Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
статья

Рыбко Ольга Викторовна

В материале описана работа педагога по воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, позволяющая воспитать настоящего гражданина своей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ, СВОБОДАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...». В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

Патриотизм – сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам человека. Таким образом, настоящим патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения.

Гражданственность – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социальных функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейных, межнациональных и межличностных отношений.

Человека делает хорошим гражданином то, насколько качественно он выполняет возложенные на него функции, и каков его вклад в благополучие государства. Хорошему гражданину свойственны патриотизм и конституционализм: любовь к стране, уважение к закону и стремление к совершенству в рамках закона. Следовательно, хороший гражданин – это законопослушный, патриотически настроенный человек, который прилагает все усилия для того, чтобы выполнять своё предназначение в обществе.

У учеников в процессе обучения и воспитания в школе должны быть сформированы следующие ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Ведущее место в процессе становления гражданского, патриотического интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Содержание каждого школьного предмета наполнено возможностями формирования гражданственности. Например, изучение истории и литературы знакомит с богатым патриотическими и интернациональными традициями народов России. Особую роль играют предметы «Обществознание», а также новый предмет в начальной школе «Основы религиозных культур и светской этики».

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека осуществляются через занятия курса «Разговоры о важном» и проведение классных часов. Так формируется первоначальное представление о Конституции Российской Федерации, происходит знакомство с государственной символикой: Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение. Классные часы на правовые темы, например: «Конкурс правоведов», «Турнир знатоков права» – дают элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России. Знакомство школьников с Уставом школы, правилами поведения, Положением о школьной форме даёт представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, учит отвечать за свои поступки, отрицательно относиться к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Уважительное отношение к русскому языку как к государственному языку и языку межнационального общения формируется на уроках русского языка. На уроках литературы в процессе бесед, просмотра кинофильмов, заочных экскурсий, путешествий по историческим и памятным местам происходит знакомство детей с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга.

Школьное краеведение посредством участия в различных фольклорных праздниках, проводимых в стенах школы, очных экскурсий в нижнеудинский музей, заочных экскурсий по Нижнеудинску, в ходе которых дети сами рассказывают о памятных и значимых местах родного города, позволяет познакомиться с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России.

Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников происходит в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам: Дню матери, Дню отца, Дню пожилого человека, 23 Февраля, 8 Марта, 9 Мая. Волонтёрская деятельность – проект класса «Сотвори добро», в рамках которого был подготовлен праздник с чаепитием, играми, подарками для детей психологического центра «Доверие» – позволяет развить у учащихся высокие нравственные качеств путём привлечения к решению социально значимых проблем.

В заключение, определяя основные педагогические условия формирования гражданственности и патриотизма, хочется отметить, что самое главное – объединение педагогических усилий семьи и школы, иначе все сказанное просто теряет смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ, СВОБОДАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА В МОУ «ЯЛГИНСКАЯ СОШ»

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, у...

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина РФ

Презентация, которая может быть использована на уроках обществознания и права по теме "Конституция РФ", "Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина", а также во время проведения классног...

Роль семьи в воспитании гражданственности, патриотизма, нравственности и культуры поведения школьников.

Презентация создана для общешкольного родительского собрания по теме "Роль семьи в воспитании гражданственности,патриотизма, нравственности и культуры поведения школьников" в цикле бесед  "Родите...

Урок права, 10 класс "Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека в РФ"

Урок включается в раздел "Конституционное право"  учебной дисциплины "Право" 10 профильный класс. Основным понятием урока является понятие "конституционный статус гражданина". Урок разработан с у...

«Воспитание гражданственности, патриотизма» из опыта работы МБОУ Шугурской СОШ

В период «лихих девяностых» - смены ценностных ориентиров  нарушено духовное единство общества, размыты жизненные ориентиры молодежи, произошла девальвация ценностей старшего поколени...

Права, свободы и обязанности граждан РФ (с использованием текста Конституции РФ)

задания, которые могут использоваться при проведении уроков по теме "Права, свободы и обязанности гражданина РФ"...

Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.

Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение...