Воспитательная работа и новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Мысли о подрастающем поколении (из опыта работы)
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Анализ результативности своей работы классного руководителя за 40 лет работы в школе. Сопоставление старых и новых форм и требований и классному руководству, иллюстративный материал из своей работы. Уверена, у каждого есть подобные наблюдения, интересно было бы познакомиться с ними. Подводя итог свое многолетней работе, хочется понять, все ли сделал как нужно, что не получилось, не зря ли выбрал свою профессию. которой отдал столько лет жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мысли о работе классного руководителя. | 55.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная работа и новые
Федеральные государственные образовательные стандарты.
Мысли о подрастающем поколении (из опыта работы)
Взяв за основу положения ФГОС-ов по воспитательной работе, я попробовала собрать воедино свой многолетний опыт работы классным руководителем. Вот что у меня получилось.
1. Положение ФГОС: Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
К сожалению, сегодня чувство патриотизма подрастающего поколения оставляет желать лучшего. Я уже неоднократно слышала реплики такого рода: «…скорее бы закончить школу и смотать отсюда за границу». Наши дети подчас плохо знают свою историю, свой язык, что называется, теряют свою аутентичность. Сейчас хотят изменить линейный курс изучения истории, и я полностью согласна с тем, что не знать всемирную историю – это плохо, но плохо знать историю своего Отечества – непозволительно, поэтому приветствую увеличения количества часов на изучение истории России. При этом очень важно прививать учащимся понимание необходимости жить в мире с людьми разных национальностей. Обычно я говорю свои ученикам и воспитанникам, что мы жили в советское время в многонациональном государстве, но ведь и сейчас РФ – государство многонациональное. Уважать традиции всех народов своей страны необходимо, поэтому данная статья ФГОС-ов не случайно первая (?).
2. Положение ФГОС: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
Данный пункт во ФГОС-ах, очень надеюсь, должен направить учащихся на ответственное отношение к учебе, хотя не очень понятно, как этого можно добиться, когда мы, учителя, лишены права поставить ученику неудовлетворительную оценку. А уж что говорит о выпускных классах! В этом году у меня 9-й класс. Слабый, сильный – не важно. Но есть две девочки, которые перестали посещать школу. И мы не можем ни не допустить их к экзаменам (у них есть двойки), ни оставить на второй год. ФГОС-ы могут разрешить эту проблему?
Что касается трудовых навыков, то и здесь есть свои проблемы: мы ведь теперь не может требовать от детей ни убрать класс, ни даже вытереть с доски. Правда, в уборке
территории вокруг школы они все-таки участвуют, но многие только потому, что «субботник» проводится после уроков. Поэтому должны быть какие-то правила, которые сподвигнут наших воспитанников на добросовестный труд на благо хотя бы школы. А то они все любят делать только для себя.
С выбором профессии все тоже не так-то просто. Многие идут после школы учиться туда, куда их могут устроить родители, своих приоритетов у них нет. Думается, что профориентационная работа должна быть направлена на формирование у школьников самостоятельных взглядов на будущую профессию.
3. Положение ФГОС Формирование целостного мировоззрения.
Похоже, этот пункт во ФГОС-ах возвращает нас к хорошо забытому старому: когда-то наше среднее образование (т.е.школьное) в США воспринимали как угрозу национальной безопасности, потому что был высок его уровень, выпускники были образованы всесторонне, особенно в общественных дисциплинах.
4.Положение ФГОС Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Вопросы толерантности сейчас в мире стоят особенно остро. Мы, жившие и живущие в стране многонациональной, многоконфессиональной, вдруг столкнулись с проявлениями национализма в среде именно подростков. Проявление нетерпимости по национальному признаку (даже не по религиозному) в стране, победивший фашизм, выросший из национал-социализма, вещь странная и страшная. Теперь у нас много мигрантов, отношение к ним непростое, но среди своих учеников и воспитанников резкого проявления подобных чувств я все же на наблюдала. В классе, с которым я работаю пятый год, мальчик – азербайджанец не вызывал абсолютно никаких негативных эмоций, напротив, ребята относились к нему с симпатией. Он вернулся на родину, но они все равно вспоминают его очень тепло.
Этот вопрос можно понимать шире, не только с точки зрения национальности, но и способностей, мировоззрения. Любую проблему можно ( и нужно) решать миром.
Приложение
Классный час о толерантности в 9 классах
Тема: «Толерантность. Я в мире людей. Люди, которые рядом»
Цели:
познакомить учащихся с понятием "толерантность", с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Задачи:
дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
способствовать развитию уважительного отношения учащихся друг к другу.
Форма проведения: беседа, игра, мультимедийная презентация
Ход урока:
Слово учителя
- 16 ноября – Международный день толерантности. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание.
Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
Определение слова «толерантность»
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском - готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого- либо).
Вопросы к учащимся:
- Какое из определений вам импонирует более всего?
- Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
- А что же объединяет эти определения?
Международные соглашения, в которых раскрываются основные понятия и принципы толерантности:
- Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО.
- Всеобщая декларация прав человека.
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
- Конвенция о правах ребёнка.
Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
«Перед вами две дороги, выбирайте»
- Вы увидели на улице человека, которому стало плохо. Как вы поступите: пройдете мимо или постараетесь помочь? (Толерантность к попавшему в беду – каждый может оказаться в подобной ситуации).
- Сейчас в нашей стране много говорят об инклюзивном образовании (по-другому – доступная среда). Как вы считаете, должны ли люди с ограниченными возможностями иметь равные права с абсолютно здоровыми согражданами? (Толерантность по отношению к людям, не таким, как большинство – они не виноваты в своих физических или иных недугах).
- У вас неожиданно завязался интересны разговор с человеком, точка зрения которого на многие интересующие вас проблемы отличается от вашей: иное воспитание, иное вероисповедание (или вообще –исповедание, а вы атеист), иное представление о культурных или вообще человеческих ценностях. Ваше поведение: нетерпимость, агрессия или уважение к инаковости?
- В мире многое происходит: развязываются конфликты, назревают войны, совершаются теракты, звучат взаимные обвинения лидеров различных группировок и даже целых государств. Как преодолеть взаимное непонимание, страх, враждебность? Худой мир лучше доброй ссоры – это апофеоз истинной толерантности, не так ли? Что нужно сделать, чтобы предотвратить глобальные конфликты между людьми?
- Мы с вами живем в стране, которая 25 лет назад называлась Советским Союзом. Особой гордостью было то, что 15 союзных республик жили в мире в составе одного огромного государственного объединения. Советского Союза больше нет, но и Российская Федерация – государство многонациональное, даже РСФСР когда –то в составе СССР была многонациональной республикой. У нас есть опыт национальной толерантности, мы должны делиться им с другими и распространять сущность толерантности на людей иной веры, другой культуры, неодинакового мировоззрения и разных возможностей. Мы все – люди одной страны, жители одной планеты, мы едины, мы – Человечество.
Есть два пути развития личности:
Толерантный
Интолерантн ый
Работа учащихся по группам:
Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая - черты, присущие интолерантной личности.
Толерантная личность Интолерантная личность
уважение мнения других игнорирование непонимание
доброжелательность эгоизм
желание что-либо делать вместе нетерпимость
понимание и принятие выражение пренебрежения
чуткость, любознательность раздражительность
снисходительность равнодушие
доверие, гуманизм цинизм немотивированная агрессивность
Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни.
В школе у нас есть такая организация, как ТОНУС – орган школьного самоуправления. Учащиеся охотно принимают участие а его работе, однако многие, к сожалению, настолько незрелые и неактивные, что боятся участвовать в мероприятиях даже уровня класса. Для будущей жизни социальная активность необходима, особенно в нынешнее непростое время: не позаботишься о себе сам – никто тебе не поможет.
6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.
В классном коллективе очень важным является сплоченность учащихся, тогда при решении сложных этических проблем они смогут рассчитывать на поддержку одноклассников. Однако в некоторых классах моральные представления как будто смещены: то, что не является абсолютной моральной нормой, возводится на пьедестал; очень трудно работать в таких классах, когда нравственные нормы снижены. Мой предыдущий воспитательский класс (они в прошлом году закончили школу) отличался почти полным отсутствием моральных принципов и норм, поэтому с ними было очень сложно общаться. Правда, как это очень часто бывает, многое в этом классе шло от родителей, которые выясняли личные отношения на каждом родительском собрании. Я считаю, что родительская ответственность тоже должна быть зафиксирована во ФГОС-ах.
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.
Эта статья необходима, но мне думается, когда-то все, что в ней перечислено, было, потом утратилось. В прошлом ученики не позволяли себе хамить не только взрослым (а уж тем более учителям), но и сверстникам, одноклассникам. Конечно, бывало всякое: и друг с другом ссорились, и младших обижали, но не было в этом какого-то абсолютного, что ли, зла. Сегодня нагрубить учителю – круто, оскорбить одноклассника – сам виноват, обидеть младшеклассника – мелочь! Что-то утратили не наши дети – потеряло все наше общество: уважение к старшим (мать запретила играть на компьютере – убить ее за это; учитель сделал замечание – что вы ко мне пристали; толкнул первоклассник – ату его…) Однажды у меня родители сказали: что теперь можно сделать с ребенком – наказать-то нечем. Однако они и сами виноваты: вместо наказания за плохие оценки – вот тебе, сынок, сноуборд! (Из собственной практики).
8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Эта статья очень важна. Со своими воспитанниками мы участвовали в течение двух лет в программе по здоровому образу жизни (против курения). Они все принимали в ней (правда, не все достаточно активное), показывали свои презентации учащимся начальной школы. Наверное, этого недостаточно, поэтому программу по ОБЖ в рамках воспитательной работы следует расширять и конкретизировать: ПДД, ТБ, беседы о дурных привычках, о безопасных каникулах и т.п.Важной составляющей является проблема одежды. Не умеют наши школьники одеваться по погоде, по состоянию здоровья, по необходимости соблюдать нормы ТБ: сережки у девочек, пирсинг и т.п. Чем дышим?- а школьники ходят без сменной обуви. У многих учащихся аллергия – а другие едят ароматные чипсы и сухари и т.п.
9. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
При нынешнем состоянии экологической обстановки – особенно в городе – экологическое воспитание – задача не только учителей биологии и географии, но и классного руководителя. Бережем микроклимат в кабинете, не мусорим в коридоре, прибираем на пришкольном участке, проявляем заботу о растениях (деревьях, кустарника) около дома, на даче.
10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
В своей практике я не сталкивалась с отсутствие гармоничных отношений между моими воспитанниками и их родителями. Правда, в некоторых случаях скорее нет правильных отношений: родители не имеют влияния на своих детей-подростков, предоставляют им слишком большую свободу и самостоятельность. Подростки не умеют пользоваться ни тем, ни другим. Поэтому на словах защищаю семейные устои, а на деле держат своих родителей в неведении относительно школьных мероприятий, например, не сообщают вовремя о родительских собраниях. Родители не контролируют успеваемость и посещаемость своих детей, а те, в свою очередь, пользуются подобной безответственностью и подчас игнорируют действия родителей, которые пытаются действовать в их интересах.
Например, конфликтная ситуация.
Увидев очередные результаты обучения ребенка (явно нерадостные), родитель разъярен, понимая, что успехи в обучении заставляют желать лучшего. При разговоре с ребенком он слышит: «Так, я после школы работать иду (парикмахером, на стройку и т.п.)». Это не входит в дальнейшие планы родителя. Конфликт возник.
Конфликт данного типа возникает в тех семьях, где родители устанавливают для ребенка планку роста ( в данном случае в обучении) по собственным правилам, собственным представлениям, по собственному образцу. Они приводят аргументы такого содержания: я в твоем возрасте учился без проблем (причем иногда выясняется, что это не совсем так и проблемы ребенка тянутся из школьной жизни родителя (родителей), потому что не раз, когда я, как учитель русского языка, пыталась понять, почему у какого-либо ученика возникли сложности с моим предметом, вдруг выяснялось, что у мамы по русскому была твердая Четверка, а вот у папы с русским не ладилось). Вряд ли родители ученика точно помнят свои собственные неуспехи в изучении какого-либо школьного предмета.
Бывают истории иного плана: мама-папа в прошлом – золотые медалисты, и они убеждены, что и их чадо должно закончить школу только блестяще, чтобы не уронить их родительское достоинство.
Особый случай – это когда родители заранее планируют будущее своего ребенка и чуть ли не с 1-го класса подбирают ему «тепленькое местечко» для будущей работы, при этом желания и предпочтения этого самого ребенка их абсолютно не интересуют.
