Музейная педагогика как инновационная технология социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья
В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых форм, методов и приемов организации учебной деятельности. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая активно внедряет такие инновации в школьную практику, есть музейная педагогика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika_kak_innovatsionnaya_tehnologiya_sotsializatsii_obuchayushchihsya_s_ovz.docx | 25.03 КБ |
muzeynaya_pedagogika.ppt | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика как инновационная технология
социализации обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Руководитель
Сызранского филиала
ГБОУ школа-интернат № 2
для обучающихся с ОВЗ г.о. Жигулёвск
Панова Ольга Васильевна, к.п.н.
В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых форм, методов и приемов организации учебной деятельности. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая активно внедряет такие инновации в школьную практику, есть музейная педагогика.
Современные школьники отличаются от прежних поколений. Они увлекаются компьютерными технологиями, современными видами искусства, новыми телепрограммами. Дети зачастую не в силах справиться с потоком необработанной информации, они забывают о нравственных ценностях, морали, культуре и важнейших достижениях человечества. Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности всех ступеней образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. В связи с этим необходимо искать, разрабатывать и внедрять новые формы и средства активизации познавательной деятельности. И на помощь нам приходит музейная педагогика, которую на сегодняшний день рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Почему в образовательных учреждениях на современном этапе большое значение уделяют музейной педагогики? Ответ прост: в наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патриотические чувства молодого поколения. Именно музейная педагогика оказывает большую помощь в процессе воспитания личности. Именно с помощью музейной педагогики я вижу возможность формирования гражданско-патриотических чувств у учеников. Воспитание обучающихся на примерах истории, осмысливание опыта предшествующих поколений является гарантом того, что патриотизм и гражданственность будут всегда нормой общества.
Цели музейной педагогики в школе:
- Развивать эмоциональную сферу детей и воспитывать у учащихся любовь к родному краю;
- Формировать у учащихся способность проникать во внутренний мир (предназначение, историю, пользу, культурно-экономическое значение) предметов, постигать их истинную ценность;
- Воспитывать у учащихся элементы исторического сознания;
- Формировать у учащихся конкретные знания в области истории, воспитывать у учащихся чувства национального самосознания и любви к истории родного края. Таким образом, музей в школе является средством творческой самореализации личности, маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Школьный музей – прекрасное средство для повышения учебной мотивации учащихся, расширения их кругозора, формирования навыков, необходимых в научно-исследовательской и проектной деятельности. Музейная педагогика предполагает проведение уроков по различным научным дисциплинам (биология, история, физика, музыка, природоведение, художественная культура) в помещении музея или с использованием экспонатов на базе школы. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно – пространственной среде, она дает учителю возможность:
-осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
-сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
-раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
-объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-организовать интересные уроки и дополнительные, внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее.
Таким образом, музейная педагогика – это целый комплекс образовательных и воспитательных мероприятий, применяемых на практике, основывающихся на всестороннем использовании материалов как школьных, так и городских музеев.
Педагогический коллектив Сызранского филиала ГБОУ школы-интерната № 2 г.о. Жигулевск осуществляет большую работу по патриотическому воспитанию детей с ОВЗ. Был разработан и реализован проект «Голубь мира». В рамках проекта совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья были сшиты 2000 белых голубей. Проведены интерактивные площадки в микрорайонах города. Символ мира – белый голубь был вручен ветеранам Великой отечественной войны в г. Сызрань и Самаре, а также ветеранам Второй мировой войны в США г. Портленд.
Создана Музейная комната «Старая квартира» развивающее пространство школы
по духовно нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ОВЗ. На базе которой проведены: Акция «Предметы ушедшей эпохи»; Исследовательско-поисковая работа учащихся школы, в рамках акции «Я – гражданин России».
Создано четыре постоянных экспозиций, и регулярно создаются временные. Созданы компьютерные мультимедийные издания:
«Дорогою добра»;
Творческий альбом «Учитель глазами учеников»;
Исторический очерк «Моя Малая родина».
Разработано более десяти тематических экскурсий
Разработано и издано Центром специального образования Самарской области авторское Учебное пособие «История и культура Самарского края».
Сызранский филиал - Победитель областного конкурса
"Лучший проект туристского маршрута малых городов и сел Самарской области".
Проект "Почтово - телеграфная контора - памятник архитектуры XIX века" стал победителем в номинации
"Лучший познавательный маршрут"
Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с интересом будут заниматься в школьном музее, особенно когда сами являются участниками творческого процесса, при этом будет повышаться их культурный уровень, возникнет потребность в получении новых знаний.
Музей способствует формированию личности обучающихся, воспитанию гражданина и патриота, достойного человека общества. Работа в музее формирует нравственное отношение к прошлому. К прошлому, без осмысления которого, нельзя понять настоящее и предвидеть будущее.
Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим образованием. Школьный музей, как и любой другой музей, способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками значимости своего родного города в богатой истории Самарского края и страны, ориентируют школьника на гражданские патриотические ценности.
Список литературы
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011.- 223 с.
- Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.
- Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.
- Музей и школа /Под ред. Т.А.Кудриной. М.: Просвещение, 1985. – 192 с.
- Столяров Б. А. Музейная педагогика. М. 2004. С. 105-108.М.: Высш. шк., 2004 — 216 с.
- Следзевский И.В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия.// Преподавание в школе. - №7. - 2007. -С. 10-15.
- Туристско–краеведческие кружки в школе: Методические указания для руководителей /Под ред. В.В.Титова. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музейная педагогика – это особый процесс представления обучающемуся культурных ценностей с целью погружения (соучастия, сопереживания) последнего в представляемую тему, событие или исторический период средствами информационно-коммуникативных и интерактивных технологий.
Цели музейной педагогики в школе : Развивать эмоциональную сферу детей и воспитывать у учащихся любовь к родному краю; Формировать у учащихся способность проникать во внутренний мир (предназначение, историю, пользу, культурно-экономическое значение) предметов, постигать их истинную ценность; Воспитывать у учащихся элементы исторического сознания; Формировать у учащихся конкретные знания в области истории, воспитывать у учащихся чувства национального самосознания и любви к истории родного края.
Музей в школе является средством творческой самореализации личности, маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Школьный музей даёт возможность: -осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; -сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; -раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; -объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; -организовать интересные уроки и дополнительные, внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее.
Проведена акция в поддержку МИРА, раздавая белых голубей. Проект «Голубь мира»
Музейная комната «Старая квартира» развивающее пространство школы по духовно нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ОВЗ. Созданы компьютерные мультимедийные издания: «Дорогою добра»; Творческий альбом «Учитель глазами учеников»; Исторический очерк «Моя Малая родина». Акция «Предметы ушедшей эпохи» Исследовательско-поисковая работа учащихся школы, в рамках акции «Я – гражданин России». Создано четыре постоянных экспозиций, и регулярно создаются временные. Разработано более десяти тематических экскурсий
Сызранский филиал - Победитель областного конкурса "Лучший проект туристского маршрута малых городов и сел Самарской области". Проект "Почтово - телеграфная контора - памятник архитектуры XIX века" стал победителем в номинации "Лучший познавательный маршрут" Победитель дистанционной викторины «Знатоки родного края»
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. (Плутарх)
Вместе мы –сила!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейная педагогика,как инновационная педагогическая технология
Выступление на семинаре -практикуме 05.02.2013...
Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании предметно- развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС.
Музейная педагогика в ДОУ является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения ребёнка в специально организованную предметно- развивающей среды....
Презентация на тему: Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология, основа социализации личности ученика
Презентация на тему: Из опыта работы "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология, основа социализации личности ученика"...
Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология
В последнее десятилетие в российских школах все больше становится паспортизированных музеев. Поэтому особое внимание в системе образования уделяется музейной пед...
статья на тему «Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности всех ступеней образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы макси...
«Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».
В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых форм,...
статья на тему«Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».
Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодей...