"Мир чудес" программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
рабочая программа на тему

Силенок Екатерина Анатольевна

Программа оздоровления и занятости детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на период летних каникул.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lol_2013.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

НАСЕЛЕНИЯ КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА

Отделение социальной реабилитации детей и подростков

Программа оздоровления и занятости

детей из семей, находящихся

в трудной жизненной ситуации,

на период летних каникул

«Мир чудес»

Составитель:

                                                                                                    Силенок Е. А.

                                                                                                 

2013 г.

Паспорт программы.

Проблема рациональной организации детского летнего оздоровительного отдыха была и остается очень важной, особенно для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Городской летний оздоровительный лагерь позволяет частично решить эту проблему и обеспечить отдых во время каникул по месту жительства.

В ходе лагерной смены дети и подростки формируют и закрепляют свое ценностное отношение к миру, вырабатывают опыт взаимодействия с ним, приобретают новые знания. В условиях лагеря эти отношения проживаются каждым участником смены, осмысливаются и проецируются в форме адекватного отношения к миру.

Помимо общения и получения новых знаний, дети восстанавливают в лагере свое психоэмоциональное состояние, происходит разрядка накопившейся за год напряженности, получают полноценное питание и укрепляют свое здоровье.

Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;

- необходимостью оздоровления и физического развития детей;

- модернизацией старых форм работы и введением новых;

- необходимостью использования творческого потенциала детей и подростков и закрепления приобретенных умений и навыков.

Таким образом, ориентация на формирование целостного мира человека позволяет создать программу, интегрирующую культурно-оздоровительную, досуговую и спортивную деятельность детского лагеря, с акцентом на здоровьесберегающие методики и технологии, которые формируют заинтересованное отношение к собственному здоровью.

Программа дает возможность не только организовать процесс обучения ребенка и сохранения его психологического здоровья, но и, при условии соблюдения всех принципов программы, ее комплексности, позволяет сохранить и укрепить здоровье детей, используя доступные для этого формы и методы.

   Оргкомитет программы.

Начальник лагеря: Силенок Е. А.

Воспитатели: Журавлева Н. А., Конева О.А., Скулина М.С.        

Психолог: Фадеева Е.В.

Культ. работник: Макевнина Ю.П.  

Место проведения: территория ОСРДиП, ул. Черноморская, 2.

Срок выполнения программы: с 01.06.13 г. по 26.08.13 г.

1.Научно - теоретическое обоснование и актуальность программы (анализ исходного состояния):

Проблема оздоровления детей из чисто медицинской переросла в большую социальную проблему и стала одним из направлений государственной политики. В связи с этим, активно разрабатываются здоровьесохраняющие технологии в рамках новых стандартов, способствующие сохранению и восстановлению   здоровья ребенка.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Очевидно, что хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.

Научить детей заботиться о своем здоровье, управлять им, совершенствовать его – важная задача, стоящая перед взрослыми.

Для ребенка от 6 до 16-17 лет одним из ключевых факторов, влияющих на сохранение и укрепление его здоровья, является воспитательно-образовательный процесс, проведение свободного внеурочного времени, летний отдых.

Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая тем самым работоспособность людей. А в обществе труд является жизненной необходимостью человека, источником его духовного и социального благополучия.

Вопросы безопасной жизнедеятельности несовершеннолетнего, который смог бы противостоять экологическим катастрофам, наркомании, алкоголизму, военным, национальным и межличностным конфликтам, чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, становятся в последнее время первоочередными проблемами не только для взрослых, но и для детей. Поскольку, многие дети и подростки воспринимают каникулярное время как пору пассивного отдыха и не настроены на восприятие новой информации, а, в большей степени, ориентированы на досуговую деятельность, то программа детского лагеря должна предлагать интересную и личностно значимую деятельность, в том числе образовательную. В качестве такой деятельности выступает освоение способов безопасной жизнедеятельности в рамках программы «Мир чудес», структура и содержание которой настраивает детей и подростков на приобретение нестандартного опыта, который позволит сохранять и укреплять здоровье, расширить свои лидерские качества.

Для успешного протекания процесса формирования личности ребенка необходимо включать его в различные виды деятельности, не только познавательные, но и трудовые, художественно-творческие, физкультурно-оздоровительные.

Таким образом, разработанная программа «Мир чудес» ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. А вся работа должна проводиться комплексно, целенаправленно и систематично.

Реализуемые комплексные мероприятия программы создают условия для сохранения и укрепления физиологического, психологического и духовно-нравственного здоровья детей, условия для полноценной социализации, индивидуализации личности ребенка в соответствии с современными требованиями к сохранению и укреплению здоровья детей.

 

2. Цели программы:

1. Создание необходимых условий для формирования здоровья, специальной развивающей, творческой среды с учетом психолого-педагогических особенностей детей.

