Элективные курсы, как средство реализации индивидуальных образовательных программ
статья (10, 11 класс)

Новые целевые установки в системе образования основываются на приоритете индивидуализации и дифференциации обучения, что проявляется в различных направлениях построения системы многоуровневого образования, реализации продуктивных форм обучения, разработку новых подходов к формированию содержания образования и т.д. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является системой специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элективные курсы, как средство реализации

индивидуальных образовательных программ

:

учитель информатики

ГБОУ гимназии г. Сызрани

Александрова Е.А.

Внеурочная деятельность всегда присутствовала в школе и влияла на изучение учебных предметов. Проводилась она в разных формах: кружки, клубы, факультативы и прочее и, что самое важное для учащегося, он сам выбирал, что ему интересно, и занимался именно этой деятельностью, но мог и обходиться без дополнительной нагрузки.

В настоящее время новые образовательные результаты в соответствии с ФГОС определены в таком виде, что без учета внеурочной деятельности их вряд ли удастся достигнуть, поэтому такая  деятельность становится обязательным компонентом основной образовательной программы всех уровней  общего образования.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №2765-р об одобрении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы,  на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение.

Необходимость реализации концепции профильного обучения в школах объясняется рядом причин:

1. Отсутствием в нынешний школе условий для подготовки к построению успешного поприща в будущей профессии;

2.  Неспособностью стандартов удовлетворить жизненные планы и интересы обучающихся;

3. Несоблюдением связи между школой и вузом, наличием особых требований, предъявляемых к выпускникам школ образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего образования;

4. Успешным развитием личности и воспитания старшеклассников, за счет осознанного выбора будущей профессиональной деятельности.

Переход на массовое профильное обучение рассматривается как осуществление радикальной дифференциации образования, включающее:

с психолого-педагогических позиций – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого учащегося;

с социальных позиций – наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества;

с методических позиций – построение новой дидактической системы мотивации и организации индивидуализированного обучения учащихся [15, с. 26].

Новые целевые установки в системе образования основываются на приоритете индивидуализации и дифференциации обучения, что проявляется в различных направлениях построения системы многоуровневого образования, реализации продуктивных форм обучения, разработку новых подходов к формированию содержания образования и т.д. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является системой специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [27 с.11]. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории [15 с.26].

Профильное обучение преследует следующие цели:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;  

- сочетать базовые и профильные курсы, формирующие индивидуальный учебный план для каждого обучаемого  [27 с.11].  

Задачи системы профильного образования:

- достижение выпускниками школы нового, более высокого качества образовательной и профильной подготовки; формирование в процессе овладения системой знаний творческой самостоятельности и критичности мышления, элементов исследовательских умений и навыков, основ научного мировоззрения;

- умение использовать изученные законы развития и функционирования природы и общества, другие знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления, самостоятельного выхода за пределы имеющейся информации с использованием для этого способов объяснения, поведения, прогнозирования; развитие качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовыми принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и в трудовой деятельности;

- усвоение выпускниками нравственных норм, обычаев и традиций, накопленных обществом в труде и в быту и обеспечивающих им возможность и право функционировать в нем в качестве полноправного члена, безболезненно и успешно адаптироваться в условиях перехода страны к демократичному гражданскому обществу с рыночной экономикой [37, с. 49].

Тот или иной профиль складывается из курсов трёх типов:

-  базовые общеобразовательные предметы,

-  профильные общеобразовательные предметы,

-  элективные (курсы по выбору).

Базовые общеобразовательные предметы обязательны для всех учащихся во всех профилях обучения. Знания, умения и навыки учащихся определяются содержанием учебников (программ), рекомендованных МО РФ для общеобразовательных школ.

Профильные общеобразовательные предметы - это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены государственным стандартом.

Элективные курсы – курсы, входящие в состав профиля, способствующие углублению индивидуализации профильного обучения. Работа элективных курсов призвана удовлетворить образовательный запрос (интересы, склонности) ученика (его семьи). В информационном письме Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. №14-51-277/13 говорится о том, что «они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов» [27, с. 75].