Совсем недавно в моей практике классного руководителя был случай, не совсем соответствующий подобной конфликтной ситуации. Мамы считала своего ребенка талантливым, в присутствии учителя отчитывала сына за нерадостные успехи в обучении, но на деле виноватыми считала учителей: учитель английского неадекватно оценивает его знания – тройку, а затем двойку считала нонсенсом, он не может знать на 2 и 3, учитель необъективен и несправедлив; когда мальчик в середине четверти по большинству
предметов получал не те оценки, которые ожидала от него мама, следовала реплика: «Пора идти по учителям!» (т.е. пора договариваться о сдаче-пересдаче-исправлении двоек и троек, чтобы четверть была окончена успешно (только вот можно ли такое окончание считать успешным, вот в чем вопрос). В результате к 8 классу ее сын по-настоящему учиться перестал, с троек съехал на двойки и теперь уже исправлял их. О каком таланте здесь может идти речь? Так мать сама создала своему ребенку и себе лично очень сложные проблемы.
Как следует вести себя родителям в данной ситуации (представленного конфликта)? Мне думается, прежде всего важно понять, почему оценки у ребенка нерадостные, может, ему просто трудно учиться, он чего-то не понимает, а помощи ни у кого не просит или не знает, у кого попросить. Сложнее, если ученик не слабый, а просто в нем зреет дух противоречия в ответ на постоянное давление родителей, их упреки, жесткий контроль (правда, контроля может и не быть – подчас портит ситуацию предоставление ребенку излишней самостоятельности, сверхдоверие родителей, убежденность в его сверхспособностях). Нужно просто спуститься с небес на землю, адекватно оценить способности ребенка, предоставить ему возможность учиться в то силу, которая ему не в тягость.
С другой стороны, нельзя полностью отпускать его в «свободное плавание» - контроль должен быть обязательно, но разумный. И ни в коем случае не кричать постоянно о своих планах на его будущее, не сравнивать его с другими учениками («почему он может, а ты нет?!.), не завышать планку сверх нормы, но и не занижать резко и необоснованно, потеряв веру в его сверхспособности. Может, у него есть просто способности?..
11.В дополнении ко всему вышесказанному, хотелось бы добавить, что сейчас и в обычной школе существует система дополнительного образования (внеурочные курсы, кружковая работа, дополнительные занятия). Каковы же собенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей?
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. В общеобразовательной школе система дополнительного образования может быть представлена через внеурочную деятельность, кружковую работу, дополнительные занятия по предмету с целью ликвидации пробелов в знаниях по отдельным предметам одних учащихся – слабых(проблемных) и углубления знаний – других, более сильных. Цель воспитательной работы в этой системе сочетает в себе цели общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности учащегося.
Воспитательные задачи при проведении занятий по отдельным предметам с целью ликвидации пробелов в знаниях можно сформулировать следующим образом:
- Создание комфортных условий для возможности реализации и самореализации учащихся.
- Формирование адекватных межличностных отношений в группе.
- Организация единого образовательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания учащегося.
Воспитательные задачи при проведении занятий по отдельным предметам с целью углубления знаний учащихся можно сформулировать следующим образом:
- Организация единого образовательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания учащегося.
- Формирование разумного подхода учащихся к уровню своих запросов по повышению качества знаний (для каждого участника группы).
- Создание комфортных условий для возможности реализации и самореализации учащихся в группе достаточно одаренных сверстников без ссылок на их слабости или желание превзойти других.
При работе с группой слабых учащихся важно, чтобы никто из них не воспринимал кого-либо хуже или лучше СЕБЯ, т.е. нужно не соперничество, а сотрудничество.
Нужно понимать, что слабые учащиеся тоже разные: есть те, про кого мы говорим «три пишем, 2 в уме» (но они вовсе НЕ необучаемые!), а есть те, кто подчас просто не уверен в своих силах, поэтому балансирует на грани (может получит и 2, и 4). Поэтому пусть те, кто «балансирует», поможет тем, кто еле-еле «вылезает» на «3», тогда и «балансирующие» станут более уверенными в своих собственных знаниях. Само- и взаимопроверки и взаимопомощь в прошлое не ушли, они – движущий стержень и обучения, и воспитания как в обычной школе, так и в системе дополнительного образования.
