ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ, СВОБОДАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА В МОУ «ЯЛГИНСКАЯ СОШ»
статья по теме

Ахметова Нязиля Джафяровна

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Данная работа была опубликована по следующему адресу:

http://kafioo.edurm.ru/dnv/Pobeda67/AhmetovaN_RomanovaO.pdf

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_grazhdanstvennosti.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовили:Ахметова Н.Д., Романова О.М.

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ, СВОБОДАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА

В МОУ «ЯЛГИНСКАЯ СОШ»

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Одним из главных направлений образовательной деятельности нашей школы является воспитательная деятельность. Цель воспитания в школе – целенаправленное управление процессом развития личности; развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем, главное в нем – это создание условий для развития социально-адаптивной, конкурентоспособной личности; (личности духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях).

МОУ «Ялгинская СОШ» свою воспитательную деятельность ведет по следующим направлениям:

  1. Воспитание ценностного отношения к учебной деятельности, знаниям;
  2. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  4. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  5. Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  6. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде ;
  7. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Представляем Вашему вниманию концепцию патриотического воспитания, разработанную в рамках воспитательной системы нашей школы.

Одним из ведущих направлений воспитательной деятельности нашей школы является патриотическое воспитание. Это – важнейшая проблема национальной безопасности России. Патриотизм – фундамент общества и государства, духовно-нравственная основа их жизнеспособности и эффективного функционирования. Патриотизм – исторически сложившийся тип жизненной ориентации личности, народа, интегративное качество в рамках которого имеют место социально-мировоззренческие, идейно-психологические, практическо-поведенческие аспекты. Его воспитание возможно лишь в контексте сложной и многомерной совокупности разнообразных видов и организационных форм урочной, внеурочной и внешкольной деятельности в рамках системно-деятельностного подхода на основе методически выверенного использования регионального компонента в содержании воспитания молодого поколения. Потенциал патриотического, духовно-нравственного, культурно-исторического воспитания проходит через все предметные области. Патриотическое воспитание включает систему работы по военно-патриотическому воспитанию, героико-патриотическому воспитанию, национально-патриотическому воспитанию, гражданскому воспитанию, гражданско-патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание направлено на формирование следующих компетенций:

  1. представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
  2. представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и Республики Мордовия, гербе города Саранска;
  3. представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  4. элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
  5. интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  6. уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
  7. представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  8. представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  9. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России и Мордовии;
  10. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
  11. любовь к школе, своему поселку, городу, народу, России;
  12. уважение к защитникам Родины;
  13. представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на  природе;
  14. умение отвечать за свои поступки;
  15. отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Примерные виды деятельности и формы занятий.

  1. Получение представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, флагом Республики Мордовия, гербом Саранска (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана).
  2. Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин).
  3. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам).
  4. Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин).
  5. Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями).
  6. Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).
  7. Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма Участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.

В патриотическом воспитании учащихся нашей школы большую роль играет школьный туристический клуб «Колумб» (руководитель Ивойлова Г.Г.). Воспитанники постоянно принимают участие в районных, городских, республиканских соревнованиях по ориентированию, туристскому многоборью, где занимают призовые места. Традиционными стали соревнования по технике пешеходного и лыжного туризма, походы выходного дня, лыжные походы в г. Рузаевку, с. Усыскино, водные походы по р. Инза и Сура, на оз. Инерка.

Ежегодно в школе проводятся следующие мероприятия:

1. Конкурсное движение юных патриотов.

2. День допризывника: вручение приписных свидетельств.

3. Участие в городских конкурсах и соревнованиях: конкурс патриотической песни, военизированной эстафете.

4. Утренники, посвященные Дню Защитника Отечества.

5.Смотр строя и песни, с приглашением гостей.

6. День космонавтики. Классные часы, беседы.

В этом году учащиеся нашей школы смогли совершить увлекательное путешествие по звездному небу в 3 D режиме. Для этого в школе был установлен мобильный цифровой Планетарий.

7. Мероприятия посвященные Дню Победы:

  1. Чествование ветеранов ВОВ, участников боевых действий в Афганистане и Чечне.
  2. Уроки мужества: «Герои опаленные Войной».
  3. Конкурс рисунков, плакатов, сочинений «Война глазами внуков ветеранов» с последующим размещением на территории п.Ялга.
  4. Торжественный митинг, посвященный Великой Победе на центральной площади п.Ялга.

8. Участие в городских конкурсах и соревнованиях: «Юный патриот»

9. Военно-спортивные полевые сборы.

10. Классные часы. ТЕМА «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ»

  1. Российское государство.
  2. Государственные праздники.
  3. Исторические места нашей республики.
  4. Мой родной край.
  5. Кто такой патриот.
  6. «Отечества достойные сыны»

11. Классные часы. ТЕМА «НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ»

  1. Для чего народам традиции?
  2. Мордовские народные традиции.
  3. Русские народные традиции.
  4. Традиции других народов России.
  5. Традиции народов мира.
  6. Религиозные праздники.

12. Классные часы. ТЕМА «ТРАДИЦИИ НАШЕЙ ШКОЛЫ»

  1. Правила поведения в школе.
  2. Что делать, если...
  3. Студии и кружки.
  4. Соревнования и конкурсы.
  5. Олимпиады.
  6. Праздники.
  7. Каникулы.

13. Классные часы. ТЕМА «ТРАДИЦИИ НАШЕГО КЛАССА»

  1. Когда в классе учиться интересно.
  2. Зачем все время учиться?
  3. Что такое порядок?
  4. Что может быть важнее здоровья?
  5. Праздники в нашем классе.
  6. Как нужно отдыхать.
  7. Музеи, театры и выставки

14. Классные часы «МОЯ СЕМЬЯ».

15. Беседы с учащимися 9-11 классов с целью предупреждения правонарушений.

16. Классные часы «Конвенция о правах ребенка».

17. Классные часы, посвященные Дню конституции Республики Мордовия и Государственной символики.

Таким образом, мы постарались кратко изложить концепцию патриотического воспитания, разработанную в рамках воспитательной системы нашей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина РФ

Презентация, которая может быть использована на уроках обществознания и права по теме "Конституция РФ", "Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина", а также во время проведения классног...

Роль семьи в воспитании гражданственности, патриотизма, нравственности и культуры поведения школьников.

Презентация создана для общешкольного родительского собрания по теме "Роль семьи в воспитании гражданственности,патриотизма, нравственности и культуры поведения школьников" в цикле бесед  "Родите...

Урок права, 10 класс "Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека в РФ"

Урок включается в раздел "Конституционное право"  учебной дисциплины "Право" 10 профильный класс. Основным понятием урока является понятие "конституционный статус гражданина". Урок разработан с у...

ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ДУХЕ ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ И.И. Савинова, МКОУ Тойдинская СОШ Панинского муниципального района Воронежской области .

В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Следует отметить, что это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важ...

«Воспитание гражданственности, патриотизма» из опыта работы МБОУ Шугурской СОШ

В период «лихих девяностых» - смены ценностных ориентиров  нарушено духовное единство общества, размыты жизненные ориентиры молодежи, произошла девальвация ценностей старшего поколени...

Права, свободы и обязанности граждан РФ (с использованием текста Конституции РФ)

задания, которые могут использоваться при проведении уроков по теме "Права, свободы и обязанности гражданина РФ"...

Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.

Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение...