"Мир чудес" программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
рабочая программа на тему
Программа оздоровления и занятости детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на период летних каникул.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lol_2013.doc | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА
Отделение социальной реабилитации детей и подростков
Программа оздоровления и занятости
детей из семей, находящихся
в трудной жизненной ситуации,
на период летних каникул
«Мир чудес»
Составитель:
Силенок Е. А.
2013 г.
Паспорт программы.
Проблема рациональной организации детского летнего оздоровительного отдыха была и остается очень важной, особенно для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Городской летний оздоровительный лагерь позволяет частично решить эту проблему и обеспечить отдых во время каникул по месту жительства.
В ходе лагерной смены дети и подростки формируют и закрепляют свое ценностное отношение к миру, вырабатывают опыт взаимодействия с ним, приобретают новые знания. В условиях лагеря эти отношения проживаются каждым участником смены, осмысливаются и проецируются в форме адекватного отношения к миру.
Помимо общения и получения новых знаний, дети восстанавливают в лагере свое психоэмоциональное состояние, происходит разрядка накопившейся за год напряженности, получают полноценное питание и укрепляют свое здоровье.
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;
- необходимостью оздоровления и физического развития детей;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования творческого потенциала детей и подростков и закрепления приобретенных умений и навыков.
Таким образом, ориентация на формирование целостного мира человека позволяет создать программу, интегрирующую культурно-оздоровительную, досуговую и спортивную деятельность детского лагеря, с акцентом на здоровьесберегающие методики и технологии, которые формируют заинтересованное отношение к собственному здоровью.
Программа дает возможность не только организовать процесс обучения ребенка и сохранения его психологического здоровья, но и, при условии соблюдения всех принципов программы, ее комплексности, позволяет сохранить и укрепить здоровье детей, используя доступные для этого формы и методы.
Оргкомитет программы.
Начальник лагеря: Силенок Е. А.
Воспитатели: Журавлева Н. А., Конева О.А., Скулина М.С.
Психолог: Фадеева Е.В.
Культ. работник: Макевнина Ю.П.
Место проведения: территория ОСРДиП, ул. Черноморская, 2.
Срок выполнения программы: с 01.06.13 г. по 26.08.13 г.
1.Научно - теоретическое обоснование и актуальность программы (анализ исходного состояния):
Проблема оздоровления детей из чисто медицинской переросла в большую социальную проблему и стала одним из направлений государственной политики. В связи с этим, активно разрабатываются здоровьесохраняющие технологии в рамках новых стандартов, способствующие сохранению и восстановлению здоровья ребенка.
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Очевидно, что хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.
Научить детей заботиться о своем здоровье, управлять им, совершенствовать его – важная задача, стоящая перед взрослыми.
Для ребенка от 6 до 16-17 лет одним из ключевых факторов, влияющих на сохранение и укрепление его здоровья, является воспитательно-образовательный процесс, проведение свободного внеурочного времени, летний отдых.
Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая тем самым работоспособность людей. А в обществе труд является жизненной необходимостью человека, источником его духовного и социального благополучия.
Вопросы безопасной жизнедеятельности несовершеннолетнего, который смог бы противостоять экологическим катастрофам, наркомании, алкоголизму, военным, национальным и межличностным конфликтам, чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, становятся в последнее время первоочередными проблемами не только для взрослых, но и для детей. Поскольку, многие дети и подростки воспринимают каникулярное время как пору пассивного отдыха и не настроены на восприятие новой информации, а, в большей степени, ориентированы на досуговую деятельность, то программа детского лагеря должна предлагать интересную и личностно значимую деятельность, в том числе образовательную. В качестве такой деятельности выступает освоение способов безопасной жизнедеятельности в рамках программы «Мир чудес», структура и содержание которой настраивает детей и подростков на приобретение нестандартного опыта, который позволит сохранять и укреплять здоровье, расширить свои лидерские качества.
Для успешного протекания процесса формирования личности ребенка необходимо включать его в различные виды деятельности, не только познавательные, но и трудовые, художественно-творческие, физкультурно-оздоровительные.
Таким образом, разработанная программа «Мир чудес» ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. А вся работа должна проводиться комплексно, целенаправленно и систематично.
Реализуемые комплексные мероприятия программы создают условия для сохранения и укрепления физиологического, психологического и духовно-нравственного здоровья детей, условия для полноценной социализации, индивидуализации личности ребенка в соответствии с современными требованиями к сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Цели программы:
1. Создание необходимых условий для формирования здоровья, специальной развивающей, творческой среды с учетом психолого-педагогических особенностей детей.
2. Формирование валеологической и физической культуры ребенка как культуры здоровья, здорового образа жизни, культуры движений.
3. Соответствие форм, методов и средств при проведении смены, возрасту, интересам и потребностям воспитанников.
3. Задачи:
- создание условий для реализации потребности в двигательной активности;
- формирование привычки к здоровому образу жизни, содействие полноценному физическому развитию;
- стимулирование процесса саморазвития личности;
- рациональная организация досуга несовершеннолетних;
- расширение кругозора, развитие интеллектуальных, творческих способностей;
- развитие и коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы и поведения несовершеннолетних;
- повышение эмоционального настроя детей, совершенствование коммуникативных умений;
- воспитание общей культуры, гражданско-правовой позиции, патриотических чувств;
- создание атмосферы творчества и сотрудничества в коллективе, стимулирование активной позиции каждого ребенка, активной деятельности органов самоуправления.
4. Педагогические принципы программы:
1. Принцип системного подхода.
Человек представляет собой единство телесного и духовного.
Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребенка.
2. Принцип деятельностного подхода.
Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми. Необходимо направлять и вести их за собой по этому пути.
3. Принцип социального реагирования и профилактической направленности.
4. Принцип оздоровительной направленности и формирование ответственности у несовершеннолетнего за свое здоровье и здоровье окружающих.
5. Принцип комплексного подхода.
Сочетание природных и разнообразных восстановительных факторов, участие всего персонала учреждения.
6. Принцип гуманизма.
В валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
7. Принцип разнообразия.
8. Принцип личностной ориентированности.
9. Принцип доступности и индивидуализации.
С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной активности; таким образом, исключаются негативные и вредные последствия для организма детей вследствие чрезмерных требований и заданий.
5. Содержание деятельности коллектива летнего оздоровительного лагеря:
- социально- психологическая, социально-педагогическая и социально - оздоровительная адаптация несовершеннолетних из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в МБУ КЦСОН Куйбышевского района;
- разработка индивидуальных программ социальной реабилитации, физического развития и оздоровления и их реализация;
- организация досуга и кружковой работы по интересам и способностям детей;
- систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей;
- организация рационального, сбалансированного питания.
6. Направления реализации программы
1) Рациональная организация летнего отдыха.
Сохранение и укрепление здоровья несовершеннолетних средствами рациональной организации их деятельности достигается, благодаря систематической работе педагогического коллектива, над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
2) Организация физкультурно-оздоровительной работы.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:
а). Средства двигательной направленности:
- физминутки;
- гимнастика;
- игры малой, средней и высокой подвижности;
- занятия на релаксацию, «минутки покоя».
б). Оздоровительные силы природы:
- физкультурные мероприятия;
- прогулки;
- игры и мероприятия на свежем воздухе;
- экскурсии.
в). Гигиенические факторы.
- выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;
- личная и общественная гигиена (чистота тела, рук, помещений для занятий);
- проветривание и влажная уборка помещений;
- соблюдение общего режима дня;
- соблюдение режима двигательной активности с чередованием отдыха;
- соблюдение питьевого режима;
- медицинский осмотр и контроль за состоянием здоровья детей;
- «Уроки здоровья» по профилактике различных заболеваний.
г). Использование медикаментозных и физиотерапевтических средств:
- кварцевание помещений в период массовых заболеваний, карантинов;
- полоскание рта после принятия пищи;
- витаминные препараты.
3) Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.
Система физкультурно-оздоровительной работы в лагере направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима несовершеннолетних, нормального физического развития и двигательной подготовленности детей всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья и формирование его культуры.
4) Просветительско-воспитательная работа с детьми и специалистами.
Просветительско-воспитательная работа с детьми, педагогами, специалистами, родителями, направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, повышения знаний по проблемам охраны и укрепления здоровья.
5) Сохранение психологического здоровья детей.
Летний отдых должен быть не только полезным для детей, но еще и интересным, позволяющим провести время в спокойной, приятной, в психологическом смысле, обстановке. Ребенок должен почувствовать себя нужным, желанным. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью детей, гармоничному развитию их личности.
Работа по данному блоку включает:
- работу медико-психологической службы;
- работу воспитателей и специалистов по созданию развивающей и оздоровительной среды;
- психологические тренинги, игры и упражнения на развитие общения, коммуникативных умений.
7. Направление деятельности специалистов:
- Социально-медицинское сопровождение детей, включающее в себя изучение результатов медицинского освидетельствования, закаливание, оздоровление, витаминизация, медосмотры.
- Социальное сопровождение детей, сбор информации и документов на ребенка, патронаж семей для составления акта обследования (в случае необходимости).
Специалисты по социальной работе, воспитатели несут ответственность за охрану жизни и здоровья детей, соблюдение режима дня, норм санитарной и пожарной безопасности, создание безопасных условий для проведения образовательно-развлекательной и оздоровительной работы.
- Социально-психологическое сопровождение детей, включающее в себя экспресс-диагностику, рекомендации специалистам по комплектованию психологически совместимых детских подгрупп и составлению индивидуальных программ реабилитации, рекомендации родителям по налаживанию детско-родительских отношений (педагог, психолог).
Психолог разрабатывает комплекс диагностических мероприятий, выделяет основные критерии успешности развития личности каждого ребенка, а также занимается психологической поддержкой воспитанников
посредством тренингов коммуникативных умений, профилактики агрессивности, коррекции уровня притязаний и эмоционального статуса.
- Культ.работник отвечает за привлечение ребят к творческой деятельности, участвует в подготовке общественных мероприятий, готовит творческие отчеты, мастерские, сценические площадки.
- Социально-педагогическое сопровождение детей при проведении различных мероприятий, занятий, игр, викторин.
Весь период летнего оздоровительного лагеря разделен на три смены и их содержание построено на следующих темах:
1 смена – нравственно-патриотическая программа «Кузбасс – наш край родной».
2 смена – спортивно-оздоровительная программа «Волшебная страна - здоровье».
3 смена – развлекательно-игровая «Веселый калейдоскоп».
Содержание деятельности строится на основе функциональных модулей:
- оздоровительный (спортивные мероприятия, отдых на природе, экскурсии);
- культурно-нравственный (беседы, экскурсии, практические занятия);
- информационный (встречи, круглые столы, тематические беседы, посещение библиотеки и др.);
- психолого – педагогический (взаимоотношения между педагогами и детьми);
- творческий (игровые, познавательные и развивающие программы, конкурсы и игры-путешествия, конкурсные и театрализованные программы);
- развивающий (деловые игры, тренинги, работа творческих мастерских, интеллектуальные поединки, марафоны).
8. Стратегия и механизм реализации программы:
1. Стратегия реализации программы определяется предпочтительностью программно-целевого подхода при разработке и осуществлении проекта педагогической реабилитации детей и подростков, находящихся в условиях социального риска.
2. Педагогический смысл реабилитации – создание среды (условий) для восстановления потенциала естественного развития сил ребенка: познавательных, физических, эмоциональных и духовно-нравственных, его гармоничности и целостности.
3. С целью пропаганды и формирования навыков здорового образа жизни необходимо проводить ежедневные минутки здоровья, гимнастику,
подвижные игры на свежем воздухе, соревнования, спартакиады и эстафеты.
4. Эффективным средством воспитания и реабилитации несовершеннолетних является внедрение такой модели совместного взаимодействия педагогов и детей, основанной на игре, в которой дети могли бы через деятельность органов самоуправления почувствовать себя организаторами, хозяевами и творцами своей жизни, принимая на себя всю ответственность за происходящее.
5. Эффективность процесса образования и воспитания определяется, прежде всего, их гуманистической направленностью, выражением которой и становится комплексная психолого-медико-педагогическая реабилитация, предполагающая, что каждый ребенок (подросток) в этом мире должен стать целостной личностью.
9.Организационная модель смены.
Отряды: отрядная работа в смене планируется параллельно с программой лагеря. Отрядные дела направлены на реализацию общей цели лагеря на смену.
Конкурсные программы: в рамках этапа самореализации в смене организуются разнообразные конкурсные программы, состоящие из творческих конкурсов, спортивных состязаний, интеллектуальных викторин, театральных постановок и т.д.
Детские органы самоуправления: в каждой смене создаются советы отрядов с представителями, которые выполняют определенную функцию – организационную, информационную, хозяйственную с группой помощников.
Детские творческие группы: создаются из числа участников смены на добровольной основе. Эти группы работают как совместно с воспитателями, так и самостоятельно, создавая свой собственный творческий проект.
Фестивали, слеты: создается группа из числа участников смены для подготовки и выступления на выездном городском фестивале с целью представления своих творческих проектов, участия в конкурсах.
Спортчасы: физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие в себя разнообразные игры, конкурсы. Эстафеты, преимущественно на свежем воздухе, на спортивных площадках.
Кружковая работа, творческие мастерские: проводится как запланированная кружковая деятельность, так и кружки нетрадиционные или по желанию детей.
Ожидаемые результаты социальной эффективности реализации программы:
Педагогическая реабилитация в сфере «проблемного» детства будет эффективной при следующих условиях:
- внедрение разнообразных действенных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
- образование детско-взрослых общностей как естественной реабилитационной среды нормального развития;
- принятие позиции взрослым не «воздействие» на ребенка, а «взаимодействие» с ним;
- укрепление здоровья воспитанников;
- развитие творческой активности каждого ребенка, коммуникативных, познавательных способностей;
- развитие индивидуальной, личной культуры, приобщение к здоровому образу жизни;
- формирование позитивных отношений ребенка (подростка) к окружающей действительности (дому, сверстникам, учебе, здоровью, труду и др.);
- создание мотивации на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности.
Цель программы будет достигнута, если произойдет улучшение качества творческих работ, увеличение количества детей, принимающих участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях; у детей сформируются умения и навыки, приобретенные в секциях, мастерских, студиях, кружках, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребенка.
Ресурсное обеспечение программы:
1. Привлечение материальных средств городского бюджета, а также собственных средств МБУ КЦСОН.
2. Обратить внимание общественных благотворительных организаций и предприятий, работающих в Куйбышевском районе, на проблему формирования навыков здорового образа жизни, (привлечение спонсорских средств).
Краткое описание основных мероприятий, проводимых в лагере:
1 смена – «Кузбасс – наш край родной».
Цели смены:
- Продолжать знакомить с историей своего города, углублять знания о своем родном крае, малой Родине.
- Обеспечить спортивно-оздоровительный, познавательный и интересный отдых.
- Воспитывать гражданское самосознание и чувство причастности к родным истокам.
- Способствовать пониманию личной ответственности за будущее страны, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну.
Данная тематическая программа имеет два приоритетных направления – нравственно-патриотическое и здоровьесберегающее.
Первый день открытия лагеря.
Праздничная программа ко Дню защиты детей в парке им. Гагарина.
Второй день открытия лагеря.
Дети знакомятся между собой, с воспитателями, с режимом дня и планом смены. Проходит экскурсия «Дом, в котором мы живем», которая позволяет ознакомиться с территорией лагеря и персоналом. Детский коллектив делится на отряды, и дети придумывают название отряда, эмблему, девиз, оформляют отрядный уголок.
Проводится игровая программа «Мир чудес», в которой дети принимают участие в конкурсах.
Деятельность самоуправления «Долина советов».
Ежедневно в отрядах вместе с воспитателем проводятся собрания, на которых происходит анализ деятельности за день, планирование работы на следующие дни, творческая группа оформляет Дневник отряда, а каждый из детей заполняет свой личный дневник настроения.
Разделение детей в отряде:
- командир
- зам. полит (информационный блок)
- начальник штаба (распределяет обязанности между детьми)
- сан. инструктор (отвечает за соблюдение чистоты и порядка в отряде)
В конце каждого дня в отрядах определяются лидеры и самые активные
дети, которые получают жетоны «Звезды», и их имена заносятся в книгу
почета «Герой дня».
В конце смены подводятся итоги с присвоением званий и награждением.
Самоуправление в лагере помогает обеспечивать ребенку его социальное и психологическое благополучие (ребенок находит свою роль, нишу, комфортную группу в совместной творческой деятельности), обеспечивает оптимальное решение сегодняшних задач коллектива.
В повседневной жизни самоуправление позволяет детям руководить собственной жизнедеятельностью, включая самоорганизацию и организацию пространства вокруг себя, учиться взаимодействию с внешними объектами и субъектами, он овладевает разными социальными ролями, происходит поддержка процесса его социализации. Дети готовятся к будущему выполнению гражданских обязанностей, к руководству государственными, общественными делами на разных уровнях.
