Мастер-класс по работе в пространстве города. Пример внеаудиторного занятия "Как образуется пространство площади".
учебно-методический материал (5 класс)
Работа в пространстве города предусматривает использование внеаудиторных методик, позволяющих организовать непсоредственное взаимодействие учителя и учащихся в городской и музейной среде. Воспользоваться данной разработкой могут не только учителя истории или истории и краеведения, но и другие учителя - предметники. Одновременно ученики работают с нестандартным источинком информации, изучают предмет и знакомятся с достопримечательностями города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_rabote_v_prostranstve_goroda.docx | 828.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по работе в пространстве города.
Работа в пространстве города предусматривает использование внеаудиторных методик, позволяющих организовать непосредственное взаимодействие учителя и учащихся в городской и музейной среде.
Цель: изучить тему, которую сложно объяснить практически в условиях класса, освоить пространство города и применить, полученные знания и опыт в проектной деятельности.
Пространство города – доступный источник информации для учащихся. Задача педагога выбрать соответствующий объект, который учащиеся будут исследовать и организовать их познавательную деятельность.
1 этап: непосредственно проекту предшествует подготовительный этап. Педагог выбирает объект исследования, исходя из того, насколько данный объект целесообразно изучать в городском пространстве, а не в классе, учитывая, что есть темы, которые сложно объяснить практически в классе. Вступление: знакомит учащихся с объектом, который они будут исследовать. Даётся определённое задание, которое дети должны отработать уже на учебной прогулке, где информационным источником становится само пространство города.
Пример: Как образуется пространство площади?
Объект исследования на учебной прогулке площадь Стачек и Кировская площадь. Изучение схем площадей в классе не дает пространственного представления и объемного восприятия, поэтому ученики не смогут понять предназначение площади и разницу в размерах между площадями.
Вступление: озвучиваем тему, даём вопросы, на которые необходимо будет ответить во время учебной прогулки, озвучиваем конечный результат – проект (творческое задание) – коллаж «Моя площадь в Санкт-Петербурге». Объясняем, как будет проходить защита проекта.
2 этап: во время учебной прогулки учащиеся выполняют, выданное им задание. Педагог направляет их деятельность, при необходимости корректирует. Теоретический материал не выдается, ученики работают с городским пространством, отвечают на вопросы. Отвечая на поставленные вопросы, ребёнок получает опыт работы с нестандартным источником информации, что развивает мыслительную деятельность. В дальнейшем полученные знания и умения необходимо будет продемонстрировать, выполняя проект.
Пример.
1. Как образуется пространство площади?
2. Чем заполняется пространство площади?
3. Что вокруг площади?
4. Доминанта площади?
5. Как дается название площади?
6. Что означает слово площадь?
7. Форма площади?
8. Цель площади?
9. Где, как правило, ставится памятник на площади?
10. Какую информацию можно получить о человеке по памятнику, который ему поставили?
3 этап: полученные знания и опыт учащиеся применяют в проектной деятельности, как правило, им даются творческие задания, которые могут быть выполнены в рамках урока или самостоятельно дома, как ДЗ. Защита проекта.
Пример.
В контексте исследования «Как образуется пространство площади?» итоговым заданием был творческий проект. Учащиеся делились на группы и создавали проект собственной площади в г. Санкт-Петербурге. Дети легко усвоили, что такое доминанта, обратили внимание на формы площадей, узнали, как дается название площади и какова цель создания такого городского объекта, как площадь, поразмышляли над тем, как образуется и заполняется пространство площади. Защищая свои проект, отвечая на те же вопросы, что и на учебной прогулке только с опорой уже на свою созданную площадь, дети, как правило, уже легко оперируют новыми знаниями, так как они получили их самостоятельно в процессе работы в городском пространстве.
Актуальность подобного вида деятельности обусловлена внедрением в практику образования системно-деятельностного подхода. Освоение проектно-исследовательской деятельности учащимися в свете ФГОС оценивается как достижение образовательных результатов, среди которых преобладают метапредметные.
Пространство города – это источник информации не только для таких предметов, как история и культура Санкт-Петербурга и история, подумав, многие учителя найдут, что может дать пространство города для изучения их предмета.
Примеры работ учеников 5 класса.
Практика.
Придумать своё занятие, где главным источником информации будет городское пространство.
Предмет:
Тема:
Задачи | Результат |
Цель: Задачи:
|
Действия педагога | Действия учащихся | Работа с УУД | Заметки |
Этап 1. Подготовительный. Выбирает объект исследования, исходя из того, насколько данный объект целесообразно изучать в городском пространстве, а не в классе, учитывая, что есть темы, которые сложно объяснить практически в классе. Вступление: знакомство учащихся с объектом, который они будут исследовать. Даётся определённое задание, которое дети должны отработать уже на учебной прогулке, где информационным источником становится само пространство города | |||
Этап 2. Учебная прогулка. Во время учебной прогулки учащиеся выполняют, выданное им задание. Педагог направляет их деятельность, при необходимости корректирует. Теоретический материал не выдается, ученики работают с городским пространством, отвечают на вопросы. | |||
Этап 3. Проектная деятельность (творческое задание). Полученные знания и опыт учащиеся применяют в проектной деятельности, как правило, им даются творческие задания, которые могут быть выполнены в рамках урока или самостоятельно дома (домашнее задание). Защита проекта. | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс по английскому языку "Жизнь в городе и на селе" по учебнику М.З.Бибилетовой-4
Методическая разработка урока может быть использована для отработки употребления степеней сравнения односложных и многосложных прилагательных, а также при введении степеней сравнениий прилагательных-и...
мастер-класс по английскому языку "Жизнь в городе и на селе" по учебнику М.З.Бибилетовой-4
Методическая разработка урока может быть использована для отработки употребления степеней сравнения односложных и многосложных прилагательных, а также при введении степеней сравнениий прилагательных-и...
мастер-класс по английскому языку "Жизнь в городе и на селе" по учебнику М.З.Бибилетовой-4
Методическая разработка урока может быть использована для отработки употребления степеней сравнения односложных и многосложных прилагательных, а также при введении степеней сравнениий прилагательных-и...
Мастер – класс по теме « Мировоззренческая роль истории на примере темы «Декабристское движение»
Мастер – класс по теме« Мировоззренческая роль истории 9 на примере темы «Декабристское движение»...
Мастер-класс «Систематизация содержания раздела, темы, понятия (на примере раздела «Растения)»
Данная форма работы позволит быстро и эффективно повторить раздел "Растения"...
План-конспект мастер-класса «Мастика и украшения из нее» (На примере выполнения)
Обучение основным приёмам изготовления отделочных полуфабрикатов из молочной мастики:-ознакомление с последовательностью изготовления молочной мастики и украшений из неё;- изготовление цветов и листье...
Мастер класс « Применение современных информационных технологии на уроках истории в гуманитарном образовательном пространстве»
Мастер – класс Применение современных информационных технологии на уроках истории в гуманитарном образовательном пространстве»...