РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ
статья по химии на тему

  Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать    новые способы деятельности,   активизировать обучение, передать  учащимся инициативу в организации познавательной деятельности [3].

При обучении химии учитель предлагает ученику занять место учёного, исследователя, первооткрывателя, что в свою очередь, позволяет пробудить у обучающегося тягу к знаниям [5]. Организация исследовательской деятельности обучающихся при изучении химии – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к химической науке,  сделать её увлекательной, занимательной и полезной. Эта деятельность многогранна и её можно организовать на любом этапе изучения химии, как при изучении теории или решения задач, так и при выполнении практических работ и во внеклассной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ

  Задачей  современной  школы является не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания. В процессе изучения предмета химии существует много возможностей для развития умений и навыков, необходимых для   исследовательской деятельности.   

  Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать    новые способы деятельности,   активизировать обучение, передать  учащимся инициативу в организации познавательной деятельности [3].

При обучении химии учитель предлагает ученику занять место учёного, исследователя, первооткрывателя, что в свою очередь, позволяет пробудить у обучающегося тягу к знаниям [5]. Организация исследовательской деятельности обучающихся при изучении химии – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к химической науке,  сделать её увлекательной, занимательной и полезной. Эта деятельность многогранна и её можно организовать на любом этапе изучения химии, как при изучении теории или решения задач, так и при выполнении практических работ и во внеклассной работе.

В процессе проведения исследовательских работ на уроках химии в  выбранном научном направлении обучающиеся приобретают навыки работы с литературой, овладевают методиками проведения экспериментов и обработки данных, приобретают опыт участия в научной дискуссии, делать доклады и сообщения, оформлять итоги выполненных работ в виде тезисов и отчётов, что позволяет наиболее полно выявлять и развивать потенциальные  творческие способности каждого обучающегося.

Исследовательская проектная деятельность способствует становлению и развитию у обучающихся познавательного интереса к химии, формированию навыков исследования, создаёт благоприятные условия для самореализации творческих способностей и интересов обучающихся, ориентирует в выборе будущей профессии.

  На мой взгляд, наиболее важными видами исследований учащихся по химии являются следующие:

  • Решение качественных химических задач.
  • Решение практико – ориентированных задач.
  • Поисковая деятельность и написание рефератов.
  • Самостоятельное прогнозирование и осуществление  химических процессов и реакций.
  • Проектная деятельность.

 При решении экспериментальных задач учащиеся последовательно овладевают следующими этапами исследования: постановка проблемы - построение гипотезы - проектирование опыта -  составление плана эксперимента - осуществление эксперимента - оформление результатов эксперимента - формулирование ответа [6].

  Учащиеся заранее перед практической работой получают задания, которые требуют предварительной домашней подготовки. Сначала ученик теоретически решает задачи и планирует свою деятельность на уроке, а затем проверяет гипотезы экспериментально.

На этом этапе ученики, проводя мысленный эксперимент, заполняют таблицу. Например, в 8 классе при выполнении экспериментальной задачи: «Определить, в какой из трех пронумерованных пробирок находятся вода, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия».

Затем выбирается наиболее рациональный путь выполнения эксперимента и проводится исследование.

 На последнем этапе ученик анализирует полученные результаты и делает самостоятельные выводы. При этом объём заданий не должен быть слишком большим, а оформление работы должно быть чётким и лаконичным, не требующим больших затрат времени. В этом случае в течение урока ученик предоставляет продукт своей экспериментальной деятельности, краткое описание работы и логические выводы, сделанные в ходе работы. При решении экспериментальных задач происходит  самообразование учащихся, актуализация необходимых знаний, построение плана деятельности, анализ деятельности и результатов, рефлексия.

Можно выделить следующие типы экспериментальных задач:

1. Задачи на получение веществ:

  • Осуществите опытным путем следующие превращения: оксид меди (II) → сульфат меди (II) → гидроксид меди (II). Выделите полученный гидроксид меди (II) из смеси.
  • Исходя из железа, получите гидроксид железа (II).
  • Получите гидроксид алюминия и докажите его амфотерный характер.
  • Получите и соберите в пробирки водород и углекислый газ, докажите их наличие.
  • В пробирку с раствором сульфата меди (II) опустили железный гвоздь. Какие вещества при этом образовались?

2. Задачи на распознавание веществ:

  • В трех пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида, сульфата и карбоната натрия. Распознайте каждое вещество.
  • В трех пронумерованных пробирках находятся растворы хлоридов железа (II), железа (III), алюминия. С помощью одного реактива определите каждое вещество.

3. Задачи на доказательство качественного состава веществ:

- Докажите, содержит ли хлорид натрия примеси сульфата натрия.

- Докажите качественный состав сульфата бария.

4. Задачи на объяснение наблюдаемого явления:

  • Испытайте лакмусом растворы карбоната калия, хлорида алюминия, хлорида натрия. Объясните результаты испытаний.
  • Прилейте к порции долго хранившегося в лаборатории оксида кальция раствор соляной кислоты. Объясните наблюдаемые явления.

Большую роль в формировании исследовательских умений играет внеклассная работа по химии. В течение четырех лет в школе организовано научное общество учащихся, в рамках которого ученики 8-11 классов, интересующиеся химией, проводят исследовательские работы.

В отличие от олимпиад, деятельности нескольких человек в классе, ценность организации исследовательской работы на базе школы повышена множеством положительных моментов:

1. Большее количество охватываемых школьников.

2. Возможность выбора темы и руководителя.

3. «Погружение» в тему, так как работа должна выполняться в течение месяцев или лет.

4. Наличие домашних заданий, получаемых не в авторитарной форме, а в виде распределения обязанностей, включая самого научного руководителя.

5. Необходимость развития навыков устной речи, использующей научную терминологию и имеющей свою особенную структуру. Дети учатся грамотно излагать прочитанное, чётко формулировать поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать результаты своей деятельности.

6. Постепенное приобретение навыков публичных выступлений в присутствии жюри, оппонентов и незнакомых людей.

7. Тренировка навыков отстаивать свою точку зрения, уметь слушать мнения других людей, не терять контроль над ситуацией и быстро находить вариант ответа на возникшие вопросы [1,4,6].

Виды внеурочной работы по химии

Индивидуальная

Групповая

Массовая

  • Творческие работы учащихся: доклады, рефераты, сочинения, рассказы-задачи, кроссворды.
  • Консультации.
  • Чтение научной и научно-популярной литературы.
  • Подготовка к олимпиадам.
  • Химический и экологический  кружки.
  • Выпуск плакатов, стенгазет.
  • Подготовка устных журналов.
  • Участие в работе химического лектория.
  • Работа по оформлению кабинета.
  • Практические работы исследовательского характера.
  • Обсуждение
    прочитанной литературы,
    химические классные часы.
  • Проведение
    внеклассных мероприятий, КВН, вечеров вопросов и ответов.
  • Участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, тематических декадах.
  • Практические работы исследовательского характера.

       В начале учебного года обучающиеся познакомились с основными принципами исследовательской работы. На первых занятиях рассмотрели основные виды   исследовательских работ,  схемы научного исследования, методы научного познания и поиска информации.   От выбора темы во многом зависит успех работы. Выбранные для исследования вопросы должны быть интересными   для  учеников.

  При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:

1) актуальность темы,   важность ее в практическом отношении;

2) соответствие интересам учащегося-исследователя;

3) реальная выполняемость;

4) обеспеченность необходимым количеством различных источников информации [4,5].

   Исследовательскую работу ученики выполняют в определенной последовательности:

1) формулирование темы;

2) формулирование цели и задач исследования;

3) теоретические исследования;

4) экспериментальные исследования;

5) анализ и оформление научных исследований;

6) эффективность научных исследований;

7) публичное представление работ на разного рода конференциях.

Самостоятельное ученическое исследование по предмету, как уже было сказано, возможно, только при условии готовности школьников к этому сложному виду деятельности: необходимо, чтобы у обучающихся были сформированы основные экспериментальные (в т.ч. исследовательские) умения. Поэтому наиболее подходящим для проведения исследовательской работы можно считать возраст 14-17 лет (8-11 класс). Причем групповое выполнение работы (2-4 человека) также благоприятно отражается на качестве ученического исследования. Конечно, более продуктивно смогут работать учащиеся, успешно занимающиеся по предмету: им будет проще познакомиться с литературой по теме исследования, подобрать необходимые методики для проведения эксперимента, обработать полученные данные и сделать выводы по проделанной работе. Следует всегда помнить, что интерес учащихся к работе зависит от того, насколько актуальна тема исследования.

Ниже приведены некоторые требования, которые предъявляются к исследовательским работам учащихся школы по химии.

Работа должна:

  • иметь практическую направленность, вызывать интерес учащихся;
  • имитировать исследовательскую научную деятельность;
  • легко    воспроизводиться    экспериментально    с    использованием простого оборудования доступного для школы;
  • иметь творческий характер, многогранность подходов исследования.