Основные дела смены:
№ | Мероприятие | Цель мероприятия | Форма проведения |
1. | «Мир чудес» | Развивать чувство коллективизма, обеспечить заряд бодрости, улучшить физическое и эмоциональное состояние детей. | Развлекательная программа |
2. | «Олимпийская долина» | Развивать быстроту реакции, скорость, внимательность. | Спортивная эстафета |
3. | «Страницы истории Кемеровской области» | Расширять кругозор детей, развивать память, сообразительность. Развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, умение играть в команде, воспитывать стремление стать сильным, отважным, ловким. | КВН |
4. | «Золотое кольцо России» | Развивать смекалку, способствовать воспитанию таких качеств личности, как любознательность, стремление узнавать новое. | Познавательно-развлекательная викторина. |
5. | «По страницам истории. Кузбассу 70 лет». | Продолжать закреплять знания детей, воспитывать патриотические чувства. | Тематическая беседа. |
6. | «Тепло родного очага» | Расширять знания детей, воспитывать чувство прекрасного, развивать навыки рисования. | Урок художественного мастерства, выставка рисунков. |
7. | «Жемчужины русских промыслов» | Формировать у детей потребность соблюдения правил здорового образа жизни, развивать физические способности. | Практическое занятие. |
8. | «Здоровый образ жизни» | Приобщать детей к здоровому образу жизни, воспитывать желание заниматься спортом. | Беседа-игра. |
9. | «С чего начинается Родина» | Развитие нравственных качеств, патриотических чувств. | Беседа |
10. | «Парк развлечений» | Повышение спортивного мастерства детей, воспитывать выносливость, развивать ловкость. | Конкурсная программа |
11. | «Мой город – Новокузнецк» | Развивать интерес к истории своего родного города, воспитывать сознательную любовь к Родине. Развивать быстроту реакции, физическую активность, внимание. | Игра-путешествие. |
12. | «Картины прошлого нашей страны. Славяне» | Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к его традициям, способствовать пробуждению чувства гордости за воинские подвиги предков. | Беседа, слайд-шоу. |
13. | «С чего начинается Родина» | Развивать знания, активный словарь детей, способствовать формированию чувства гордости и уважения к своему родному краю, месту рождения; развивать навыки общения. | Беседа. |
14. | «Я выбираю здоровье!» | Формирование здорового образа жизни, развитие ловкости, сообразительности, внимания; развивать здоровое чувство конкуренции. | Спортивное соревнование. |
15. | «День мира» | Дать детям понятие о главных ориентирах человека: здоровье, духовность, знание. Воспитывать такие качества как толерантность, уважение, понимание. | Конкурсная программа. |
16. | «День веселых стартов» | Приобщение детей к здоровому образу жизни, воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями. | Спортивные конкурсы. |
17. | ««Робинзонада»» | Развивать творческий потенциал детей, дать возможность раскрыться каждому ребенку; закалять физически. | Познавательно-развлекательная программа. |
18. | «Царь горы» | Познакомить с особенностями Олимпийских игр, формировать стремление вести здоровый образ жизни; развивать ловкость, быстроту реакции, меткость; создать хорошее настроение. | Игра-путешествие. |
19. | «Семь чудес света» | Расширить знания детей о многообразии мира, чудесах, созданных руками человека в разных уголках планеты. | Викторина. |
20. | «Остров состязаний» | Развивать быстроту реакции, сообразительность; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи. | Спортивные эстафеты. |
2 смена – «Волшебная страна – здоровье».
Цели смены:
- Физическое оздоровление и воспитание умения самоконтроля и самоорганизации ребенка.
- Способствовать развитию механизмов физической саморегуляции.
- Создание условий для физической закалки и двигательной активности.
- Обеспечение познавательного, интересного и содержательного отдыха.
- Расширение социального опыта детей.
Учитывая актуальность, потребность и необходимость в оздоровлении и физическом развитии детей, данная тематическая смена позволит получить максимально полезный результат в организации жизнедеятельности детского коллектива.
Первый день открытия лагеря. Дети знакомятся друг с другом, с распорядком дня «Будильник» и планом смены «Звездный календарь». Происходит распределение на отряды и проводится экскурсия с целью ознакомления с территорией и персоналом лагеря.
Второй день. Проводится спортивно-развлекательная программа «Путешествие в страну здоровья», в которой дети получают карту Лабиринтов и, преодолевая различные препятствия, с помощью нее должны найти Волшебную Капсулу Здоровья.
Деятельность самоуправления «Совет Здоровья».
Лагерь разбит на отряды, в которых выбираются:
- главный тренер;
- спортагент (организатор);
- физрук;
- мастер по труду;
- агитатор (отвечает за информационный блок).
Ежедневно на отрядных сборах решаются главные вопросы, выслушиваются предложения детей и планируется работа на следующий день. Самому активному отряду дается отличительный жетон - звезда, а отличившихся участников недели заносят в Книгу почета «Наши достижения».
Итогом каждой недели является защитный символ отряда – «Кубок огня», который дает право на получение дополнительного балла.
Закрытие лагеря. Проводится спортивная программа «На вершине славы», по окончании которой детям вручаются грамоты «Лучший бегун», «Лучший прыгун», «Лучший атлет» и др.
Основные дела смены:
№ | Мероприятие | Цель мероприятия | Форма проведения |
1. | «Путешествие в страну здоровья» | Формировать стремление к здоровому образу жизни, развивать спортивные умения, способствовать сплочению коллектива. | Игра-путешествие |
2. | «Знатоки спорта» | Расширить кругозор детей о спорте; воспитывать желание у детей заниматься спортом. | Викторина. |
3. | «Веселая радуга» | Создать у детей хорошее настроение, развивать быстроту, координацию движений, ловкость, смелость. | Спортивные аттракционы. |
4. | «Веселые старты» | Развивать быстроту, формировать у детей самоконтроль своих ощущений, развивать внимание, ловкость, смекалку. | Спортсостязание. |
5. | «Эстафета преемственности» | Формирование здорового образа жизни, развитие ловкости, сообразительности, внимания; способствовать сплочению коллектива. | Эстафеты |
6. | «Герой дня» | Развитие умения работать в команде, сплочение коллектива, воспитание общечеловеческих и нравственных ценностей, духа патриотизма и любви к Родине. | Турнир |
7. | «Следопыты» | Развивать наблюдательность, внимание, быстроту действий, умение играть в команде. | Поисковая игра на местности |
8. | «В гостях у индейцев». | Создать у ребят хорошее настроение, развивать физические качества; способствовать развитию творческих способностей. | Конкурсная программа. |
9. | «Лабиринт пространства и времени». | Учить детей ориентироваться в пространстве (разбираться в схеме прохождения маршрута); учить договариваться между собой, координировать действия в команде. | Игра-путешествие на открытой местности |
10. | «Спортивный КВН» | Развивать память, внимание, сообразительность, логику, быстроту реакции. | КВН |
11. | «Веселые старты» | Развивать быстроту, формировать у детей самоконтроль своих ощущений, развивать внимание, ловкость, смекалку. | Эстафеты. |
12. | «День бегуна, прыгуна, метателя» | Формирование умений и навыков в выполнении физических упражнений различной направленности, связанной с профилактикой заболеваний. | Спортивные эстафеты. |
13. | «Азбука Олимпиады» | Развивать сообразительность, смекалку, внимание и память. | КВН. |
14. | «Один за всех и все за одного». | Формирование здорового образа жизни, развитие ловкости, сообразительности, внимания; способствовать сплочению детского коллектива. | Игра-соревнование по станциям. |
15. | «Спортивно-игровая мозаика» | Повысить спортивное мастерство детей, обеспечить заряд бодрости. | Конкурсы, эстафеты |
16. | «Мой веселый звонкий мяч». | Организовать здоровый отдых детей; развивать силу, ловкость, выносливость, подвижность; прививать детям любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом. | Физкультурный праздник. |
17. |
«Аты-баты, шли солдаты!» | Развитие умения работать в команде, сплочение коллектива, воспитание общечеловеческих и нравственных ценностей, духа патриотизма и любви к Родине. | Турнир для мальчиков. |
18. | «Летняя карусель» | Воспитывать взаимопомощь, поддержку в игре, взаимовыручку; развивать мышление, сообразительность, создать дружескую и доверительную атмосферу. | Игровая программа |
19. | «Атолл здоровья». | Развивать смекалку, чувство юмора. | Шуточный вопросник. |
20. | «Сказочные клубки». | Вспомнить с детьми сюжеты сказок, развивать память, смекалку, спортивные навыки. | Игра-путешествие |
3 смена – «Веселый калейдоскоп».
Добро и зло в Стране Чудес,
Как и везде, встречаются,
Но только здесь они живут
На разных берегах.
Здесь по дорогам разные
Истории скитаются,
И бегают фантазии на тоненьких ногах.
Цель смены:
- 1. Обеспечить безопасную и здоровую среду для отдыха, позволяющую сохранить здоровье и психику ребенка.
- 2. Укрепление здоровья и духовно – нравственное воспитание.
- 3. Способствовать развитию механизмов физической саморегуляции.
- 4. Создать радостную, веселую атмосферу смены.
Благодаря созданию разнообразных форм деятельности ребенок получает необходимые двигательные знания и навыки, происходит развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости). В процессе физического воспитания дети приобретают определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм, а интересная и увлекательная деятельность позволяет усвоить полученные знания легко и быстро.
Приоритеты данной смены отдаются спортивно-оздоровительному и развлекательному направлениям.
Первый день открытия лагеря.
Дети знакомятся друг с другом, включаются в систему взаимоотношений и взаимодействия. Для ознакомления с лагерем с детьми проводится экскурсия по территории, знакомство с персоналом. Создаются отряды, в которых придумываются свои эмблемы, девиз. Детям рассказывают о распорядке дня «Радуга» и плане смены «Калейдоскоп».
Для знакомства и создания теплой, дружеской атмосферы проводится игровое занятие, на котором дети рассказывают о себе, проводится анкетирование для выявления интересов и потребностей детей.
Второй день открытия лагеря.
В этот день проводится праздничное открытие лагеря «Сказочная страна», в которой дети путешествуют вместе со взрослыми в поисках ключа от сказочной страны. Во время путешествия дети получают различные задания от сказочных персонажей – от Хитрой Лисы и Бабы-Яги, встречают сказочного персонажа – Мудрого Кота, который помогает детям преодолеть трудности и решить задачи.
В конце праздника ребятам ставится цель на весь период смены – необходимо собрать свою мозаику в калейдоскопе. Для этого надо активно участвовать в мероприятиях лагеря, помогать своему отряду во всех делах и получать за это по одному элементу мозаики, пока не будут собраны все.
Деятельность самоуправления «Страна чудес».
На общих сборах каждого отряда, которые проводятся ежедневно в конце дня, дети решают организационные вопросы, планируют отрядные дела и распределяют между собой роли и обязанности:
- премьер-министр;
- заместители министра;
- министр словесности;
- министр труда и чистоты.
Самый активный отряд в конце дня получают жетоны, а отличившихся участников записывают в «Книгу чудес». Лучший отряд, получивший наибольшее количество жетонов в конце недели получает защитный символ – «Золотой ключик».
Основные дела смены:
№ | Мероприятие | Цель мероприятия | Форма проведения |
1. | «Восьмое чудо света» | Воспитывать командный дух, внимательность, быстроту, смелость, ловкость. Развивать актерские способности, умение импровизировать. | Игра-путешествие |
2. | «День творчества» | Раскрыть способности детей, дать возможность каждому ребенку проявить смекалку, сообразительность, раскрепоститься; развивать фантазию, воображение, а также сплотиться, ощутить чувство локтя. | Коллективная и самостоятельная творческая работа. |
3. | «Шутки-прибаутки». | Создать у детей хорошее настроение, развивать воображение, внимательность, сообразительность. | Игровая программа. |
4. | «Праздник сказки» | Развивать память, мышление, речь; вспомнить сказки, их героев, авторов; дать детям возможность раскрыть свои способности, обнаружить склонности к творческой деятельности; воспитывать любовь к сказкам, нравственность, чувство творчества, доброту, справедливость. | Клуб любознательных. |
5. | «Хочу все знать!» | Учить детей работать в команде, развивать познавательные способности, интерес к познанию окружающего мира, любознательность. | Интеллектуально-познавательная игра. |
6. | «Именинный пирог» | Учить детей правильной организации праздников, поднять детям настроение, развеселить. | Праздничная программа. |
7. | «Гости из волшебной страны» | Продолжать закреплять физические навыки, развивать внимание, координацию, равновесие, быстроту реакции. | Соревнование, эстафета, игры, конкурсы. |
8. | «Аллея смекалки» | Развивать стремление познать новое, закрепить полученные знания, развивать здоровое чувство конкуренции. | Познавательная игра. |
9. | «Рекорды нашей сказочной страны» | Формирование здорового образа жизни, развитие ловкости, сообразительности, внимания; способствовать сплочению коллектива. | Эстафеты |
10. | «Лес чудес» | Формировать у детей потребность соблюдения правил здорового образа жизни, развивать физические способности. | Игра-путешествие |
11. | «Страна веселых и находчивых». | Организовать здоровый отдых детей; развивать силу, ловкость, выносливость, подвижность; воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества; воспитывать любовь к занятиям физической культурой. | Игровая программа |
12. | «Парк развлечений» | Повышение спортивного мастерства детей, воспитывать выносливость, развивать ловкость. | Конкурсная программа |
13. | «Звездный карнавал» | Развивать творческие способности детей, эрудицию, способствовать расслаблению и раскрепощению, повышению настроения. | Танцевально-конкурсная программа. |
14. | «Волшебный поезд» | Активизировать знания детей в различных областях, развивать смекалку, ловкость, находчивость. | Состязание. |
15. | «Сказочный калейдоскоп» | Развивать быстроту, сноровку, сообразительность, смекалку. | Игровая программа. |
16. | «Цветик- семицветик». | Развивать сообразительность, находчивость, чувство коллективизма, взаимопомощь. | Викторина. |
17. | «Развивающий калейдоскоп» | Развивать эрудицию, кругозор, побуждать к накоплению знаний, поиску информации. | Кроссворды, ребусы, загадки. |
18. | «Страна веселых и находчивых». | Организовать здоровый отдых детей; развивать силу, ловкость, выносливость, подвижность; воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества; воспитывать любовь к занятиям физической культурой. | Игровая программа. |
19. |
«Мисс-кис». | Развивать творческие способности, эрудицию, раскрыть личностные качества каждого ребенка, умение играть в команде. | Шоу-конкурс для девочек. |
20. | «Гармония, красота и пластика». | Развивать внимание, чувство коллективизма, быстроту реакции, пластичность. | Эстафеты, игры. |
Отрядные дела каждого сезона.
