Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся МКОУ Бобровская СОШ №2 «Я и Родина моя»
материал на тему
Данная работа содержит описание реализации программы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. В работе указаны цели, задачи, этапы и результаты работы школы по данному направлению. Работа содержит подробное описание мероприятий, проводимых в школе в соответствии с традициями учебного заведения. Ценность представленных материалов заключается в авторском характере и документальном подтверждении проводимых мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duhovno-nravstvennogo_i_grazhdansko-patrioticheskogo_vospitaniya.docx | 40.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОБРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
«Утверждаю»
Директор МКОУ Бобровская СОШ №2
__________/Н.И.Гайворонская
Программа
духовно-нравственного
и гражданско-патриотического
воспитания учащихся
МКОУ Бобровская СОШ №2
«Я и Родина моя»
Срок реализации: 5 лет
Возраст детей: 6-18 лет
Автор: заместитель директора по ВР
Григорьева Жаннета Васильевна
Бобров 2016
Паспорт
программы духовно-нравственного и
гражданско-патриотического воспитания учащихся
МКОУ Бобровская СОШ№ 2
«Я и Родина моя»
Наименование Программы | Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся МКОУ Бобровская СОШ № 2 «Я и Родина моя» |
Основание для разработки | Концепция социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области, Устав школы |
Разработчик | Григорьева Жаннета Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе |
Основная цель Программы | Создание условий для формирования и развития личности гражданина и патриота России, обеспечение соответствия его содержания новым историческим реалиям |
Основные задачи Программы |
включающие формирование у учащихся уважения к старшему поколению, гордости за историю своей Родины, возрождение и сохранение культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
|
Сроки реализации программы | Проектный этап - 2015- 2016 г. Аналитический этап -2016-2019 г. Заключительный этап-2020 г. |
Исполнители мероприятий программы | Педагоги, учащиеся, родители |
Система реализации и контроля исполнения Программы | Координацию деятельности по реализации программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Практическую работу осуществляют исполнители Программы: педагоги школы, учащиеся. |
Ожидаемые результаты программы |
|
Пояснительная записка
- Введение
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Жизнь и общество сегодня ставит серьезные задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, грамотные, мужественные, дисциплинированные, смелые, инициативные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Духовно-нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.
Патриотическое воспитание учащихся – целенаправленная, систематическая и скоординированная деятельность по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества и государства.
Программа представляет собой определенную систему методов и приемов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения целого ряда воспитательных проблем.
Приоритеты политики в сфере патриотического воспитания основываются на положениях, определенных в:
- Конституции Российской Федерации;
- Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации»;
- Указе Президента Российской Федерации от 20.10.2012 N 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2014 N 529);
- постановлении Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 N 1469);
- постановлении Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 N 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 823, от 17.01.2013 N 13, от 07.10.2013 N 889);
- постановлении Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;
- законе Воронежской области от 06.10.2010 года № 103-ОЗ «О патриотическом воспитании в Воронежской области» (с изменениями на 05.05.2015 г.).
- Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для формирования и развития личности гражданина и патриота России, обеспечение соответствия его содержания новым историческим реалиям
Задачи:
- Разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий, сохранение и развитие потенциала школы духовно-нравственной и патриотической направленности;
- Реализация системы программных мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности, включающие формирование у учащихся уважения к старшему поколению, гордости за историю своей Родины, возрождение и сохранение культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
- Формирование у молодежи положительных мотиваций к прохождению военной службы;
- Вовлечение учащихся в мероприятия с целью снижения уровня правонарушений и вредных привычек.
- Эффективность программы
Конечными результатами программы должны стать:
- совершенствование организационно-методической системы духовно-нравственного и патриотического воспитания;
- создание условий для участия каждого школьника в работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию;
- сохранение исторической памяти и развитие интереса к отечественной науке и ее видным деятелям - патриотам России;
- положительная динамика роста гражданственности и патриотизма в стране.
- Механизм реализации программы
Реализация программы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, определение приоритетов в сфере патриотического воспитания на территории Воронежской области по разным направлениям проводятся в тесном взаимодействии с деятельностью федеральных органов государственной власти, общественными организациями и объединениями патриотической направленности.
В осуществлении Программы участвуют педагоги, учащиеся, родители общественные организации.
