Развитие исследовательских умений школьников во внеурочной краеведческой работе
учебно-методический материал

Главная задача истории — воспитать гражданина России, активного способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическому самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l_e_v.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие исследовательских умений школьников во внеурочной краеведческой работе

© Лобанок Евгения Викторовна  

учитель истории и обществознания

 МАОУ СОШ № 26 г. Улан-Удэ

   Основная цель преподавания истории в школе — развитие личности ученика на основе знания прошлого у и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.

   Главная задача истории — воспитать гражданина России, активного способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическому самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры.

   Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей родного края, его культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что его народ — часть мировой цивилизации.

   Происходящие в современности изменения изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формирование у учащихся умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Этим обусловлено введение в образовательных учебных учреждениях методов и технологий, дополнительное изучение истории родного края, как в урочное и, так и внеурочное время.

    Насыщенность учебных программ не оставляет времени для изучения истории родного края. Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к свой Малой Родине. Изучение истории своего региона на уроках курса отечественной истории не может в полном объёме охватить весь краеведческий материал. Ещё труднее в рамках ограниченного времени учебных программ организовать поисково-исследовательскую деятельность. Данная тенденция чревата тем, что молодое поколение может вырасти, не зная истории родного края. В данной расширении образовательного пространства неоценима.

   Краеведение как научная и учебная дисциплина и как знание комплексное имеет возможность организовать, теоретически и методически обеспечить изучение края и населяющих его людей, вплоть до отдельного человека. Оно в своей образовательно-воспитательной функции может обучить молодое поколение и подготовить научно-поисковую базу для исследования. Большое внимание уделяется исследовательской краеведческой работе в дополнительном образовании, которое в большей степени ориентировано на развитие познавательной активности, на самостоятельное приобретение знаний.

   Поскольку историческое краеведение является одним из элементов исторического образования, важным средством связи школы с жизнью, одним из источников обогащения учащихся знаниями об истории родного края, средством воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и качеств. Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она даёт возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала. Историческое краеведение раскрывает учащимся связи родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, седа с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим догом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

   Для оптимальной организации исследовательской работы по краеведению, одной из задач которой является совершенствование исследовательских умений ребят, с учащимися целесообразны:

  • Демократический стиль общения педагога и школьников;
  • Установка на сотворчество, на доверие и искренность;
  • Отбор содержания, методов и средств обучения с учётом реальных запросов учащихся;
  • Организация целенаправленной, самостоятельной познавательной, исполнительной, творческой и коммуникативной деятельности учащихся;
  • Использование разнообразных источников информации;
  • Проведение итоговой научно-практической конференции, конкурса, чтений, олимпиады.

  Тема краеведческого исследования всегда поставлена в определенные географические рамки. Они могут быть шире или уже —  от области, города до села, деревни. Отдельного строения, архитектурного сооружения, памятника живописи или зодчества; от изучения биографии одного человека доя исследования образа жизни, верований, традиций, обрядов целого народа. Важно, чтобы эти исследования юного краеведа не отрывались от истории страны и не противопоставлялись ей, а вписывались в общею канву самых разнообразных событий и явлений, из которых складывается культура края.

   При выборе темы следует исходить из возможности её освоения, она должна быть мало или совсем не изучена. Необходимо, чтобы каждый, работая над темой, мог проявить свои творческие способности, внести пусть и небольшой, но свой вклад в изучение малой родины и сделать своё первое открытие.

   Взгляд ребёнка и его близких, обращенный в семейное прошлое позволяет найти точки сопряжения между глобальной историей и собственной историей школьника. Специально организованная работа по личностной идентификации семейной истории и истории Отечества позволяет учащимся почувствовать себя, своих предков в мире истории, приблизить теоретические постулаты учебников к личному «Я». Поэтому большое внимание уделяется изучению генеалогии семьи. В процесс работы включаются семья. Учащиеся получают памятники — вопросники для интервьюирования, памятки основного направления исследования, используются семейные архивы, фото материалы, вещественные источники. Учащиеся включаются в активный поиск информации для более подробного освещения событий из истории своей семьи. Вспоминаются и устанавливаются уже потерянные связи с родными и близкими. Всплывают очень интересные факты прошлых событий. Затрагивая историю семьи двадцатого века, учащиеся шаг за шагом открывают для себя сущность истории своего села и страны в целом.

   К сожалению, не все темы, выбранные учащимися, бывают удачными. Это, во-первых, темы очень широкого хронологического и географического охвата, которые освоить и исследовать школьник не может; темы с религиозной проблематикой, которые иногда пытаются изучить ребята вообще не верующие.

