Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей (эколого-краеведческое направление)
учебно-методический материал
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
детей (эколого-краеведческое направление)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologo-kraevedcheskoe_napravlenie.docx | 44.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»
Программа летнего
оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
детей
(эколого-краеведческое направление)
Авторы:
Вяткина Е. В.
Воробьева А. М.
с. Тарбагатай
2018 г.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей эколого-краеведческого направления |
Разработчики программы | учитель истории Вяткина Е. В. учитель начальных классов Воробьева А. М. |
Участники программы | учащиеся МБОУ «ТСОШ» в возрасте 7-12 лет. |
Цель программы | Познакомить детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который их окружает; расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и организации полноценного отдыха учащихся во время летних каникул. |
Задачи программы | 1) организация активного отдыха и оздоровление детей; 2) развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся; 3) формирование любви к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему, уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию, односельчанам; 4) расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов; 5) формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде; 6) привитие навыков ЗОЖ. |
Принципы реализации программ |
к окружающему миру.
|
Формы и методы | - тематические программы; |
Сроки и этапы реализации программы | I этап. Подготовительный – апрель – май 2018 г. II этап. Организационный – 01.06. 2018 г. III этап. Основной – 04.06 по 27.06. 2018 г. IV этап. Заключительный – 28 .06. 2018 г.
|
Основные направления деятельности |
4. Спортивно-оздоровительное. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - Повышение уровня экологической культуры. - Расширение кругозора учащихся, развитие их познава-тельных интересов - Развитие индивидуальных способностей детей, приобще-ние к творческой деятельности, - Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста. |
Пояснительная записка
«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни»
М. Пришвин
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
Для того, чтобы воспитание в летнее время стало полноценной социально-педагогической деятельностью, необходимо открытие летних лагерей дневного пребывания. Система летнего лагеря с эколого-краеведческой направленностью является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника.
На базе нашего общеобразовательного учреждения МБОУ ТСОШ этим летом открывается летний лагерь дневного пребывания .
Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю. Для растущего человека емким понятием «Родина», в сущности, исчерпывается все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа, духовные и материальные ценности, созданные людьми.
Зачастую любовь к малой родине начинается с впечатлений, получены от встреч с природой во время походов, прогулок, прослушивания колоритных рассказов старожилов о народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине, воспитываем патриотов.
Углубленное знакомство с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории Малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.
Программа поможет больше узнать о крае и селе, где мы живем; познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами; достижениями народных умельцев; историей школы, села, с его выдающимися людьми, с историей, культурой и традициями района и республики. Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем.
Лагерная смена даёт большие возможности для такой воспитательной деятельности.
Актуальность программы
Известно, что любовь, понимание, уважение, стремление к сохранению культуры своего народа, восстановлению её материальных и духовных ценностей целесообразно осуществлять как непосредственно в образовательном процессе, так и в свободное от учебы время – семье, во взаимоотношениях с друзьями, а также при проведении времени отдыха в пришкольном летнем оздоровительном лагере для формирования ценностных ориентаций личности.
Одно из направлений воспитательной программы школы «Патриотическое воспитание». Через это направления школа осуществляет краеведческую работу и работу по патриотическому воспитанию.
Для более глубокого погружения учащихся в историю своей Малой Родины, района необходимо непрерывное образование.
Лето - великолепная возможность для получения новых и закрепления имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного образования. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей. Исходя из этого, лето - это время для развития творческого потенциала, приобщения к социокультурным и нравственным ценностям, удовлетворения индивидуальных интересов, развлечений, игр, восстановления здоровья. В летний период непрерывность образования возможно осуществить через деятельность профильного лагеря.
Организация краеведческой смены летнего лагеря логично дополняет учебно - воспитательную и социокультурную работу образовательного учреждения, а также систему дополнительного образования в данном направлении.
Цель программы:
Познакомить детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который их окружает; расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и организации полноценного отдыха учащихся во время летних каникул.
Задачи программы:
1) организация активного отдыха и оздоровление детей;
2) развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся;
3) формирование любви к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему, уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию, односельчанам;
4) расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
5) формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
6) привитие навыков ЗОЖ.
Принципы реализации программы:
- Принцип нравственного отношения друг к другу,
к окружающему миру.
- Принцип творческого отношения к делу.
- Принцип добровольности участия в делах.
- Принцип учета возрастных особенностей детей.
- Принцип доступности выбранных форм работы.
Этапы реализации программы;
I этап. Подготовительный – апрель- май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия профильной смены летнего лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
• проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летне-му сезону;
• издание приказа по школе о проведении летней смены профильного лагеря;
• разработка программы деятельности профильного лагеря;
• подготовка методического материала для работников профильного лагеря;
• составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
• встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
• запуск программы «Родными тропами»;
• знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Основной – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
• реализация основной идеи смены;
• вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
• работа по программе;
• работа над презентацией отряда.
IV этап. Заключительный – июнь
Основной идеей этого этапа является:
• Подведение итогов реализации программы
• Анализ реализации программы, корректировка
• Итоги диагностик.
Ожидаемые результаты.
- Повышение уровня экологической культуры.
- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
- Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
- Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
- Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного края.
- Расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов
- Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности,
- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.
Критериями оценки ожидаемых результатов будет являться:
- - углубление знаний о родном крае (развитие, достопримечательности, самобытные писатели);
- - участие в проектной деятельности с использованием полученных знаний (во время учебного процесса);
- - вовлечение в научно-исследовательскую (практическую) деятельность по возрастным категориям;
- - умение работать с информацией, ставить и разрешать проблему, делать выводы и применять полученные знания на практике;
- - заинтересованность и вовлечение детей в творческую деятельность (проба пера, творческий рисунок, творческая поделка в различной технике, самостоятельное составление и разработка презентаций и видеофильмов);
- -сплоченность временных разновозрастных детских коллективов;
- - отзывчивость детей, доброжелательность, уважение к человеку, чьи взгляды отличаются отих собственных.
Условия реализации программы
- Совместная заинтересованность в общем деле.
- воспитание ответственности;
- формирование социальной активности;
- органическое сочетание различных видов деятельности: досуга, оздоровления;
- обеспечение разумной дисциплины и порядка, как условия защищённости каждого ребёнка.
- следование демократическому стилю общения, выстраивание между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и доверия (взрослый – друг, товарищ, человек);
- вовлечение в дела и мероприятия смены всех детей.
Формы реализации программы.
- тематические программы;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- экскурсии;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
-- занятия на природе;
- выпуск школьной газеты.
- концерты, конкурсы, акции.
1. Эколого-краеведческий блок призван воспитывать в детях любовь к своей малой родине, прививать интерес к природе, истории, культуре, традициям и обычаям родного края.
Расширять кругозора учащихся, развивать их познавательных интересы. Воспитывать человека уважающего традиции и обычаи людей разных национальностей – патриота Родины. Мероприятия этого блока: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, помощь ветеранам труда и пожилым жителям села, посещение библиотек, музея, конкурсы, подготовка презентации.
2. Блок безопасности, включает мероприятия по ПДД, пожарной безопасности, безопасности на воде.
3. Оздоровительный блок основан на мероприятиях физкультурно-оздоровительной тематике. Этот блок включает в себя спортивные игры, состязания, беседы о ЗОЖ, спортивные праздники, экскурсии.
4. Развивающий блок включает проведение викторин, игр, конкурсов
1. Гражданско-патриотическое направление
- воспитание межличностных взаимоотношений, толерантности
2. Историко — краеведческое направление.
- осознание неповторимости Родины, ее судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, а также исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве;
- развитие понимания особенностей менталитета, нравов обычаев, верований и традиций народов, проживающих на территории ХМАО;
3. Экологическое направление
- расширение и углубление знаний о природе, умение оценивать состояние окружающей среды.
4. Спортивно — оздоровительное направление.
- формирование здорового работоспособного человека;
- развитие морально- волевых качеств личности подростка (сила, ловкость, выносливость и т. п.);
- профилактика заболеваний, укрепление здоровья и блокировка негативных и вредных привычек.
ПЛАН РАБОТЫ
(отрядные мероприятия)
1 день | 2 день | 3 день |
4 день | 5 день | 6 день |
7 день | 8 день | 9 день |
10 день | 11 день | 12 день |
13 день | 14 день | 15 день |
16 день | 17 день | 18 день |
19 день | 20 день | 21 день |
Схема взаимодействия с социумом в реализации программы
Режим дня
8.00. – 8.15. | Прием детей |
8.15. – 8.30. | Зарядка. |
8.30. – 8.45. | Линейка. |
8.45. – 9.10. | Завтрак. |
9.10 – 12.00. | Мероприятия по плану. |
12.00. – 12.30. | Обед |
12.30. – 13.40. | Мероприятия по плану. |
13.40 – 14.00. | Полдник |
14.00. | Уход детей домой. |
Методическое обеспечение программы:
Учебные и методические пособия
∙ научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы)
Материалы из опыта работы
Методические разработки:
Рекомендации по проведению мероприятий. Разработки бесед, походов, конкурсов, экскурсий. Индивидуальная работа с детьми.
Список используемой литературы
- Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат, 1985.
- Туристская игротека: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю.С. Константинова. М..: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
- Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / – М.: Педагогическое общество России, 2001.
5. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
6. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Через тернии к звёздам", программа расчитана для детей от 7 до 15 лет, каждый день программы представляет планету отчёт о путешес...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
«Галактика Радости»Возраст детей:7-12летСрок реализации: апрель-июнь 2013 год.Составитель: Федотова Евгения Владимировна,старшая вожатая...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Остров сокровищ"
Чем занять детишек в селе в летний период, когда надоели уроки, а хочется почувствовать себя этаким пиратом, я предлагаю данную программу. Обещаю: отдыхать не придётся, а работать будет даже интересно...
Рекомендации по составлению программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Данные рекомендации сожержат описание классификации программ, ее структуры, критериев определения качества....
"Мир чудес" программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа оздоровления и занятости детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на период летних каникул....
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Остров сокровищ"
Программа отражает цели и задачи окружной программы «Дети Югры», муниципальной целевой программы «Организация отдыха в каникулярное время, оздоровления, занятости детей и подростков»; создает условия ...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Воспитать патриота"
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живе...