Программа «Патриотическое воспитание подрастающего поколения»________________________________________
рабочая программа
Патриотическое воспитание подрастающего поколения, развитие социально-активной позиции молодежи, сохранение культурно-нравственных и исторических ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа патриотического воспитания | 48.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
города Губкин Белгородской области
Программа
«Патриотическое воспитание подрастающего поколения»
Срок реализации 5 лет
2020-2025 г.г.
Составитель:
Мараева Марина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Губкин
Программа
«Патриотическое воспитание подрастающего поколения»
Паспорт программы
Цель программы | Патриотическое воспитание подрастающего поколения, развитие социально-активной позиции молодежи, сохранение культурно-нравственных и исторических ценностей. |
Задачи программы | Воспитать уважительное отношение ветеранам ВОВ старших поколений, общей памяти героям, павшим за Родину. Воспитывать гордость за свое Отечество. Пробудить интерес к историческим событиям. Формировать мотивацию к овладению гражданина-патриота России. Совершать поступки во благо Родины. |
Сроки реализации программы | 2020-2025 гг. |
Ожидаемые результаты | Проект поможет молодому поколению выработать чувство гордости за свою родину и свой народ; интеллектуально развитый, коммуникабельный, активный гражданин: свершение добрых дел: наставничество, волонтерство, акции добра. |
Актуальность программы
Программа «Патриотическое воспитание подрастающего поколения» разработана на основе государственной программы патриотического воспитания несовершеннолетних, программы патриотического воспитания школьников и направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина России – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.
В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания.
Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Считаю, что для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.
На протяжении многих лет со времён многочисленных перемен, начавшихся в нашей стране и продолжающихся в настоящее время, проблема патриотического воспитания школьников остаётся нерешённой. Получили широкое распространение такие негативные качества, как равнодушие, эгоизм, агрессивность. Забываются многовековые традиции народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой Родине. Особую тревогу вызывает неправильное отношение подростков к здоровому образу жизни. В этих условиях школа остаётся основным инструментом, способным остановить распространение данных «болезней».
Цель патриотическое воспитание подрастающего поколения, развитие социально-активной позиции молодежи, сохранение культурно-нравственных и исторических ценностей.
Задачи
- Воспитать уважительное отношение ветеранам ВОВ старших поколений, общей памяти героям павшим за Родину.
- Пробудить интерес к историческим событиям.
- Формировать мотивацию к овладению гражданина-патриота России.
Формировать черты характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.
- Углублять знания о Родине, своем родном крае, месте рождения.
- Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи, сохранять её традиции.
- Формировать самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире
- Развитие желания быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.
Настоящая программа предназначена для обучающихся, их родителей, носит комплексный характер.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Исходя из задач, можно выделить необходимость способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной. Программа воспитания «Гражданская активность» должна помочь ребенку строить свою жизнь и после окончания школы. Реализация программы позволит создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения школьника.
Для этого необходимо создать возможности для погружения ребенка в каждую из этих сфер. Именно эту задачу решают различные воспитательные направления программы:
- учебная деятельность;
- здоровьесбережение;
- правовое воспитание;
- эколого-краеведческое воспитание;
- нравственно-эстетическое воспитание;
- трудовое воспитание;
- взаимодействие с родителями.
В ходе работы по предлагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемную, поисково-исследовательскую, коммуникативную, творческую.
Программа патриотического воспитания учащихся реализуется во время учебного процесса, при проведении внеклассных мероприятий, в традициях, сложившихся в школе, в окружающем социуме школы.
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на 5 лет. Структура и организация данной воспитательной программы строятся с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
I категория: учащиеся 5–8-х классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях, организуемых в школе.
II категория: учащиеся с 9 по 11 класс. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить обучающихся к сознательному выбору профессии. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать обучающимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.
Основные принципы:
1. Доступность.
- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность.
- На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3. Научность.
- Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края, Культуре России.
4. Системность.
- Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему
- 5. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Основные направления реализации программы:
- учебная деятельность через предметы;
- система тематических, творческих классных часов;
- проведение военно-патриотических, спортивных праздников;
- создание и проведение познавательных игр, викторин, способствующих реализации целей программы;
- выставка творческих работ;
-организация работы школьного самоуправления, волонтерского движения, экологического движения;
- система мероприятий школьной библиотеки.