 2. Формирование  валеологической и физической культуры ребенка как культуры  здоровья, здорового образа жизни, культуры движений.

 3. Соответствие форм, методов и средств при проведении смены, возрасту, интересам и потребностям воспитанников.

3. Задачи:

- создание условий для реализации потребности в двигательной активности;

- формирование привычки к здоровому образу жизни, содействие полноценному физическому развитию;

-  стимулирование процесса саморазвития личности;

-  рациональная организация досуга несовершеннолетних;

- расширение кругозора, развитие интеллектуальных, творческих способностей;

- развитие и коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы и поведения несовершеннолетних;

- повышение эмоционального настроя детей, совершенствование коммуникативных умений;

- воспитание общей культуры, гражданско-правовой позиции, патриотических чувств;

-  создание атмосферы творчества и сотрудничества в коллективе, стимулирование активной позиции каждого ребенка, активной деятельности органов самоуправления.

4. Педагогические принципы программы:

1. Принцип  системного подхода.

Человек представляет собой единство телесного и духовного.

Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребенка.

2. Принцип деятельностного подхода.

Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми. Необходимо направлять и вести их за собой по этому пути.

3. Принцип социального реагирования и профилактической направленности.

 4. Принцип оздоровительной направленности и формирование ответственности у несовершеннолетнего за свое здоровье и здоровье окружающих.

5. Принцип комплексного подхода.

Сочетание природных и разнообразных восстановительных факторов, участие всего персонала учреждения.

6. Принцип гуманизма.

В валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

7. Принцип разнообразия.

8. Принцип личностной ориентированности.

9. Принцип доступности и индивидуализации.

С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной активности; таким образом, исключаются негативные и вредные последствия для организма детей вследствие чрезмерных требований и заданий.

                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 5. Содержание деятельности коллектива летнего оздоровительного лагеря:

  •  социально- психологическая,         социально-педагогическая          и социально - оздоровительная адаптация несовершеннолетних  из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в МБУ КЦСОН Куйбышевского района;
  •  разработка индивидуальных программ социальной реабилитации, физического развития и оздоровления и их реализация;
  •  организация досуга и кружковой работы по интересам и способностям детей;
  •  систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей;
  •  организация рационального, сбалансированного питания.

        

                         

6. Направления реализации программы

1) Рациональная организация летнего отдыха.

Сохранение и укрепление здоровья несовершеннолетних средствами рациональной организации их деятельности достигается, благодаря систематической работе педагогического коллектива, над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения          функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

2) Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:

а). Средства двигательной направленности:

  • физминутки;
  • гимнастика;
  • игры малой, средней и высокой подвижности;
  • занятия на релаксацию, «минутки покоя».

      б). Оздоровительные силы природы:

  • физкультурные мероприятия;
  • прогулки;
  • игры и мероприятия на свежем воздухе;
  • экскурсии.

       в). Гигиенические факторы.

  • выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;
  • личная и общественная гигиена (чистота тела, рук, помещений для занятий);
  • проветривание и влажная уборка помещений;
  • соблюдение общего режима дня;
  • соблюдение режима двигательной активности с чередованием отдыха;
  • соблюдение питьевого режима;
  • медицинский осмотр и контроль за состоянием здоровья детей;
  • «Уроки здоровья» по профилактике различных заболеваний.

        г). Использование медикаментозных и физиотерапевтических средств:

  •  кварцевание помещений в период массовых заболеваний, карантинов;
  •  полоскание рта после принятия пищи;
  •  витаминные препараты.

3) Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.

Система физкультурно-оздоровительной работы в лагере направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима несовершеннолетних, нормального физического развития и двигательной подготовленности детей всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья и формирование его культуры.

4) Просветительско-воспитательная работа с детьми и специалистами.

Просветительско-воспитательная работа с детьми, педагогами, специалистами, родителями, направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, повышения знаний по проблемам охраны и укрепления здоровья.

5) Сохранение психологического здоровья детей.

Летний отдых должен быть не только полезным для детей, но еще и интересным, позволяющим провести время в спокойной, приятной, в психологическом смысле, обстановке. Ребенок должен почувствовать себя нужным, желанным. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью детей, гармоничному развитию их личности.

Работа по данному блоку включает:

  • работу медико-психологической службы;
  • работу воспитателей и специалистов по созданию развивающей  и оздоровительной среды;
  • психологические тренинги, игры и упражнения на развитие общения, коммуникативных умений.

7. Направление деятельности специалистов:

  •  Социально-медицинское сопровождение детей, включающее в себя изучение результатов медицинского освидетельствования, закаливание, оздоровление, витаминизация, медосмотры.
  •  Социальное сопровождение детей, сбор информации и документов на ребенка, патронаж семей для составления акта обследования (в случае необходимости).

