Экскурсия по зоологическому кабинету «Станции юных натуралистов» «Аквариумные рыбы»
методическая разработка (5, 6, 7 класс)
Цель мероприятия:
- Формирование у учащихся системы ценностных отношений к природе и окружающему миру, посредством изучения основ аквариумистики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akvariumnye_rybki_gryazneva_s.a.docx | 485.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия» г. Мичуринска Тамбовской области
Экскурсия по зоологическому кабинету
«Станции юных натуралистов»
«Аквариумные рыбы»
Разработчик:
Грязнева С.А., учитель технологии
г. Мичуринск, 2019
Цель мероприятия:
- Формирование у учащихся системы ценностных отношений к природе и окружающему миру, посредством изучения основ аквариумистики.
Задачи:
образовательные:
- углубить знания учащихся о внешнем строении и жизнедеятельности аквариумных рыб, представителей «Уголка живой природы»;
- сформировать знания о видовом разнообразии аквариумных рыб, растений;
развивающие:
- развить познавательный интерес к живой природе через межпредметные связи;
- развить наблюдательность при рассматривании объектов живой природы;
- развить основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам;
- развить умение любоваться красотой, изяществом животных;
- обогатить словарный запас учащихся.
воспитательные:
- сформировать устойчивый интерес к изучению обитателей аквариумов;
- воспитать активную жизненную позицию учащихся, эстетический вкус, бережное отношение к окружающему миру.
Место проведения экскурсии:
- зоологический кабинет МБОУ ДО « Станция юных натуралистов».
Методы:
- словесный (эвристическая беседа),
- наглядный (демонстрация живых объектов).
Оборудование:
-полностью оснащенные необходимым оборудованием и заселенные аквариумы, книги, журналы с цветными фотографиями аквариумов и рыб.
Целевые группы:
- дети из организации «Вера. Надежда. Любовь».
План проведения мероприятия
Организационно-мотивационная часть
(Перед началом занятия педагог проводит инструктаж по технике безопасности «Правила поведения в уголке живой природы»).
Человек с первого дня своего появления на планете контактирует с рыбами. Благодаря своим удивительным биологическим особенностям рыбы стали персонажами мифов, сказок, легенд. Первыми произведениями искусства, посвященными рыбам, можно назвать некоторые наскальные рисунки, найденные в Южной Европе, и удивительное по исполнению блюдо из глины, относимое к китайскому направлению.
Количество сказок, мифов и легенд, в которых фигурируют рыбы, чрезвычайно велико.
Слово «аквариум» употребляется с конца ХVШ начала ХIХ веков и означает сосуд для содержания и разведения водных животных и растений, Но было бы ошибочно считать, что декоративное рыбоводство появилось одновременно с этим понятием. Еще на заре человеческой цивилизации, люди ловили и пытались содержать рыб вблизи домов - в прудах, бассейнах, ваннах. Их содержали в искусственных водоемах по двум причинам: чтобы обеспечить себя пищей (например - карп селекционируется около 2000 лет) и из эстетических соображений – они необычной формы, ярки, легко приручаются и т.п.
Основная часть
- Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли сегодня к нам в гости. Вы пришли на «Станцию юных натуралистов». А кто такие натуралисты? (Это люди, которые занимаются изучением природы).
Вы уже, конечно, обратили внимание на то, что вас окружает здесь. Вам нравится? Сейчас я вам загадаю загадку, и вы поймете, о чем мы будем с вами разговаривать.
Слайд
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Вильнет хвостом
Туда-сюда – и нет ее,
И нет следа.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
-О ком идет речь в загадках?
Правильно, о рыбках.
Педагогг включает запись журчания ручья.
- Какие звуки вы услышали? Что напоминают вам эти звуки?
- Где живут рыбки? (в воде)
- Чем питаются рыбы (Другими рыбами, морскими растениями).
- В каких водоемах могут жить рыбы (В реке, озере, пруду, море, океане).
- А могут рыбы жить в болоте (Нет, там грязная вода).
Слайд
- Как называется детеныш рыбы (Малек).
- Из чего выводятся мальки (из икринок).
Слайд
- Чем покрыто тело рыбы (Чешуей).
- Что помогает рыбам передвигаться в воде (Обтекаемая форма, гладкая поверхность, плавники, хвост).
- Покажите ладошками, как рыба машет хвостиком, когда плывет (Пальчиковая гимнастика).