Условия реализации программы
Нормативно-правовые условия:
Учебная, воспитательная и методическая работа по организации гражданско-патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие:
Конвенция ООН о правах ребенка.
Кадровые условия:
- педагоги;
- педагоги дополнительного образования;
- психолог;
- соц. педагог;
- зам.директора по ВР;
- медицинский работник школы;
- инспектор ПДН
Организационные условия:
- снижение правовой безграмотности субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством трансляции информации о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права, о личных правах и свободах гражданина;
- профилактика противоправного поведения;
- создание условий для самореализации каждого ученика;
- актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного сообщества;
- развитие лидерских качеств и привлечение членов школьной детской организации (волонтерского отряда к решению социально значимых проблем;
- сотрудничество с социумом;
- включение школьников в реальные социально значимые дела.
Механизм реализации
Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
№ | Содержание работы | срок | Ответственные |
Методическое обеспечение программы. | |||
1 | Выставка и обзор новинок литературы по данной проблеме. | Сентябрь–декабрь | Зам. директора по ВР, библиотекарь |
2 | Анализ методической литературы, статей и публикаций. | 2020-2025 гг. | Руководитель МО классных руководителей |
3 | Подготовка памяток-рекомендаций по нравственному – патриотическому воспитанию через создание социально-педагогического комплекса. | 2020-2025 гг. | Зам. директора по ВР, руководитель МО классных руководителей |
4 | Оформление методической копилки по данной теме. | В течение срока | Зам. директора по ВР, психолог, библиотекарь |
Создание условий для педагогического сотрудничества учителей, родителей, общественности. | |||
1 | Родительские собрания | 2020-2025 гг. | Классные руководители, психолог, соц. педагог |
2 | Лектории для родителей: «Духовная жизнь в семье», | 2020-2025 гг. | Родительский комитет, зам. директора по ВР |
3 | Заседание родительского комитета по данному направлению | В течении срока | Родительский комитет, зам. директора по ВР |
Оценка эффективности реализации программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Инструментарий: анкетирование, наблюдение, собеседование, изучение документации через ВШК и мониторинг воспитательной системы класса, школы.
Нравственно-духовные параметры
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3. Снижение количества детей с девиантным поведением;
4. Деятельность детско-юношеской организации, волонтерского отряда;
5. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
6. Проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
- создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих
поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в
практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Этапы реализации программы «Воспитание гражданина России»
Цель: реализация программы патриотического воспитания.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение.
4. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования и культуры, спортивными учреждениями района.
6. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию.
Содержание программы «Патриотическое воспитание подрастающего поколения»
Программа включает в себя следующие направления:
Связь поколений.
Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, День Героев, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
Мой край родной.
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.
Я и семья.
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники и часы общения.
Программа
«Патриотическое воспитание подрастающего поколения»
План мероприятий по реализации программы «Патриотическое воспитание подрастающего поколения»» 2020-2025 гг.
1 направление: Связь поколений
№ | Мероприятия |
1 | Участие в акции «Вахта памяти»: -встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла; |
2 | Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа. |
3 | Проведение памятных дней: - День Победы |
4 | Участие в акциях: · - «Солдатские письма» |
5 | Классные часы на тему «Герои и подвиги» |
6 | Акция «Ветеран живет рядом» |
7 | Бородинское сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией |
9 | Проведение мероприятий, посвященных: |
10 | Проведение мероприятий, посвященных: разгрому советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год) |
2 направление: Растим патриота и гражданина России
№ | Мероприятия |
1 | Участие в постоянно действующих всероссийских, региональных и районных конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников. |
2 | Проведение внеклассных мероприятий, посвященные Конституции РФ, дню единения и примирения, дню Героев. |
3 | Подготовка и проведение месячника патриотического воспитания |
4 | Участие обучающихся и педагогов в конкурсах проектов: - «Я – гражданин России», |
5 | Проведение уроков мужества, посвященных Дню Героев, Дню Защитника Отечества и Дню Победы. |
6 | Проведение легкоатлетического кросса для обучающихся, посвященного Дню Победы |
7 | Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов |
8 | Организация и проведение конкурса рисунков «Я только слышал о войне» |
9 | Конкурс плакатов «Война и мир» |
10 | Конкурс чтецов «Дети о войне» |
11 | Конкурс рисунков «Война глазами детей» |
12 | Вывод советских войск из Афганистана |
13 | Круглый стол «Патриотизм начинается с меня» |
14 | Соревнования «Школа безопасности» |
15 | Акции «Я – гражданин России» (торжественное вручение паспортов обучающимся) |
16 | Встречи с работниками прокуратуры, ПДН, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав |
3 направление: Мой край родной
4 направление: Я и семья
№ | Мероприятия |
1 | Проведение общешкольного конкурса «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека, Дню матери, Дню защиты детей |
2 | Участие в конкурсе «Лучшая открытка ветерану» |
3 | Конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам войны |
4 | Участие во Всероссийских спортивно-оздоровительных играх учащихся |
5 | Создание презентаций "Профессии моих родителей" |
6 | Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья" |
7 | Участие в конкурсе "Моя родословная" |
8 | Выставка творчества «Крепка семья – крепка Россия» |
9 | Празднование Дня матери: организация выставок "Руками мамы", выставки рисунков "Профессия моей мамы", "Портрет моей мамы", фотоконкурса "Мамины глаза" |
10 | Празднование Дня семьи |
11 | Организация семейных классных праздников |
12 | Проведение классных родительских собраний. |
13 | Работа родительского комитета школы. |
14 | Работа родительского лектория |
15 | День знаний |
План традиционных мероприятий по патриотическому воспитанию.
№ | срок | мероприятие |
1 | Сентябрь | Урок мужества «Звучи, памяти набат!»Конкурс рисунков «Моё Отечество» |
2 | Октябрь | Праздничный концерт «День пожилого человека» Организация и проведение благотворительных акций «Свет в окне» |
3 | Ноябрь | Урок мужества «Поклонимся великим тем годам» Тематический вечер «День народного единства» |
4 | Декабрь | Вручение паспортов |
5 | Январь | Месячник культуры и традиций |
6 | Февраль | Месячник «Мы будущие защитники Отечества»: |
7 | Март | Урок мужества «Жизнь замечательных людей» |
8 | Май | Месячник Славы и Памяти: |
9 | Июнь | Митинг «День памяти и скорби» |
5 класс
1. «Что значит любить Родину?».
2. «Духовное наследие России».
3. «Праздники русского народа».
6 класс
1. «Защищать Родину – это почётный долг».
2. «Литературное наследие России».
3. «Отец, Отчизна, Отечество».
7 класс
1. «Можно ли меня назвать гражданином России?».
2. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?».
3. «Мои замечательные земляки».
8 класс
1. «Что значит быть гражданином России».
2. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию».
3. «За что я люблю Россию?».
9 класс
1. «Обязанность, долг, присяга».
2. «Я патриот своей Родины?».
3. «Народ и я – единая семья».
4. «Семейные праздники и традиции».
Литература
- Г.А. Коновалова. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях. 2015 г.
- Л.А. Сетрукова, А.А. Востриков. Воспитание у старшеклассника ориентации в будущее профессии. 1998г.
- Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. 2017г.
- И.В. Карнаева. Формирование готовности учителя к профессиональному самоопределению подростков группы риска., 2018г.
- Под редакцией Е.В. Бускиной, Л.А. Фоминой, Л.Г. Батраковой. Творческая образовательная среда в современной школе: внеклассные мероприятия и научно-исследовательская работа обучающихся. Новокузнецк МАОУ ДПО «ИПК», 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понимание роли героических личностей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как один из приемов историко-патриотического воспитания подрастающего поколения
В данной статье поднимается проблема понимания учащимися 10-х классов роли исторических личностей (М.Кутузова, Багратиона, Д.Давыдова и др.) в романе Л.Н.Толстого "Война и мир", героическое ...
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование
Программа «Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование», разработанная Сандо Е.И. и Сандо А.В., в 2011 стала победителем регионального этапа Всеросс...
презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения «И помнит мир спасённый…».
Презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения «И помнит мир спасённый…». Использование на уроках истории по изучению темы "Великая Отечественная в...
Героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Воспитание учащихся на примере славных боевых традиций нашего Отечества....
Героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения на уроках истории
Героико-патриотческое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач в многонациональной стране.«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...
Программа работы МБОУ ДОД «Тазовский районный Дом детского творчества» по патриотическому воспитанию подрастающего поколения на 2015-2019 гг.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, с активной граж...