Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях бисероплетениемв детском объединении "Рукодельница" МОАУ ДОД "Станция юных техников г. Кирова"
статья по теме
В статье показана деятельность руководителя детского объединения «Рукодельница» по развитию творческих способностей воспитанников. Раскрываются основы содержания программы, эффективные приемы и методы работы, используемые педагогом в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_rebyonka.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
РЕБЁНКА НА ЗАНЯТИЯХ БИСЕРОПЛЕТЕНИЕМ
В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «РУКОДЕЛЬНИЦА»
МОАУ ДОД «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ Г. КИРОВА»
«Истоки способностей и дарования
детей – на кончиках их пальцев»
Сухомлинский В.А.
Творчество – это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.
Способности – это индивидуально – психологические особенности человека, от которых зависит приобретение им знаний, умений и навыков, а так же успешность выполнения различных видов деятельности.
Выделяют общие (или умственные) и специальные (строятся на фоне общих) способности.
Общие способности – это математические, гуманитарные и способности к естествознанию.
Специальные способности:
- художественные (изобразительные, музыкальные, литературные, артистические);
- технические (инженерные: конструкторская идея (придумывание нового) и технологическое мастерство (как и из чего сделать); техническое мастерство (изготовление поделки по чертежам);
- социальные (психологические, педагогические, организаторские);
- двигательные (природные способности);
- спортивные (специальные способности) – комплекс специфических способностей
Но, если в общеобразовательном учреждении первое место отдаётся развитию общих способностей, то одной из приоритетных задач дополнительного образования является развитие специальных способностей детей через творчество. Учреждения дополнительного образования создают оптимальные условия для развития творческих способностей каждого ребёнка.
Одним из детских объединений художественно-технической направленности в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова» является детское объединение «Рукодельница». В группах первого года обучения занимаются, в основном, учащиеся 1-4х классов начальной школы
Содержание программы детского объединения «Рукодельница» включает в себя много возможностей по формированию художественного вкуса и развитию творческих способностей воспитанников.
Знакомство в яркой и доступной для детей форме с искусством работы с бисером закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, то есть именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают её духовно, формируют нравственные качества, мировоззрение.
На занятиях по бисероплетению дети знакомятся с историей бисерного рукоделия, видами бисера, стекляруса, искусственными и натуральными камнями, бусинами, стразами. Также учащиеся изучают основы цветоведения, учатся выполнять изделия в разных техниках: аппликация на бумаге, стекле, природном материале, низание на проволоке, плетение на леске, нити, тканьё на станке, вышивка по ткани и по сетке, выполненной из бисера.
Работа с бисером, иглами, ножницами, круглогубцами, бокорезами (кусачками), леской, проволокой прививает учащимся трудовые навыки, формирует умение пользоваться инструментами и материалами, умение организовывать своё рабочее место, учит бережно относиться к своим и чужим изделиям. Занятия бисероплетением требуют от детей аккуратности и усидчивости, развивают внимание и терпение, а так же способствуют развитию мелкой моторики рук.
Программой детского объединения предусмотрено создание изделий из бисера, которые найдут применение в быту.
Надо отметить, что включение учащихся в творческую работу через разработку и выполнение изделий по собственному замыслу, презентацию изделия, формирует навыки планировать свою деятельность, выбирать нужную стратегию, самостоятельно достигать намеченных целей, развивает познавательные навыки, активность, речь, творческие способности, гибкость и критичность мышления, волю, созидательные качества, формирует ответственность личности за свой выбор.
Благодаря активной творческой деятельности, организованной в детском объединении, у ребят повышается мотивация заниматься этим делом не по шаблону. Дети стремятся достичь успеха в развитии своих технологических знаний, умений и навыков, самореализоваться через творчество. У воспитанников появляется возможность развития положительной мотивации к труду. И в этом главными методами становятся поощрения, похвалы ровесников и взрослых, что и создает возможность к самореабилитации после неудач в других видах деятельности или общения.
Выполнение подарков и сувениров для друзей и в благотворительных целях формируют гуманистические качества личности, общественную активность учащихся, адаптацию их в социуме.
Развитие творческих способностей детей на занятиях в детском объединении «Рукодельница» реализуется через подходы личностно-ориентированной педагогики, в основу которой легли научные работы учёных: Е.В. Бондаревской, О.С.Газман, И.С.Якиманской. В своих обоснованиях они опирались на труды знаменитых философов и педагогов, таких как И.А. Бердяев, К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов др., а также представителей гуманистического направления в педагогике и психологии зарубежной и отечественной науки – А. Маслоу, К.Роджерса, Э. Берна, Я. Корчака, Ш.А. Амонашвили.
В педагогической практике использую следующие педагогические принципы:
1.Принцип самоактуализации.
Дети приходят в кружок по собственному желанию, так как им нравится бисер, он их завораживает и манит попробовать свои силы в этом интересном занятии.
2. Принцип индивидуальности.
Педагог создает комфортные условия для развития творческих способностей каждого ученика, учитывая их психологические и физические особенности.
