Статья на тему «Использование технологии развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках русского языка в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов»
статья по русскому языку на тему

Инновационные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в образовательных учреждениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_chteniya.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках русского языка в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов

Л.Н.Морозова,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 12 с УИОП»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В основе всего образовательного процесса сегодня лежит принцип гуманизации обучения, поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностное взаимодействие учителя с учеником. Особая роль отводится воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. «Школа должна вооружить ученика не только знанием учебных предметов, но и пониманием жизни, системой духовно-нравственных координат». Целью обучения сегодня является «целостность личности ученика, то есть наиболее полное развитие заложенных в ней активно-творческих возможностей, её интеллектуально-нравственной свободы».

        Новой школе необходим новый учитель, т.е. учитель, способный двигаться в сторону качества. Новая образовательная ситуация требует новой ступени методики образования (которая нисколько не отрицает существование традиционной), нового, современного учителя, способного отойти от наставнического морализаторства в сторону понимающего и сопереживающего соучастия, оказания педагогической поддержки вместо «научения правильному поведению».

           В связи с изменением требований к работе учителя – от умения транслировать и формировать программный объём знаний к умениям решать творческие задачи, развивать способности к самореализации – возрастает необходимость овладения учителем современными образовательными технологиями. Они – условие реализации компетентностного подхода в общем образовании.

           Большинство современных образовательных технологий предполагает организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока – активная познавательная деятельность детей особо востребована в современном мире.

           Внедрение различных технологий обучения не означает замены традиционной методики предмета. Они применяются не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как являются составной частью предмета.

          Более подробно можно остановится на использовании форм и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Технология представляет собой совокупность разнообразных методов и приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, т.е. пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

 Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети частенько испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам и по языку, прежде всего. Конечно, всех интересует, в чём причина этого.

 В недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» - понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные.

         Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку:  

- определить собственные приоритеты в личной и профессиональной        жизни;

- предположить  принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор;

- повысить уровень индивидуальной культуры работы с информацией;

 - формировать умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них;

-  развивать культуру диалога в совместной деятельности.

Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех.

Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся  анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.

Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.  

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя – в основном координирующая.

Каким же образом  внедряется эта система? Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и  находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь  приходят приемы технологии развития критического мышления.

Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приема «верные и неверные утверждения».   Учащимся предлагается ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение.

Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания,  опыт и материал параграфа. Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревнования, заинтересованность не покидает учеников до конца урока.

Прием «Верите ли вы…»  часто используется при знакомстве с частями речи. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к лекции, учебной статье.

В обучении использует прием «Знаю - хочу узнать - узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся  предлагает разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была  в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

На уроках русского языка  еще использует прием прогнозирования. Возможно использование различных форм прогнозирования: очень часто  на уроках дает задания на прогнозирование темы урока по отличительным признакам или ключевым деталям. На уроках развития речи  использовала прогнозирование темы урока через связь с живописью. Тема урока развития речи «Типы речи», после знакомства с типами речи и их особенностями учитель предлагает написать сочинение по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Учащимся из предложенных типов речи нужно выбрать тот, который соответствует предложенной репродукции и объяснить свой выбор. На стадии рефлексии, после обсуждения, вновь обращаюсь к этому приему. Задает вопрос: изменил ли кто-нибудь свое мнение? Почему?

Эффективен  прием «Письмо по кругу» . Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги.  Учащимся предлагается записать на листке одно - три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем предоставляется слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Научить детей задавать вопросы, правильно их формулировать помогает прием «Мозаика». Для этого нужно разделить класс на две группы, и каждой группе предлагается задать вопросы по определенной теме.

Научить ребят думать над прочитанным помогает прием «толстых» и «тонких» вопросов. «Тонкие» вопросы» - вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы» - вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.  

 «Толстые» вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.

При обучении написанию сжатого изложения учитель использует прием «Составления телеграммы, инструкции, памятки». Этот прием помогает научить отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде.

Особо хочется сказать о приеме, который таит в себе большие возможности. Синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания чтения оптимальным способом вхождения человека в культуру, письмо же рассматривается как наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен. В  практике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Личностно-ориентированная направленность лежит в основе  уроков с использованием технологии развития критического мышления, на которых учащиеся приобретают навыки ориентироваться в изучаемом материале, определять или участвовать в определении цели конкретной учебной деятельности, реализовывать план деятельности. Учащиеся приучаются к самостоятельному добыванию знаний из книг, из дополнительных источников, готовят сообщения, рефераты, выступают с ними перед аудиторией. Личностно-ориентированный урок учит  учеников ставить цель лично для себя, проектировать пути и способы достижения поставленных задач, делать самооценку собственной деятельности во время урока, т. е. создавать себе ситуацию успеха. Учащиеся приучаются выделять основные понятия в теме, находить место данной темы в системе тем предмета, сравнивать различные понятия, анализировать, конкретизировать и практически использовать полученные знания или, наоборот, получать новые знания в процессе выполнения практических заданий.

          Таким образом, применение элементов технологии критического мышления  создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.

       

Заявка

на участие в муниципальных педагогических чтениях

«Инновационные процессы в образовательном пространстве Губкинского городского округа»

Ф.И.О. участника: Морозова Лариса Николаевна

Место работы, должность: МАОУ «СОШ № 12 с УИОП», учитель русского языка и литературы

 Название статьи: «Использование технологии развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках русского языка в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов»

Направление работы педагогических чтений: № 1 Инновационные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в образовательных учреждениях Губкинского городского округа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в старших классах.

Развитие критического мышления учащихся. Методические приёмы, помогающие формировать критическое мышление школьников....

Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка

Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и  находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы тех...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы...