ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ДЮЦ «Прометей»
рабочая программа

Наталья Вячеславовна Чешагорова

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; низкий уровень патриотического воспитания.

Отсутствие духовного развития детей приводит к нравственному опустошению. Исчезают слова:

добро - как источник радости, мир и согласие в душе; покаяние как отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать как добрые дела и любовь к близким.

Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, стали меньше доверять друг другу. А ведь только ...Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста... (Евангелие от Луки).

Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными явлениями, неизбежными в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок, происходящими в общественном сознании и поведении.

Среди воспитательных задач, которые стоят перед учреждением дополнительного образования детей, одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства. Именно воспитание такой личности является  одной из приоритетных направлений деятельности МБУ ДО ДЮЦ «Прометей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmaduxnravrazvitiya.docx83.9 КБ

Предварительный просмотр:

пром символ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

628 260 ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ХМАО-ЮГРА, г. ЮГОРСК, УЛ. МЕНДЕЛЕЕВА, 30, ТЕЛ.(34675) 2-65-62

Программа рассмотрена на                                        Утверждаю

методическом совете                                                   Директор ДЮЦ «Прометей»

Протокол №___от___________                             Н. А. Антонова _________

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

ДЮЦ «Прометей»

                                                      Автор:

Чешагорова Наталья Вячеславовна

методист

Югорск  2018 г

Содержание:

1.Пояснительная записка……………..…………………………………………… 3

2.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся ……………………….………………………………………………………………6

3.Содержание программы……………………………………………………......11

4. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания

учащихся центра ……………………………………………………………..........16

5. Список литературы……………………………………………………………        ..17

                                                

Пояснительная записка

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; низкий уровень патриотического воспитания.

Отсутствие духовного развития детей приводит к нравственному опустошению. Исчезают слова:

добро - как источник радости, мир и согласие в душе; покаяние как отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать как добрые дела и любовь к близким.

Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, стали меньше доверять друг другу. А ведь только ...Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста... (Евангелие от Луки).

Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными явлениями, неизбежными в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок, происходящими в общественном сознании и поведении.

Среди воспитательных задач, которые стоят перед учреждением дополнительного образования детей, одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства. Именно воспитание такой личности является  одной из приоритетных направлений деятельности МБУ ДО ДЮЦ «Прометей».

Согласно Распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года» одним из приоритетных направлений в области воспитания было определено духовно - нравственное воспитание учащихся, которое реализуется через:

-  расширение государственно-общественного управления образованием, деятельность городского Совета лидеров ученического самоуправления «Содружество»;

-  работу с родителями и социальными партнерами;

-   интеграцию дополнительного и общего образования

- внедрение новых педагогических технологий в воспитательный процесс;

- участие в конкурсах, в целях обеспечения функционирования образовательного учреждения в режиме развития.

Необходимо формировать у учащихся личностное отношение к культурно-историческому наследию, чувство ответственности за свою малую родину и страну, основ правовой культуры; воспитание нравственности как показателя воспитанности формирующейся личности. Осознание нравственных норм, их принятие, потребность и умение их применять. Воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания, формирование умения противодействовать асоциальным проявлениям, знание правовых норм поведения и руководство ими в повседневной жизни. Формирование правовых основ поведения и правовой культуры.

Сознательная дисциплина, уважение к труду и к людям труда, культура общения, культура речи, экологическая культура, ответственность личности за свои поступки, ее внешний облик – результат нравственного воспитания.

Основными результатами станут: комплекс воспитательных мер, ориентированных на формирование у молодых югорчан собственной позиции, обеспечение культуры самоопределения и деятельности, правовой культуры.

Условиями реализации являются привлечение социального и культурного потенциала округа, различных ведомств и учреждений.

Нормативно-правовую базу программы духовно-нравственного развития  и воспитания учащихся ДЮЦ «Прометей» составляют:

-  Всеобщая декларация прав человека

- Конвенция ООН о правах ребёнка. Вступила в силу для России.

