«Новые возможности музейной педагогики»
материал (5 класс)

Сегодня, уважаемые коллеги, я приглашаю вас заглянуть в прошлое нашей необъятной России и узнать, как передать культурное наследие наших предков сегодняшним поколениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  

слайд 1

  слайд 2

 слайд 3 

Описание слайда: 

Цель мастер - класса: познакомить с опытом использования средств музейной педагогики в образовательном пространстве школы.

слайда 4 

слайда

слайд

«Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную

Описание слайда: 

«Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека

Слайд 1. 

«Новые возможности музейной педагогики»

«Голь на выдумки хитра». Эта пословица как никогда подходит для учителей, чей пыл и желание работать «на всю катушку» не расходятся с делом. Так получилось и в нашей  средней школе.

Слайд 2.

Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть к новому принадлежим.

                                                     Вадим Шефнер

Сегодня, уважаемые  коллеги, я приглашаю вас заглянуть в прошлое нашей необъятной России и узнать, как передать культурное наследие наших предков сегодняшним поколениям. И в этом нам могут помочь музейные занятия. Я хочу поделиться опытом использования технологии музейной педагогики.

В моей педагогической деятельности наступил момент, когда мне стало очевидно, что одних уроков для формирования у учеников нравственных качеств патриота, гражданина явно недостаточно. Пришли дети с другим миропониманием, с другим мироощущением. Они не понимают многих слов, привычных для нашего поколения – веретено, коромысло, сундук и т.д. Да что там веретено! Не все понимают, почему нужно было носить пионерский галстук, почему надо было собирать металлолом, «А я бы отказался», говорят ребята.

Как объяснить им то, что мне кажется естественным и простым? Как не дать прерваться памяти поколений?

Я пришла к выводу, что осуществить это можно педагогу с позицией воспитателя. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального и общего образования, где внеурочной деятельности придаётся большое значение.

Необходимость обновления методов и форм образовательного процесса привела к активному внедрению средств музейной педагогики в школу. На мой взгляд, именно музей помогает решать многие проблемы в воспитании и обучении детей.

Слайд 3.

Цель мастер – класса: познакомить вас с опытом использования средств музейной педагогики в образовательном пространстве школы.

Уважаемые коллеги!

Как вы думаете,  что бы вы хотели узнать по данной теме?

Как правильно спроектировать экспозицию, а так же разместить предметы и документы на экспозиционной площади?

Какие основные этапы работы над экспозицией?

Итак, уважаемые друзья, у нас сегодня интереснейшее занятие. Мы будем учиться составлять музейную мобильную экспозицию музея – «Музей в чемодане». Отличие такого музея от стационарного тем, что экспонаты можно не только разглядывать, но и трогать, и даже примерять. Это повышает интерес учащихся, особенно начальной школы к изучаемым предметам. Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически. А началось все с замечательного

Где-то в дальнем углу антресолей

Дерматиновый, пылью покрытый,

Чемоданчик потертый, забытый.

В нем хранятся обрывки историй.

Такой чемодан и оказался на антресоли одного из наших педагогов. И тут работа закипела!

Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам). «Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности может быть использован для организации выездных выставок, разных образовательных учреждениях, детских садах и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.

Я раздаю вам слова и попрошу вас встать и объединиться по тематике слов в две группы.

Итак, у нас образовалось 2 группы.

Первая группа будет составлять экспозицию «Школьная жизнь 50-60 годов 20 века»

Вторая группа  «От героев былых времен...»

Ваша задача составить экспозицию и определить правила по Порядку размещения экспонатов. Время на выполнения задания 2 минуты.

Пока группы пробуют составить свои экспозицию, я вам расскажу  о том, что представляет собой музейная экспозиция.  Для сбора информации я организую поисково-исследовательскую деятельность учащихся с помощью интернета и планшетов, которые есть почти у каждого ученика. Дети  ищут справочные материалы, мы вместе с ними ее анализируем, классифицируем и обобщаем.

Итак, Музейная экспозиция-это целенаправленная и научно-обоснованная демонстрация музейных экспонатов (предметов), которые композиционно организованы, снабжены комментариями, художественно и технически оформлены. Экспозиция создает специфический музейный образ природного или общественного явления.

Экспонаты  в экспозиции  группируются по- разному. Иногда это интерьер дома, фрагмент природной среды или определенное расположение предметов.

Как же мы составляем экспозицию?

Существует научно-обоснованный порядок группировки экспозиционных материалов. Он называется методом построения экспозиции.

У нас традиционно выделяют несколько методов экспонирования. Рассмотрим самые интересные:

  1. Ландшафтный(показ на слайде) Ландшафтный метод-  зародился в Лондоне (1851г.) на выставке биологических групп животных.Из леса был срезан и привезен почвенный покров, каждый цветок и травинка были сделаны  из другого материала (воск,бумага) и все это распологалось так, как это было в природе.

(пенечек, грибочек,цветы ландыша ит.д.)Муляжи, фотографии, лепка,т.е. ландшафтный метод – это прародитель панорамы и диарамы, как мы их сейчас называем.

  1. Ансамблевый(показ на слайде) Следующий метод- ансамблевый. Сложный в условиях школьного музея. Огромное значение уделяется пространственному решению. Большие экспозиционные пространства, применяются подиумы- для открытого экспонирования больших предметов, рамные конструкции.Например, фрагмент Романовского моста. Цветовая гамма и освещение здесь также играет  большое значение. Такие экспозиции создаются в творческом союзе с художниками, архитекторами, дизайнерами и инженерами. Исходными документами являются проект и художественная концепция экспозиции.

   3.Тематический(показ на слайде  Тематическая экспозиция- в нее входят архивные и фотографические материалы,документы, экспонаты по заданным темам. Например экспозиция “Умирая,не умрет герой...” (Слова из стихотворения Мусы Джалиля). Что мы здесь можем разместить? Конечно, фотографии соратников великого поэта из числа ветеранов Великой Отечественной войны,фотографии фронтовиков, военные письма и открытки.

Тематическая экспозиция- это экспозиция, где посредством музейных экспонатов мы раскрываем тему, проблему, создавая определенный образ какого либо события или явления.

Наши участники мастер класса занимаются составлением такой тематической экспозиции. Давайте посмотрим что у них получилось.

Каждая группа представляет правила по Порядку размещения экспонатов.

Порядок размещения экспонатов имеет некоторые  правила:

•        крупные изображения и связующие тексты помещаются в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над ним;

•        мелкие предметы, изображения и документы, требующие детального рассмотрения, помещаются на уровне глаз;

•        наиболее важные по содержанию экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь, что бы можно было их увидеть в первую очередь. Такой наиболее обращающей на себя внимание частью плоскости является участок, лежащий вверх от её центральной горизонтальной оси. Он поглощает 60% внимания зрителей;

•        не связывая себя необходимостью располагать экспонаты по всей стене (стенде, щите), соблюдать осевую симметрию, экспозиционер тем не менее должен размещать их в определённой системе, которая позволяла бы воспринимать сгруппированные экспонаты в единстве.

Если после сравнения правил есть ошибки, группы исправляют экспозиции.

Как вы думаете, участники мастер-класса, какой подход в обучении мы использовали при обучении составления музейной экспозиции.

(В процессе чего вы знакомились с правилами) В деятельности. На сегодняшнем мастер-классе я показала вам, как можно использовать деятельностный подход в образовании, Основная идея которого состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.  Мастер-класс мне хотелось бы закончить словами

Если хочешь научить меня чему – то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках.

На парах  вы видите музейные экспонаты. Как они могут быть использованы в образовательном процессе школы?

Ответы участников мастер-класса.

На каких уроках можно использовать эти предметы?

Ответы участников мастер-класса.

Я с вами полностью согласна и считаю, что невозможно разделить музей и образовательный процесс.

Сейчас я предлагаю вместе изучить основные идеи технологии музейной педагогики и затем ответить на вопросы.

В течение 3-5 минут изучите материал в парах

Учитель-мастер проводит опрос по технологии музейной педагогики и в это время информация появляется на слайде.

Слайд 5. 

1. Что же такое, музейная педагогика?

Слайд 6. 

2. Какие ключевые понятия технологии музейной педагогики?

Слайд 7, 8. 

3. Определите цель и главную задачу технологии музейной педагогики?

Как вы считаете, как музейная педагогика влияет на образовательный процесс?

Ответы участников мастер-класса.

Учитель-мастер подводит небольшой итог по технологии музейной педагогики. На слайде появляется кластер с ключевыми понятиями.

Итак, музейная педагогика - составная часть педагогического знания. 

Действительно, в технологии музейной педагогики заложены огромные, на мой взгляд, возможности. (Самореализация, эмоциональное и интеллектуальное воздействие, интерес на уроках и во внеурочной работе и т. д.).

Существуют разные классификации форм музейной деятельности.

1) формы, производные от образовательно-воспитательной функции музея (лекция, консультация, музейный урок, музейное занятие);

2) формы, производные от рекреационной функции музея (экскурсия, спектакль, концерт, бал, мастер-класс, виртуальный музей).

Как вы считаете, какие из представленных форм работы являются традиционными, а какие нетрадиционными?

(Работа с кластерами и озвучивание участниками семинара)

Традиционная форма занятий в музее — экскурсия, в настоящее время заменяется и комбинируется с нетрадиционной, проводятся интерактивные занятия, используются современные технологии (автогид, аудиогид). Музейные занятия можно приравнивать по значению со школьным уроком, при условии содержания соответствующего тематике материала.

К нетрадиционным моделям проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;

- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.

Особенно эффективна в музейной педагогике технология коллективных творческих дел, а именно создание музейных экспозиций.

Музей – это храм Прошлого, отражение Настоящего, окно в Будущее.

Хорошо, что в школах  есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе все-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Ты в музей пришёл не просто гостем,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни.

Благодарю вас за активное участие в нашем мастер-классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музейной педагогики в работе классного руководителя

      В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила  70-летний юбилей. Торжественное празднова...

Роль музейной педагогики в воспитательной работе

      В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила  70-летний юбилей. Торжественное празднова...

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...

Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»

Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...

Сафонова - Виртуальная музейная педагогика: возможности и перспективы

Эта работа - итоговая работа курса повышения квалификации «Музейная педагогика в образовательном процессе образовательного учреждения»....

Музейная педагогика как инновационная технология социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В  последнее  время  отечественная  педагогическая  наука  терпит  значительные  изменения  в  контексте  внедрения  новых  форм,...