При работе с группой сильных учащихся важно, чтобы никто из них не считал себя абсолютно непогрешимым и безоговорочно способным и грамотным, т.к. и здесь нужно не соперничество, а сотрудничество.
Во-первых, способности сильных учащихся тоже разные: одному нужно подтвердить и упрочить свою «5», другому – до этой «5» дотянуться.
Во-вторых, одни пришли на дополнительные занятия, потому что этого хотят они сами, других заставили родители, третьим эти занятия рекомендовал педагог, ведущий основной предмет. Поэтому нужно, чтобы различия в мотивации не мешали сотрудничеству учащихся, а, напротив, помогали достигнуть желаемого результата.
Педагоги обычно объясняют учащимся, что их успехи в обучении напрямую связаны, если вообще не зависят, с поведением, а вот поведение точно связано с воспитанием как домашним, так и социальным. Поэтому социальные, человеческие отношения и в школьном обучении, и в системе дополнительного образования обязательно приносят свои плоды, т.е. результаты положительные (как и отрицательные) будут достигнуты сообразно тем отношениям, которые сложились в коллективе учащихся – единомышленников или антагонистов. Следовательно, воспитательная работа в группах, создаваемых в системе дополнительного образования, какие бы они ни были: кружки, группы продленного дня, внеурочной деятельности, ликвидации пробелов в знаниях или упрочения этих знаний, - должна быть обязательно скоординирована под поставленные задачи и не мешать, а помогать подобной работе в образовательном учреждении
Содержание, формы и методы воспитательной работы классного
руководителя в условиях внедрения ФГОС (из собственного опыта)
Я думаю, что в воспитательной работе, как и в педагогической деятельности, нельзя выбрать какую-то одну методику и строго ей следовать. Особенно при работе с классным коллективом нужно варьировать методы воспитательной деятельности в зависимости от поставленной задачи. Например:
1) Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
Мастерская предполагает прежде все открытие тех способностей учащихся, которые учат творчески подходить к решению той или иной задачи: подготовить интересное представление, выступить перед одноклассниками (индивидуально) или перед ровесниками (коллективно), провести турнир-конференцию-семинар (не учебный, а воспитательный). При проведении мастерской такого назначения атмосфера должна быть эмоциональной, раскованной, школьники могут свободно общаться друг с другом: в паре, в группе, полным коллективом. Очень хорошо, если в таком мероприятии принимает участие весь коллектив. К сожалению, не все члены классного коллектива отличаются свободой в общении, и именно возможность свободно высказывать свою точку зрения, проявлять скрытые возможности (лидерские, коллективистские, творческие). При таком общении они раскрепощаются, становятся более независимыми. В мастерской, действительно, важен и результат творческого взаимодействия, и сам процесс этого взаимодействия (например, «Что нам стоит дом построить…).
2) Мастер–класс – это особая форма учебного/воспитательного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической (воспитательной) задачи.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Мастер–класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы.
Мастер-класс интересен прежде всего возможностью поделиться своими наработками с коллегами, показать интересные мероприятия родителям учащихся, провести какие-либо мероприятия на параллель, подготовить их для учеников младших классов, других классов. Мастер-класс способствует распространению педагогического и
воспитательного опыта среди коллег, его можно использован для обмена опытом. Обычно на открытом мероприятии присутствую не только учителя своей школы, но и других школа района или даже города. Это интересно и полезно, особенно если это не урок, а внеклассное мероприятие (например, «Как мы стали дружным классом»)..
3). Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).
Виды проектов:
- исследовательские,
- творческие,
- ролевые,
- игровые,
- информационные,
- практико-ориентированные.
Подобная методика позволяет раскрыть различные способности и возможности учащихся при проведении классных (и школьных) мероприятий, потому что сегодняшние школьники с удовольствием готовят различные презентации. Особенно охотно – если они не связаны с уроками. Самые простые – информационные: на любые темы внеурочной деятельности, которые переходят на уровень проектов, если готовятся задолго и основательно (например, Санкт-Петербург – культурная страница России»); наиболее сложные и затратные по времени – исследовательские: они сложны с точки зрения выборы тематики исследования, подбора материала, но тем более интересны своим результатом (например, «Старые и новые названия улиц Петербурга»).