- Закон Российской Федерации "Об образовании".

- Федеральный закон Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

- Федеральный закон Российской Федерации " О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».

- Стратегия развития воспитания РФ на период до 2025 года,

- Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования

- Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

- Концепция развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры

- Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года

- Устав организации.

Программа конкретизирует задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации учащихся центра, взаимодействие с семьёй и общеобразовательными организациями, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развитие ученического самоуправления.

Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве воспитательной деятельности учреждения, семьи и других институтов общества.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся центра содержит три раздела:

  1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся при получении дополнительного образования.
  2. Содержание программы:

- Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся при получении дополнительного образования.

- Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

 - План работы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся центра при получении дополнительного образования (Таблица 1).

  1. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся при получении дополнительного образования.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся направлена на организацию особого уклада жизни в ДЮЦ «Прометей», основанного на системе духовных идеалов, нравственных ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-воспитательной  деятельности Центра, семьи и других субъектов общественной жизни.

Раздел 1.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся при получении дополнительного образования

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров, которое можно охарактеризовать рядом не только позитивных, но и негативных явлений, которые оказывают отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. Нарушилось духовное единство общества, сменились жизненные приоритеты молодежи, произошло разрушение ценностей старшего поколения и копирование западных форм жизни, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

Сегодня молодое поколение окружено множеством как позитивных, так и негативных влияний. Сильное воздействие оказывают средства массовой коммуникации, различные явления среди окружения. На еще неокрепший интеллект, молодые чувства, несформированную сферу нравственности производят впечатление такие базовые «ценности» современности как стремление к наживе, желание бесконечно потреблять и развлекаться. Следование им разрушает страну и неокрепшие души.

В России утверждена не так давно Стратегия развития воспитания, которая рассчитана до 2025 года. Стандарт ориентирует на решение ряда задач, одним из основополагающих принципов которого назван целостный образовательный процесс, опирающийся на духовно-нравственные, социокультурные правила и нормы.

  • данном контексте одной из задач системы развития воспитания  муниципального бюджетного учреждения  дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Прометей», реализующего Программу развития «Дополнительное образование: опыт конструирования будущей жизни» на период 2016-2020 гг. является создание условий, обеспечивающих социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. На этой основе формулируется высшая цель современного образования  становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Целью программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является формирование системы духовно-нравственных ценностных ориентиров учащихся центра посредством организации воспитательной деятельности.

Основной задачами являются

 - становление, воспитание и поддержка разностороннего развития гармоничной творческой личности, способной к самоопределению и самореализации.

- формирование способностей и навыков самоорганизации и самоконтроля в процессе учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной и творческой деятельности на основе непрерывного образования и самовоспитания;

- развитие коммуникативных навыков на основе сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- формирование основ семейной культуры, отношения к семье как основе российского общества в процессе взаимодействия и тесного сотрудничества с родительским коллективом.

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства личной ответственности за судьбу большой и малой Родины – Ханты-Мансийского округа Югры, города Югорска;

- формирование патриотизма, гражданской солидарности и ценностного отношения к культуре страны;

 - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения.

 Раздел 2.

 Содержание программы

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение и к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Важнейшим аспектом формирования ценностных основ развития и воспитания в ДЮЦ «Прометей» является учёт возрастных индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, запросов родителей, региональных условий и специфики организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В основе реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ДЮЦ «Прометей» лежит системно-деятельностный подход. В условиях системно-деятельностной парадигмы образования процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер.

Деятельность ребёнка рассматривается как основной инструмент формирования его нравственных идеалов и ценностей, развития и воспитания его личности, а сам он становится активным сознательным субъектом учебно-воспитательного процесса.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания реализуются через проведение мероприятий внутриучрежденческого и городского уровней, которое корректируется в соответствии с общим городским годовым планом мероприятий.

Всё многообразие внутриучрежденческих и городских мероприятий разделяются по следующим направлениям:

 - здоровьесберегающее,

 - правовое,

 - патриотическое,

 - гражданско-политическое воспитание,

 - нравственное воспитание культуры жизненного самоопределения,

 - художественно-эстетическое воспитание,

 -  воспитание семейной культуры.

Таблица 1

Направления развития и воспитания

Задачи развития и воспитания

Виды и формы воспитательных мероприятий

Мероприятия

- гражданско-политическое воспитание, правовое,

- элементарные представления об институтах гражданского

общества и общественном управлении;        о правах        и

обязанностях гражданина

России;                        

-развивать        интерес        к

общественным явлениям,

понимание                активной

роли        человека        в

обществе;                        

-сформировать

уважительное отношение

к русскому        языку,        к

своему национальному

языку и культуре;                

- сформировать

начальные представления

о народах России, об их

общей                исторической

судьбе,        о        единстве

народов нашей страны;        

- Театрализованное представление

- конкурс чтецов,

- спортивные соревнования,

 - квест-игра,

 - игра с аниматорами и др.

 - городское мероприятие «Праздник

первоклассника»;

-городской конкурс художественного чтения на родном языке;

-торжественная линейка в ДЮЦ «Прометей»;

- городской конкурс «Ученик года» и т.д.

патриотическое,

-сформировать

Элементарные представления о политическом устройстве

Российского        государства,

его        символах        и институтах,        их        роли        в

жизни  общества,        о  его

важнейших        законах;

-воспитывать уважение к

защитникам Родины                        

- военно-спортивная эстафета,

 - спортивные соревнования

 - митинги, посвященные Дню Защитника Отечества и др.

- участие в митингах;

-  участие в акции «Бессмертный полк»;

- конкурс по компьютерной графике, посвященный Дню Победы в ВОВ (для обучающихся среднего общего образования)

нравственное воспитание культуры жизненного самоопределения,

- сформировать

первоначальные                

представления о базовых

национальных                

российских ценностях;        

- сформировать представления о правилах поведения;        

- сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы,        ведущей   роли образования, труда        и

значении        творчества        в

жизни        человека и общества;

- воспитывать уважение к

труду        и творчеству старших и сверстников;        

- сформировать элементарные представления о профессиях;                                        

 - экономическая игра,

- фестиваль,

 - конкурс рисунков,

- участие в проектах,

 -

-детская научно-практическая конференция обучающихся творческих объединений детско-юношеского центра «Прометей»;

- день открытых дверей;

- городской конкурс по 3-Д моделированию «3 Д  - мастер»

- городской конкурс «Когда я вырасту, то буду…»;

- фестиваль детской прессы «СМИ – новое поколение» и т.д.

- художественно-эстетическое воспитание,

-сформировать

представления        идеала об

эстетических и ценностях;

-сформировать представления о душевной и физической красоте человека;        

-сформировать        

эстетические        идеалы,

развивать                чувства

прекрасного;        умение

видеть красоту природы,

труда и творчества;        

-развивать        интерес        к

чтению,        произведениям

искусства, детским        

спектаклям,концертам,        

выставкам, музыке;

- конкурсы,

  - праздники, фестивали,

 - экскурсии,

 - беседы,

-

 - городской конкурс костюмов из бросового материала

- городской конкурс «Символ года»;

- городской конкурс «Мультшоу» (для обучающихся среднего общего образования) (5-е классы);

- фестиваль детского и юношеского творчества «Одаренные дети – будущее России» и т.д.

-  воспитание семейной культуры

- сформировать                

ценностное         отношение

к своему здоровью, здоровью родителей, членов        своей семьи,

- воспитать у детей ответственность за своих близких;

-  формировать систему ценностных семейных ориентаций;

- формировать правильные отношения в любви, дружбе, семейной жизни.

- спортивные эстафеты,

- игровые программы,

- спортивно-экологический калейдоскоп,

 -беседы и др.