   Продуманный выбор темы предопределяет успешное её исполнение и проносит не только моральное удовлетворение педагогу и ученику, но и пробуждает последнего идти дольше по пути научного поиска. Руководитель помогает не только определить тему, объект исследования, но и виды и методы его проведения. Они заключаются следующие виды методов проведения исследования:

  1. Накопление научного материала: библиографический поиск, поиск источников, ознакомление с историей и теорией вопроса, консультации, наблюдения;
  2. Осмысление собранного материала: сравнение, анализ, обобщение, аналогия;
  3. Проверка и уточнение фактов: критика, уточнение сделанных выводов, обсуждение результатов, корректировка.

   Цель исследования — это его конечный желаемы результат, решение проблемы, то, к чему в итоге следует прийти. Она формулируется одним-двумя предложениями, представляет собой краткую характеристику общего направления исследования.

   Формулировка задач необходима для конкретизации цели исследования. Они представляют собой этапы, которые исследователь должен пройти для достижения цели.

   Собрав материал, нужно определить принцип его изложения — хронологический, тематический, тематико-хронологический — и придерживаться его на протяжении всей работы.

   Юному краеведу необходимо знать классификацию источников исследования:

  • Письменные (печатные, рукописные: книги, журналы, газеты, мемуары, документы личные и общественные);
  • Изобразительные (фото, рисунки, плакаты, схемы, карты);
  • Вещественные (предметы быта, изделия народных ремесел, промыслов, семейно-вещевые реликвии);
  • Технотронные (аудиовизуальные, видеовизуальные, мультимедийные, компьютерные);
  • Комплексные (предметы, содержащие, элементы источников разных типов)

     Чаще всего учащимся приходится работать с мемуарами, записями воспоминаний, рассказами старожилов и очевидце событий, биографиями и автобиографиями, легендами, преданиями, мифами. Источники разные. Но их объединяет то, что из-за очень высокой степени субъективности, характерной для воспоминаний и мемуаров, и из-за наличия аллегорий, символики, иносказаний, вымысла, сопровождающих легенды, предания, они требуют осторожного отношения к освещаемым в них фактам и тщательной проверки на достоверность, проведения сравнительно-исторического анализа с другими видами источников. Знакомство с творческими работами учащихся показывает, что большинство школьников использует эти виды источников как данность: что в них казано, то и есть.

   Мемуары, воспоминания рассказывают о таких событиях и явлениях, которые мало освещены в других видах источников. Эти документы несут эмоциональный заряд и одушевляют события прошлого, но нельзя забывать то, что главным источником мемуаров является память автора. Свидетели исторических событий могли наблюдать их в момент сильного волнения стресса, или их внимание включилось, когда событие уже произошло, то есть они не могли с точностью зафиксировать увиденное и услышанное. Приходится сталкиваться и с сознательным искажением фактов или же их сокрытием. Качество источника такого вида зависит от кругозора автора, его воспитания, среды, в которой формировалась личность.

   Часто в ходе исследования приходится сталкиваться с прямо противоположным освещением различными источниками одних и тех же событий. Эта разница объясняется целым рядом факторов и прежде всего социальным положением людей, от имени которых они выступают. Примером могут быть работы о Гражданской войне, о коллективизации, раскулачивании, расказачивании.

   Одним из самых распространённых объектов собирания и изучения для школьников стали воспоминания участников событий. Сравнительный анализ воспоминаний нескольких участников или очевидце одного и того же события позволяет более полно и достоверно реконструировать его. После исправлений и дополнений автор воспоминаний должен поставить в конце текста дату и свою подпись.

   Творческий успех молодого исследователь во многом зависит от его личных качеств, которые помогают сделать верные выводы при сравнительно-историческом исследовании добытого источникового материала: эрудиции, добросовестности. Неточность в работе возникает часто из-за поспешности, ослабления внимания, излишнего воображения и неоправданного доверия к фактам отобранного материала. Работа с источниками требует знаний, хотя бы в общем виде, вспомогательных исторических дисциплин: археологии, этнографии, геральдики, что поможет провести комплексное изучение имеющихся источников. Юный краевед начинает работу над темой с изучения литературы — научной, научно-популярной, краеведческой, опубликованных источников, при необходимости, сбора социологической информации.

   Методы поиска литературы:

А) обращение к энциклопедическим словарям;                                                                                    Б) использование библиотечных каталогов и указателей;                                             В) консультации с работниками библиотеки;                                                                            Г) обращение к реферативным журналам;                                                                                Д) просмотр периодической литературы.                                                                                                           Сбор социологических информации:                                                                               А) необходимо спрашивать минимуму информации;                                                                   Б) вопросы следует формулировать так, чтобы на них можно было ответить однозначно и без затруднении;                                                                                            В) вопросы формулировать так, чтобы ответы были конкретными, не уклончивыми;                               Г) в вопросах не должно быть неуместного любопытства.

   Отобранный фактический материал классифицируется, подвергается анализу, аргументируется. Молодой исследователь не должен стесняться в изложении собственного мнения на поднятую в работе проблему. Если опубликованных материалов недостаточно, необходимо обратиться в архивы и музеи, хранилища исторической памяти.

