Воспитательный час: "Выбор профессии"
методическая разработка (8 класс) по теме
Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека.
Воспитательный час посвящен проблеме осознанного выбора профессии. Наша задача - помочь обучающимся найти востребованную специальность с учетом индивидуальных возможностей каждого подростка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosp_chas_vybor.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный час: «Выбор профессии»
Цель: расширить представления обучающихся о различных профессиях, побуждать к поиску информации о профессиях, осознанному профессиональному выбору.
Задачи:
- Усвоение обучающимися знаний по проблеме выбора профессии.
- Формирование комплекса мотивов выбора профессии: самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям, удовлетворение материальных потребностей.
- Воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда, формирование позитивного отношения к труду.
Форма проведения: час общения.
Оборудование: видеоурок «Ты и твоя будущая профессия», мультфильм «Кем я хочу стать?», 3 визитки, маркеры, карандаши.
Ход воспитательного часа:
1. Организационный блок:
- приветствие;
-создание доверительной обстановки.
2. Мотивационный блок:
- Ребята, чтобы узнать тему воспитательного часа, предлагаю вам посмотреть мультфильм. Какой проблемный вопрос появляется у выпускников школ? Почему? Тема нашего занятия: «Выбор профессии».
3. Информационный блок:
Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»
- Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И этот путь начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? К профессиональной деятельности человека имеют отношения слова: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами? (воспитанники дают ответы).
- Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация – это уровень профессионального мастерства.
Должность – это место, которое занимает человек в организации. Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
Игра «Визитка»
- Ребята, у меня есть визитки, на которых кроме ,имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике. В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Артист в своем деле».
1. Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы.
2. Учитель математики высшей категории, директор школы.
3. Инженер-механик, старший специалист, мастер инструментального цеха.
4. Токарь-карусельщик 6-го разряда, бригадир 3-й бригады.
5. Повар-кондитер 3-го разряда, заведующий столовой.
Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
- Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т.д. (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль…) Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация- это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы. Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии». Вторая группа - «Самые забытые профессии». Третья группа- «Профессии, которые всегда нужны». Четвертая - «Самые отважные профессии». (Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки). Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, топ-модель, телеведущий, журналист, программист, нефтяник, пластический хирург, и т.д. Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т.д. Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер, парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер… Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный…
Конечно, мы здесь перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тысяч. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.
4.Познавательный блок
Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
- Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий(!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей: «давят» родители, идут за модой, ничего не знают о профессии, которую выбрали, выбирают «за компанию», не имеют способностей и наклонностей к этой профессии, подражают героям кино и сериалов.
- Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
Мини-лекция «Формула профессии»
- Скажите пожалуйста, что получится, если длину комнаты умножить на ширину? (формула, по которой определяют площадь комнаты) А если формула успешного выбора профессии?
Просмотр видеофильма «Кем мне стать?»
- А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего часа: «хочу», «могу», и «надо»? Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.( на листе: «Хочу+могу+надо = осознанный выбор профессии».) Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
-ХОЧУ - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
-МОГУ - это все, что мне по силам, по способностям
-НАДО - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
Демонстрация осознанного выбора профессии « Это мой выбор!»
-Как же работает формула осознанного выбора профессии? Сейчас вы увидите это в исполнении .
1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи – стану швеей.
2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.
3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.
- Соотношение между «хочу» и «могу» в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
Просмотр видеоурока: «Ты и твоя будущая профессия»
Тестирование.
- Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения- 30 сек. (воспитанники рисуют фигурки)
Теперь подсчитайте количество треугольников. (Дети считают) А теперь слушайте ключ к тесту.
Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
- Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Рефлексивный блок:
Подведение итогов.
- Давайте вспомним цель воспитательного часа и подведем итоги нашей встречи. Что нового и интересного вы сегодня узнали?
-«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал Сенека (римский философ) Как вы понимаете эти мудрые слова? (ответы)
Заключение.
- Выбор профессии- это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой».
- Спасибо за работу! Мне было приятно с вами пообщаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый воспитательный час на тему: «Сознательный выбор профессии»
Мероприятие :" Сознательный выбор профессии" поможет учащимся понять, что наша жизнь состоит не из отдельных событий - это цельный процес, будущее зависит от настоящего и будощего. Для человека ...
Презентация воспитательного мероприятия "В мире профессий" (Устный журнал, посвященный выбору профессий )
Презентация "В мире профессий"...
Конспект воспитательного занятия по теме "Выбор профессии - дело серьезное"
Конспект воспитательного занятия по теме "Выбор профессии – дело серьёзное". Занятие позволяет формировать у воспитанников школы-интерната знания о профессиях; активизирует процессы ...
Воспитательное мероприятие "Выбор профессии –это не просто"
Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельност...
Проект По воспитательной работе "Выбор профессии"
выбор профессии является самым ответственным моментом для учащихся, так и для родителей....
Воспитательное занятие ««Выбор профессии – дело серьёзное»
Воспитательное занятие ««Выбор профессии – дело серьёзное»...
Воспитательное занятие ««Выбор профессии – дело серьёзное»
Воспитательное занятие ««Выбор профессии – дело серьёзное»...