Воспитательное мероприятие "Горячая десятка заблуждений в выборе профессии "
методическая разработка (10 класс)
Воспитательное мероприятие "Горячая десятка заблуждений в выборе профессии "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnoe_meropriyatie.docx | 296.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»
111395, Москва, ул. Молдагуловой, д. 6А Телефон: (499) 374-11-31, (499) 374-13-01
email: sk31@edu.mos.ru Факс: (499) 374-11-31
Воспитательное мероприятие:
«Горячая десятка заблуждений в выборе профессии».
Подготовила и провела: Макарова С.Ю.
Воспитательный час в 10а классе
Горячая десятка заблуждений в выборе профессии.
И почему вы так думаете?
Анкета
Если вы согласны с утверждением — записывайте «да» если нет — ответ «нет».
В конце теста подсчитайте количество положительных и отрицательных ответов.
- Профессия выбирается раз и навсегда (да / нет).
- Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька (да / нет).
- Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим (да / нет).
- Профессия предназначена человеку от рождения (да / нет).
- Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами» (да / нет).
- По названию вуза можно судить о том, кого он готовит (да / нет).
- Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей (да / нет).
- Профессию следует выбирать, уже став взрослым (да / нет).
- Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз (да / нет).
10. Если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна (да / нет).
На самом деле, все десять утверждений относятся к распространенным заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию. Подсчитайте, со сколькими заблуждениями вы согласились.
О—2 — вы прекрасно справляетесь с проблемой выбора профессии, ваш уровень информированности о мире профессий и о том, как ее выбирать, почти равен компетентности специалистов.
3—5 — вам не хватает информации и уверенности в том, как выбрать профессию. Может быть, вы столкнулись с трудностями, которые вам кажутся почти непреодолимыми. Подумайте, куда вы можете обратиться за помощью — в специальные службы (профоориентации и службы занятости), к школьному психологу?
6 и более — вы согласны с многими стереотипами, попробуйте честно ответить себе на вопрос: «Почему мне так трудно взять ответственность на себя?», возможно, ответив на него, вы сможете понять, как стать более самостоятельным.
1. Профессия выбирается раз и навсегда. Так было раньше, однако жизнь ускоряется, появляется все больше возможностей. Вы не будете оставаться прежним и, научившись выбирать профессию сейчас, не побоитесь рисковать в последующем. Почему человек начинает думать, что профессия выбирается один раз на всю жизнь? Скорее всего боится рисковать и предпочитает думать, что выбор профессии исключает право на ошибку. Такая логика часто «разрешает» человеку принимать решения не самостоятельно, перекладывать ответственность на других людей.
2. Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька. Так думают те, кто не хочет брать ответственность на себя, они боятся и... становятся неудачниками. Есть много путей быть тем, кем хочешь; если один из них приводит в тупик, надо идти по-другому. К сожалению, такой ход рассуждений присущ людям, у которых нет главного ресурса — времени, и приходится принимать решение сразу перед окончанием школы. Человек, выбирающий профессию, обладает многими ресурсами — способностями, временем, силой воли. Современные возможности — программы грантов, стажировок — позволяют получить образование самого высокого уровня людям, у которых нет «толстого» кошелька.
3. Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим. Это хороший способ уйти из профессии при первой же неудаче. Стремление человека быть самым-самым часто прикрывает его страх неудачи. Быть лучшим и стать классным специалистом — совсем разные цели. Нужно найти профессию, в которой вы будете развиваться, становиться лучше и лучше. Не так-то легко научиться извлекать выгоду из ошибок, особенно своих, когда так хочется все свалить на другого или силу обстоятельств. Поэтому люди ставят иногда перед собой цели, изначально не достижимые, от которых легко отказаться под предлогом, что этого не может сделать никто.
4. Профессия предназначена человеку от рождения. Если вы верите в это, значит боитесь пробовать себя. Лучший выбор — это выбор по склонностям, если сильно хотеть, то в большинстве профессий можно достичь успеха. Разумеется, ваши природные задатки должны приниматься во внимание. Важно знать не только состояние здоровья и расположенность к тем или иным заболеваниям, но и свои психофизиологические особенности (как быстро вы устаете от монотонной работы, или, наоборот, от постоянной смены видов деятельности).
5. Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами». Психолог умеет задавать вопросы и располагать человека к прояснению своих намерений. ИНОГДА отказ от помощи специалиста-психолога связан с тем, что человек не хочет посмотреть на себя со стороны, или у человека складывается отрицательный опыт общения с психологом. В любом случае, стеснение перед обращением к специалисту по выбору профессии важно преодолеть, ведь можно столкнуться с проблемами, требующими опытного, объективного взгляда, а таким опытным специалистом чаще всего является психолог. Он обладает нужными знаниями и умениями, чтобы расположить вас к себе, выяснить ваши намерения, а не только протестироваться. Кстати, с «психами» работают психиатры и специальные психологи.
6. По названию вуза можно судить о том, кого он готовит. Вовсе нет, так как многие вузы открывают дополнительные специализации по подготовке переводчиков, менеджеров, экономистов. Чтобы сориентироваться в качестве такого образования, лучше обращаться к профессиональным консультантам. Другое дело, хорошо ли получать специальность «менеджер» в каком-нибудь техническом вузе, а специальность «переводчик» — в медицинском. В то же время современные эксперименты с соединением разных специальностей (например, менеджер и переводчик, учитель начальных классов и психолог, программист и маркетолог) дают шанс получить более востребованное образование. Важно поподробнее узнать о специальностях и специализациях факультета, на который вы собираетесь поступать. Необходимо получить информацию о том, в каком объеме будет преподаваться дополнительная специализация, будет ли в документах об окончании вуза зафиксировано обучение по специализации и в какой форме.
7. Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей. Мнение близких людей очень важно, но ведь профессию выбираете вы и для себя. Поэтому вся ответственность лежит только на вас. С одной стороны, человек, который дорожит мнением близких ему людей, рискует отказаться от своей самостоятельности; с другой — всегда ли можно положиться на мнение близких людей, видят ли
они проблему объективно, готовы ли они смотреть на ситуацию с перспективой. Многие взрослые знают о мире современных профессий намного меньше, чем подростки, поэтому они не всегда могут найти варианты подходящих профессий. Следовать за мнением друзей напоминает следование моде, когда профессия выбирается не потому, что она нравится, а потому, что многие к ней стремятся.
8. Профессию следует выбирать, уже став взрослым. Выбор профессии — один из шагов к взрослению, поэтому, чем раньше вы начнете пробовать себя в разных областях, тем более обоснованно подойдете к будущей профессии. Нельзя вдруг повзрослеть и начать выбирать профессию. Иногда такая установка отражает стремление человека оттянуть момент принятия решения. Вспомни, когда ты был маленьким, тебя регулярно спрашивали: «А кем хочет стать этот очаровательный ребенок?» Согласись, с возрастом таких
вопросов поубавилось — ведь взрослые, даже самые разумные, боятся взросления своих детей и не всегда оказываются готовы к этому периоду жизни. Поэтому, выбирая профессию, вы утверждаете себя как взрослый человек.
9. Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз. Престижная марка — во многом успешная реклама. Качество образования определяется по уровню библиотечного и информационного обслуживания студентов, сотрудничества с бизнес-организациями и предприятиями. Обо всем этом лучше узнавать из первых рук. Качественное образование — это прежде всего возможность получить знания в той форме и в том объеме, которые можно пустить в свой карьерный рост. Хорошим показателем становится реальное сотрудничество вуза с западными вузами, наличие преподавателей с научными степенями. Очень важно, чтобы для этих преподавателей работа в данном вузе была не по совмещению, а основным местом трудовой деятельности.
10. Если у вас есть деньги, то профориентация не нужна. Деньги — всего лишь один из ресурсов, которыми вы обладаете. Главный ресурс — это желание и уверенность в выборе, и он есть только у вас.
После рассказа воспитателя школьники рассаживаются в традиционный круг.
Сегодня вас ждет не традиционное воспитательное занятие, а тренинг. Есть выражение лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы предлагаем вам не только увидеть, а и попробовать поучаствовать в играх, упражнениях. Но всякая психологическая игра имеет двойное назначение. Во-первых, получить удовольствие от общения с другими людьми. Во-вторых, это возможность получше узнать себя и других. Для этого мы пригласили обучающихся из разных групп.
Но есть определенные правила:
- выполнять инструкции к игре или упражнению,
- обсуждать результаты в отведенное для этого время;
- слушать друг друга внимательно, не перебивая;
- говорить от своего лица: не «Все тут думают», а «Я думаю…»
Выбор профессии — это сложный и ответственный шаг в жизни каждого подростка. При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.
