Программа патриотического воспитания "Связь поколений"
материал
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Очень важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_svyaz_pokoleniy.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Цнинская средняя общеобразовательная школа №2»
Филиал в с. Донское
Утверждено педагогическим советом Утверждаю:
Протокол № __ от «__»______20___г. Руководитель филиала ____
Введено в действие
Приказ № __ от «___» ______20____г.
на 2016-2019 гг.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название учреждения | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Цнинская средняя общеобразовательная школа №2» ,филиал в с. Донское |
Наименование программы | Программа патриотического воспитания «Связь поколений» |
Основной разработчик программы | Учитель ОБЖ - Леонова О.Н. |
Цель программы | Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. |
Задачи программы | Получение и расширение знаний обучающихся, воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д. Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества. Воспитание у обучающихся, воспитанников интернациональных чувств. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям. |
Срок реализации | 2016 – 2019 г.г. |
Исполнители основных мероприятий программы
| Обучающиеся, воспитанники 1–11-х классов, педагогический коллектив школы, общественность. |
Актуальность проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости её решения
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Очень важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике.
В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания.
Сегодня в России одна из самых важной идей- патриотизм. Для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.
В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.г.», федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания, определяют место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.
Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами — это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.
Одной из главных целей в воспитательной деятельности нашей школы является воспитание гражданско - патриотических качеств у школьников. Для реализации этой цели систематически организуются мероприятия, несущие гражданскую и военно-патриотическую направленность.
В рамках плана воспитательной работы реализуется план по гражданско- патриотическому воспитанию школьников, который предусматривает решение следующих задач:
- формировать эмоционально-волевые качества гражданина - патриота России;
- создание условий для духовного и физического развития, повышение
- уровня физической подготовки подростков и юношей;
- воспитывать стремление к сохранению и приумножению военного,
- исторического и культурного наследия;
- сохранение и передача героического наследия от старшего поколения к младшему, осознание глубинных связей поколений.
Хорошо зарекомендовавшие себя мероприятия, как утренники, уроки мужества , проведение военно-спортивных игр, конкурсы стихов, песен, рисунков, сочинений о войне, которые способствуют привитию любви к родному селу, Родине, воспитывают у учащихся смелость, находчивость, готовность к защите Отечества, уважение к ветеранам ВОВ и односельчанам - труженикам тыла.
Учащиеся школы постоянно участвуют в таких мероприятиях, как :
-акция «Поздравь ветерана!» (посещают и поздравляют всех ветеранов войны проживающих на территории своего села с Днем Защитника Отечества и Днем Победы);
- военно-спортивная игра "Зарница" и в смотр строя и песни, посвященного Великой Победы;
-участие в региональном проекте «АЛЛЕЯ БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА»;
-оформление и обновление в рекреации стенда Победы и уголков детской организации , носящей имя Героя Советского Союза Лизы Чайкиной( все классные коллективы также носят имя пионеров - героев войны);
- в школьной акция «Семейная хроника Вов» по сбору фотографий участников Вов и тружеников тыла;
- волонтерский отряд «Добрая воля» оказывает помощь в уборке приусадебной территории ветеранам войны и труда ( Севрюкову В.А., Кузиной А.В., Коломлину М.В. , Поповой К.В. и др.).
- проведение Вахта памяти и митингов около Монумента воинам односельчанам: «Салют, Победа!»;
- принимают (вместе с педагогами) участие в акции «Бессмертный полк»;
- дни Воинской славы России;
- проведение месячника военно-патриотического воспитания в школе;
- проведение лекций и бесед по истории Тамбовского края, оказание помощи пожилым людям, встречи с ветеранами, экскурсии в музеи ФСБ, УВД, областной Краеведческий музей, встречи с поэтами, художниками Тамбовщины и многое другое.
В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Так через народный фольклор, живопись, искусство ребята знакомятся с историей родного края. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству.
Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, обществознания, в процессе внеклассной работы, во время проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами Отечества, организации Уроков Мужества.
Настоящая Программа исходит из необходимости преобразования учебно-воспитательного процесса в единое духовно насыщенное образовательное пространство с целью необходимости осуществления воспитания принципиально нового, демократического типа личности, способной к управлению собственной жизнью и деятельностью, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру ощутимый вклад должна внести современная школа.
В процессе обучения и воспитания особую важность представляют классы
среднего звена. Именно в этом возрасте книги, беседы, встречи особенно
благотворно влияют на идейно - нравственное и эстетическое воспитание.
Общественные опросы и работа с детьми показывают, что среди молодых людей большими темпами растет преступность, увеличивается число наркоманов, падает нравственность, возникает стремление покинуть Родину, существуют другие негативные явления, ослабляющие основы государства.
Исходя из выше изложенного, в целях повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся, воспитанников разработка и принятие программы патриотического воспитания является крайне актуальной и необходимой.
Программа патриотического воспитания «Связь поколений» предназначена для детей 7 – 17 лет, рассчитана на три года, учитывает особенности психофизического развития детей.
Реализация программы позволит удовлетворить потребности ребенка в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о родном крае и родной стране, в которой он живет.
Цель программы:
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Задачи:
- получение и расширение знаний обучающихся, воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.;
- формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры;
- привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;
- воспитание у обучающихся, воспитанников интернациональных чувств;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.
Продолжение создания системы патриотического воспитания:
- привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных организаций, родителей, отдельных граждан;
- повышение качества патриотического воспитания.
Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся, воспитанников к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
Срок реализации программы: 2016 – 2019 г.г.
Этапы реализации Программы
I этап: проектный – 2016 -2019 учебный год.
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2016-2017, 2017-2018 учебные годы.
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города.
6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический – 2018-2019 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
Оценка эффективности реализации программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3. Отсутствие детей с девиантным поведением;
4. Деятельность органов ученического самоуправления;
5. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
6. Проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты Программы, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
- создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Мероприятия по реализации программы
2016-2019 гг.
№ | Мероприятия | Период исполнения | Ответственный |
1. | Заседание Совета по реализации программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий. | В течение реализации программы | Зам. директора |
2. | Привлечение родителей учащихся к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.) | Постоянно. | Зам. директора , классные руководители. |
3. | Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы | Постоянно. | Руководители МО, учителя – предметники. |
4. | Проведение конкурсов проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети – будущее России» | 2 полугодие учебного года | Зам. директора . |
5. | Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам | В течение года. | Зам. директора кл. руководители, учитель ОБЖ , ст.вожатая. |
6. | Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам. | В течение года. | Зам. директора , учителя физкультуры, ст.вожатая, учитель ОБЖ |
7. | Проведение конкурса чтецов, концертов, посвященных Дню защитников Отечества | Ежегодно,февраль | Ст.вожатая, кл. руководители |
8. | Проведение месячника оборонно-спортивной работы. | Ежегодно, февраль. | Учителя физ-ры и ОБЖ, кл. руководители |
9. | Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто» | Ежегодно, май. | Ст.вожатая, кл. руководители |
10. | Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы. | В течение года | Зам. директора , учителя истории, ОБЖ, кл.руков. |
11. | Проведение встреч с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, вдовами. | В течение года | Зам. директора , классные руководители. |
12. | Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему. | В течение года | Классные руководители, ст.вожатая |
13. | Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников | В течение года | Зам. директора п |
14. | Организации и проведение традиционного Дня знаний по изучению государственной символике РФ | Сентябрь | Классные руководители |
Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию
- Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.
- Изучение символики округа, города, школы.
- Изучение традиций, истории России,
- Организация встреч с ветеранами и участниками воин.
- Шефская помощь ветеранам.
- Изучение основ государства и права.
- Изучение культуры народов России.
- Изучение округа, города и страны через организацию походов, экскурсий, заочных путешествий.
- Организация и проведение благотворительных акций: «Свет в окне», «Ветеран живет рядом», «Поздравь ветерана на дому».
- Участие в районных мероприятиях «Мы перед памятью в долгу», «Открытка ветерану».
- Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского значения
- Встречи с ветеранами.
- Встречи с участниками современных войн, Героями России.
- Единые классные часы.
- Спортивно-конкурсные программы.
Классные часы и беседы
1 класс
1. «История моего имени и фамилии».
2. «Герб, флаг, гимн России».
3. «Вот она, какая моя Родина большая».
4. «Я – Россиянин».
2 класс
1. «История моей улицы».
2. «Мои семейные реликвии»
3. «Славные сыны нашего Отечества»
3 класс
1. «История моего города ».
2. «Моя родословная».
3. «Обычаи и традиции русского народа».
4 класс
1. «Мои предки в труде и в бою».
2. «Обычаи и традиции народов России»
3. «Красота русской природы»
5 класс
1. «Что значит любить Родину?».
2. «Духовное наследие России».
6 класс
1. «Защищать Родину – это почётный долг».
2. «Литературное наследие России».
3. «Отец, Отчизна, Отечество».
4. «Праздники русского народа».
7 класс
1. «Праздники народов России».
2. «Искусство России и земли тюменской»
3. Односельчане в годы Великой Отечественной войне».
8. класс
1. «Гражданин ли я России».
2. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию».
3. «Русские за границей».
9 класс
1. «Обязанность, долг, присяга».
2. «Я патриот своей Родины?».
3. «Дети на защите Отечества».
4. «Семейные праздники и традиции».
Ожидаемые результаты
- Повышение уровня гражданского и патриотического сознания и самосознания обучающихся.
- Воспитание у обучающихся гордости за свой народ, страну.
- Снижение уровня правонарушений обучающихся.
- Сформированность гражданско—правовой компетентности школьников.
- Развитие у обучающихся потребности в изучении истории своего края и Отечества.
- Дальнейшее развитие эффективной системы патриотического воспитания в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Поколение NEXT"
Программа воспитательной работы расчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс). Определены цели задачи, этапы программы....
Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс
Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...
Презентация "Русская трапеза" к программе ФГОС 2 поколения начальной школы по программе Праздники, Традиции,Ремесла
Тема: Русская трапеза.Цели:· Учебная: познакомить с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни;·...
Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)
Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...
Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О
В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...
Программа патриотического воспитания «Взгляд поколений»
Патриот - это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножая ее богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на ее защиту в...
Программа «Патриотическое воспитание подрастающего поколения»________________________________________
Патриотическое воспитание подрастающего поколения, развитие социально-активной позиции молодежи, сохранение культурно-нравственных и исторических ценностей....