Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей (эколого-краеведческое направление)
учебно-методический материал

Вяткина Елена Валерьевна

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

детей (эколого-краеведческое направление)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologo-kraevedcheskoe_napravlenie.docx44.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»

Программа летнего

оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием

детей

(эколого-краеведческое направление)

Авторы:

Вяткина Е. В.

Воробьева А. М.

с. Тарбагатай

2018 г.

Паспорт программы

 

Наименование программы

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей   эколого-краеведческого направления

Разработчики программы

 учитель истории Вяткина Е. В.

 учитель начальных классов Воробьева А. М.

Участники программы

учащиеся МБОУ «ТСОШ» в возрасте 7-12  лет.

Цель программы

   Познакомить детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который их окружает; расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и  организации полноценного отдыха учащихся во    время летних каникул.

Задачи программы

1) организация активного отдыха и оздоровление детей;

2) развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся;

3) формирование любви к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему, уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию, односельчанам;

4) расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;

5) формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;

6) привитие навыков ЗОЖ.

Принципы реализации программ

  • Принцип нравственного отношения друг к другу,

к окружающему миру.

  • Принцип творческого отношения к делу.
  • Принцип добровольности участия в делах.
  • Принцип учета возрастных особенностей детей.
  • Принцип доступности выбранных форм работы.

 

Формы и методы

- тематические программы;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- экскурсии;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
-- занятия на природе;
- выпуск школьной газеты.
- концерты, конкурсы, акции. 

Сроки и этапы реализации программы

I этап.  Подготовительный – апрель – май 2018 г.

II этап. Организационный – 01.06. 2018 г.

III этап. Основной – 04.06 по 27.06. 2018 г.  

IV этап. Заключительный – 28 .06. 2018 г.

 

Основные направления деятельности

  1. Гражданско-патриотическое.
  2. Историко-краеведческое.
  3. Экологическое.

4. Спортивно-оздоровительное. 

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- Повышение уровня экологической культуры.
- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
- Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
- Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
- Воспитание в детях любви к своей малой родине, приви-тие интереса к   истории, культуре, традициям и обычаям родного края.

-  Расширение кругозора  учащихся, развитие их познава-тельных интересов

- Развитие индивидуальных способностей детей, приобще-ние к творческой деятельности,

- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.

 

Пояснительная записка

«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас

кладовая солнца с великими сокровищами жизни»

М. Пришвин

 

   Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.

    Для того, чтобы воспитание в летнее время стало полноценной социально-педагогической деятельностью, необходимо открытие летних лагерей дневного пребывания.  Система летнего лагеря с эколого-краеведческой  направленностью является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника.

     На базе нашего общеобразовательного учреждения МБОУ ТСОШ этим летом открывается  летний  лагерь дневного пребывания .

    Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю.   Для растущего человека емким понятием «Родина», в сущности, исчерпывается все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа, духовные и материальные ценности, созданные людьми.

    Зачастую любовь к малой родине начинается с впечатлений, получены от встреч с природой во время походов, прогулок, прослушивания колоритных рассказов  старожилов о народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине, воспитываем патриотов.

   Углубленное знакомство с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории Малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.

   Программа поможет больше узнать о крае и селе, где мы живем; познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами; достижениями народных умельцев; историей школы, села, с его выдающимися людьми, с историей, культурой и традициями района и республики.   Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем.

       Лагерная смена даёт большие возможности для такой воспитательной деятельности.

Актуальность программы

  Известно, что любовь, понимание, уважение, стремление к сохранению культуры своего народа, восстановлению её материальных и духовных ценностей целесообразно осуществлять как непосредственно в образовательном процессе, так и в свободное от учебы время – семье, во взаимоотношениях с друзьями, а также при проведении времени отдыха в пришкольном летнем оздоровительном лагере для  формирования ценностных ориентаций личности.

 Одно из направлений воспитательной программы школы «Патриотическое воспитание». Через это направления школа осуществляет краеведческую работу и работу по патриотическому воспитанию.

Для более глубокого погружения учащихся в историю своей Малой Родины, района необходимо непрерывное образование.

Лето - великолепная возможность для получения новых и закрепления имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного образования. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей. Исходя из этого, лето - это время для развития творческого потенциала, приобщения    к социокультурным     и  нравственным  ценностям,  удовлетворения индивидуальных интересов, развлечений, игр, восстановления здоровья. В летний период непрерывность образования возможно осуществить через деятельность профильного лагеря.

Организация краеведческой смены летнего лагеря логично дополняет учебно - воспитательную и социокультурную работу образовательного учреждения, а также систему дополнительного образования в данном направлении.          

Цель программы:

Познакомить детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который их окружает; расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и  организации полноценного отдыха учащихся во    время летних каникул.

Задачи программы:

1) организация активного отдыха и оздоровление детей;

2) развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся;

3) формирование любви к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему, уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию, односельчанам;

4) расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;

5) формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;

  6) привитие навыков ЗОЖ.

Принципы реализации программы:

  • Принцип нравственного отношения друг к другу,

к окружающему миру.

  • Принцип творческого отношения к делу.
  • Принцип добровольности участия в делах.
  • Принцип учета возрастных особенностей детей.
  • Принцип доступности выбранных форм работы.

          Этапы реализации программы;

I этап. Подготовительный –  апрель- май

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия профильной смены летнего лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

•        проведение совещаний при директоре  по подготовке школы к летне-му сезону;

•        издание приказа по школе о проведении летней смены профильного лагеря;

•        разработка программы деятельности профильного лагеря;

•        подготовка методического материала для работников профильного лагеря;

•        составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап. Организационный – июнь

     Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

•        встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

•        запуск программы «Родными тропами»;

•        знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III этап. Основной – июнь

Основной деятельностью этого этапа является:

•        реализация основной идеи смены;

•        вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

•        работа по программе;

•        работа над презентацией отряда.

IV этап. Заключительный – июнь

Основной идеей этого этапа является:

•        Подведение итогов реализации программы

•        Анализ реализации программы, корректировка

•        Итоги диагностик.

Ожидаемые результаты.

- Повышение уровня экологической культуры.

- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).

- Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.

- Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.

- Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к   истории, культуре, традициям и обычаям родного края.

-  Расширение кругозора  учащихся, развитие их познавательных интересов

- Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности,

- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.

 Критериями оценки ожидаемых результатов будет являться:

  1. -  углубление знаний о родном крае (развитие, достопримечательности, самобытные писатели);
  2. - участие в проектной деятельности с использованием полученных знаний (во время учебного процесса);
  3. - вовлечение в научно-исследовательскую (практическую) деятельность по возрастным категориям;
  4. - умение работать с информацией, ставить и разрешать проблему, делать выводы и применять полученные знания на практике;
  5. - заинтересованность и вовлечение детей в творческую деятельность (проба пера, творческий рисунок, творческая поделка в различной технике, самостоятельное составление и разработка презентаций и видеофильмов);
  6. -сплоченность временных разновозрастных детских коллективов;
  7. - отзывчивость детей, доброжелательность, уважение к человеку, чьи взгляды отличаются отих собственных.

Условия реализации программы        

-  Совместная заинтересованность в общем деле.

- воспитание ответственности;

- формирование социальной активности;

- органическое сочетание различных видов деятельности: досуга, оздоровления;

- обеспечение разумной дисциплины и порядка, как условия защищённости каждого ребёнка.

- следование демократическому стилю общения, выстраивание между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и доверия (взрослый – друг, товарищ, человек);

- вовлечение в дела и мероприятия смены всех детей.

Формы реализации программы.

- тематические программы;

- познавательные игры и викторины;

- спортивные игры и соревнования;

- экскурсии;

- игровые тестирования, опросы, анкетирование;

-- занятия на природе;

- выпуск школьной газеты.

- концерты, конкурсы, акции.

1. Эколого-краеведческий блок призван воспитывать в детях любовь к своей малой родине, прививать интерес к  природе,  истории, культуре, традициям и обычаям родного края.

Расширять кругозора  учащихся, развивать их познавательных интересы. Воспитывать человека уважающего традиции и обычаи людей разных национальностей – патриота Родины. Мероприятия этого блока: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, помощь ветеранам труда и пожилым жителям села, посещение библиотек, музея, конкурсы, подготовка презентации.

2. Блок безопасности, включает мероприятия по ПДД, пожарной безопасности, безопасности на воде.

3. Оздоровительный блок основан на мероприятиях физкультурно-оздоровительной тематике. Этот блок включает в себя спортивные игры, состязания, беседы о ЗОЖ, спортивные праздники, экскурсии.

4. Развивающий блок включает проведение викторин, игр, конкурсов

1. Гражданско-патриотическое направление

- воспитание межличностных взаимоотношений, толерантности

2. Историко — краеведческое направление.

- осознание неповторимости Родины, ее  судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, а также исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве;

- развитие понимания особенностей менталитета, нравов  обычаев, верований и традиций народов, проживающих на территории ХМАО;

3. Экологическое направление

- расширение и углубление знаний о природе, умение оценивать состояние окружающей среды.

4. Спортивно — оздоровительное  направление.

- формирование здорового работоспособного человека;

- развитие морально- волевых качеств личности подростка (сила, ловкость, выносливость и т. п.);

- профилактика заболеваний, укрепление здоровья и блокировка негативных и вредных привычек.

ПЛАН РАБОТЫ

(отрядные мероприятия)

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

6 день

7 день

8 день

9 день

10 день

11 день

12 день

13 день

14 день

15 день

16 день

17 день

18 день

19 день

20 день

21 день

Схема взаимодействия с социумом в реализации программы

 

Режим дня

8.00. – 8.15.

Прием детей

8.15. – 8.30.

Зарядка.

8.30. –  8.45.

Линейка.

8.45. – 9.10.

Завтрак.

    9.10 – 12.00.

 Мероприятия по плану.

12.00. – 12.30.

Обед

12.30. – 13.40.

Мероприятия по плану.

13.40 – 14.00.

Полдник

14.00.

Уход  детей домой.

 

 Методическое обеспечение программы:

 Учебные и методические пособия

        научная, специальная, методическая литература

(См. список литературы)

 Материалы из опыта работы

Методические разработки:

Рекомендации по проведению мероприятий. Разработки  бесед, походов, конкурсов, экскурсий. Индивидуальная работа с детьми.

 

Список используемой литературы

  1. Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат, 1985.
  2. Туристская игротека: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю.С. Константинова. М..: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  3. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  4. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / – М.: Педагогическое общество России, 2001.

5.     Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

6.   Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Через тернии к звёздам", программа расчитана для детей от 7 до 15 лет, каждый день программы представляет планету отчёт о путешес...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

«Галактика Радости»Возраст детей:7-12летСрок реализации: апрель-июнь 2013 год.Составитель: Федотова Евгения Владимировна,старшая вожатая...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Остров сокровищ"

Чем занять детишек в селе в летний период, когда надоели уроки, а хочется почувствовать себя этаким пиратом, я предлагаю данную программу. Обещаю: отдыхать не придётся, а работать будет даже интересно...

Рекомендации по составлению программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Данные рекомендации сожержат описание классификации программ, ее структуры, критериев определения качества....

"Мир чудес" программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа оздоровления и занятости детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на период летних каникул....

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Остров сокровищ"

Программа отражает цели и задачи окружной программы «Дети Югры», муниципальной целевой программы «Организация отдыха в каникулярное время, оздоровления, занятости детей и подростков»; создает условия ...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Воспитать патриота"

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живе...