1. | Отряд «Green Peace» |
Трудовой десант. |
2. | Отрядные огоньки «Живой огонь» | Укрепление взаимоотношений, рефлексия деятельности отряда, создание атмосферы доверия. |
Кружковая работа
1. | Кружковая работа «Бумажная фантазия» | Учить делать из бумаги поделки и аппликации. Развивать фантазию, воображение. |
2. | Кружковая работа «Фантазеры» | Развивать творческие способности, фантазию, интерес к изготовлению поделок из природного и подручного материала. |
3. | Кружковая работа «Радуга» | Приобщать через изобразительное творчество к искусству, развивать эстетическую отзывчивость, формировать творческую и созидающую личность, социальное и профессиональное самоопределение. |
4. | Кружковая работа «Остров фантазия» | Учить детей изготавливать поделки из соленого теста. Развивать фантазию, мелкую моторику, воображение. |
Работа психолога.
№ п/п | Тема | Цели | |
1. | Игра «Моя семья» | Показать значение внимательности, соблюдения норм общения в отношениях между людьми. | |
2. | Игра «Верно - не верно» | Трансформация накопленного раздражения, агрессии и апатии в готовность к общению и внимательность к другим участникам тренинга. | |
3. | Игра «Комплименты» | Обучение искусству говорить и выслушивать комплименты. | |
4. | Игра «Слепой и поводырь» | Создание в группе чувства взаимной поддержки, более глубоких взаимоотношений, интереса к проблемам друг друга. | |
5. | Игра «Пластилиновый мир» | Стимулировать творческий процесс, исследовать ценностные ориентации участников группы, вызвать желание сотрудничать. | |
6. |
Игра «Автобус» | Учить преодолевать препятствия, выработать чувство сплоченности и взаимопомощи. | |
7. | Игра «Качества личности» | Осознание каждым участником группы своего места в изменчивом мире, понимание личных барьеров, блокирующих проявление творческих способностей. | |
8. | Игра «Волшебная лавка» | Помочь участникам понять с помощью воображения, для того, чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить. | |
9. | Игра «Круг доверия» | Сближение членов группы, установление между ними доверительных отношений. | |
10. | Игра «Ослиная шкура» | Снятие напряжения в общении с друзьями, коррекция самооценки. | |
11. | Игра «Внимание» | Развитие наблюдательности по отношению к невербальным аспектам общения. | |
12. | Игра «Скульптура эмоций» | Развитие способности управлять чувствами, обретение опыта трансформации негативных чувств в позитивные. | |
13. | Игра «Молекула» | Снятие напряжения, создание дружеской обстановки. | |
14. | Игра «Путаница» | Снятие напряжения, сокращение дистанции в общении. | |
15. | Сказкотерапевтический тренинг «Сказка моей души» | Раскрытие личностного потенциала, развитие творческих способностей, помогает духовному росту человека. | |
16. | Сказкотерапевтический тренинг «Ручейки» | Помогает победить страх, обучает методам самопомощи. | |
17. | Сказкотерапевтический тренинг «Пряник» | Способствует осмыслению прожитого и позволяет задуматься о будущем. | |
18. | Сказкотерапевтический тренинг «Коряга» | Сказка помогает обрести собственную индивидуальность, способствует достижению индивидуальности. | |
19. | Сказкотерапевтический тренинг «Путь» | Сказка помогает дать оценку своему жизненному пути, способствует взаимодействию с окружающим миром и духовному росту человека. | |
20. | Психологический тренинг «Игра в прятки» | Расширение жизненного опыта человека, повышение уверенности в себе, ответственности за собственную жизнь. | |
21. | Психологический тренинг «Притча о лошади» | Способствует раскрытию внутреннего мира, развитию творческих способностей и помогает духовному развитию человека. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа летнего оздоровительного лагеря "Увлекательное путешествие за 18 дней" предназначена для организации отдыха и оздоровления учащихся в летний период на базе школы по двум направлениям: ...
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Через тернии к звёздам", программа расчитана для детей от 7 до 15 лет, каждый день программы представляет планету отчёт о путешес...
Программа работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей при школе.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей при МКОУ "Кодинская СОШ №4" работает на протяжении 15 лет. Программа работы имеет несколько направлений - оздоровительное, спортивное, трудово...
Программа школьного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Зазеркалье»
Каникулярное время - это смена деятельности школьников, которая позволяет умственный труд, характерный для образовательного процесса, заменить многообразием досугово-оздоровительных форм работы. Следо...
Программа для летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Мультландия"
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможносте...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
«Галактика Радости»Возраст детей:7-12летСрок реализации: апрель-июнь 2013 год.Составитель: Федотова Евгения Владимировна,старшая вожатая...
Рекомендации по составлению программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Данные рекомендации сожержат описание классификации программ, ее структуры, критериев определения качества....