Как вы думаете, рыбка нас видит? (у рыбки есть два глаза, с левой и с правой стороны)
- А теперь давайте позовем рыбок, я легонько постучу по аквариуму (дети наблюдают за реакцией рыбок). Рыбки реагируют на стук, подплывают.
- Рыбки слышат наш стук, у них нет ушей снаружи, но есть внутренне ухо.
- А посмотрите, как рыбки дышат (заглатывают ртом поток воды).
-В воде находится воздух, рыбка вздыхает его жабрами, а отфильтрованная вода выходит с двух сторон. Рыбка любит жить в воде, это ее дом.
- С помощью чего рыбы дышат? (С помощью жабр).
- А где еще могут они жить? Отгадайте загадку.
Слайд
Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы (Аквариум)
Домик из стекла, с водой,
Есть в нём садик небольшой.
И ракушки там и тут,
Рыбки в домике живут.
Это что за домик, дети?
На загадку кто ответит? (Аквариум)
- Правильно, аквариум, а какие жильцы живут в этом прозрачном домике? (Рыбы).
Слайд
Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами совершим необыкновенное путешествие - путешествие в подводный мир и познакомимся с этим удивительным миром. В этом мире природа украшает морское дно разноцветными кораллами и причудливыми водорослями. В этом мире живут маленькие и большие, разноцветные, необыкновенной красоты рыбки.
Слайд
- Что вы видите на этом слайде? (Морское дно, водоросли разноцветные, ракушки, камушки и т.д.).
- Посмотрите, какое красивое морское дно. Какие цвета вы здесь видите?
Слайд
- Люди, когда дома заводят аквариумных рыбок, они хотят создать красивый уголок природы, поэтому в домашних аквариумах тоже можно увидеть разноцветные камушки и песок, ракушки и кораллы, разноцветные водоросли.
Слайд
- Давайте посмотрим на эти водоросли. На что они похожи? (на листики, на травку, на елочку).
- Как вы думает, а почему они все такие волнистые, извилистые? (вода движется все время, рыбки плавают и водоросли колышутся).
- Покажите в воздухе рукой, как двигаются водоросли в воде? (Пальчиковая гимнастика).
- Молодцы, ребята, а мы с вами отправляемся дальше в путешествие к обитателям аквариума.
- В природе существует огромное количество рыбок. Но ведь у них есть и общие черты, что их объединяет.
- Кто может сказать, что их объединяет? (у всех рыбок есть голова, туловище, хвостик, плавники боковые, грудные, спинные).
Слайд
- Давайте посмотрим с вами строение рыбки. Из чего она состоит? Что у нее есть? (голова, туловище, плавники, глаза, рот, жабры).
- Какую форму имеют рыбы? (овальную).
- В природе существует огромное количество рыбок. Давайте посмотрим на некоторых из них.
Слайд
- Скажите мне, пожалуйста, чем отличаются эти рыбки? (формой, расцветкой).
- Давайте познакомимся с рыбами, живущими в аквариумах нашего живого уголка.
Слайд
Отгадайте загадку
Все желанья исполняет
К нам из сказки приплывает
Рыбка родом из Китая
Угадали? (Золотая рыбка Вуалехвост)
- А почему она так называется? (ответы детей).
Насчитывается более 120 разнообразных пород золотых рыбок. Они предпочитают воду, насыщенную кислородом и просторный аквариум. Со временем вырастают до 16 см, при этом запускать следует несколько особей. Если будут соблюдены условия содержания, то хлопот с ними не возникает.
Слайд
Золотая рыбка Телескоп.
Золотая рыбка, названная телескопом за выпуклые глаза. Выступающие глаза полностью формируются у взрослых особей после 6 месяцев. Из-за специфичного строения век от аквариумных декораций с острыми элементами стоит отказаться. Как и остальные золотые рыбки, телескоп не нуждается в сложном уходе.
Слайд
Хвост у нее на настоящий меч похож,
Заметная окраска.
Плывет быстро,
А называется... (Меченосец).
- А почему эта рыбка так называется? (у нее хвостик похож на длинный меч).
Свое название меченосец получил из-за выроста на хвосте, напоминающего меч. Это небольшая живородящая особь, для которой характерны интересные цветовые сочетания в окрасе, непритязательность и высокий уровень выживаемости.
Слайд
Рыбка эта как луна
Серебриста и стройна,
Осторожна и игрива
Плавает неторопливо (Скалярия).
Отличаются плоской формой тела и большими плавниками. Эта оригинальная рыбка — не самая простая в содержании и в какой-то момент может «заскучать» без видимых причин. Довольно привередлива в выборе корма, вплоть до недельных «голодных забастовок». Скалярии обитают стаями. В аквариум следует заселять от 4-6 экземпляров.
Слайд
Одеваются нарядно
Поглядеть на них приятно
Однотонные, рябые,
Желтые и голубые
Некапризные рыбешки
Всем знакомые (Гупешки).
Живородящие рыбки, которые радуют своих хозяев потрясающим внешним обликом. Гуппи неприхотливы в еде и простые в уходе. Многие породы отличаются симпатичным вуалевым хвостом. Размеры тела небольшие: 1,5–4 см в длину.
Гуппи – пресноводная живородящая рыбка. Впервые гуппи были завезены в Европу в прошлом веке и сразу получили широчайшее распространение из-за неприхотливости, простоты получения потомства и огромного количества цветовых вариаций.
- Вы заметили, что рыбки имеют отличия по размеру, форме и окраске? (ответы детей)
- Да, это самки и самцы гуппи. Они отличаются по размеру, форме и окраске. Самки гуппи крупнее самцов, однако, менее красивы. По характеру рыбки веселы, уживчивы, подвижны. Но главное, что они производят на свет живых, вполне сформировавшихся мальков.
- Гуппи предпочитают аквариум со свежей, регулярно подмениваемой водой, достаточным пространством для плавания. Рыбки практически всеядные, они могут поедать сухие корма, мелко нарезанное мясо, филе кальмаров.
Но не будем забывать о том, что температура в аквариуме не должна превышать +25С иначе рыбки могут заболеть и погибнуть. Также температура не должна понижаться ниже +18С, рыбки также могут заболеть и погибнуть. Чтобы рыбки жили долго, росли красивыми и здоровыми, надо правильно и бережно за ними ухаживать.
Слайд
Рыбу хищную с усами
Называем мы … (Гурами)
Разновидность лабиринтовых рыбёшек. Различны по внешнему виду и окрасу. Гурами адаптируются к разным условиям. Важная деталь для нормальной жизнедеятельности – доступ к воздуху.
Слайд
Барбусы
Маленькие особи аквариумных рыбок семейства карповые поражают разнообразием видов. Рыбки барбусы всеядны, любят приглушенный свет и без труда приспосабливаются к разным условиям.
Слайд
Моллинезия.
Небольшая комнатная живородящая рыбка, достигающая 10 см в длину. Разведение и содержание не требует огромного опыта. Основное разнообразие расцветок моллинезии составляет серебряный и золотистый, а также тёмный и зелёный. Серебристый окрас с чёрными точками – отличительная черта моллинезии породы Далматинец. Начинающим аквариумистам больше подойдёт разновидность с короткими плавниками.
Слайд
Неон.
Рыбка с серебристым брюшком и широкой яркой сине-зеленой полосой, достигают 2–3 см в длину. Неоны отличаются мирным нравом, не требовательны к качеству воды и корма. Однако они не любят яркого света, предпочитая тенистые участки, засаженные аквариумными растениями.
Слайд
Петушок.
Имеет хвост, напоминающий длинное струящееся платье. Очень яркая рыбка с роскошными плавниками. Петушок неприхотлив и способен жить даже без фильтра и компрессора, ему не требуется большой объем воды. Однако из-за своего бойцовского характера петушок не терпит соперников. Подсаживать к самцу петушка другого самца и даже самку рискованно.
Слайд
Боции.
Эти рыбки относятся к семейству вьюновых рыб. Это небольшие, с торпедо образной формой тела рыбки. Живот у них плоский, если посмотреть на рыбку спереди, то форма тела близка к треугольной. На острой мордочке 3-4 пары усов. Кроме усов у рыбок боций еще имеются небольшие шипы под глазами, которые не особо заметны в спокойном состоянии, но если рыбка встревожена, то она резко выпячивает эти шипики, которые так и торчат горизонтально. Уколоться об эти костяные выросты будет очень больно, и при покупке рыбок следует понимать, что полиэтиленовый пакет никак нельзя использовать для переноски.
На плавниках брюшка и груди имеются небольшие присоски, с помощью которых рыбки присасываются к корягам, листьям, субстрату. Окраска этих рыб различная, и зависит от многих факторов: от внешних условий обитания, наследственности, разновидности.