Об Одаренных детях
Я, как учитель и классный руководитель, приветствую инициативу Правительства Российской Федерации по выявлению одаренных детей, рекомендации по работе с такими детьми и, главное, по поддержке как нравственной, так и материальной. Я считаю, что наша страна во все периоды своего существования (в отдаленные времена, до революции, в Советское время и даже в наше нелегкое новое) была великой не только своими географическим просторами, но – и прежде всего – людьми, двигавшими развитие культуры, науки и техники – самоучками (Иван Кулибин), энциклопедически образованными (М.В.Ломоносов), гениальными в различных областях (наши А.С.Пушкин, Л.Н.толстой, Д.И.Менделеев,П.И.Чайковский, И.Е.репин и многие, многие другие).
Мне нравится деление одаренности на три группы: интеллектуальную, эмоциональную и мотивационно-волевую, т.к. в работе с классным коллективом классный руководитель (да и учитель любого предмета) нуждается как в учениках, проявляющих особые способности в
изучении какого-либо учебного предмета, так и в способных эмоционально воздействовать на одноклассником своими знаниями, своей увлеченностью, а также повести за собой в силу осознания собственной мотивации в изучении предмета и способности воздействовать свой убежденностью на других.
К сожалению, часто приходится констатировать, что одаренные дети бывают закомплексованными, неоткрытыми к коллективному диалогу, их способности, их таланты и обаренность приоткрываются только для учителя конкретного предмета или для классного руководителя случайно, они словно боятся неадекватной реакции одноклассников. Мы все знаем, как нелегко живется ботаникам» даже в классах не самых слабых. Что же говорить о классах невысокого уровня успеваемости и успешности, где такой ученик постепенно может растерять те знания и таланты. которыми он мог обладать в определенный период развития.
Я, как учитель и как классный руководитель, наблюдала и возрастные падения и взлеты одаренности: приходит способный – талантливый – одаренный ученик в 5 класс, раскрывается практически в полную силу – а спустя -3 года «потухает»: зачем стараться, если другие просто выполняют требования учителя и им этого вполне хватает, чтобы учиться на среднем уровне.
Отраднее обратный процесс: из просто добросовестного ученика к 8-9-му классу вдруг рождается умница, с которым интересно и учителю, и одноклассникам и которому самому все становится интересным и нужным.
Несколько лет назад я выпускала 11-й класс (как учитель русского языка и литературы), где училась Вихрова Ксения – девочка, которая получила премию от Правительства города как одаренная ученица. Обучаясь в обычном классе и изучая английский язык, она занималась японским на курсах, а дополнительно сама изучала немецкий – чтобы прочитать в оригинале» Фауста» Гете и в Большой Университет поступила на отделение сербской филологии. Удивительная была ученица! Она однажды, сдавая на проверку тетрадь по литературе, извинилась передо мной за то …что делала записи на полях во время урока!..(правда, в силу занятости не всегда соглашалась принять участие в какой-либо Олимпиаде, а жаль).
Так что одаренные дети – есть, важно их разглядеть, направить и помочь.
Одаренность бывает разная. Сейчас, например, у меня в 9 классе есть мальчик, который собирается сдавать экзамен по литературе (естественно, в формате ОГЭ). Он в 5 классе был абсолютный отличник по русскому языку, а вот по литературе ленился, причем не потому, что не читал произведения, а потому, что не желал выполнять письменную домашнюю работу. Но вот я, как эксперт по ОГЭ, попросила его для нашего (экспертов) зачета написать несколько
сочинений по одному из вариантов тренировочного ОГЭ. Мало того, что он согласился без возражений, - он ещё и выполнил работу безупречно. Он действительно талантлив, очень много читает (правда, не только классику), у него очень грамотная речь. Так хочется, чтобы не потерялись его способности и помогли бы ему в дальнейшей жизни!..
Мне думается, в работе с такими особенными детьми самое главное – не переборщить. Как у нас беседуют с одаренными, способными учениками? – Ты должен (или должна) защищать честь класса, школы, района, города… Одаренные дети редко бываю одаренными в какой-то одной области, вот и «отдувается» такой ученик за всех (или многих), принимая участие в Олимпиадах чуть ли не по всем предметам и неоднократно побеждая в них.
Одаренность не должна стать для такого ученика чем-то вроде домоклова меча: если долг позовет – должен… Поэтому, по-моему, таких детей нужно оберегать от чрезмерных нагрузок и привлекать к участию в Олимпиадах, предметных и классных мероприятиях по мере их сил и возможностей, не принуждая. а вовлекая в сотрудничество.
Не менее важно и участие в судьбе ребенка его родителей, они тоже иногда переходят все границы, заставляя сына или дочь быть во всех кружках, когда на обычную учебу уже не остается времени. В такой ситуации важно не давить на них, одаренность должна приносить радость. удовлетворение, желание продолжать творчески развиваться, а не в коем случае не доводить до нервных срывов и до депрессии.
С одаренными, творчески мыслящими детьми следует говорить на равных, им следует предоставлять возможность не только самим что-то готовить, с чем-то выступать, - они могут помочь вовлечь своих одноклассников в процесс работы на уроках и в классных мероприятиях. И не следует только их снимать с уроков для проведения различных учебных и внеучебных мероприятий как «надежду и опору» - трудно бывает совмещать такую вот общественную деятельность и полноценную учебу.
Я уверена, что задача классного руководителя, если он сумел выявить в своей классном коллективе одаренного ребенка (одаренных детей), помочь ему раскрыться, не дать замкнуться в себе, не позволить замучить его перегрузками, постараться вовлечь его в учебный процесс повышенного уровня осторожно, без негативной реакции с его стороны. Ему должно быть комфортно и абсолютно безопасно для его душевного здоровья. «Ты можешь, поэтому должен» - антипедагогично. «Ты можешь – следовательно, прояви себя – это гуманно.
И в виде заключения
Наивысшего человек достигает тогда, когда подает хороший пример.
СтефанЦвейг
Мне нравится это высказывание, т. к. я убеждена, что не может достичь высоких воспитательных результатов тот учитель, воспитатель, родитель, который в своем поведении, своих поступка, своих высказываниях не является образцом для подражания.
Как часто мы, делая замечания детям, говорим: «Ты ведешь себя неприлично» - «Где ты нахватался таких слов» - «Кто тебя этому научил», в общем-то, понимая, что на них воздействует и окружение, и бесконтрольный просмотр различных телепередач, и общее, как мы безрадостно констатируем, падение уровня культуры, и прежде всего культуры общения.
И только пример взрослого человека может воздействовать на представителя подрастающего поколения, пример, безусловно, положительный, потому что если воспитывающий позволит себе «отклонение от нормы» в общении с собственными детьми, с воспитанниками или учениками, то результат будет соответствующий: дети впитывают все – и хорошее, и дурное как губка, и очень часто дурное активнее, чем хорошее.
Я иногда говорю своим ученикам, что хорошим человеком нужно считать того, кто прожил жизнь под девизом «Не навреди!» Не обязательно совершить в жизни героический поступок, чтобы тебя уважали и помнили, Уважают и помнят прежде всего того, кто не совершил поступков, за которые ему может быть стыдно. Поэтому положительно воздействовать на ребенка, подростка может только хороший поступок и хороший человек. В общении с подрастающим поколением взрослым следует следит за собой, за своими словами, делами, даже мыслями, именно тогда «хороший пример» приводит к наивысшему.
Литература
Барышников. Результативность деятельности классного руководителя в современных условиях. Критерии и показатели.
Гуткин Д.Планирование и организация воспитательной работы в школе.
Фидлер Ф.Иззучение психологического климата в группе школьников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к работе по новым Федеральным государственным образовательным стандартам
Готовимся к работе по новым Федеральным государственным образовательным стандартам...
«Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения по физике»
Функции стандарта второго поколения изменились. В структуре стандарта появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.Рабочие программы по физике могут быть составлены...
Формирующее оценивание в условиях введения требованийнового Федерального государственногообразовательного стандарта.
Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию....
Анализ работы по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 25»
Анализ работы школы по ФГОС...
Статья на тему «Использование технологии развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках русского языка в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов»
Инновационные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в образовательных учреждениях...
Урок биологии в 5-м классе по новым федеральным государственным образовательным стандартам по теме "Ткани растений"
Урок биологии в 5-м классе по новым федеральным государственным образовательным стандартам по теме "Ткани растений"...
Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными
Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.В соответствии с новыми Федеральными государственны...