Специалисты по социальной работе, воспитатели несут ответственность за охрану жизни и здоровья детей, соблюдение режима дня, норм санитарной и пожарной безопасности, создание безопасных условий для проведения образовательно-развлекательной и оздоровительной работы.

  •  Социально-психологическое сопровождение детей, включающее в себя экспресс-диагностику, рекомендации специалистам по комплектованию психологически совместимых детских подгрупп и составлению индивидуальных программ реабилитации, рекомендации родителям по налаживанию детско-родительских отношений (педагог, психолог).

Психолог разрабатывает комплекс диагностических мероприятий, выделяет основные критерии успешности развития личности каждого ребенка, а также занимается психологической поддержкой воспитанников

посредством тренингов коммуникативных умений, профилактики агрессивности, коррекции уровня притязаний и эмоционального статуса.

  •  Культ.работник отвечает за привлечение ребят к творческой деятельности, участвует в подготовке общественных мероприятий, готовит творческие отчеты, мастерские, сценические площадки.
  •  Социально-педагогическое сопровождение детей при проведении различных мероприятий, занятий, игр, викторин.

                                                                                                                                                                     

Весь период летнего оздоровительного лагеря разделен на три смены и их содержание построено на следующих темах:

1 смена – нравственно-патриотическая программа «Кузбасс – наш край родной».

2 смена – спортивно-оздоровительная программа «Волшебная страна - здоровье».

3 смена – развлекательно-игровая «Веселый калейдоскоп».

                                                                                                               

Содержание деятельности строится на основе функциональных модулей:

- оздоровительный (спортивные мероприятия, отдых на природе, экскурсии);

- культурно-нравственный (беседы, экскурсии, практические занятия);

- информационный (встречи, круглые столы, тематические беседы, посещение библиотеки и др.);

- психолого – педагогический (взаимоотношения между педагогами и детьми);

- творческий (игровые, познавательные и развивающие программы, конкурсы и игры-путешествия, конкурсные и театрализованные программы);

- развивающий (деловые игры, тренинги, работа творческих мастерских, интеллектуальные поединки, марафоны).

                                                                                                                                   

8. Стратегия и механизм реализации программы:

1. Стратегия реализации программы определяется предпочтительностью программно-целевого подхода при разработке и осуществлении проекта педагогической реабилитации детей и подростков, находящихся в условиях социального риска.

2. Педагогический смысл реабилитации – создание среды (условий) для восстановления потенциала естественного развития сил ребенка: познавательных, физических, эмоциональных и духовно-нравственных, его гармоничности и целостности.

3. С целью пропаганды и формирования навыков здорового образа жизни необходимо проводить ежедневные минутки здоровья, гимнастику,

подвижные игры на свежем воздухе, соревнования, спартакиады и эстафеты.

4. Эффективным средством воспитания и реабилитации несовершеннолетних является внедрение такой модели совместного взаимодействия педагогов и детей, основанной на игре, в которой дети могли бы через деятельность органов самоуправления почувствовать себя организаторами, хозяевами и творцами своей жизни, принимая на себя всю ответственность за происходящее.  

5.  Эффективность процесса образования и воспитания определяется, прежде всего, их гуманистической направленностью, выражением которой и становится комплексная психолого-медико-педагогическая реабилитация, предполагающая, что каждый ребенок (подросток) в этом мире должен стать целостной личностью.

9.Организационная модель смены.

Отряды: отрядная работа в смене планируется параллельно с программой лагеря. Отрядные дела направлены на реализацию общей цели лагеря на смену.

Конкурсные программы: в рамках этапа самореализации в смене организуются разнообразные конкурсные программы, состоящие из творческих конкурсов, спортивных состязаний, интеллектуальных викторин, театральных постановок и т.д.

Детские органы самоуправления: в каждой смене создаются советы отрядов с представителями, которые выполняют определенную функцию – организационную, информационную, хозяйственную с группой помощников.

Детские творческие группы: создаются из числа участников смены на добровольной основе. Эти группы работают как совместно с воспитателями, так и самостоятельно, создавая свой собственный творческий проект.

Фестивали, слеты: создается группа из числа участников смены для подготовки и выступления на выездном городском фестивале с целью представления своих творческих проектов, участия в конкурсах.

Спортчасы: физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие в себя разнообразные игры, конкурсы. Эстафеты, преимущественно на свежем воздухе, на спортивных площадках.

Кружковая работа, творческие мастерские: проводится как запланированная кружковая деятельность, так и кружки нетрадиционные или по желанию детей.

Ожидаемые результаты социальной эффективности реализации программы:

Педагогическая реабилитация в сфере «проблемного» детства будет эффективной при следующих условиях:

- внедрение разнообразных действенных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

- образование детско-взрослых общностей как естественной реабилитационной среды нормального развития;

-  принятие позиции взрослым не «воздействие» на ребенка, а «взаимодействие» с ним;

- укрепление здоровья воспитанников;

- развитие творческой активности каждого ребенка, коммуникативных, познавательных способностей;

- развитие индивидуальной, личной культуры, приобщение к здоровому образу жизни;

- формирование позитивных отношений ребенка (подростка) к окружающей действительности (дому, сверстникам, учебе, здоровью, труду и др.);

- создание мотивации на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности.

 Цель программы будет достигнута, если произойдет улучшение качества творческих работ, увеличение количества детей, принимающих участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях; у детей сформируются умения и навыки, приобретенные в секциях, мастерских, студиях, кружках, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребенка.

Ресурсное обеспечение программы:

        1. Привлечение материальных средств городского бюджета, а также собственных средств МБУ КЦСОН.  

2. Обратить внимание общественных благотворительных организаций и предприятий, работающих в Куйбышевском районе, на проблему формирования навыков здорового образа жизни, (привлечение спонсорских средств).  

Краткое описание основных мероприятий, проводимых в лагере:

1 смена – «Кузбасс – наш край родной».

Цели смены:

  1. Продолжать знакомить с историей своего города, углублять знания о своем родном крае, малой Родине.
  2. Обеспечить спортивно-оздоровительный, познавательный и интересный отдых.
  3. Воспитывать гражданское самосознание и чувство причастности к родным истокам.
  4. Способствовать пониманию личной ответственности за будущее страны, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну.

   Данная тематическая программа имеет два приоритетных направления – нравственно-патриотическое и здоровьесберегающее.

 

Первый день открытия лагеря.

Праздничная программа ко Дню защиты детей в парке им. Гагарина.

           

Второй день открытия лагеря.                                                                                                                

Дети знакомятся между собой, с воспитателями, с режимом дня и планом смены. Проходит экскурсия «Дом, в котором мы живем», которая позволяет ознакомиться с территорией лагеря и персоналом.  Детский коллектив делится на отряды, и дети придумывают название отряда, эмблему, девиз, оформляют отрядный уголок.

Проводится игровая программа «Мир чудес», в которой дети принимают участие в конкурсах.

Деятельность самоуправления «Долина советов».

Ежедневно в отрядах вместе с воспитателем проводятся собрания, на которых происходит анализ деятельности за день, планирование работы на следующие дни, творческая группа оформляет Дневник отряда, а каждый из детей заполняет свой личный дневник настроения.

Разделение детей в отряде:

     - командир

     - зам. полит (информационный блок)

     - начальник штаба (распределяет обязанности между детьми)

     - сан. инструктор (отвечает за соблюдение чистоты и порядка в отряде)

      В конце каждого дня в отрядах определяются лидеры и самые активные

     дети, которые получают жетоны «Звезды», и их  имена заносятся в книгу      

     почета «Герой дня». 

В конце смены подводятся итоги с присвоением званий и награждением.

Самоуправление в лагере помогает обеспечивать ребенку его социальное и психологическое благополучие (ребенок находит свою роль, нишу, комфортную группу в совместной творческой деятельности), обеспечивает оптимальное решение сегодняшних задач коллектива.

В повседневной жизни самоуправление позволяет детям руководить собственной жизнедеятельностью, включая самоорганизацию и организацию пространства вокруг себя, учиться взаимодействию с внешними объектами и субъектами, он овладевает разными социальными ролями, происходит поддержка процесса его социализации. Дети готовятся к будущему выполнению гражданских обязанностей, к руководству государственными, общественными делами на разных уровнях.

                                                                                                                                                             

Основные дела смены:

Мероприятие

Цель мероприятия

Форма

проведения

1.

 «Мир чудес»

Развивать чувство коллективизма, обеспечить заряд бодрости, улучшить физическое и эмоциональное состояние детей.

Развлекательная программа

2.

«Олимпийская долина»

Развивать быстроту реакции, скорость, внимательность.

Спортивная эстафета

3.

«Страницы истории Кемеровской области»

Расширять кругозор детей, развивать память, сообразительность.

Развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, умение играть в команде, воспитывать стремление стать сильным, отважным, ловким.

КВН

4.

«Золотое кольцо России»

Развивать смекалку, способствовать воспитанию таких качеств личности, как любознательность, стремление узнавать новое.

Познавательно-развлекательная викторина.

5.

«По страницам истории.

 Кузбассу 70 лет».

Продолжать закреплять знания детей, воспитывать патриотические чувства.

Тематическая беседа.

6.