Поделка может быть большой, если ребёнок быстро справляется с работой, у него отлично развита мелкая моторика рук, хорошее зрение и тому подобное, или маленькой, если ребёнок отличается медлительным характером или, наоборот, гиперактивен, у него плохо развита мелкая моторика рук, слабое зрение и тому подобное. Изделие может отличаться от предложенного педагогом образца, если у ребёнка сформированы технологические навыки, хорошо развито воображение, и он может придумать совершенно новый образ.
3. Принцип субъектности.
Каждый ребёнок – субъект жизни. Он видит мир по-своему. Поэтому поделки воспитанников, даже на одну тему, получаются все разные. И важно дать возможность учащимся показать свою точку зрения, выступив с презентацией своей работы, с рассказом о ней, почему они сделали так, а не иначе, что хотели выразить своей поделкой.
4.Принцип выбора.
При выполнении творческих работ, воспитанникам дается возможность самим придумать эскиз, выбрать цвет, форму, размер бисера.
5. Принцип творчества и успеха.
На итоговых занятиях учащимся даётся возможность воплотить любой свой замысел, который не критикуется ни педагогом, ни другими учащимися. Оценка возможна лишь к аккуратности выполнения работы. Но, как правило, к этому времени у воспитанников уже сформированы навыки качественного выполнения способов бисероплетения.
6. Принцип доверия и поддержки.
На занятиях педагог помогает детям устранять технологические ошибки. При выполнении творческих работ, некоторым учащимся сложно придумать самим нечто экстраординарное, поэтому педагог даёт подсказку: можно усложнить модели, выполнявшиеся ранее, изменить цвет, размер, форму, количество деталей, соединить несколько видов изделий. Например, умея делать дерево с листьями и цветы, можно «вырастить» на ветках листья и цветы вместе.
Для выявления уровня развития творческих способностей детей и дальнейшего построения индивидуальной работы с ними в детском объединении «Рукодельница» два раза в год (октябрь, май) проводятся диагностические исследования творческого воображения воспитанников.
Например, группе первого года обучения в детском объединении «Рукодельница» в 2008-2009м учебном году занималось 15 человек. Из них: 2 мальчика и 13 девочек. Возраст обучающихся 7-10 лет. Детям был предложен тест «Составление изображений» (из двух заданий).
По итогам тестирования в начале учебного года был выявлен уровень творческого воображения ребят кружка: низкий – 0 человек; ниже среднего –6 человек; средний – 5 человек; высокий – 4 человека; очень высокий – 0 человек.
Полученные результаты позволили выявить, что в начале учебного года 65 % воспитанников детского объединения «Рукодельница» имели «высокий уровень» творческого воображения.
По итогам тестирования в конце учебного года был выявлен следующий уровень творческого воображения: низкий – 0 человек; ниже среднего –3 человека; средний – 5 человек; высокий - 7 человек; очень высокий – 0 человек.
Можно отметить, что на конец учебного года «высокий уровень» творческого воображения имели 70 % ребят.
Таким образом, прослеживается положительная динамика изменений в развитии творческого воображения детей.
Также, развитие творческих способностей можно проследить по результатам участия детей в выставочной деятельности на разных уровнях.
За последние годы победителями в выставках и конкурсах стали:
*муниципального уровня («Я землю Вятскую люблю» г. Киров)–3 человека;
*регионального уровня (выставка «Аксессуар» в рамках регионального фестиваля «Фантазия и образ» г. Киров) –2 человека;
*всероссийского уровня (Всероссийская олимпиада «Созвездие» г. Москва) – 2 человека;
*международного уровня (Международный фестиваль «Детство без границ» г.Москва) – 3 человека.
Таким образом, дополнительное образование является наиболее благоприятной средой для развития творческих способностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Интеграция биологии и истории в развитии творческих способностей ребёнка". Доклад на педсовете.
Сегодняшнему обществу не хватает героев. Решать проблему воспитания патриотизма можно и нужно средствами биологии. Данный доклад предлагает вариант интеграции биологии и истории, а конкретно - рассмат...
"Развитие творческих способностей учащихся на занятиях творческого объединения"Мягкая игрушка"
В этой работе я делюсь опытом работы по развитию творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста на занятиях творческого объединения "Мягкая игрушка"....
Развитие творческих способностей ребёнка. Заметки для родителей. Презентация для родительского собрания.
Небольшая презентация к родительскому собранию, посвящённому развитию творческих способностей у детей....
Педагогический проект. «Интеграция предметов эстетического цикла как условие развития творческих способностей ребёнка»
Педагогический проект. «Интеграция предметов эстетического цикла как условие развития творческих способностей ребёнка»...
Доклад на тему: «Развитие творческих способностей детей на занятиях в объединении по интересам «Юный художник» через игровые технологии и индивидуальный подход»
АннотацияВ данной работе представлено описание моего передового педагогического опыта, в котором раскрыты аспекты комплексного подхода к развитию творческих способностей детей на занятиях в объединени...
Развитие творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных техник в условиях социально-реабилитационного центра
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те зна...
Развитие творческих способностей учащихся на занятиях кружка «Юный художник»
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ОТКРЫВАЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ИХ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ...