Методическое пособие на тему "Спортивное ориентирование в системе дополнительного образования детей на примере городской станции юных туристов г. Ногинска"
методическая разработка на тему
В этом методическом пособии дано описание средств и методов проведения занятий по спортивному ориентированию в системе дополнительного образования на примере городской станции юных туристов. Даны примеры проведения занятий, спортивных мероприятий и конкурсов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РЕФЕРАТ
На тему
«Спортивное ориентирование – в системе дополнительного образования детей
на примере городской станции юных туристов»
Подготовил
Охотников Сергей Владимирович
Ногинск. Московская область
2008
Уже в детском возрасте каждый человек способен ориентироваться в окружающей среде. Это является жизненно важным качеством. Перемещаясь в пространстве, он планирует и контролирует свои действия относительно видимых им объектов. Однако зрительно воспринимаемое пространство ограничено малой площадью, что не позволяет ориентироваться в незнакомой местности. Карта позволяет расширить представление об окружающей местности. Читая карту, человек может планировать своё передвижение относительно объектов, непосредственно в данный момент не видимых. Умение читать карту и оперировать картографической информацией для передвижения жизненно важно. (С. Д. Рыжов) /12/
По своему воздействию на организм занимающихся ориентирование занимает важное место в числе других видов спорта.
Ф. Д. Мухамитянов /9/ на примере школьников-старшеклассников показал положительное влияние занятий ориентированием на совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти и морально-волевых качеств.
Спортивное ориентирование по характеру физических нагрузок сопоставимо с бегом на длинные дистанции и лыжными гонками, однако, по количеству технических приемов, тактических ситуаций, по психологическому воздействию этот вид спорта можно отнести к группе спортивных игр. Не случайно разнообразие видов деятельности на соревнованиях по ориентированию способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, показателей глазомера /11/.
Улучшение показателей зрительной памяти на 22%, восприятия зрительного пространства на 37%, процессов переключения внимания на 27% отметил А. М. Магомедов /7/ у детей 10 лет после года занятий ориентированием.
Не менее важно использование практических умений и навыков ориентирования в успешном освоении школьной программы по географии. На это обращали внимание многие специалисты по методике преподавания географии /1/.
Влияние занятий ориентированием на военно-прикладную подготовку, отмеченное в 40-е годы Н. Г. Озолиным, В. Н. Вьюнковым, Л. Д. Штакельбергом /10/, не устарело и в наши дни. Более того, по мнению С.Ф. Богатова, О. И. Крюкова, оно возрастает: “Занятия спортивным ориентированием обеспечивает подготовку офицеров, сержантов и солдат, способных быстро и точно ориентироваться на незнакомой местности в самых сложных условиях, сноровисто и быстро передвигаться вне дорог, особенно в лесу, по болотам, преодолевать естественные и искусственные препятствия. Поэтому ориентированием должен в первую очередь овладеть личный состав разведывательных, воздушно-десантных и других подразделений, которым предстоит действовать мелкими группами в тылу врага в отрыве от своих войск” /2/.
Большое значение в настоящее время приобретает профессионально-прикладная подготовка многих специалистов с использованием элементов спортивного ориентирования. Необходимость картографической подготовки будущих геологов, горных инженеров, агрономов, землеустроителей и геодезистов, учителей географии отмечает целый ряд авторов /5,7/.
Таким образом, работами многих ученых и практиков доказана высокая оздоровительная и прикладная значимость занятий ориентированием на местности. Умение читать карту, пользование компасом, ориентироваться в сложных условиях незнакомой местности необходимы в трудовой и военной деятельности каждому человеку.
Как уже отмечалось, спортивное ориентирование играет важную роль в системе подготовки учащихся. На станцию юных туристов приходят дети из разных учебных заведений. У них разные цели, разные интересы. Но тот интерес к спортивному ориентированию, который мы пытаемся привить им в процессе занятий, поможет им укрепить здоровья, развить понимание спортивной карты и навыки пользования компасом, воспитать морально–этические и волевые качества, устранить недостатки физического развития, определиться с будущей специальностью, позволит повысить внимание, наблюдательность, логическое мышление.
Однако на городской станции юных туристов не всегда существует возможность набора учащихся в специализированные группы спортивного ориентирования. Это обусловлено, во-первых, отсутствием необходимого количества педагогов – специалистов в области спортивного ориентирования. Во-вторых, часть детей занимается в других объединениях: туристских, экологических, краеведческих и т. д., но, тем не менее, проявляют интерес и к ориентированию.
Исходя из этих причин, мы рекомендуем несколько способов приобщения детей к спортивному ориентированию, которые не требуют большого количества специалистов и позволяют заинтересовать всех желающих.
Проведение уроков ориентирования в виде массовых открытых соревнований.
Соревнования – важная составная часть спортивной подготовки детей, подростков. Они способствуют совершенствованию технико-тактического мастерства, морально-волевых и физических качеств. В процессе участия в соревнованиях ориентировщик приобретает опыт приспособления к различной местности. Ведь ни в одном виде спорта внешние условия не оказывают такого определяющего влияния на спортивный результат, как в ориентировании. (Ю. С. Воронов) /4/.
В нашем случае мы назвали соревнования «Ориентирование для всех». Система подобных стартов успешно применяется в Москве Николаем Сытовым. Эти соревнования носят название «Московский меридиан». Нечто подобное используем и мы. В году два цикла – весенний (апрель-май) и осенний (сентябрь-ноябрь). Соревнования в одном цикле проводятся в несколько туров (как правило 5-6). Участникам предлагается на выбор три дистанции различной сложности и протяжённости. Победитель самой сложной дистанции получает за победу 1000 очков. Далее по формуле:
(ОЧКИ = ВРЕМЯ ПОБЕДИТЕЛЯ х 1000 \ ВРЕМЯ УЧАСТНИКА)
посчитываем баллы остальных участников.
На более лёгкой дистанции победитель получает 500 очков и на самой лёкгой – 300. Возраст участников не играет роли, так как иногда на старт выходят люди, не имеющие, порой, никакой подготовки. Часто, на первых стартах, мы собираем небольшую группу новичков, даём этой группе инструктора из числа наиболее подготовленных спортсменов, и инструктор проходит с группой дистанцию, объясняя как правильно действовать, как читать карту, как пользоваться компасом. В последствии эти новички проходят дистанцию самостоятельно. Поскольку основной задачей является привлечение детей к занятиям спортивным ориентированием, мы стараемся использовать такие дистанции, которые приносят ребёнку только положительные эмоции. Полигоны, на которых проходят эти соревнования, находятся в черте города, часто около школ, в которых обучаются дети, поэтому лес не ассоциируется у детей с какой-либо опасностью. Карты имеют масштаб 1:5000 или 1:7500. Все карты герметизированы. Перед стартом новичков с ними прорабатывается маршрут и варианты взятия КП.
Подобная форма проведения пользуется большой популярностью. Это видно из диаграммы 1. Если при проведении первого цикла весной 2005 года участвовал 71 человека, осенью 2007 года – 133, то в соревнованиях осеннего цикла 2008 года приняли участие 219 человек в 8 группах. Не закрыта дорога и для взрослых спортсменов. Они также принимают участие в соревнованиях по группе МЖ16 и старше.
Диаграмма 1.
Проведение этих соревнований дало возможность выявить ребят, имеющих способности к спортивному ориентированию. Так из туризма пришёл в спортивное ориентирование Долгушин Андрей, который сейчас является одним из сильнейших ориентировщиков Московской области в группе М16. Такие как он привлекаются нами для проведения соревнований с младшими детьми, для планирования и постановки дистанций, обработки результатов.
Ориентирование без карты.
При проведении лагерей не всегда есть возможность проведения соревнований на картографированных полигонах. Поэтому применяем такой вид, как ориентирование без карты. Участники движутся по маркировке до контрольного пункта, где висят 3-4 фрагмента карт с изображением местности. Только один фрагмент является отображением той точки, где находится КП. Участник в карточке помечает номер нужного фрагмента.
Этот вид описан Феликсом Уховским, поэтому я не буду вдаваться в подробности. Отмечу, лишь, что для рисовки отдельных участков карты, которые вывешиваются на КП, мы также привлекаем старших ребят, имеющих достаточный опыт участия в соревнованиях. Для них это неплохая практика рисовки карт и придумывания новых ситуаций, которая, несомненно, пригодится им в соревновательной деятельности.
Этапы ориентирования на туристских соревнованиях.
Проводя соревнования по туристскому многоборью, мы обязательно включаем этапы ориентирования. В своей работе в этом направлении мы опираемся на труды Ю. С. Константинова /6/. В своей книге «Туристские соревнования учащихся» он подробно описал, какие виды ориентирования применимы для туристских соревнований. Мы проводим туристские слёты, как районные, так и областные. Большой популярностью пользуются соревнования «Школа безопасности». Если в первых городских соревнованиях в 2007 году приняло участие 12 команд общеобразовательных школ, то в 2008 году – уже 18 команд.
При проведении соревнований мы включаем этапы маркированной дистанции, ориентирования по выбору, ориентирования в заданном направлении, азимутального хода, обозначенный маршрут, который является прообразом упражнения «нитка».
Однако, учитывая, что в туристских соревнованиях с картой, как правило, работает один участник из команды, а остальные просто следуют за ним, мы практикуем соревнования патрулей. В этом случае команда разбивается судьёй на пары методом случайного отбора (тянут бумажки различного цвета, те, кто вытянул бумажку одного цвета, объединяются в пару и проходят свой маршрут по карте). Это даёт возможность большему количеству участников поработать с картой и попрактиковаться в ориентировании.
Краеведческое ориентирование.
Следующей особенностью, с которой нам приходится считаться, является то, что на станции юных туристов есть объединения и других направлений – экологического, краеведческого, искусствоведческого. Чтобы их тоже приобщить к увлекательному миру спортивного ориентирования, мы проводим соревнования, которые называются «Краеведческое ориентирование». Эти соревнования мы проводим уже 5 лет и наработали определённый опыт проведения. Суть заключается в том, что на старте команда из 5 человек получает карту исторического центра города, на которой отмечены контрольные пункты. Эти пункты находятся у какого-либо объекта, имеющего историческую или архитектурную ценность.
Прибыв на КП, участники команды методом тестирования отвечают на 3 вопроса, которые задаёт судья, стоящий на контрольном пункте. За неверные ответы команде присуждается штрафное время, которое на финише прибавляется к времени прохождения дистанции (как при ориентировании на маркированной дистанции). Кроме того, вводятся штрафные баллы за правильный переход улиц, соблюдение правил дорожного движения. В местах переходов стоят судьи, обеспечивающие соблюдение ПДД.
Поскольку учащиеся из краеведческих, экологических, искусствоведческих объединений несколько лучше владеют информацией об истории города, а туристы и ориентировщики быстрее передвигаются, то шансы приблизительно равны. Да и ориентироваться приходится не на привычной для оиентировщиков спортивной карте, а на схеме центра города. Подобная практика даёт возможность одним – лучше узнать историю города, другим – погрузиться в мир спортивного ориентирования. Одна из дистанций представлена на рисунке 1.
Рис.1
Здесь: 1 – дом Куприяновых, 2 – памятник Екатерине II, 3 – школа Искусств, 4 – бывшая женская гимназия (ныне школа №2), 5 – аптека Гиля, 6 – Богоявленский собор, 7 – здание бывшего реального училища (ныне ПУ-37).
Поскольку соревнования проводятся в самом городе, то существует опасность, связанная с движением транспорта. Поэтому подобные соревнования мы проводим на празднике «День Города» или «День Молодёжи», когда движение автотранспорта по центру города закрыто.
ЛАБИРИНТ.
В конце учебного года проводится итоговый Праздник учебных групп СЮТур. На этом Празднике мы предлагаем ребятам посоревноваться в лабиринте. Этот вид также подробно описан в литературе. Мы делаем 2 симметричных полигона и запускаем по 2 участника. Победитель выходит в следующий круг. На рисунке 2 представлена схема подобного лабиринта с одной из дистанций. Вариантов дистанций 6-7.
Рис. 2.
Проведение конкурса на лучшую карту для спортивного ориентирования.
Учащимся предлагается составить спортивную карту, используя заранее оговорённые условные знаки. Конкурс проводится по двум возрастным группам. Если в младшей группе знаки простые, используются они без сочетания с другими знаками, то у детей старшего возраста используются сложные знаки, данные в сочетании с другими знаками, оговаривается масштаб, требуется расположение объектов на определённом расстоянии.
Анализ проведения описанных выше мероприятий показал, что учащиеся, которые принимают участие в большинстве соревнований и конкурсов, успешно выступают в дальнейшем в других соревнованиях по спортивному ориентированию. У них появляется устойчивый интерес, нацеленность на достижение высокого спортивного результата и, как следствие, потребность тренироваться, повышать свой физический и технический уровень.
Работа по данной схеме заставляет нас не только придумывать новые формы проведения мероприятий, но и адаптировать под свои условия уже известные формы.
Важно также и то, что нельзя соревноваться на одних и тех же дистанциях, по одним и тем же картам. Это заставляет осваивать новые полигоны. Рисовать новые карты. Всё это способствует популяризации и дальнейшему развитию спортивного ориентирования.
Предложенные формы работы по спортивному ориентированию, на наш взгляд, могут успешно применяться и другими педагогами, работающими на базе станций юных туристов. Наш опыт свидетельствует о том, что даже при малой численности специалистов по спортивному ориентированию возможно проведение интересных и разнообразных мероприятий, которые, несомненно, помогут привить любовь к нашему виду спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бирюков В.В. Вычерчивание масштаба шагов при глазомерной съемке. – География в школе, 1965. N 5.
2. Богатов С.Ф., Крюков О.П. Спортивное ориентирование. – 2-е изд. – М.: Воениздат, 1982.
3. Васильев Н.Д. Спортивное ориентирование. Учебное пособие. – Волгоград: изд. Волгоградского ГИФК.
4. Воронов Ю. С. Основы подготовки спортивного резерва в ориентировании. ЦДЮТиК МО РФ. М., 2001.
5. Ильинич В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов землеустроительного и геодезистского факультетов. – Теория и практика физической культуры, 1973, N 4.
6. Константинов Ю. С. Туристские соревнования учащихся. – ЦДЮТ РФ. М 1995.
7. Магомедов А.М. Исследование специфики подготовки школьников по спортивному ориентированию в начальный период: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1978.
8. Малахов Н.В. Межпредметные связи в формировании картографических знаний: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.
9. Мухаметянов Ф.Д. Спортивное ориентирование как эффективное средство подготовки школьников-старшеклассников к труду и защите Родины. - В кн.: III Всесоюзная конференция по физическому воспитанию и
школьной гигиене (18-20 октября 1983 года, г.Одесса): Тез. докл. М.: 1983.
10. Озолин Н.Г. Спорт на местности. Пособие для инструкторов физической культуры, комсомольского и физкультурного актива. – М.: Физкультура и спорт, 1943.
11. Приймак Е.С. Развитие глазомерных навыков у спорсменов-ориентировщиков. – Теория и практика физической культуры, 1975, N 6, c.17-19.
12. Рыжов С. Д. Игры на местности с ориентированием. ПО-3 Ленуприздата. Л., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Как известно, в современной системе дополнительного образования детей образовательный процесс строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов, т.е. авторских ...
Методическая деятельность и её специфика в системе дополнительного образования детей
Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. В научной литературе...
Цели и задачи объединения "Юный техник" в системе дополнительного образования детей.
Ознакомительный лист объединения "Юный техник"....
Методические рекомендации «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»
Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом,...
Методическая пособие для педагогов ДО «Какой педагог дополнительного образования нужен современному учреждению дополнительного образования?»
ВВЕДЕНИЕКурс политического руководства страны на модернизацию экономики и социальной сферы Российского общества не может оставить в стороне и систему национального образования.Принятые в этой связи ос...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...