нашего кружка «Помогать всем, кто нуждается в помощи». Дети Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.

Работа волонтёров,  очень нужна  ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми людьми, ребята могут узнать много нового о своем городе, традициях и обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших дней. Волонтёры участвовали в различных в операциях «Листопад», «Снег», «Ветеран живет рядом». Ребята ходили к своим подшефным и оказывали им посильную помощь: Убирали листья, копали огороды,  расчищали дорожки от снега,  носили воду. В дальнейшем волонтеры  планируют   оказывать и моральную поддержку пожилым людям: поздравлять  по случаю праздника, дарить  открытки. А разве не забьется взволнованно сердце бывшего воина, когда в День Победы ребята поздравят его и преподнесут подарок, изготовленный своими руками. В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе. Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение ребят.

Полезными стали рассказы и беседы с детьми о российской армии, о защитниках, отечества, любви к родному краю.

Перед тем как провести занятие или беседу по патриотическому воспитанию я сама долго и усердно готовлюсь, выбираю конкретные темы и примеры, подбираю яркие слова и строю фразы. Правильный подбор соответствующего материала позволяет сформировать у ребят представление о том, чем славен родной край. Слушая песни и стихи о Родине, о войнах, о труде, о природе родной страны, дети учатся печалиться радоваться, ощущать свою причастность к героическому подвигу русского народа. Целенаправленно учу детей видеть красоту природы - в прогулках по селу,  посещая другие места. Общение с природой  делает ребенка более чутким, отзывчивым. Воспитывая любовь к природе родного края, я  приучаю ребят беречь природу, охранять ее. Считаю, что здесь очень важен пример взрослого - его личное отношение к окружающему. Провожу занятия , презентации  о  назначении заповедников, об их необходимости для сохранения редких животных и растений. Понятным и ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. Отбирая данные пословицы, я учитываю, чтобы они были доступными пониманию детей. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая – мать родная» и др.
Работа по патриотическому воспитанию  связана и с  физическим воспитанием. Дети понимают, что будущие граждане России должны расти сильными, ловкими и здоровыми. И поэтому я провожу различные спортивные соревнования «А ну- ка парни», «Уроки мужества». На территории интерната так же проводились игры «Зарница», «Снайпер». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу. Уже в  процессе игр, физкультурных занятий, можно учить детей «читать» карту и составлять свои небольшие карты «боевых действий».

Все это помогает детям расширять свои знания и развивать патриотические чувства. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание чувства гражданственности и патриотизма в курсе изучения географии России".

Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Патриотическое воспитание гражданина современной России."...

Сообщение по теме "Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку" (из опыта работы)

Подготовка к сочинению по русскому языку к ЕГЭ должна строиться по плану в соответствии с алгоритмом написания сочинения....

Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы)

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решени...

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании» Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании»Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»...

«Воспитание гражданственности, патриотизма» из опыта работы МБОУ Шугурской СОШ

В период «лихих девяностых» - смены ценностных ориентиров  нарушено духовное единство общества, размыты жизненные ориентиры молодежи, произошла девальвация ценностей старшего поколени...

Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы) 2017г.

Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии:аспект требований ФГОС (из опыта работы)  2017г....

«Формы и методы работы по формированию и развитию математических представлений у обучающихся с ТМНР» (из опыта работы)

Презентация к выступлению на школьном методическом объединении учителей, реализующих II вариант учебного планаНа выступлении были продемонстрированы дидактические игры, различные пособия по каждо...