Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи
проект на тему
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического и духовно- нравственного воспитания детей и молодёжи, её основных компонентов и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания обучающихся, как важнейшей ценности, одной из основ духовно- нравственного единства общества.
Программа представляет собой согласованный по срокам выполнения комплекс нормативных, правовых, организационных, научно- исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач патриотического воспитания детей и молодёжи.
Реализация Программы будет способствовать повышению уровня гражданского воспитания детей и молодёжи, улучшения физического здоровья молодого поколения, повысит их готовность к военной службе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 56.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Икшурминская кадетская школа- интернат имени Байкиева К.С.»
Сабинского муниципального района РТ
Программа
духовно-нравственного и гражданско-патриотического
воспитания детей и молодежи
2017г.
Структура программы:
I. Пояснительная записка .
II. Актуальность проблемы
и необходимость решения её программными методами.
III. Цель и задачи программы.
IV. Сроки и этапы реализации программы.
V. Основные направления развития духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
VI.Система программных мероприятий.
VII. Методические рекомендации.
VIII. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость.
IX. Материально-техническая база
X. Литература
- Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического и духовно- нравственного воспитания детей и молодёжи, её основных компонентов и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания обучающихся, как важнейшей ценности, одной из основ духовно- нравственного единства общества.
Программа представляет собой согласованный по срокам выполнения комплекс нормативных, правовых, организационных, научно- исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач патриотического воспитания детей и молодёжи.
Реализация Программы будет способствовать повышению уровня гражданского воспитания детей и молодёжи, улучшения физического здоровья молодого поколения, повысит их готовность к военной службе.
II. Актуальность проблемы
и необходимость решения её программными методами
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодёжи высокого духовно-нравственного и гражданско-патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, службы в Вооружённых Силах РФ. Актуальность поднятой проблемы очевидна. Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, должен стать основой сплочения нации, возрождения духовно- нравственных устоев.
Актуальность проблемы связана:
- наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
- в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;
- само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;
- вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информирует школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
III. Цели и задачи программы.
Цели:
- совершенствование и дальнейшее развитие системы патриотического воспитания у детей и молодёжи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, формирование верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности, улучшение физического здоровья молодого поколения, повышение готовности к военной службе;
- создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива педагогов, учащихся, родителей школы по становлению и личностному развитию учащихся в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- воспитание личности гражданина- патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- утверждение в сознании и чувствах молодёжи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому пролому России, интереса к истории родного края, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;
- создание условий для патриотического и духовно- нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического потенциала;
- формирование у молодёжи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности, в улучшении и познании окружающего мира;
- формирование здорового образа жизни молодого поколения, высокой готовности к военной службе.
-формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
-развитие нравственных взаимоотношений в семье;
-воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны.
IV. Реализация программы рассчитана на 3 года.
Сроки реализации (продолжительность, начало и окончание)
январь 2017 года- декабрь 2020 года.
При реализации программы учитываются возрастные особенности детей: для детей начальных классов – это проведение мероприятий с элементами игры, для среднего возраста – различные викторины и спортивные соревнования, для старшего звена – это лектории, беседы, спортивные соревнования, социальные и благотворительные акции, музейные уроки, спортивные состязания и т.д.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление.
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданского патриотического воспитания. Программа позволяет всем, кто работает с детьми самого разного возраста, понять феномен «воспитательное пространство», сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, развернуть его в социальном пространстве школы.
Оценка эффективности реализации Программы
Результативность реализации программы измеряется мерой готовности и стремлением граждан к выполнению своего гражданского долга во всём многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым гражданами и обеспечение потребностей, нужд своего Отечества. Конечным результатом программы может стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в Сабинском районе, обеспечение на её основе благоприятных условий для духовного и культурного подъёма, укрепления экономической стабильности района, повышение его авторитета.
V. Программа включает в себя следующие направления
В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» общественные институты, школа получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в нашей школе можно определить следующие:
Духовно- нравственное
Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко- краеведческое
Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Гражданско- патриотическое
Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Социально- патриотическое
Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно- исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно- патриотическое
Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно- патриотическое
Направлено на развитие морально- волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