«Тепло родного

очага»

Расширять знания детей, воспитывать чувство прекрасного, развивать навыки рисования.

Урок художественного мастерства, выставка рисунков.

7.

«Жемчужины русских промыслов»

Формировать у детей потребность соблюдения правил здорового образа жизни, развивать физические способности.

Практическое занятие.

8.

«Здоровый образ жизни»

Приобщать детей к здоровому образу жизни, воспитывать желание заниматься спортом.

Беседа-игра.

9.

«С чего начинается Родина»

Развитие нравственных качеств, патриотических чувств.

Беседа

10.

«Парк развлечений»

Повышение спортивного мастерства детей, воспитывать выносливость, развивать ловкость.

Конкурсная программа

11.

«Мой город – Новокузнецк»

Развивать интерес к истории своего родного города, воспитывать сознательную любовь к Родине. Развивать быстроту реакции, физическую активность, внимание.

 Игра-путешествие.

12.

«Картины прошлого нашей страны. Славяне»

Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к его традициям, способствовать пробуждению чувства гордости за воинские подвиги предков.

Беседа,

 слайд-шоу.

13.

«С чего начинается Родина»

Развивать знания, активный словарь детей, способствовать формированию чувства гордости и уважения к своему родному краю, месту рождения; развивать навыки общения.

Беседа.

14.

«Я выбираю здоровье!»

Формирование здорового образа жизни, развитие ловкости, сообразительности, внимания; развивать здоровое чувство конкуренции.

Спортивное соревнование.

15.

«День мира»

  Дать детям понятие о главных ориентирах человека: здоровье, духовность, знание. Воспитывать такие качества как толерантность, уважение, понимание.  

Конкурсная программа.

16.

«День веселых стартов»

Приобщение детей к здоровому образу жизни, воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями. 

Спортивные конкурсы.

17.

««Робинзонада»»

Развивать творческий потенциал детей, дать возможность раскрыться каждому ребенку; закалять физически.

Познавательно-развлекательная программа.

18.

«Царь горы»

Познакомить с особенностями Олимпийских игр, формировать стремление вести здоровый образ жизни; развивать ловкость, быстроту реакции, меткость; создать хорошее  настроение.

Игра-путешествие.

19.

«Семь чудес света»

Расширить знания детей о многообразии мира, чудесах, созданных руками человека в разных уголках планеты.

Викторина.

20.

«Остров состязаний»

Развивать быстроту реакции, сообразительность; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Спортивные эстафеты.

2 смена – «Волшебная страна – здоровье».

Цели смены:

  1.  Физическое оздоровление и воспитание умения самоконтроля и самоорганизации ребенка.
  2. Способствовать развитию механизмов физической саморегуляции.
  3. Создание условий для физической закалки и двигательной активности.
  4. Обеспечение познавательного, интересного и содержательного отдыха.
  5.  Расширение социального опыта детей.

Учитывая актуальность, потребность и необходимость в оздоровлении и физическом развитии детей, данная тематическая смена позволит получить максимально полезный результат в организации жизнедеятельности детского коллектива.

Первый день открытия лагеря.  Дети знакомятся друг с другом, с распорядком дня «Будильник» и планом смены «Звездный календарь». Происходит распределение на отряды и проводится экскурсия с целью ознакомления с территорией и персоналом лагеря.

Второй день. Проводится спортивно-развлекательная программа «Путешествие в страну здоровья», в которой дети получают карту Лабиринтов и, преодолевая различные препятствия, с помощью нее должны найти Волшебную Капсулу Здоровья.

Деятельность самоуправления «Совет Здоровья».

Лагерь разбит на отряды, в которых выбираются:

- главный тренер;

- спортагент (организатор);

- физрук;

- мастер по труду;

- агитатор (отвечает за информационный блок).

     Ежедневно на отрядных сборах решаются главные вопросы, выслушиваются предложения детей и планируется работа на следующий день.  Самому активному отряду дается отличительный жетон - звезда,                    а отличившихся участников недели заносят в Книгу почета «Наши достижения». 

     Итогом каждой недели является защитный символ отряда – «Кубок огня», который дает право на получение дополнительного балла.

Закрытие лагеря. Проводится спортивная программа «На вершине славы», по окончании которой детям вручаются грамоты «Лучший бегун», «Лучший прыгун», «Лучший атлет» и др.

Основные дела смены:

Мероприятие

Цель мероприятия

Форма

проведения

1.

«Путешествие в страну здоровья»

Формировать  стремление к здоровому образу жизни, развивать спортивные умения, способствовать сплочению коллектива.

Игра-путешествие

2.

«Знатоки спорта»

Расширить кругозор детей о спорте; воспитывать желание у детей заниматься спортом.

Викторина.

3.

«Веселая радуга»

Создать у детей хорошее настроение, развивать быстроту, координацию движений, ловкость, смелость.

Спортивные аттракционы.

4.

«Веселые старты»

Развивать быстроту, формировать у детей самоконтроль своих ощущений, развивать внимание, ловкость, смекалку.

Спортсостязание.

5.

«Эстафета преемственности»

Формирование здорового образа жизни, развитие ловкости, сообразительности, внимания; способствовать сплочению коллектива.

Эстафеты

6.

«Герой дня»

Развитие умения работать в команде, сплочение коллектива, воспитание общечеловеческих и нравственных ценностей, духа патриотизма и любви к Родине.

Турнир

7.

«Следопыты»

Развивать наблюдательность, внимание, быстроту действий, умение играть в команде.

Поисковая игра

на местности

8.

«В гостях у индейцев».

Создать у ребят хорошее настроение, развивать физические качества; способствовать развитию творческих способностей.

Конкурсная программа.

9.

«Лабиринт пространства и времени».

Учить детей ориентироваться в пространстве (разбираться в схеме прохождения маршрута); учить договариваться между собой, координировать действия в команде.

Игра-путешествие на открытой местности

10.

«Спортивный КВН»

Развивать память, внимание, сообразительность, логику, быстроту реакции.

КВН

11.

«Веселые старты»

Развивать быстроту, формировать у детей самоконтроль своих ощущений, развивать внимание, ловкость, смекалку.

Эстафеты.

12.

«День бегуна, прыгуна, метателя»

Формирование умений и навыков в выполнении физических упражнений различной направленности, связанной с профилактикой заболеваний.

Спортивные эстафеты.

13.

«Азбука Олимпиады»

Развивать сообразительность, смекалку, внимание и память.

КВН.

14.

«Один за всех и все за одного».

Формирование здорового образа жизни, развитие ловкости, сообразительности, внимания; способствовать сплочению детского коллектива.

Игра-соревнование по станциям.

15.

«Спортивно-игровая мозаика»

Повысить спортивное мастерство детей, обеспечить заряд бодрости.

Конкурсы, эстафеты

16.

«Мой веселый звонкий мяч».

Организовать здоровый отдых детей; развивать силу, ловкость, выносливость, подвижность; прививать детям любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Физкультурный праздник.

17.

 

«Аты-баты,

шли солдаты!»

Развитие умения работать в команде, сплочение коллектива, воспитание общечеловеческих и нравственных ценностей, духа патриотизма и любви к Родине.

Турнир для мальчиков.

18.

«Летняя карусель»

Воспитывать взаимопомощь, поддержку в игре, взаимовыручку; развивать мышление, сообразительность, создать дружескую и доверительную атмосферу.

Игровая программа

19.

«Атолл здоровья».

Развивать смекалку, чувство юмора.

Шуточный вопросник.

20.

«Сказочные клубки».

Вспомнить с детьми сюжеты сказок, развивать память, смекалку, спортивные навыки.

Игра-путешествие

3 смена – «Веселый калейдоскоп».

Добро и зло в Стране Чудес,

Как и везде, встречаются,

Но только здесь они живут

На разных берегах.

Здесь по дорогам разные

Истории скитаются,

И бегают фантазии на тоненьких ногах.

Цель смены:        

  1. 1. Обеспечить безопасную и здоровую среду для отдыха, позволяющую сохранить здоровье и психику ребенка.
  2. 2. Укрепление здоровья и духовно – нравственное воспитание.
  3. 3. Способствовать развитию механизмов физической саморегуляции.
  4. 4. Создать радостную, веселую атмосферу смены.

Благодаря созданию разнообразных форм деятельности ребенок получает необходимые двигательные знания и навыки, происходит развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости). В процессе физического воспитания дети приобретают определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм, а интересная и увлекательная деятельность позволяет усвоить полученные знания легко и быстро.

Приоритеты данной смены отдаются спортивно-оздоровительному и развлекательному направлениям.

Первый день открытия лагеря.                                                                    

Дети знакомятся друг с другом, включаются в систему взаимоотношений и взаимодействия. Для ознакомления с лагерем с детьми проводится экскурсия по территории, знакомство с персоналом. Создаются отряды, в которых придумываются свои эмблемы, девиз. Детям рассказывают о распорядке дня «Радуга» и плане смены «Калейдоскоп».

Для знакомства и создания теплой, дружеской атмосферы проводится игровое занятие, на котором дети рассказывают о себе, проводится анкетирование для выявления интересов и потребностей детей.

Второй день открытия лагеря.

В этот день проводится праздничное открытие лагеря «Сказочная страна», в которой дети путешествуют вместе со взрослыми в поисках ключа от сказочной страны. Во время путешествия дети получают различные задания от сказочных персонажей – от Хитрой Лисы и Бабы-Яги, встречают сказочного персонажа – Мудрого Кота, который помогает детям преодолеть трудности и решить задачи.

