Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс
методическая разработка по теме
Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс
«Патриотическая личность»
Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья Сергеевна
Сроки реализации: 2005-2010 уч. годы
В рамках своей воспитательной системы класса «Я - гражданин» мною была разработана данная программа патриотического воспитания учащихся «Патриотическая личность». Программа рассчитана на осуществление воспитательной деятельности с 5 по 9 классы (2005-2010 уч. годы).
Цель программы: формирование и развитие у учащихся патриотического сознания и активной гражданской позиции, направленных на воспитание личности, сопричастной к истории и культуре своей страны, готовой к участию в делах на благо Родины.
Задачи программы:
- изучение государственной символики и культурного наследия Отечества и родного края, обычаев и традиций;
- знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, внесших свой вклад в развитие страны;
- формирование у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
- развитие творческих способностей учащихся на примере жизни и деятельности творческих людей родного края, страны;
- формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, физическое развитие учащихся;
- воспитание у детей готовности к защите Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_patrioticheskaya_lichnost_shuvalova_n.s.rar | 50.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальнейшая тема для нашей страны, для русского народа – это тема патриотизма. В каждой душе ребёнка есть чувство любви к Родине. Нужно только его «пробудить», и сделать это так, чтобы ребёнок не думал, что его заставляют любить Отечество. Это чувство надо воспитывать.
На сегодняшний день очень остро ощущаются проблемы духовно-нравственного и физического существования народа. Современное молодое поколение, к сожалению, оторвано от духовных корней отечественной культуры. Наблюдается утрата культурных традиций, падение уровня духовно-нравственных ценностей, невостребованность духовного потенциала русской культуры, утрачены семейные формы культурного сотворчества, нет взаимопонимания «детей» и «взрослых», подростки негативно относятся к традициям и ценностям «отцов».
Необходимо передать подрастающему поколению уважение и особое отношение к историческому прошлому и культурному наследию своей страны, своего народа, сориентировать будущую деятельность маленьких граждан на возрождение и сохранение традиций и обычаев своей малой и большой Родины.
Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляются чувства ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранении материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Патриотизм - есть «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней Любви и верности, осознание и переживание ее величины и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами, укреплять могущество и независимость». Это определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому народа;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа их будущее, выраженное в стремлении посвятить свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Как видно, патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознавшей свою нераздельность и неразрывность с Отечеством.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь играет семья, средства массовой информации, общественные организации, учреждения социальной защиты, культуры и другие. Все это необходимо нам, педагогам, учитывать.
Поэтому, считаю, что нужно, прежде всего, восстановить в своём высшем гражданском достоинстве понятия «патриот» и «патриотизм». Эти благородные понятия неразрывно и действенно связывают человека со своей землёй, на которой будущему поколению строить свою жизнь.
В рамках своей воспитательной системы класса «Я - гражданин» мною была разработана данная программа патриотического воспитания учащихся «Патриотическая личность». Программа рассчитана на осуществление воспитательной деятельности с 5 по 9 классы (2005-2010 уч. годы).
Цель программы: формирование и развитие у учащихся патриотического сознания и активной гражданской позиции, направленных на воспитание личности, сопричастной к истории и культуре своей страны, готовой к участию в делах на благо Родины.
Задачи программы:
- изучение государственной символики и культурного наследия Отечества и родного края, обычаев и традиций;
- знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, внесших свой вклад в развитие страны;
- формирование у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
- развитие творческих способностей учащихся на примере жизни и деятельности творческих людей родного края, страны;
- формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, физическое развитие учащихся;
- воспитание у детей готовности к защите Отечества.
Направления патриотического воспитания
Направление (название блока) | Основное содержание | Формы работы |
«Я живу на родной земле» | Знакомство с историей Тульского края, своего города, школы, семьи, жизнью и творчеством знаменитых людей. Деятельность по благоустройству школьных дворов, школы, парков и скверов города. Возрождение и развитие культурных традиций своей страны и родного края. | Тематические классные часы, игры, викторины. Посещение выставок, музеев, театров. Экскурсии, праздники, встречи с интересными людьми, вечера. Субботники, трудовые десанты и акции. |
«Здоровый гражданин – здоровая нация!» | Пропаганда и формирование здорового образа жизни ученика - гражданина России. Приобщение учащихся к различным формам физической культуры. Развитие экологической культуры. Организация интересного и плодотворного досуга учащихся, отдыха во время каникул. | Пропаганда занятий в спортивных секциях, кружках, клубах. Тематические и проблемные классные часы, дискуссии, диспуты. Участие в спортивно-массовых мероприятиях: спортивных соревнованиях, военно-спортивных праздниках, конкурсах. Походы, экологические экспедиции. |
«Красота и гармония в творчестве» | Приобщение учащихся к творческой деятельности, в которой дети развивают творческие способности, формируется художественный вкус, стремление к красоте во всём, происходит творческая самореализация, приобщение к духовным ценностям. Развитие творчества учащихся неразрывно связано со знакомством с жизнью и творчеством интересных людей своего края, страны. | Классные часы, конкурсы, «Огоньки», смотры, творческие отчёты, фестивали патриотической песни, праздничные акции, выставки, концерты. Экскурсии, посещение художественных музеев, театров. Заочные и очные, встречи. Просмотр видео фильмов. Знакомство с патриотическими песнями. |
«Защитники Отечества – истинные сыны России» | Знакомство и изучение военной и трудовой истории Отечества, жизни и деятельности истинных сынов России. Благотворительная деятельность в адрес ветеранов, пострадавших от различных событий. Пропаганда героических профессий. | Тематические классные часы, уроки мужества, конкурсы, Вахта Памяти, акции «Ветеран», «Посылка солдату», «Милосердие». Участие в митингах. Просмотр документальных и художественных фильмов о войне, о защитниках Родины. Встречи с ветеранами войны, Афганистана и чеченских событий – нашими земляками. Празднование дня Победы, Защитников Отечества. Экскурсии в музей Боевой славы. |
«Жить в XXI веке!» | Расширение знаний и представлений о достижениях человеческой цивилизации за прошедшее тысячелетие и в начале нового тысячелетия, направленных на воспитание ответственности, гражданской активности, стремлению к самореализации. Адаптация учащихся к современным условиям жизни в XXI веке. Проектирование своего будущего в системе будущего страны, живущей в новом XXI веке. | Классные часы, дискуссии, проблемные столы. Проведение конкурсов по теме «Я – гражданин третьего тысячелетия». Организация научно-исследовательской деятельности. (Разработка и защита проектов) Участие в общественных программах. |
Формы работы:
- Классные часы, беседы, дискуссии, диспуты.
- Уроки мужества.
- Митинги, торжественные линейки.
- Вахта памяти.
- Акции «Ветеран», «Посылка солдату», «Школьный двор», «Милосердие».
- Спортивные игры, викторины.
- Фестивали, конкурсы, концерты.
- Выставки рисунков, поделок.
- Экскурсии, поездки, походы, экспедиции.
- Встречи с интересными людьми.
- Исследовательская и проектная деятельность.
- Просмотр документальных и художественных фильмов, фильмов – хроник с последующей дискуссией о проблеме, изложенной в фильме.
Циклограмма мероприятий
по патриотическому воспитанию
Лозунг года | Наименование мероприятия | Сроки проведения |
Класс, учебный год | ||
5 класс, 2005-2006 уч.г. | ||
«Мой дом – Россия» | 1.Классный час «Государственная символика» 2.Классный час «Символы России» 3.Беседа «О правах ребёнка» 4.Классный час «Семья в моей жизни» 5.КТД «Герб нашего класса» 6.Творческий конкурс на лучший гимн класса. 7. Викторина «О символах России» 8. Посещение краеведческого музея в городе Суворове 9.Экскурсия в музей Космонавтики, планетарий г. Калуга | сентябрь октябрь ноябрь декабрь в течение I полугодия октябрь октябрь май |
6 класс, 2006-2007 уч.г. | ||
«О доблести, о героизме, о славе…» | 1.Классный час «Что такое Армия, её история» 2.Классный час- размышление «Земля – наш общий дом» 3.Литературно-музыкальная композиция «Цветы России и война…» 4. Документальный фильм (хроника) дней войны 1941-1945 г.г. 4. Экскурсия в краеведческий музей села Песковатское. 4.Экскурсионная поездка в Тульский Кремль, музей оружия. 5. Классный час-рассказ «Как рождалась Тула оружейная» 6. Классный час «Суворов против фашистов» | сентябрь ноябрь май апрель январь сентябрь октябрь январь май |
7класс, 2007-2008 уч.г. | ||
«Я – гражданин России» |
| сентябрь ноябрь декабрь декабрь ноябрь апрель июль |
8 класс, 2008-2009 уч.г. | ||
«Путешествие по родному краю» | 1.Посещение музея усадьбы «Ясная Поляна». 2. Поездка на спектакль в драматический театр г. Тулы 3. Заочные путешествия по залам и музеям Росси. 4.Участие в выставках художников и фотографов родного края. 5. Классный час «Тула мастеровая» 6. Классный час «Ими гордится Тульская земля» | октябрь октябрь-ноябрь май в течение года ноябрь январь |
9класс, 2009-2010 уч.г. | ||
«Современный Россиянин» |
| сенябрь-октябрь апрель-май в течение года в течение года ноябрь |
Мероприятия, проводимые каждый учебный год | ||
| сентябрь октябрь октябрь, март октябрь, май в течение года февраль, май февраль, май февраль февраль май май февраль, май ноябрь, февраль апрель в течение года апрель апрель ноябрь ноябрь декабрь июнь-август в течение года апрель-май в течение года апрель-май в течение года в течение года |
Адресная направленность программы
Данная программа может быть адресована учителям, классным руководителям, работающим в общеобразовательных учреждениях, осуществляющих патриотическое воспитание учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа патриотического воспитания
Накапливая систему норм и ценностей прошлого, не им созданного, ребенок должен воспринимать их как ценности, и как средство для создания ценностей новых, своих. Для этого он должен науч...
Программа патриотического объединения "Славяне"
В школе с 1995 года работает кружок учащихся "Славяне", направление патриотическое. В программе изложены цели, задачи, список мероприятий, прогнозируемые результаты и критерии...
«Создание оптимальной воспитывающей среды через реализацию программы патриотического воспитания»
Методическая тема классного руководства реализованная в 2005-2009 гг....
Программа патриотического воспитания учащихся 5-11 классов.
Становление демократического государства, возрождение России, курс на гуманизацию общества требуют решения очен...
Проектная деятельность по программе патриотического воспитания 1-4 классов «С чего начинается Родина»
Гражданско-патриотическое воспитание - сегодня одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.Данная программа - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели ...
Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О
В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...
Программа «Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»
«Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»...