-спортивные эстафеты, посвященные Дню рождения ДЮЦ «Прометей»;

  - «Новогодние мероприятия»;

 - «Рождественский сюрприз»;

 - «Масленичные гуляния»;

Фестиваль  - «Фейерверк талантов»,

 - торжественное мероприятие «Звездочки Прометея»  и т.д.

- здоровьесберегающее,

-  развивать  интерес

природе,        природным

явлениям и        формам

жизни, понимание

активной роли человека в

природе;                        

 - формировать ценностное отношение к природе        и всем        формам жизни;        

- сформировать

элементарный        опыт

природоохранительной

деятельности;        

- экологические акции,

 - экологические марафоны,

-

- международная экологическая акция «Спасти и сохранить»;

- городской конкурс «Парад шляп» и т.д.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм» (А. С. Макаренко). Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для учащихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя.

В детско-юношеском центре «Прометей» создание воспитывающей среды, культуры общения, школьных традиций, формы одежды, школьного пространства (стены, стенды, эстетическое оформление и др.) духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является одной из задач деятельности Центра.

В центре организованы коворкинг - пространства, оформление стен, стенды, позволяющие учащимся:

Изучать и осваивать:

•        правила дорожного движения,

•        игру в «Шахматы»

Узнавать:

•        портреты героев войны и краткие данные о них

•        достижения учащихся и педагогов школы;

Осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами дополнительного образования (например, тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе):

•        выставки, экспозиции работ;

Создание социально открытого пространства, когда педагоги, сотрудники центра, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности выражается:

•        в содержании и построении занятий;

•        в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в воспитательной деятельности;

•        в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

•        в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности обучающихся центра;

•        в личном примере педагогов обучающимся.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

•        нравственного примера педагога;

•        социально-педагогического партнёрства;

•        индивидуально-личностного развития ребёнка;

•        интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

•        социальной востребованности воспитания.

Огромная роль в нравственном становлении личности обучающегося центра принадлежит педагогу дополнительного образования, который, являясь образцом, должен «нести на себе» нравственные нормы отношения к своему педагогическому труду, к обучающимся, коллегам. Педагог должен уметь организовывать ситуации для решения проблем духовно-нравственного характера и связывать их с реальными жизненными и социальными ситуациями; уметь проектировать дела и мероприятия, в которых будет происходить присвоение культурных образцов и самоопределение учащихся.

Раздел 3. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся Центра

Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей, уточненных и дифференцированных в каждой  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе ДЮЦ «Прометей», для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждой программы, а также возрастной специфики учащихся.

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся должны быть достигнуты учащимися следующие воспитательные результаты:

-        уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся; готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;

-        активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности;

-        приоритетность и общепризнанность в коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь,

-        развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных занятий;

-        приобщение детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.

Список литературы:

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г.  №  996-р;
  2. Стратегия гражданско-патриотического воспитания молодежи ХМАО-Югры;
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html
  4. Концепция развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
  5. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях до 2020 г.; МИНОБРНАУКИ РФ от 13 мая 2013 года;
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.
  7. ФГОС: духовно-нравственное воспитание школьников  https://vospitanie.guru/nravstvennoe/fgos
  8. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе:
  9. Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж.
  10. «Воспитание школьников», № 2 -2012.
  11.  Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.
  12. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. –№ 8- 2010.
  13. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. – № 7- 2010.
  14. Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Ж.Воспитание школьников. –№ 3-2010.
  15. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Ж. Воспитание школьников. –№ 5-2009.
  16. Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. – № 1-2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи

     Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее  Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического восп...

программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"

программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся МКОУ Бобровская СОШ №2 «Я и Родина моя»

Данная работа содержит описание реализации программы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. В работе указаны цели, задачи, этапы и результаты работы школы по данном...

«Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее  Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Ф...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной организации

  Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи на 2018 – 2022 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся МБОУ «Замишевская СОШ» на 2016-2021 годы определяет систему работы образовательного учреждения по создан...