   Работа над исследование, придётся заняться изучением «устной истории». Устная история — это записанные на магнитофонную пленку воспоминания людей о своей жизни, о событиях свидетелями которых они были. Готовясь к записи интервью, нужно заранее определить, какую информацию необходима получить. Если интересен какой-либо исторический факт, период — это будет тематическое интервью, где биография собеседника — только часть этого факта, эпизода, периода. Если работа посвящена истории жизни человека — интервью будет автобиографическим. Достаточно простыми словами объяснить собеседнику, зачем записываются его воспоминания: «Мы занимаемся историей людей, которые…».

   Работа с устной историей делится на несколько этапов: поиск собеседника, подготовка к интервью, выбор места проведения, проведение интервью.                                              

   Основные правила проведения интервью:

  • Заинтересованность в получении интервью;
  • Дружеская, доверительная атмосфера беседы;
  • Конфиденциальность беседы;
  • Использование коротких реплик, кратких вопросов, стимулирующих рассказ;
  • Конкретизация информации;
  • Фиксация в блокноте того, что нельзя записать на магнитофоне (поза, манера говорить, язык жестов собеседника).

   Видеокамера дает ещё больше возможности для юного исследователя — фиксируется не только голос очевидца события, интонация, но и облик, движения, мимика и даже окружающая обстановка. Видеозапись предполагает коллективную работу (один задаёт вопросы, другой снимает).

   Собранный фактический материал подвергается анализу и аргументируется, для этого приводятся мнения ученых, известных краеведов, молодой исследователь пробует изложить собственное мнение по проблеме.

   Заключительный этап краеведческого исследования — это обобщение выводов, которые соответствуют поставленным целям. Материал собран, проанализирован, классифицирован, сделаны выводы, можно приступать к созданию текста и оформлению работы.

   Одна из активных форм изучения исторического краеведения — экскурсии. Большое значение имеют совместные экскурсии в музей, и как продолжение — организация выставок, конкурсов рисунков, фотографий и поделок, совместный доклад, презентация.

   Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четче конкретизировать учебный план. Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестаёт быть для ребёнка основным и единственным источником информации. Вместе с тем изучение родного края даёт учителю надежный инструмент для реализации государственного образовательного стандарта.

   Изучение краеведения должно быть обусловлено познавательными возможностями детей с учётом их возраста. Главная задача краеведческой работы в школе — формирование у детей общеучебных навыков. Важная составляющая краеведения — элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию и инструкции учителя.

   В реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в процесс обучения приемов исследовательской работы. Исследовать, открыть, изучить — значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы.

   Краеведческая работа должна войти в жизнь каждой школы. Её творческий, созидательный характер послужит воспитании. гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств у молодых граждан России.

Литература

    1. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская деятельность в школе. // М.: ВрбумМ, 2001.

   2. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. // М.: Народное образование,2001. №4.

   3. Рафикова С. А. Историко-фамилистические исследования в учебном процессе // Преподавание истории в школе. — 2010. №4.

   4. Стрелова О. Ю. Историческое образование в условиях новых стандартов: от программы-конспекта содержания — к программе-плану деятельности. // Преподавание истории в школе. — 2010. № 6.

   5. Шарова Н. Формирование научно-исследовательских умений и навыков у учащихся. // Преподавания истории в школе. 2000. № 9.

   6. Щеглова Т. К. Устная история и краеведческая работа // Преподавание истории в школе — 1998. № 5.

   7. Персин А. И. Краеведение и школьные музеи: учебно-методическое пособие. // М., ФЦДЮТиК, 2006.

   8. Головня Е. В. Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочно время // Молодой учёный. — 2010. №5. С. 29-31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательских умений учащихся в процессе работы по созданию проектов и написании рефератов по географии.

Как сделать учебный процесс увлекательным и интересным, открыть значение получаемых в школе знаний, и их практическое применение в жизни?Одним из эффективных методов является метод создания прое...

Богданова В.А. Развитие одаренности младших школьников во внеурочной деятельности при формировании исследовательских умений в условиях введения ФГОС НОО

В настоящее время большинство педагогов приходит к мнению, что формирование исследовательских умений у одаренных учащихся должно происходить не только на уроках, но и во...

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

Главное на уроке русского языка, по-моему, постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и открытия, свои маленькие «открытия», пусть уже сделанные кем-то из больших ученых. Язык наших п...

Развитие исследовательских умений у учащихся (из опыта работы).

В статье даны некоторые рекомендации по организации работы по развитию исследовательских навыков учеников....

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ

Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать    новые способы деятельности,   активизировать обуче...

«Формирование и развитие исследовательской позиции школьника в контексте организуемой внеурочной деятельности»

laquo;ОЕНИ – основы естественно-научных исследований»интегрированный курс для 5 – 7 классов в рамках образовательной области «Естествознание»...