Таким образом, при введении профильного обучения в старшей школе ученику (семье) предлагается совершить выбор двух уровней: сначала ученик выберет профиль, а вместе с ним и набор предметов, уровень их изучения, а затем – набор элективных курсов, предложенных школой. Сегодня перед специалистами стоит задача: разработать гибкие варианты программ профильных  предметов, образующих федеральный, которые максимально удовлетворят образовательные интересы учащихся. Новые учебные планы и программы должны преодолеть недостатки «дисциплинарного» профилирования (например, опасность снижения уровня гуманитарной культуры в технических и естественно-математических классах и снижения географической, особенно экологической, грамотности в технических, гуманитарных классах) за счет усиления междисциплинарной интеграции знаний и введения расширенного числа «непрофильных» факультативов.

Важную образовательную функцию в системе профильного обучения выполняют элективные курсы. Элективные курсы, по мнению Н.Д. Андреева и А.Л. Левченко могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на  заданном профилем уровне и служат для внутрипрофильной специализации обучения. Таким образом, элективные курсы – новый элемент учебного плана, дополняющие содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее. Элективные курсы это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний. Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а учащимся – выбор профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Прилагательное «элективный» (electus) в переводе с латинского языка означает «избранный, отобранный». Отсюда следует, что любой курс, нареченный в учебном плане элективным должен выбираться. В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 г. 3 2783) дано следующее определение: «Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы»[26, с. 16]. Элективные курсы связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника, направленных на формирование компетенций [37, с. 49]. В отличие от факультативов и кружков курсы обязательны для посещения, именно они позволяют школьникам развить интерес к тому или иному предмету и четко определиться со своим дальнейшим выбором. «Элективные курсы принципиально отличаются от давно существующих у нас факультативов. Факультативный курс – это не обязательный, а только возможный для изучения <…> Идеология «изучаю – не изучаю» не предполагает, что выбор становится обязательным элементом общего образования. А введение элективных курсов направлено на решение именно этой задачи» [18, с. 9].

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, характеризуются минимальной численностью учебной группы (1-15 человек). Каждый учащийся в течение двух лет должен выбрать и изучить 5-6 элективов, при этом количество предлагаемых курсов должно быть значительно выше. Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50: 30: 20.

Краткосрочность курсов, чередующийся характер и свободный  режим проведения позволят ученику менять курсы по выбору несколько раз за учебный год. На изучение  курсов  не обязательно должен отводиться 1 час в неделю, предусматриваются и другие возможные варианты. Это могут быть многочасовые тренинговые занятия в течение одной недели или изучение материала сессионно в течение всего учебного года с перерывами для выполнения проекта учащимися. Курсы по выбору могут реализовываться и в каникулярное время, например для организации экскурсий на предприятия или на природу. Для образовательных учреждений одной муниципальной сети либо для соседних образовательных учреждений можно определить один общий день для проведения курсов по выбору.

Во ФГОС сокращено количество возможных профилей, которые может реализовывать образовательная организация. Ограничение в виде пяти профилей на старшей ступени школы принципиально не влияет на предметный состав выбранного профиля обучения. Изучать на углубленном уровне можно подавляющее большинство предметов учебного плана. Скорее возникают вопросы наилучшего сочетания изучаемого предмета на разных уровнях с имеющимися достойными элективными курсами по выбору. Они легко встраиваются в используемый УМК и расширяют или углубляют его с учетом потребностей школы, наиболее полно и широко предоставляют учителю и ученику вариативные разделы, помогают в выборе траектории обучения по предмету и гарантируют достижения учащимися требований, проверяемых в ходе ЕГЭ. Чтобы определить, что предлагаемый курс содержательно подходит для конкретного УМК по информатике, следует сверить цели, которые поставили авторы УМК (в программе) и цели, сформулированные для курса по выбору (также в программе). Самое оптимальное, если они дополняют друг друга, т. е. действительно расширяются или углубляются рамки изучения предмета (лучше по одному разделу), или позволяют взглянуть на него с другой точки зрения.

Для Российской школы понятие «элективные курсы» достаточно новое. В связи с этим возникает ряд проблем, связанных с их разработкой и внедрением. Идея элективных курсов в системе профильного обучения нашла отражение в работах Э.Н. Абдуллаева [1], А.В. Баранникова [2], А.Г. Каспржака[21;22;23;24], Н.А. Гужавиной [4], Н.В. Добрецовой [8], Д.С. Ермакова [11; 12; 13; 14; 15], Д.А. Ершова [16], А.А.Зубрилина [20], Г.Д. Петровой, Н. Савицкой [40], Г. Сафонова [41], М.С. Цветковой [45], Т.В. Черниковой [46], Г.Г. Штомпель [47] и др. Авторы рассматривают содержание организационно-методических основ разработки авторских элективных курсов, раскрывают содержательные и технологические проблемы, связанные с появлением в учебном плане школы элективов. В диссертационных исследованиях рассмотрены вопросы назначения и дидактических особенностей элективных курсов, педагогического проектирования программ  (И.А. Муртазин [31], А.С. Рванова [38], М.А. Столба [44] и др.), разработке системы элективных курсов по отдельным предметам (М.Г. Победоносцева [34] и др.), комплексы средств обучения (Н.С. Кудинова [28] ), методические условия изучения курса (И.Н. Елисеева [10] ).

Цель преподавания элективных курсов – ориентация учащихся на индивидуализацию обучения и социализацию, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Перед элективными курсами стоит ряд задач:

- расширить знания по изучаемым предметам;

- обеспечить более высокий уровень знаний, умений и навыков;

- способствовать активному самоопределению, в том числе и профессиональному;

- формировать и развивать познавательный интерес к предметам.

Элективные курсы выполняют следующие функции:

- изучение ключевых проблем современности;

- ознакомление с особенностями будущей профессиональной деятельности, «профессиональная проба»;

- ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

- дополнение и углубление базового предметного образования;

- компенсация недостатков обучения по профильным предметам [10, с. 38].

Д.А. Ершов [16] предлагает делить процесс разработки элективных курсов на три последовательных этапа:

1) анализ социального заказа и формулирование замысла,

2) составление предварительного проекта программы,

3) окончательное оформление рукописи в соответствии с требованием ГОСТа, обсуждение и рецензирование программы.

По мнению Болотиной Т.В. и Вяземского Е.Е., тематика и содержание элективных курсов должны отвечать следующим требованиям:

- иметь социальную и личностную значимость, актуальность, как с точки зрения подготовки профессиональных кадров, так и личностного развития учащихся; -

- способствовать социализации и адаптации, представлять возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения;

- поддерживать изучение базовых и профильных общеобразовательных предметов, а также обеспечивать условия для внутрипрофильной социализации обучения;

- обладать значительным развивающим потенциалом;

- вносить вклад в формирование целостной картины мира;

- способствовать развитию общеучебных, интеллектуальных и профессиональных умений и навыков, ключевых компетенций [3, с. 38-39].

Виды элективных курсов определяются и задачами ступени школы, и видом учебного заведения, и местными условиями, и возможностями класса, группы, учителя, и так далее. Обсуждая вопрос о месте элективных курсов в старшей профильной школе, Каспржак А.Г. (2004) выделяет их виды, содержание и способы работы, образовательные задачи, решаемые курсами по выбору [22, с. 16-21].

Образовательные задачи

Вид элективного курса

Содержание и способы работы

1

Создание условий для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего учения и связанного с определённым видом профессиональной деятельности

«пробный»

Знакомство с видами деятельности, характерными для человека, работающего в той или иной образовательной области

2

Помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, с ней связанных

«ориентационный»

Коллективное выполнение проекта, которое интегрирует, во-первых, несколько видов деятельности, а во-вторых – содержание нескольких наук

3

Удовлетворение естественного любопытства молодого человека к какой-то области знаний, которая отсутствует в традиционном учебном плане

«общекультурные»

Восполнение «общекультурного вакуума»

4

Углубление, расширение знания учебного предмета

«углубляющий»

Прохождение дополнительных разделов учебного предмета

Одной из важных проблем в этой области является определение типологии элективных курсов. В настоящее время выделено несколько типологий, определяющих назначение элективных курсов. Рассмотрим из них четыре основных типа элективных курса:

- компенсационный элективный курс может помочь школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне или не изучается вовсе, изучать смежные предметы  на профильном уровне, готовиться к олимпиадам или к сдаче ЕГЭ по данному предмету на повышенном уровне, т.е. имеет «репетиторскую» направленность;

- предпрофессиональный элективный курс служит для приобретения узкоспециализированных навыков профессиональной деятельности в областях, наиболее востребованных на современном рынке труда. В частности, он может обеспечивать подготовку школьников, которые после окончания школы не могут или не хотят продолжать обучение в высшем учебном заведении, к успешной трудовой деятельности;

- профильный элективный курс является «надстройкой» профильного учебного предмета, и эта «надстройка» в полной мере превращает профильный курс в углубленный, обеспечивающий для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения учебного предмета;

- метапредметный элективный курс, содержание которого может распространяться  на области деятельности  человека вне круга выбранного учащимися профиля обучения. Курсы такого типа направлены именно на удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека, которые не связаны с рамками школьной программы, предназначены для расширения кругозора старшеклассника [4], [27]. 

Основные приоритеты методики изучения элективных курсов:

-  междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

- обучение через опыт и сотрудничество;

-  интерактивность;

-  учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

-  личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход.

Методы и формы обучения определяются уровнем развития и саморазвития учащихся, уровнем их индивидуальных способностей и требованиями профилизации обучения. Ведущие методы – проблемно-поисковые и исследовательские, стимулирующие познавательную активность учащихся. Содержание электива должно нацеливать на самые разнообразные формы занятий – от традиционных классно-урочных занятий до реальной практической деятельности, «выхода в социум». В рамках элективных курсов предполагается введение некоторых вузовских форм занятий: лекции, семинары, лабораторные занятия и др. Благодаря этому, элективы выполняют функцию связующего звена между профильным и профессиональным образованием.

По элективным курсам государственный экзамен не проводится, в этой связи требуется поиск иных подходов к оценке достижений учащихся в процессе освоения этих курсов (например, накопительная система оценки, портфолио). Оценка может выставляться как в форме «зачтено / не зачтено», так и по бальной шкале. При этом необходимо помнить, что курс выбран учеником инициативно; успешное его освоение может помочь ученику ощутить себя успешным. «Апробация на элективных курсах, отличных от традиционных оценочных шкал, может дать материал, который позволит педагогическим коллективам сделать следующий шаг к постижению принципов гуманной, личностно-ориентированной педагогики, успешно применяющей технологию научения не палкой, а успехом» [17, с. 8]. Ершовым Д.А. вопрос контроля и оценки результативности обучения решается через систему рейтинговой оценки учебных достижений. Данная система подразумевает последовательное прохождение ряда этапов: определение перечня оцениваемых видов учебной деятельности; разработка системы оценок; разработка системы «штрафных очков» за невыполнение учебных заданий. С рейтинговой системой контроля хорошо сочетаются следующие способы контроля уровня достижений учащихся: наблюдение активности на занятии; беседа с учащимися, родителями; экспертные оценки педагогов по другим предметам; анализ творческих исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий; анкетирование и тестирование; метод портфолио – совокупность самостоятельно выполненных учеником работ и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы) [11].

Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов содержат алгоритм написания пояснительной записки, примеры составления тематического плана курса, указания на содержание занятий, критерии оценки деятельности учащихся. Гужавиной Н.А. [4] дается положение программ элективных курсов. В нем рассматриваются: общие положения, цели программы, структура программы, порядок рассмотрения и утверждения программ курсов по выбору, учебно-тематический план образовательной программы, содержание изучаемого курса, информационное обеспечение образовательной программы. Составляя свою программу элективного курса, советуют опираться на рекомендации А.Г. Каспржака [21; 22; 23; 24], Т.В. Черниковой [46], Д. Ермакова [11; 12; 13; 14; 15], Г. Петровой, Н.А. Гужавиной [4], Д.А. Ершова [16], Н.В. Добрецовой [8], И.А.Зайцевой [18], Л.И. Гультяевой [5], Т.П. Синько [42].

При проектировании элективных курсов необходимо определять требования к знаниям и умениям учащихся, а так же дать описание структуры курса в соответствии с алгоритмом его разработки:

- проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля;

- определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса;

- определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля;

- разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, отвести необходимое количество часов на каждый из них;

- продумать, какие образовательные продукты будут созданы;

- выяснить возможность обеспечения данного курса учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическим материалом, лабораторным оборудованием и т. д., составить список литературы для учителя и учащихся;  

- выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности, творчества ученика при изучении курса;

- продумать, какие образовательные продукты будут созданы учащимися в процессе освоения программы курса;

- определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения курса;

- продумать форму отчетности учащихся по итогам освоения программы курса: проект, реферат, выступление.

По мнению А.Г. Каспржака, содержание программ курсов должно соблюдать следующие условия: курс должен быть построен так, чтобы он позволял в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы; содержание курса, форма его организации должны помогать ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы; отбирая содержание, учитель должен постараться сам себе ответить на вопросы: «Почему ученик выберет именно этот курс, а не другой? Чем он будет ему полезен, интересен?»; элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации; в связи с этим возможна ситуация, когда не весь объём содержания элективного курса является строго обязательным. Программа может быть построена так, что какой-то её объём минимально необходим, а все остальное - «по потребностям». Это следует из того, что доминанта умений и позитивного опыта может быть обеспечена на любом завершенном содержательном модуле или блоке; курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими; курсы должны опираться на какое-либо пособие; содержание элективных курсов не должно дублировать содержание предметов, обязательных для изучения; программа курса должна состоять из ряда законченных модулей; если автор относит свой курс к ориентационным, он должен так построить учебную программу, чтобы ученик мог получить представление о характере профессиональной деятельности. Содержание курса может представлять собой: расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового курса; введение в одну из «сопутствующих» данному предмету наук, профессий; совокупность отдельных фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения или освоение определённого вида деятельности [22].

Т.В. Черникова утверждает, что элективные курсы профильного обучения будут привлекательными для старшеклассников в том случае, если: фактический материал будет узнаваемым и связанным с реальностью; полученные знания будут носить прагматическую направленность, их можно будет применить в повседневной жизни; проблемный материал, выбранный для изучения, будет иметь неоднозначную трактовку среди ученых и носить характер научной интриги; ранее недоступный для изучения материал станет открытым для обсуждения; образовательная ориентация на вузовское обучение будет просматриваться не только в сложности материала, но и формах работы (семинар, коллоквиум, реферат, зачет, проект); предметом изучения на занятиях станет собственная жизнь учащихся, ее будущие перспективы и варианты осуществления образовательной, профессиональной, гражданской деятельности; повышение общей культуры и навыков делового общения органично войдет в содержание курсов; конкретность работы, выполняемой учащимися на занятиях, будет представлена в вариативных по уровню сложности заданиях; освоение приемов подготовки к сдаче экзаменов в школе, колледже, вузе будет происходить не только параллельно основному содержанию, но и в ходе специальных курсов по психологии и профессиональной ориентации; методика личностного саморазвития, способы усиления внешней привлекательности и приемы благоустройства жилища и быта станут содержанием проектных заданий; автор-составитель элективного курса будет иметь репутацию интересного человека [46].

Д.Ермаков и Г. Петрова выдвигают основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов: подготовка к ЕГЭ по профильным предметам; приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного «академизма»; возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда; любопытство; поддержка изучения базовых курсов; профессиональная ориентация; интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира [14, с. 116]. Цветкова М.С. [45] предлагает активно включать в обучение ИКТ-ресурсов (информационно-коммуникационные технологии), расширенных межпредметными практикумами, комплексными долгосрочными проектами школьников. ИКТ-ресурсы: аудиовизуальные (радио, кино, телевидение), компьютерные, мультимедиа (проектор, интерактивная доска), сетевые (локальная сеть, Интернет), дополнительные цифровые ресурсы (фото и др.).

Специфика содержания элективных курсов по информатике определяется рядом факторов. К числу важнейших из них следует отнести, пожалуй, четыре:

 - интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, широкое использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания, при изучении практически всех предметов;

- значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы, приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда;

- исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира, которая может сравниться по значимости в школьном образовании только с изучением физики;

- интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека, позволяющая связать понятийный аппарат естественных, гуманитарных и филологических учебных дисциплин [1].

Методика обучения элективным курсам еще только начинает формироваться. С самого начала целесообразно строить ее на основе нового понимания целей и ценностей образования, с ориентацией на инновационные методические идеи и концепции. Магометов Ш.А и Ахмедова С.Л. полагают, что одним из наиболее продуктивных методов в обучении элективным курсам по информатике является метод учебных исследовательских проектов, основанный на исследовательской деятельности учащихся по решению задач из выбранной предметной области.

Ориентация многих элективных курсов информатики на сетевые формы организации учебного процесса также является спецификой этих курсов, которую необходимо учитывать при построении системы элективов по данному предмету. Изучение информационных и телекоммуникационных средств является важнейшим разделом курса информатики, однако при этом надо четко разделять изучение собственно технологий работы с данным видом информации (что невозможно сделать без привлечения таких понятий, как информационный процесс и информационная модель) и освоение конкретного программного продукта. Сейчас же технология использования компьютера для решения задач во многих учебниках стала прочно, но неправомерно ассоциироваться с технологией работы с программами, входящими в состав офисных пакетов. В связи с этим обучение данным технологиям, а точнее использованию средств этих технологий, занимает нередко центральное место в курсах информатики общеобразовательных школ.  

Следует отметить, что специальной задачей проектирования компьютерных технологий обучения является поиск способов организации общения и сотрудничества учителя и учащихся. Разработка такого рода способов должна осуществляться по следующим направлениям:

- создание условий учебного сотрудничества между школьниками и учителем во время их работы, опосредованной применением компьютера;

- организация коллективных «проектов», требующих взаимодействий группы учащихся с ПК и групп учащихся между собой;

- определение оптимального соотношения компьютерных и безкомпьютерных форм обучения.

Компьютер как специфическое учебное средство реализует несколько основополагающих функций, а именно выступает в качестве средства:

- моделирования предметного содержания объектов усвоения и соответствующих обобщенных способов действия;

- моделирования взаимодействия и организации совместной деятельности, типа «обучаемый - группа учащихся», «ученик – ученик», «учитель – ученик» и реализации адекватных структуре совместной деятельности и содержанию объектов усвоения форм контроля и оценки действий учащихся.

Таким образом, специфика содержания элективных курсов по информатике в профильной школе определяется рядом факторов, к которым следует отнести:

1. Интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, широкое использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания, при изучении практически всех предметов.

2. Значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы, приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда.

3. Исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира.

4. Интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека, позволяющая связать понятийный аппарат естественных, гуманитарных и филологических учебных дисциплин. [30]

Программы элективных курсов по информатике изданы в сборнике программ курсов по выбору для старшей школы и в серии олимпиадной информатики. Предлагаемые курсы по выбору обеспечены учебными пособиями:

1. Монахов М. Ю., Солодов С. Л., Монахова Г. Е. Учимся проектировать на компьютере. Практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

3. Танова Э. В. Введение в криптографию: как защитить свое письмо от любопытных. Учебное пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

4. Ясницкий Л. Н. Искусственный интеллект. Элективный курс: методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

5. Дергачева Л. М. Решение типовых экзаменационных задач по информатике. Учебное пособие, с диском. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

6. Самылкина Н. Н. и др. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Учебное пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

7. Калинин И. А., Самылкина Н. Н. Основы информационной безопасности при работе в телекоммуникационных сетях. Учебное пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

8. Кирюхин В. М. Методика проведения и подготовки к участию в олимпиадах по информатике: всероссийская олимпиада школьников. Учебное пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

9. Волченков С. Г., Корнилов П. А., Белов Ю. А. Ярославские олимпиады по информатике. Сборник задач с решениями, Учебное пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

10. Окулов С. М. Основы программирования, Учебное пособие. —  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

11. Окулов С. М., Пестов О. А. Динамическое программирование. Учебное пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

12. Окулов С. М. Абстрактные типы данных. Учебное пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что организация профильного обучения – это сложный процесс, в который входит не только подготовка нужного учебного плана и материала, но и профессиональная подготовка учителей.

Каспржак А.Г. отмечает, что включение в Базисный учебный план элективных курсов позволит:

политикам и управленцам – стимулировать продуктивный диалог между школой и семьей о том, что, зачем и на каком уровне надо учить современному школьнику;

учёным – наработать материал, на основании которого будет продолжена разработка образовательного стандарта, отвечающего запросам современного общества;

учителям – начать преподавать нетрадиционно, искать и пробовать новое, не боясь быть битым методистом или администратором;

ученикам – поучиться не для аттестата [22, с. 9].

Кроме того, элективные курсы дают отличную возможность использовать новейшие технологии для улучшения усвоения материала. Большую роль в обучении с помощью элективных курсов играет самообразование, которое выходит на новый уровень: учащийся с большей ответственностью подходит к подготовке, поскольку он сам выбрал данный предмет, и он ему действительно интересен. Наличие у школьника права принимать ответственное решение – мощнейший педагогический ресурс. Возможность делать выбор ставит ученика перед необходимостью принимать ответственное решение. Выбирая, человек решает, от чего отказаться, а что предпочесть [4].

Библиографический список

  1. Абдулаев Э.Н. Элективные курсы: нормативно-правовое регулирование и литература. – [Электронный ресурс]-URL: http://pish.ru/articles/articles2009/201/
  2. Баранников А.В. Элективные курсы в профильном образовании //Первое сентября, 2004. - №2. – с.1-2.
  3. Болотина Т.В. Вяземский Е.Е. Профильное обучение в контексте ФГОС и нового Закона РФ «Об образовании и Российской Федерации» / Т.В. Болотина, Е.Е. Вяземский // Профильная школа, 2013. - №2. - С. 6-7.
  4. Гужавина Н.А. Положение о программе элективных курсов //Управление современной школой. Завуч, 2008. - №3. – с.53-56.
  5. Гультяева Л.И. Разработка и проведение элективных курсов для предпрофильного и профильного обучения //Информатика,2007. - №3.
  6. Гурина И.А., Кулакова С.Ф. Развитие личности старшеклассников в условиях реализации профильного обучения / И.А. Гурина, С.Ф. Кулакова // Профильная школа, 2008. - № 5. - С. 11
  7. Дакус, С.В. Элективные курсы в предпрофильной подготовке школьников //Управление образованием: краевой научно-методический журнал. – 2004 - №1. – С. 33
  8. Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования: Учебно-методическое пособие для учителей /под ред. А.П. Тряпицыной. –СПб.: КАРО, 2005. – 160 с.
  9. Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 173-179. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1617/ (дата обращения: 22.04.2019).
  10. Елисеева И.Н. Элективный курс «уровневая организация живой природы» как средство повышения эффективности обучения биологии в профильной школе: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Елисеева Ирина Николаевна; [Место защиты: Астрахан. гос. ун-т]. – Астрахань, 2010. – 196 с.
  11. Ермаков Д.С. Профильное обучение: проблемы и перспективы//Народное образование, 2004. - №7. С.101-107.
  12. Ермаков Д.С. Элективные курсы для профильного обучения //Педагогика, 2005. - №2. – с.36-41.
  13. Ермаков Д.С., Петрова Г.Д. Создание элективных учебных курсов для профильного обучения//Школьные технологии, 2003. - №6. – с.23-29.
  14. Ермаков Д.С., Петрова Г. Элективные учебные курсы для профильного обучения //Народное образование, 2004. - №2. – с.114-119.
  15. Ермаков Д.С., Рыбкина Т.И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения //Профильная школа, 2004. - №3. – с.6-11.
  16. Ершов Д.А. Элективные курсы профориентационной направленности для учащихся 10 – 11-х классов гуманитарного профиля обучения: учеб.-метод. пособие /Д.А. Ершов; под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус,2007. – 153 с.
  17. Жадан  Г.И. Проектирование и реализация системы профессионального самоопределения поддержки // Профильная школа. – 2008 - №5. – С. 40
  18. Зайцева И.А. Элективные курсы. - [Электронный ресурс] - URL:http://zaitseva-irina.ru/html/fl093455595 
  19. Захарова Т.Б., Филатова Л.О. Дифференциация содержания обучения в старшей школе как условие эффективной преемственности общего и профессионального образования //Стандарты и мониторинг в образовании, 2003. - №5. – с.26-29.
  20. Зубрилин А.А. О некоторых проблемах внедрения элективных курсов. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1195048999&archive=1195938639&start_from=&ucat=&
  21. Каспржак А.Г. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Вестник образования, 2002. - №6. – с.10-42.
  22. Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. – М.: Новая школа, 2004. – 160 с.
  23. Каспржак А.Г. Элективные курсы – ответ на запросы ученика и учителя, семьи и государства //Директор школы, 2006. - №1. – с.3-9.
  24. Каспржак, А.Г. Элективные курсы: типология и задачи // Директор  школы, 2006 - №3 – С. 53-57.
  25. Ким В.И. Деятельность школьного методического объединения по организации предпрофильной подготовки учащихся // Управление образованием: краевой научно-методический журнал. – 2004 - №1. – С. 29
  26. Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. - С. 1. [Электронный ресурс]-URL: http://2016-god.com/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody/
  27. Краснокутская Н. В. Элективные курсы как средство построения индивидуальных образовательных программ ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре, Россия
  28. Кудинова Н.С. Комплексы средств обучения для элективных курсов в профильном обучении общеобразовательной школы: Биологические специальности: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Кудинова Надежда Сергеевна; [Место защиты: Моск.гос.обл.ун-т]. – Омск, 2005. – 19 с.
  29. Кузнецов А.А. Новый Базисный учебный план-основа реализации профильного обучения в старшем звене средней школы/ А.А. Кузнецов Л.О. Филатова М.:АПКиПРО. 2004.- 35с.
  30. Магомедов Ш.А. кандидат педагогических наук,  доцент  кафедра физико-математического образования и ИКТ ГБОУ ДПО «ДИПКПК» Ахмедова С. Л. преподаватель  кафедра информатики  ГАОУ  ВПО «ДГИНХ» г. Махачкала Элективные курсы как средство индивидуализации и дифференциации обучения информатике в профильной школе
  31. Муртазин И.А. Проектирование элективных курсов предпрофильной подготовки школьников на основе интеграции информационных и материальных технологий : автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Муртазин Игорь Анатольевич; [Место защиты: Вят.гос.гуманитар. ун-т]. – Киров, 2010. – 22 с.
  32. Немова Н.В. Новый учебный план профильного обучения старшеклассников //Директор школы, 2005. - №1. – с.49-58.
  33. Победоносцева М.Г. Методические подходы к разработке системы элективных курсов по информатике// Информатика и образование.-№10.- 2008.с 25-28
  34. Победоносцева М.Г. Разработка системы элективных курсов по информатике на старшей ступени общеобразовательной школы: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Победоносцева Мария Георгиевна; [Место защиты: Ин-т содержания и методов обучения Рос.акад образования]. – Москва,2008. – 22 с.
  35. Профильное обучение: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
  36. Проектирование профильного обучения старшеклассников: Методические рекомендации / сост. Н.Н. Лютикова, Т.К. Волкова. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005 – 102 с.
  37. Профильное обучение. Создание элективных курсов по информатике/http://www.e-ducate.ru/info
  38. Рванова А.С. Проектирование и реализация целевого и содержательного компонентов элективных курсов для классов математического профиля на основе локальной аксиометизации: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Рванова Алла Сергеевна; [Место защиты: Ом.гос.пед.ун-т]. – Омск, 2006. – 22с.
  39. Роботова, А.С., Никонов, И.М. Элективный курс в профильной школе как введение в науку: Учебно-методическое пособие для учителей / Под. Ред. А.П. Тряпициной. – СПб: КАРО, 2005 – 80 с. – ISBN 5-89815-625-9
  40. Савицкая Н. Элективные курсы в профильном обучении //Народное образование, 2004. - №6. – с.275-277.
  41. Сафонов Г. Элективные курсы в профильных классах //Народное образование, 2005. - №6. – с.213-219.
  42. Синько Т.П. Элективные курсы. - [Электронный ресурс] - URL:http://den-za-dnem/page.php?article=34 Столба М.А. Элективный курс «Английский язык и основы экономических знаний» в системе профильного обучения на старшей ступени гимназии: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.02
  43. Сотникова, к.ф.н., доцент, зав. кафедрой теории языка факультета иностранных языков ФГБОУ ВО "Курский государственный университет" Организация профильного обучения в средней школе Щекота, Л.В. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы // Управление образованием: краевой научно-методический журнал. – 2004 - №1. – С. 45
  44. Столба М.А. Элективный курс «Английский язык и основы экономических знаний» в системе профильного обучения на старшей ступени гимназии: диссертация кандидата педагогических наук:13.00.02/ Столба Марина Алексеевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. – Москва, 2009. – 232 с.
  45. Цветкова М.С. Элективный учебный проект как новая форма профильного обучения школьников //Профильная школа, 2008. - №5. – с.31-37.
  46. Черникова Т.В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов//Профильная школа, 2005. - №5. – с.11-16.
  47. Штомпель Г.Г. Значение и социальная направленность элективных курсов в современной школе //Профильная школа, 2007. - №2. – с.47-51.
  48. Щербо И. Реализация профильного обучения в школе //Директор школы, 2005. - №4. – с.47-56.
  49. Юрова С.С.  студентка магистратуры 2 года обучения факультета иностранных языков Курского государственного университета (г. Курск) научный руководитель – С.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы

В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание обр...

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида

Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализаци...

Юрченко Е.Ф. "Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы по истории в классе со сложным дефектом".

Статья опубликована  в сборнике ""Особенный" ребёнок в образовательном пространстве города",- Москва, 2012г.  Международный проект. (Создание оптимальных условий для комплексного сопровожден...

Выступление по теме «Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) как средство реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ в массовой школе»

Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательной организации понимают систему конкретных совместных действий администрации, педагогического коллектива, междисциплинарной ко...