Развитие исследовательских умений у учащихся (из опыта работы).
статья (7 класс) на тему
В статье даны некоторые рекомендации по организации работы по развитию исследовательских навыков учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_issledovatelskikh_umeniy_u_uchashchikhsya.docx | 13.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие исследовательских умений у учащихся (из опыта работы).
Сергеева Ирина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №6» НМР РТ
Перед учителем-предметником сегодня ставятся серьезные задачи по развитию навыков, позволяющих ученикам решать поставленные перед ними вопросы, используя коммуникативных и исследовательских умения. И здесь возникает вопрос: какие нужно создать условия для реализации этих задач? На мой взгляд, необходимо с младших классов прививать интерес к слову, приводить примеры из истории языка, обучать ученика работе со словарями, обращать внимание учеников на что-то необычное, интересное в текстах, привлекать их к небольшим научным изысканиям.
Работа по организации исследовательской работы сложна, и сложность ее заключается не только в том, что нужно выявить одаренных в этом отношении детей, но и в том, чтобы привлечь ученика к аналитической деятельности, чтению дополнительных источников литературы, обучить умению выступать перед публикой и защищать свою работу.
Начиная работу в этом направлении, каждый учитель задумывается о том, какой материал, какую тему предложить ученикам. Думаю, начать можно со второй половины 6 класса, ведь к этому времени будет уже изучен весь материал по теме «Лексика и фразеология». Раздел дает множество возможностей для того, чтобы взять несколько тем для исследования. Я со своей ученицей начала работать над темой, которой нет в учебнике – «Старославянизмы – заимствованные слова». Работа увлекла, а самое главное, ученица начала читать больше о том, что говорилось по данной теме в разных источниках, то есть ее знания расширялись.
Темой «Заимствованные слова» настолько увлеклась и сама, что и на следующий год взялись за лексику вновь, причем лексика эта была связана с территорией, на которой мы живем – Республикой Татарстан. Изучение тюркизмов («Роль тюркизмов в произведениях М.Лермонтова») позволило нам понять, каким образом русский язык вместил в себя такие слова, как барабан, сарафан, башмак, сундук и т.д.
В старшем звене мы пошли еще дальше и взяли за основу изучение галлицизмов, их роли в русском языке. При этом мы в качестве материала использовали произведения А.Островского, чтобы понять, почему сфера искусства, быта, моды, язык кухни был так богато представлен в нашем языке.
Выбирая тематику научных исследований, нужно помнить о том, что исследовать лексику, морфологию, синтаксис русского языка необходимо на материале художественных произведений русской литературы, это способствует формированию орфографической зоркости, развитию речи; что история и литература взаимосвязаны, а значит, надо знать приметы времени, чтобы суметь ответить на вопросы, связанные с периодом, в котором живут писатель и герой.
Я своим ученикам предлагаю темы и по искусству, например, «Нэцкэ: вчера, сегодня, завтра». Такие темы расширяют представления учеников о культуре народов мира, а также помогает при подготовке к выпускным экзаменам в формате ЕГЭ, ведь тексты, связанные с культурой, искусством, вызывают у них определенные трудности.
В исследовательской работе, безусловно, помогают словари. Это этимологический словарь М. Фасмера, орфографический словарь С.И.Ожегова, словари иностранных слов и другие.
Возможности участвовать сегодня в научно-исследовательских конференциях сегодня есть у всех. Проводится множество конференций как очных, так и заочных, потому у учителя и ученика всегда есть возможность организовать свое участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Развитие исследовательских умений» для учащихся 6 классов .
В данной презентации предлагаются задания,позволяющие учащимся самостоятельно выяснить пропорциональную зависимость величин,связанных с движением....
Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...
Развитие исследовательских умений учащихся в процессе работы по созданию проектов и написании рефератов по географии.
Как сделать учебный процесс увлекательным и интересным, открыть значение получаемых в школе знаний, и их практическое применение в жизни?Одним из эффективных методов является метод создания прое...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося. (из опыта работы)
Великим ученым ребенок может и не стать, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем ...
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБУ «ЛИЦЕЯ № 76 ИМЕНИ В.Н.ПОЛЯКОВА» Г.О.ТОЛЬЯТТИ
Статья о работе по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи, как одной из главных стратегических задач развити...
Развитие читательских интересов учащихся на основе исследовательской и проектной деятельности: из опыта работы.
Научно-исследовательская и проектная деятельность в гимназии является необходимым условием для развития исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков учеников. Данная статья рас...
Развитие исследовательских умений школьников во внеурочной краеведческой работе
Главная задача истории — воспитать гражданина России, активного способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическому самоупра...