  В результате работы естественнонаучной секции НОУ «ШАНС»  мои ученики   успешно выполнили   следующие  проекты:

Экологические проблемы загрязнения среды обитания:

  1. Загрязнение воздуха чужеродными веществами (Бакулин Евгений, Бещекова Елена, 11 класс);
  2. Определение качества воды (Мисюк Юлия, Морякина Елена, 11 класс);
  3. Экология почв приусадебного участка  (Рудяк Екатерина, Авдалян Армине, 11 класс).
  4. Критерии выбора универсального моющего средства (Бордюгова Екатерина, Гантман Альбина, 11 класс).

Здоровье и его зависимость от внешних факторов:

  1. Диагностика физического здоровья выпускников МОУ СОШ № 23 (Аскеров Эльяр, 11 класс);
  2. Сравнительный анализ майонезов с точки зрения здорового питания (Стежка Ксения, Димитрова Анастасия, 11 класс).

Качество жизни и качество пищи:

  1. «Гигиенические аспекты загрязнения пищевых продуктов чужеродными веществами» (Киреева  Яна, Каменева Алина, 11 класс);
  2. Что скрывает чашка чая? (Чуприкова Анна, 10 класс);
  3. Шоколад: польза или вред? (Мартыненко Анна, Умаева Лейла, 10 класс).

 С результатами своих исследований ученики выступали на уроках химии при изучении соответствующих тем курса, на школьных и городских конференциях, на мероприятиях в рамках предметных декад  и неделях здоровья.

Опыт показывает, что целенаправленная и систематическая работа по формированию исследовательских умений учащихся способствует:

  • усилению мотивации учебной деятельности;
  • изменению качества учебного процесса в связи с использованием технологий научно-исследовательской деятельности (содружества);
  • повышению интереса учащихся к химии;
  • развитие самостоятельности в деятельности по приобретению знаний;
  •  интеллектуальному  росту обучающихся [6,7].

Подводя итог, можно сказать, что во время уроков невозможно полностью удовлетворить все запросы обучающихся. Участие в исследовательской и проектной деятельности в научном обществе во взаимосвязи с учебной нам уроках служит тем действенным средством, которое мобилизует активность обучающегося в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.

Литература

  1. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии – М.:Глобус, 2007.
  2. Арцев М.Н. Учебно - исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) //Завуч. 2005 , № 6 с. 4-29
  3. Береснева Е.В. Современные технологии обучения  химии: Учебное пособие.- М., 2004, с.35-45
  4. Батаева Е.В. Формирование исследовательских умений //Химия: методика преподавания в школе. – 2003, № 8 с 13-20, № 1 с 22-27.
  5. Князева Р.Н. Как воспитать  интерес к химии у  учащихся сельских школ. //Журнал  ВХО им. Д.И. Менделеева. 1973 №4
  6. Курсы по выбору: выбор за вами/ред.-сост. И.А. Костенчук. – М.:Центрхимпресс,2007 с39-49.
  7. Малолеткова Е.И. применение исследовательского метода на внеклассных занятиях // Химия в школе – 1978 № 4.
  8. Исаев Д.С. Из опыта организации ученических исследований по химии на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе: Пособие для учителей и студентов. – Тверь: Славянский мир, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для развития исследовательских умений гимназистов на уроках английского языка»

В «Стратегии модернизации содержания образования» указывается, что  происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов   образования, педагогических техно...

Развитие исследовательских умений учащихся на уроках математики.

Методические рекомендации для учителей математики по развитию исследовательских умений учащихся на уроках....

Развитие исследовательских умений школьников во внеурочной краеведческой работе

Главная задача истории — воспитать гражданина России, активного способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическому самоупра...

Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников на уроках английского языка

Данная статья представляет собой обзор  на популярную в последнее десятилетие технологию развития критического мышления (методы, приемы) и ее практическое применение на уроках английского языка в...

Развитие исследовательских умений учащихся на уроках химии

В статье рассматривается тема, напрямую связанная с проявлением и развитием навыков и умений школьников на уроках химии. В процессе изучения данной науки существует много возможностей для развития и с...

«Формирование и развитие исследовательской позиции школьника в контексте организуемой внеурочной деятельности»

laquo;ОЕНИ – основы естественно-научных исследований»интегрированный курс для 5 – 7 классов в рамках образовательной области «Естествознание»...