VI. Система программных мероприятий.
Этапы реализации программы | Основные мероприятия | Участники | Ответственные |
Подготовительныйэтап | 1. Создание и программирование работы творческой группы. 2. Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете 3. Изучение научно-методической литературы 4.Организация работы семинара по теории и практике патриотического воспитания 5.Определение концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса 6. Проектирование модели личности выпускника 7. Кадровое обеспечение реализации программы по патриотическому воспитанию школьников | 5-11 классы | администрация, учителя администрация, педагоги администрация администрация администрация администрация, кл. руководители администрация, |
Основнойэтап | 1.Создание мониторинга развития личности 2.Обновление содержания образования и способов воспитательной деятельности по обеспечению развития личности школьника 3.Ежегодное исследование эффективности программы. 4.Проведение на базе школы праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов, фестивалей 5.Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию школьников 6.Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с обновлением содержания воспитания учащихся 7.Организация поисковой работы по сбору материалов о выпускниках школы 8.Формирование гражданско-патриотической позиции учащихся через систему традиционных дел: традиция проведения февральских военно-патриотических месячников, Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которых ежегодно проводятся смотр песни и строя, военно-спортивная игра «Зарница», спортивные соревнования «А ну-ка, парни!», «Веселые старты». Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», акция «Живой полк», конкурс детских рисунков, стихов, исследовательских работ, рефератов и тематических газет. | 9-11 классы 11 класс 1-11 классы | администрация, педагоги администрация, педагоги Зам.директора по ВР администрация, учителя, учащиеся администрация, руководители МО администрация, учителя администрация администрация, кл. руководители, учащиеся администрация, кл. руководители |
Заключительныйэтап | 1.Создание банка инновационных технологий патриотического воспитания и обучения школьников 2.Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества 3.Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации программы 4.Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития ОУ | администрация, учителя администрация, руководители МО, учителя администрация, учителя администрация |
VII. Методические рекомендации.
-программа предполагает совершенствование форм и методов работы педагогического коллектива в целях обеспечения роста патриотизма у учащихся и создание благоприятных условий для духовного и культурного подъема учащихся.
-администрация школы осуществляет координацию процесса гражданско - патриотического воспитания в пределах своих полномочий, объединяя все усилия в целях обеспечения эффективного функционирования системы гражданско - патриотического воспитания в школе.
-для достижения результатов и решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство школы, сотрудничество с библиотеками, общественными организациями.
-воспитательная работа по гражданско – патриотическому воспитанию строится с учетом возрастного критерия.
-при планировании работы учитываются традиционные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами:
участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;
шефство за памятниками и захоронениями участников войны;
проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике организация военно-спортивных игр и туристско-краеведческих слетов;
оформление школьных газет, информационных бюллетеней патриотической направленности;
формирование физической культуры личности школьников с учетом их индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;
- профилактика асоциального поведения учащихся средствами физической культуры и спорта;
- уважение к родителям;
- участие в ежегодных школьных проектах.
VIII. По завершению программы ожидаются следующие результаты:
-реализация программы в намеченные сроки.
-стремление к духовному обогащению и развитию;
-сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество и историю родного края;
-формирование позиций гражданина-патриота России;
-стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;
готовности к защите Отечества;
- чувство патриотизма, гуманизма и толерантности
-гуманистическое отношение к окружающему миру.
-волонтерское движение ;
-историко-патриотические стенды и выставки;
-оформление школьных газет, информационных бюллетеней патриотической направленности.
- уважение к родителям
- участие в ежегодных школьных проектах.
Реализация Программы позволит заложить основы:
- достижения заданного качества гражданско-патриотического воспитания;
- обновления содержания воспитательной и развивающей работы школы;
- обеспечения преемственности и непрерывности воспитания и развития учащихся;
- формирование гражданственности и патриотического сознания учащихся;
- формирование предпосылок к стабилизации и снижению числа правонарушений, совершаемых подростками.
Программа воспитывает в детях любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, готовит к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
- участие в ежегодных школьных проектах.
IX. Материально-техническая база
- Проектно – исследовательская деятельность
- Кабинет ОБЖ
- Спортивная площадка и спортивный зал
- Школьная, районная детская и взрослая библиотека
- Медицинский кабинет
- ИКТ
- Кабинет истории
- Школьный музей
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
ГБОУ «Икшурминская кадетская школа- интернат имени Байкиева К.С.» Сабинского муниөипалҗного района РТ
по реализации программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи
№ | Название мероприятий | Срок исполнения | Ответственные | ||
Мероприятия направленные на патриотическое воспитание в урочное время | |||||
1 | Проведение уроков в библиотеке школы, в музеях | ежегодно | Библиотекарь, учитель истории, кл. руководители, воспитатели | ||
2 | Проведение интегрированных уроков истории, ОБЖ, литературы по патриотической тематике | ежегодно | Учителя истории, литературы, кл. руководители, воспитатели | ||