Характеристика основных мероприятий программы
Основные мероприятия системы духовно-нравственного и патриотического воспитания
- решают задачи по совершенствованию системы духовно-нравственного и патриотического воспитания на региональном и муниципальном уровнях;
- влияют на активизацию интереса к изучению истории Отечества и формированию чувства уважения к героическому прошлому нашей страны, на сохранение памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;
- формируют у молодежи положительную мотивацию к прохождению военной службы;
- влияют на формирование у детей и молодежи моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу, высокой гражданской ответственности;
- обеспечивают проведение мероприятий, посвященных славным историческим событиям истории России и Воронежской области;
- обеспечивают проведение военно-спортивных игр, соревнований, полевых лагерей, направленных на повышение уровня физической готовности граждан к военной службе;
Основные направления работы
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия педагогов и школьников направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения школьниками опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе внеклассной, учебной и внеурочной деятельности.
Учебная деятельность
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся осуществляется в учебном процессе. Использование общеобразовательных предметов в целях духовно-нравственного и патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, гражданственность, смелость, героизм, самопожертвование и т.д.
Изучение истории, литературы, обществознания позволяет воспитывать на героических примерах прошлых поколений. Овладение такого рода знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств.
В процессе изучения физики, химии, биологии, математики у учащихся формируются патриотические чувства на примере жизнедеятельности, гражданской позиции русских ученых, которые внесли большой вклад в развитие российской и мировой науки.
На уроках физической культуры и ОБЖ у учащихся формируется положительная мотивация к прохождению военной службы, снижение уровня правонарушений и вредных привычек. В конце учебного года обязательно проведение учебных сборов с учащимися 10 классов по основам военной службы.
Внеурочная деятельность
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
В соответствии с Конституцией Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Реализация основного принципа ФГОС НОО и ФГОС ООО о духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании учащихся происходит через внеурочную деятельность и осуществляется через такие занятия как:
- Музейное дело
- Моя малая Родина
- Святые места Воронежской области
- Юный стрелок
- Русская лапта
- Плавание
- Настольный теннис
Целью занятий данной внеурочной деятельностью является создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, создание условий для развития творческого потенциала учащихся, уважения к правам и свободам человека, любви к родному краю, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Организация внеурочной деятельности осуществляется через формы:
- тематические классные часы;
- посещение музеев;
- встречи с ветеранами войны и труда, воинами-интернационалистами;
- тематические конкурсы, викторины, конференции;
- празднование Дней воинской славы;
- уроки мужества;
- военно-спортивные игры;
- митинги;
- линейки;
- предметные недели;
- месячники военно-патриотического воспитания;
- показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;
- спортивные соревнования;
- поисковые операции;
- походы;
- экскурсии;
- акции;
- эстафета «Славы».
В рамках эстафеты «Слава» шкатулка со священной землей Мамаева кургана передается в торжественной обстановке и побывает во всех учебных заведениям Бобровского района. Первая такая эстафета была проведена еще в 1968 году. С тех пор традиция ни разу не прерывалась. Из года в год активисты сельских поселений, учащиеся, студенты вместе со своими преподавателями организуют встречи с фронтовиками и тружениками тыла, проводят митинги, экскурсии по памятным местам. Тем самым, сохраняют историческую память для будущих поколений. Принимая драгоценную реликвию, школьники дают клятву верности ратному подвигу фронтовиков.