 В конце праздника ребятам ставится цель на весь период смены – необходимо собрать свою мозаику в калейдоскопе. Для этого надо активно участвовать в мероприятиях лагеря, помогать своему отряду во всех делах и получать за это по одному элементу мозаики, пока не будут собраны все.

Деятельность самоуправления «Страна чудес».

На общих сборах каждого отряда, которые проводятся ежедневно в конце дня, дети решают организационные вопросы, планируют отрядные дела и распределяют между собой роли и обязанности:

- премьер-министр;

- заместители министра;

- министр словесности;

- министр труда и чистоты.

Самый активный отряд в конце дня получают жетоны, а отличившихся участников записывают в «Книгу чудес». Лучший отряд, получивший наибольшее количество жетонов в конце недели получает защитный символ – «Золотой ключик».

Основные дела смены:

Мероприятие

Цель мероприятия

Форма

проведения

1.

«Восьмое чудо света»

Воспитывать командный дух, внимательность, быстроту, смелость, ловкость. Развивать актерские способности, умение импровизировать.

Игра-путешествие

2.

«День творчества»

Раскрыть способности детей, дать возможность каждому ребенку проявить смекалку, сообразительность, раскрепоститься; развивать фантазию, воображение, а также сплотиться, ощутить чувство локтя.

Коллективная и самостоятельная творческая работа.

3.

«Шутки-прибаутки».

Создать у детей хорошее настроение, развивать воображение, внимательность, сообразительность.

Игровая программа.

4.

«Праздник сказки»

Развивать память, мышление, речь; вспомнить сказки, их героев, авторов; дать детям возможность раскрыть свои способности, обнаружить склонности к творческой деятельности; воспитывать любовь к сказкам, нравственность, чувство творчества, доброту,

справедливость.

Клуб любознательных.

5.

«Хочу все знать!»

Учить детей работать в команде, развивать познавательные способности, интерес к познанию окружающего  мира, любознательность.

Интеллектуально-познавательная игра.

6.

«Именинный пирог»

Учить детей правильной организации праздников, поднять детям настроение, развеселить.

Праздничная программа.

7.

«Гости

из волшебной страны»

Продолжать закреплять физические навыки, развивать внимание, координацию, равновесие, быстроту реакции.

Соревнование, эстафета, игры, конкурсы.

8.

«Аллея смекалки»

Развивать стремление познать новое, закрепить полученные знания, развивать здоровое чувство конкуренции.

Познавательная игра.

9.

«Рекорды

нашей сказочной страны»

Формирование здорового образа жизни, развитие ловкости, сообразительности, внимания; способствовать сплочению коллектива.

Эстафеты

10.

«Лес чудес»

Формировать у детей потребность соблюдения правил здорового образа жизни, развивать физические способности.

Игра-путешествие

11.

«Страна веселых

 и находчивых».

Организовать здоровый отдых детей; развивать силу, ловкость, выносливость, подвижность; воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества; воспитывать любовь к занятиям физической культурой.

Игровая программа

12.

«Парк развлечений»

Повышение спортивного мастерства детей, воспитывать выносливость, развивать ловкость.

Конкурсная программа

13.

«Звездный карнавал»

Развивать творческие способности детей, эрудицию, способствовать расслаблению и раскрепощению, повышению настроения.

Танцевально-конкурсная программа.

14.

«Волшебный поезд»

Активизировать знания детей в различных областях, развивать смекалку, ловкость, находчивость.

Состязание.

15.

«Сказочный калейдоскоп»

Развивать быстроту, сноровку, сообразительность, смекалку.

Игровая программа.

16.

«Цветик- семицветик».

Развивать сообразительность, находчивость, чувство коллективизма, взаимопомощь.

Викторина.

17.

«Развивающий калейдоскоп»

Развивать эрудицию, кругозор, побуждать к накоплению знаний, поиску информации.

Кроссворды, ребусы, загадки.

18.

«Страна веселых

и

находчивых».

Организовать здоровый отдых детей; развивать силу, ловкость, выносливость, подвижность; воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества; воспитывать любовь к занятиям физической культурой.

Игровая программа.

19.

 

«Мисс-кис».

Развивать творческие способности, эрудицию, раскрыть личностные качества каждого ребенка, умение играть в команде.

Шоу-конкурс

для

девочек.

20.

«Гармония, красота и пластика».

Развивать внимание, чувство коллективизма, быстроту реакции, пластичность.

Эстафеты, игры.

Отрядные дела каждого сезона.

1.

Отряд

«Green Peace»

 

  Трудовой десант.

2.