3 | Предметные декады истории, литературы, ОБЖ, физкультуры | ежегодно | Учителя истории, литературы, ОБЖ, физкультуры | ||
4 | Проведение конкурсов на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение | ежегодно | Учителя истории, литературы, кл. руководители, воспитатели | ||
Внеурочная деятельность как условие воспитание патриотизма у школьников | |||||
Проведение массовых школьных мероприятий | |||||
1. | Мероприятия, посвященные Победе в Великой Отечественной войне | ежегодно | Заместитель директора по ВР, кл. руководители, воспитатели | ||
2 | Мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества | ежегодно | Заместитель директора по ВР, кл. руководители, воспитатели | ||
3 | Мероприятия, посвященные воинам - интернационалистам | ежегодно | Заместитель директора по ВР, кл. руководители, воспитатели | ||
4. | Организация встреч школьников с бывшими военнослужащими | ежегодно | Заместитель директора по ВР, кл. рук., воспитатели | ||
5 | Конкурс рисунков и выставки: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт» , «У войны не женское лицо» | ежегодно | Заместитель директора по ВР, кл. руководители, воспитатели | ||
6 | Проведение смотров песни и строя | ежегодно | Заместитель директора по ВР, кл. руководители, воспитатели | ||
7 | Привлечение родителей к проведению общешкольных мероприятий | ежегодно | Заместитель директора по УВР | ||
8 | Проведение операции «Забота»:
| ежегодно | Заместитель директора по ВР, кл. руководители, воспитатели | ||
9 | Встреча с ветеранами войны и героями тыла | ежегодно | Заместитель директора по ВР, кл. руководители, воспитатели | ||
10 | Мероприятия, посвященные спортсменам , спортивным играм. | ежегодно | Заместитель директора по ВР. учителя физкультуры | ||
11 | Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотические темы. | ежегодно |
Кл. руководители, воспитатели | ||
12 | Мероприятия, посвященное спортсменам выпускникам школы «Спорт в моей жизни». | ежегодно | Учителя физкультуры, | ||
13 | Акция «Живой полк» | ежегодно | Заместитель директора по ВР, кл. руководители, воспитатели | ||
Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность | |||||
1 | Проведение Дня здоровья | ежегодно | Учителя физкультуры, | ||
2 | Проведение соревнований по мини-футболу, волейболу, баскетболу. | ежегодно | Учитель физкультуры | ||
3 | Проведение первенства по легкой атлетике | ежегодно | Учитель физкультуры | ||
4 | Проведение военно-спортивной игры «Зарница» | ежегодно | Учитель физкультуры, истории, ОБЖ, классные руководители, воспитатели | ||
5 | Проведение конкурса «Безопастное колесо» | ежегодно | Учитель физкультуры, ОБЖ, классные руководители | ||
6 | Участие в районных, республиканских и Всероссийских соревнованиях | ежегодно | Учителя физкультуры, ОБЖ, воспитатели | ||
Краеведение | |||||
1 | Мероприятия, посвященные дню освобождения от немецко-фашистских захватчиков | Январь-февраль | Заместитель директора по ВР, кл. руководители, воспитатели | ||
2 | Встречи с интересными людьми | ежегодно |
Кл. руководители, воспитатели | ||
3 | Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы «Моя родословная», «Край родной», «Моя малая Родина» | ежегодно | Учителя русского языка и литературы, ИЗО, воспитатеи | ||
4 | Экскурсии, походы по местам боевой славы | ежегодно | Учитель физкультуры, истории, классные руководители, воспитатели | ||
5 | Создание альбомов о родном крае | ежегодно | Заместитель директора по ВР, кл. руководители, воспитатели | ||
6 | Вахта памяти «Спасибо деду за Победу» | ежегодно | Заместитель директора по ВР, кл. руководители, воспитатели | ||
Методическое обеспечение | |||||
1 | Создание видеофонда, DVD, для проведения классных часов | ежегодно | Заместитель директора по ВР | ||
2 | Создание СD – и аудифонда | ежегодно | Учитель информатики | ||
3 | Организация подписки на периодические издания | ежегодно | Библиотекарь | ||
4 | Разработка сценариев традиционных школьных праздников | ежегодно | Заместитель директора по ВР | ||
5 | Освещение опыта работы школы в средствах массовой информации | ежегодно | Редактор школьной газеты | ||
6 | Подведение итогов | ежегодно | Заместитель директора по ВР |
X. Литература
- Жирякова А.А. Рекомендации к планированию классного руководителя //Классный руководитель. 2000, №5. С. 24-26.
- Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.
- Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы //Классный руководитель. 2003, №5. С. 33-43.
- Ястребова А.П. Программа воспитательной деятельности классного руководителя //Классный руководитель. 2001, №6 С. 19-29.
- Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 4-7.
- Методические рекомендации об усовершенствовании функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений //Воспитание школьников. 2006, №6. С. 2-5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социально-психологическая адаптация детей и молодежи в условиях модернизации российского образования».
Выбор эффективных средств помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, повышающих возможности их обучения и возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на чётко...
Учебная программа хореографической студии "Феерия" дворца творчества детей и молодежи г.Воркуты
Данная программа рассчитана на 6 лет обучения....
Семинар для педагогов – хореографов «Дворца творчества детей и молодежи» г.Воркуты
Семинар содержит информацию по изучению игрового стретчинга...
Музей образовательного учреждения как средство гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. (из опыта работы)
В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания – формирование и развитие гражд...
Проект Организация летней занятости детей Дворца творчества детей и молодежи «Гармония»
На современном этапе овладением методом проекта стало необходимостью, так как он ориентирует на результат при решении практической или теоретической проблемы.В данном проекте рассматривает...
Материалы конференции "Патриотическое воспитание детей и молодежи"
Сборник материалов 2-ой научно-практической конференции "Патриотическое воспитание детей и молодежи"...
Положение о конференции "Патриотическое воспитание детей и молодежи"
Положение о 2-ой научно-практической конференции "Патриотическое воспитание детей и молодежи"...