План мероприятий реализации программы
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Оформление классных уголков и уголков символики РФ | Сентябрь | Заместитель директора по ВР, старшая вожатая, актив старшеклассников | |
Районная школа актива «Вместе весело шагать» | Сентябрь | Заместитель директора по ВР, старшая вожатая, актив старшеклассников | |
Областной конкурс социальных проектов «Гражданин Воронежского края – гражданин России» | Октябрь-февраль | Заместитель директора по ВР, классные руководители | |
Месячник правовых знаний | Октябрь | Заместитель директора по ВР, старшая вожатая, классные руководители | |
Районная краеведческая конференция | Октябрь | Заместитель директора по ВР, учителя истории и обществознания | |
День пожилых людей. Поздравление ветеранов ВОВ, педагогического труда | 01 октября | Заместитель директора по ВР, классные руководители | |
Акция «Подарок ветерану» | 01 октября | Заместитель директора по ВР, классные руководители | |
Районная олимпиада по основам избирательного законодательства | 15 октября | Заместитель директора по ВР, старшая вожатая, учителя истории и обществознания | |
День памяти жертв политических репрессий | 30 октября | Заместитель директора по ВР, классные руководители | |
Областной фестиваль детских творческих работ «Символы России и Воронежского края» | Октябрь | Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя истории и обществознания | |
Мероприятия, посвященные Дню народного единства | 4 ноября | Заместитель директора по ВР, классные руководители | |
Районный праздник «День призывника» | 15 ноября | Заместитель директора по ВР, классные руководители, старшая вожатая | |
Мероприятия, посвященные Дню инвалида | 3 декабря | Заместитель директора по ВР, классные руководители | |
Мероприятия, посвященные Дню Конституции РФ | 12 декабря | Заместитель директора по ВР, классные руководители, старшая вожатая | |
Районная акция «Подарок ближнему» | Декабрь | Заместитель директора по ВР, классные руководители, старшая вожатая | |
Месячник военно-патриотического воспитания | Январь-февраль | Заместитель директора по ВР, старшая вожатая, учитель ОБЖ, классные руководители | |
Районный конкурс патриотической песни «Я люблю свою землю» | Февраль | Заместитель директора по ВР, старшая вожатая, учитель музыки | |
Эстафета «Слава» | 20 января-22 февраля | Заместитель директора по ВР, старшая вожатая, учитель ОБЖ | |
Встреча с ветеранами Афганской войны. День вывода советских войск из Афганистана. Проведение митинга у памятника воинам, погибшим в мирное время | 15 февраля | Заместитель директора по ВР, старшая вожатая, учитель ОБЖ, классные руководители | |
Митинг у памятника В.Турбину, посвящённый Дню защитников Отечества | 22 февраля | Заместитель директора по ВР, старшая вожатая, учитель музыки, учитель ОБЖ | |
Районный конкурс проектов и программ патриотического воспитания подростков | Февраль | Заместитель директора по ВР, классные руководители | |
Районный форум молодежи «Патриотизм начинается с меня | Февраль | Заместитель директора по ВР, классные руководители, старшая вожатая | |
Конкурсно-спортивные соревнования «А ну-ка, мальчики!» | Февраль | Заместитель директора по ВР, учителя физической культуры | |
Районный конкурс агитбригад «Сделай правильный выбор!» | Март | Заместитель директора по ВР, классные руководители, старшая вожатая | |
Районная акция «Будущее без наркотиков» | Март | Заместитель директора по ВР, классные руководители | |
Конкурс «Лидер 21 века» в рамках районной школы актива | Март | Заместитель директора по ВР, старшая вожатая, актив старшеклассников | |
Военно-спортивная игра «Победа» | Февраль – май | Заместитель директора по ВР, старшая вожатая, учитель ОБЖ | |
Соревнования по допризывной подготовке молодежи | 28 апреля | Заместитель директора по ВР, учителя физической культуры | |
Митинг у памятника В.Турбину, посвящённый 71-ой годовщине Победы в ВОВ | 7 мая | Заместитель директора по ВР, старшая вожатая, учитель музыки | |
Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции «Георгиевская ленточка» под девизом «Мы помним, мы гордимся» | 2-9 мая | Администрация, классные руководители, актив старшеклассников | |
Праздничные мероприятия, посвященных Победе в Великой Отечественной войне | 9 мая | Администрация, классные руководители, старшая вожатая | |
Проведение мероприятий, посвященных окончанию вывода советских войск из Афганистана | 15 мая | Заместитель директора по ВР, классные руководители | |
Военные учебные сборы | Май | Учитель ОБЖ | |
День России | 12 июня | Заместитель директора по ВР, актив старшеклассников | |
Участие в молодежных акциях, посвященных Дню России и Дню государственного флага Российской Федерации | 12 июня, 22 августа | Заместитель директора по ВР, актив старшеклассников | |
День памяти и скорби. Участие школьников города и района в траурных митингах у Памятников погибшим воинам | 22 июня | Заместитель директора по ВР, актив старшеклассников | |
Выпуск бюллетеней, стенгазет, листовок | В течение года | Актив старшеклассников | |
Спартакиада школьников Бобровского муниципального района | В течение года | Учителя физической культуры | |
Акция «Чистый город» | Осень, весна | Классные руководители, актив старшеклассников | |
Акция «Чистый берег» | Осень, весна | Классные руководители, актив старшеклассников | |
Акция «Чистый парк» | Осень, весна | Классные руководители, актив старшеклассников | |
Акция «Посади дерево» | Осень, весна | Классные руководители, актив старшеклассников | |
Тематические классные часы | В течение года | Классные руководители | |
Конкурсы | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители, актив старшеклассников | |
Конкурсы фотографий | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители, актив старшеклассников | |
Конкурсы чтецов | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители, актив старшеклассников | |
Конкурсы рисунков | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители, актив старшеклассников | |
Родительские собрания | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители, актив старшеклассников | |
Родительские лектории | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители, актив старшеклассников | |
Встречи с интересными людьми | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители, актив старшеклассников | |
Благоустройство территории памятника герою Советского Союза В.А. Турбину | В течение года | Заместитель директора по ВР, заместитель директора по АХЧ, классные руководители | |
Благоустройство памятника жертвам репрессий (п. Лушниковка) | В течение года | Заместитель директора по ВР, заместитель директора по АХЧ, классные руководители | |
Мониторинг памятников природы | В течение года | Заместитель директора по ВР, учителя истории | |
Походы | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители | |
Экскурсии | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители | |
Организация волонтерского движения, оказание шефской помощи ветеранам ВОВ, ветеранам педагогического труда, труженикам тыла, инвалидам, рейды в детские сады, интернаты | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители, актив старшеклассников |
Модель процесса духовно-нравственного
и гражданско-патриотического воспитания школьников
Воспитание как процесс выступает в виде упорядоченной взаимосвязи и последовательной смены стадий, этапов, периодов изменения и нового состояния каждого из элементов системы воспитания и всей системы в конкретный промежуток времени в определенном пространстве, что отражается в качественно-количественных характеристиках. Представляя процесс духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников, как целостную динамическую систему мы выстроили структурно-динамическую модель духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников.
Алгоритм действий по построению модели духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников включает в себя:
1) выявление закономерностей, принципов и сущностных характеристик системы процесса духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников;
2) определение необходимых и достаточных компонентов данной модели.
Закономерности и принципы воспитания определяют методологию, логику, содержание и организацию воспитательной работы. Как исходные педагогические положения они регулируют процесс применения методов, средств, приемов и организационных форм воспитательной работы.
Педагогические условия результативности процесса патриотического воспитания школьников:
1. Формирование у школьников знаний о сущности патриотизма, представлений о патриотизме как высшей цели и ценности и идее служения Отечеству;
2. Организация деятельности по развитию готовности школьников к служению Отечеству и актуализация их собственных возможностей реализации опыта патриотического поведения и деятельности гражданина;
3. Диагностика и учет индивидуальных, возрастных, этнокультурных и конфессиональных особенностей школьников и их родителей;
4. Соответствие профессиональной и личностной позиции учителя задачам патриотического воспитания;
5. Овладение учителем мотивационной, теоретической и практической готовностью к осуществлению духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников в процессе подготовки в вузе и в ходе профессиональной деятельности; активность учителя в реализации целей духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Педагогические условия результативности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обоснованы принципами и функциями духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников и определяются назначением и содержанием основных компонентов процесса.
Список литературы
- В.Е. Мусина «Патриотическое воспитание школьников» Белгород 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"
Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...
классный час на тему:Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя,- спроси , что ты можешь сделать для своей Родины.
План – конспект классного часа на тему: ...
Научно-исследовательский проект. Россия- родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)
С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один ...
Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...
Животные Красной книги, обитающие на территории Бобровского муниципального района
В презентации содержится описание животных Красной книги России, обитающих на территории Бобровского муниципального района. Представлены фотографии....
Урок-презентация "Образ родины родины в литературе. М.Ю. Лермонтов "Родина"
В этой презентации речь идёт об одной из вечных тем в литературе (понятие родины) и анализируется стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина"....
Материалы всероссийской научно-практической конференции «Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения» Бобровский аграрно-индустриальный колледж им. М.Ф. Тимашовой
Материалы всероссийской научно-практической конференции «Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения» Бобровский аграрно-индустриальный колледж им. М.Ф. Ти...