Отрядные огоньки

«Живой огонь»

 Укрепление взаимоотношений, рефлексия деятельности отряда, создание атмосферы доверия.

Кружковая работа

1.

Кружковая работа

«Бумажная фантазия»

Учить делать из бумаги поделки и аппликации.

 Развивать фантазию, воображение.

2.

Кружковая работа

«Фантазеры»

Развивать творческие способности, фантазию, интерес к изготовлению поделок из природного и подручного материала.

3.

Кружковая работа «Радуга»

Приобщать через изобразительное творчество к искусству, развивать эстетическую отзывчивость, формировать  творческую и созидающую личность, социальное и профессиональное самоопределение.

4.

Кружковая работа

«Остров фантазия»

Учить детей изготавливать поделки из соленого теста. Развивать фантазию, мелкую моторику, воображение.

Работа психолога.

№ п/п

Тема

         Цели

1.

 Игра «Моя семья»

 Показать значение внимательности, соблюдения норм общения в отношениях между людьми.

2.

 Игра

«Верно - не верно»

Трансформация накопленного раздражения, агрессии и апатии в готовность к общению и внимательность к другим участникам тренинга.

3.

 Игра «Комплименты»

 Обучение искусству говорить и выслушивать комплименты.

4.

 Игра

«Слепой и поводырь»

 Создание в группе чувства взаимной поддержки, более глубоких взаимоотношений, интереса к проблемам друг друга.

5.

 Игра

«Пластилиновый мир»

 Стимулировать творческий процесс, исследовать ценностные ориентации участников группы, вызвать желание сотрудничать.

6.

 

Игра «Автобус»

Учить преодолевать препятствия, выработать чувство сплоченности и взаимопомощи.

7.

 Игра 

«Качества личности»

 Осознание каждым участником группы своего места в изменчивом мире, понимание личных барьеров, блокирующих проявление творческих способностей.

8.

Игра

«Волшебная лавка»

Помочь участникам понять с помощью воображения, для того, чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить.

9.

Игра «Круг доверия»

Сближение членов группы, установление между ними доверительных отношений.

10.

Игра

«Ослиная шкура»

Снятие напряжения в общении с друзьями, коррекция самооценки.

11.

Игра «Внимание»

Развитие наблюдательности по отношению к невербальным аспектам общения.

12.

Игра

«Скульптура эмоций»

Развитие способности управлять чувствами, обретение опыта трансформации негативных чувств в позитивные.

13.

Игра «Молекула»

Снятие напряжения, создание дружеской обстановки.

14.

Игра «Путаница»

Снятие напряжения, сокращение дистанции в общении.

15.

Сказкотерапевтический тренинг «Сказка моей души»

Раскрытие личностного потенциала, развитие творческих способностей, помогает духовному росту человека.

16.

Сказкотерапевтический тренинг

      «Ручейки»

Помогает победить страх, обучает методам самопомощи.

17.

Сказкотерапевтический тренинг

«Пряник»

Способствует осмыслению прожитого и позволяет задуматься о будущем.

18.

Сказкотерапевтический тренинг

«Коряга»

Сказка помогает обрести собственную индивидуальность, способствует достижению индивидуальности.

19.

Сказкотерапевтический тренинг

«Путь»

Сказка помогает дать оценку своему жизненному пути, способствует взаимодействию с окружающим миром и духовному росту человека.

20.

Психологический тренинг

«Игра в прятки»

Расширение жизненного опыта человека, повышение уверенности в себе, ответственности за собственную жизнь.

21.

Психологический тренинг

«Притча о лошади»

Способствует раскрытию внутреннего мира, развитию творческих способностей и помогает духовному развитию человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа летнего оздоровительного лагеря "Увлекательное путешествие за 18 дней"  предназначена для организации отдыха и оздоровления учащихся в летний период на базе школы по двум направлениям: ...

программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Через тернии к звёздам", программа расчитана для детей от 7 до 15 лет, каждый день программы представляет планету отчёт о путешес...

Программа работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей при школе.

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей при МКОУ "Кодинская СОШ №4" работает на протяжении 15 лет. Программа работы имеет несколько направлений - оздоровительное, спортивное, трудово...

Программа школьного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Зазеркалье»

Каникулярное время - это смена деятельности школьников, которая позволяет умственный труд, характерный для образовательного процесса, заменить многообразием досугово-оздоровительных форм работы. Следо...

Программа для летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Мультландия"

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможносте...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

«Галактика Радости»Возраст детей:7-12летСрок реализации: апрель-июнь 2013 год.Составитель: Федотова Евгения Владимировна,старшая вожатая...

Рекомендации по составлению программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Данные рекомендации сожержат описание классификации программ, ее структуры, критериев определения качества....