Слайд
Сомик.
Неприхотливая и миролюбивая рыбка уживается практически в любой компании. Любит сумрачное освещение. Если аквариум сильно освещен, предпочтет проводить время в укрытии. Может и просто полежать на камнях или в зарослях. Эту рыбку называют санитаром аквариума. А как вы думаете почему? (ответы детей).
Пецилии.
Очень популярный вид живородящих рыб. Имеется большое разнообразие вариантов окраса. В природе часто встречаются виды желтого цвета с черными вкраплениями. Пецилии неприхотливые и мирные.
Слайд
Тернеция.
Маленькие представители семейства харациновых. Тело рыбок достигает 5 см в длину и стандартно имеет серебристый цвет. Окрас примечателен парой темных вертикальных полос. Существуют искусственно выведенные виды с ярким цветным окрасом. Из требований к уходу можно выделить необходимость своевременно менять воду и поддерживать среду обитания в чистоте. Стайные рыбки.
Слайд
Цихлазомы.
Размер рыб зависит от вида. Популярны особи размером 10–12 см, например, Цихлазома Мееки или Чернополосая цихлазома. Предпочитают держаться в стаях или попарно, в период нереста становятся агрессивнее. Окраски бывают разные, в том числе полосатые и пятнистые. Очень своенравны в аквариуме и пытаются устанавливать свои порядки. Поэтому их следует держать отдельно от других рыбок.
Слайд
Макрогнатус.
Спутать этот тип рыб с другими достаточно сложно – у них запоминающийся внешний вид. Они имеют удлинённую форму, и в аквариуме могут достичь 25 сантиметров. В естественной среде обитания рыба может вырасти до 40 сантиметров. Рыба обладает различными типами окрасов. Как правило, самыми распространёнными считаются кофейные макрогнатусы, бежевые, оливковые. По бокам у рыбы имеются различные по размерам пятна с ободком, которые в простонародье называют «павлиньим глазом».
Аквариумный макрогнатус очень активен, но его можно увидеть только ночью. Днем он прячется под корягой, камушками, либо полностью закапывается в песок, ил. Рыбка очень бдительна, наблюдает за происходящим в окружающем её пространстве при помощи своего носа.
Слайд
Данио рерио.
В большом многообразии аквариумных рыбок данио рерио выделяются резвым нравом и запоминающейся окраской. Они, безусловно, украсят собой любой аквариум. Данио рерио — это одна из наиболее популярных и распространенных аквариумных рыбок, отличающаяся ото всех других своим удивительным окрасом и способностью выпрыгивать из воды в случае опасности. Из-за этих особенностей желательно держать данио рерио в аквариумах с закрытой крышкой, иначе вы рискуете потерять рыбок.
Давайте мы с вами на несколько секунд тоже превратимся в таких рыбок.
Физкультминутка.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Ребята, а вы знаете, для чего в аквариуме маленькая рамочка? Это кормушка. Все аквариумные рыбки хорошо едят сухой корм – дафний и циклопов. Это очень маленькие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выглядит, как порошок. Чтобы корм не расплывался по воде, его кладут в кормушку. Рыбкам дают корма не больше, чем они могут съесть, чтобы он не портился и не загрязнял аквариум. Кормят рыбок в одно и то же время. Вода в аквариуме всегда должна быть чистой и наполненной кислородом. Для этого используется специальное устройство, которое поставляет в воду кислород.
- Ребята, а для чего в аквариуме сажают аквариумные растения? (чтобы было красиво, уютно, чтобы рыбки могли прятаться, отдыхать среди листочков). А как рыбки отдыхают?
- Рыбка живая, поэтому нуждается в отдыхе. Она спит вечером и ночью, когда нет яркого света, стоя на месте в толще воды – возле дна, под кустом травы. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век. В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь.
- А сможет ли рыбка жить в грязной воде? (ответы детей).
- Рыбка не может жить в плохих условиях – грязной воде и грязном аквариуме, она начнет задыхаться, болеть и может погибнуть. В грязной воде рыбке нечем дышать, она часто подплывает к поверхности, высовывается из воды и хватает воздух ртом.
- О рыбках надо заботиться: убирать грязь, доливать чистую воду, протирать и мыть стекла аквариума, мыть камушки и растения.
Где ставить аквариум?
Не следует располагать аквариум у окна или недалеко от батареи. На него не должен падать прямой солнечный свет (происходит избыточный рост водорослей, вода «зацветает», создается общий дисбаланс). Кроме того, необходимо исключить перепады температуры воды — для многих рыб изменение температуры на пару градусов является критическим. При этом свет и тепло и рыбам, и аквариумным растениям жизненно необходимы — для этого используются искусственное освещение и обогрев. Световой день в аквариуме должен составлять около 12-14 часов в сутки.
Как установить аквариум?
- Предварительно вымыв приобретенную стеклянную емкость, поместите в нее грунт (также промытый), залейте водопроводной водой (лучше ее предварительно отстоять), посадите растения.
- Подключите фильтр, освещение, обогрев.
- Затем аквариум необходимо накрыть специальной крышкой и оставить на 1-2 недели (чем дольше, тем лучше).
- Только после этого в аквариум можно заселять рыб.
Видеоролик
Игра «Аквариум и его жители»
- Рыбами мы полюбовались, а теперь посмотрим и назовем, что есть у рыб и зачем это им нужно:
• Тело овальной формы.
• Плавники на спинке и брюшке (помогают рыбки плавать в воде).
• Хвост (помогает плыть, рулить и поворачивать).
• Есть глаза (рыбы спят с открытыми глазами, потому что нет века).
• Есть рот (чтобы рыбка питалась).
• Есть жабры (с помощью их рыбы дышат под водой).
• Тело покрыто чешуйками.
- Давайте хорошо посмотрим, ребята, а кто еще живет вместе с рыбами в аквариуме (ответы детей).
- Правильно – это улитки, ракушки, аквариумные растения.
- Как вы думаете, рыбы, улитки - они живые или нет? (ответы детей)
- Правильно, рыбки и улитки живые существа.
- В какой воде им хотелось бы жить? (ответы детей)
- В чистой воде.
- Скажите, ребята, а для чего в аквариуме нужны растения? (некоторые рыбы спрячутся там и могут полакомиться травинками.)
- Давайте подумаем и ответим: чем питаются аквариумные рыбки?
-Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю сделать небольшой аквариум своими руками. Для этого нам потребуется цветной картон и бумага, клей и ножницы и немного вашей фантазии (ребята делают аквариум).
- Посмотрите, ребята, какие красивые аквариумы у вас получились!
Заканчивая нашу экскурсию по живому уголку хочется отметить следующее:
Общение с обитателями аквариумом развивает школьников эстетически, помогает воспитанию хорошего вкуса. Известно, что простое созерцание аквариума со свежей зеленью и здоровыми рыбами улучшает состояние нервной системы, снимает возбуждение, успокаивает человека.
Информационные ресурсы:
М.Н. Ильин «Аквариумное рыбоводство»
В.С. Жданов «Аквариумные растения»
М. Брейли и П. Бергресс – «Золотая книга аквариумиста»
А.С. Полонский «Содержание и разведение аквариумных рыб»
https://rybkies.ru/rybki/nazvaniya-akvariumnyh-rybok.html
https://fanfishka.ru/akvariumnye-stati/944-populyarnye-akvariumnye-rybki.html
https://vyboroved.ru/raznoe1/926-luchshie-akvariumnye-rybki.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное партнёрство: грани взаимодействия лицея и станции юных туристов
В данной статье представлен опыт многолетней совместной работы учителей географии лицея и сотрудников СЮТур по обучению учащихся навыкам туризма, краеведения....
Методическое пособие на тему "Спортивное ориентирование в системе дополнительного образования детей на примере городской станции юных туристов г. Ногинска"
В этом методическом пособии дано описание средств и методов проведения занятий по спортивному ориентированию в системе дополнительного образования на примере городской станции юных туристов. Даны прим...
Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».
В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...
Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях бисероплетениемв детском объединении "Рукодельница" МОАУ ДОД "Станция юных техников г. Кирова"
В статье показана деятельность руководителя детского объединения «Рукодельница» по развитию творческих способностей воспитанников. Раскрываются основы содержания программы, эффективные приемы и методы...
Виртуальная экскурсия в зоологический музей г. Санкт - Петербурга
Презентация позволит провести виртуальную экскурсию по залам музея для детей подготовительной группы детского сада....
Конспект урока-экскурсии в зоологический музей
конспект урока...
Презентация к уроку-экскурсии в зоологический музей
презентация к уроку...