При выборе профессии молодежи приходится сталкиваться с различными препятствиями. Прежде всего многие молодые люди имеют поверхностное и искаженное представление о профессиях.
Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е. В. Климовым.
- Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Информацию о профессиях можно получить из художественной литературы, газет журналов, телепередач, кинофильмов. Должен быть интерес к познанию.
- Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься
- Одного интереса, конечно, к будущей профессии мало. Необходимы определенные способности. Для того, играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходимо еще и абсолютный музыкальный слух и т. д.
- Уровень притязания и самооценка – важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и планирования карьеры. Например, девочка хочет быть актрисой , как бабушка. Но она не любит читать литературу и учить наизусть и т. д.
- Мнение родителей, семьи тоже немаловажно. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Не стоит выбирать учебные заведения по принципу: я хочу и далее учиться с другом и т. д.
- Мнение друзей, одноклассников, товарищей, безусловно важно. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.
- Всегда, выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение учителей и классного руководителя о его возможностях. Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности.
- Личный профессиональный план – это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще. Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности.
Было бы правильнее, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество - хорошо, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.
При выборе профессии многие подростки уже знакомы с понятием, которые выражаются тремя словами:
Хочу Могу Надо
Но часто предпочитают при выборе профессии прислушиваться к своему «Хочу». Наше занятие сегодня будет посвящено преимущественно сферам «Могу» и «Надо».
1 упражнение - Необитаемый остров ( мин.)
Описание упражнения.Обучающимся сообщается информация, что все они пассажиры корабля, который потерпел крушение. Из-за этого происшествия, выжившие вынуждены находиться на необитаемом острове. Помощи ждать неоткуда - был шторм и их корабль сильно сбился с пути. Задача ребят вместе определить в чем и в каких специалистах(повар, охотник, швея и т. д.) они будут нуждаться. Ведущий слушает предложения группы и все их записывает на доске.
Психологический смысл упражнения. Участники могут задуматься о таких понятия как «престижность» и «нужность» в профориентационном контексте.
2 упражнение – Что я могу? ( мин.)
Описание упражнения.Участникам группы предлагается по очереди выбрать себе профессию и обосновать свой выбор. Если одну и ту же профессию захотят получить двое или более ребят, им предлагается объяснить группе участников, почему именно они достойны данной роли. Остальные ребята, выслушав их, анонимно голосуют на заранее подготовленных бланках (ставят напротив фамилии кандидата галочку, если спорных ситуаций больше одной, то название профессии ).
Психологический смысл упражнения. Обучающимся придется задуматься о своих способностях, закрепиться навык личной аргументации.
3 упражнение – Чем я полезен? ( мин.)
Описание упражнения .Обучающимся предлагается, в соответствии с новой ролью, написать на листках план своих действий, который должен помочь людям выжить на необитаемом острове. В плане должны быть указаны обязанности человека, обозначено с кем из людей ему придется взаимодействовать в своей деятельности. Затем план нужно прочитать вслух, а группа должна решить, поможет ли им реализация этого плана выжить.
Психологический смысл упражнения. Обучающиеся учатся оперировать знаниями о профессиях.
Итог занятия.
Наше занятие подходит к завершению. Я думаю, что сегодня вы получили информацию, которая поможет вам более шире посмотреть на выбор будущей профессией.
Мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям.
Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый воспитательный час на тему: «Сознательный выбор профессии»
Мероприятие :" Сознательный выбор профессии" поможет учащимся понять, что наша жизнь состоит не из отдельных событий - это цельный процес, будущее зависит от настоящего и будощего. Для человека ...
Презентация воспитательного мероприятия "В мире профессий" (Устный журнал, посвященный выбору профессий )
Презентация "В мире профессий"...
Конспект воспитательного занятия по теме "Выбор профессии - дело серьезное"
Конспект воспитательного занятия по теме "Выбор профессии – дело серьёзное". Занятие позволяет формировать у воспитанников школы-интерната знания о профессиях; активизирует процессы ...
Воспитательное занятие "Учёт состояния здоровья при выборе профессии"
Занятие посвящено приобщению детей к ЗОЖ...
Воспитательный час: "Выбор профессии"
Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека.Воспитательный час посвящен проблеме осознанного выбора профессии. Наша задача - помочь обучающимся найти востребованную специальнос...
Воспитательное мероприятие "Выбор профессии –это не просто"
Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельност...
Проект По воспитательной работе "Выбор профессии"
выбор профессии является самым ответственным моментом для учащихся, так и для родителей....