Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы
статья по теме
В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на индивидуализацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы
Борзых И.В.,
социальный педагог 7-11 классов
МБОУ «Прохоровская гимназия»
В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на индивидуализацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
В этой связи одной из актуальных проблем специальной педагогики является поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от того, какова структура и содержание программ, по которым они обучаются.
В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их индивидуальной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательно-воспитательной среды.
В научно-методической литературе представлен ряд подходов к определению структуры и содержания индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, в основном для детей раннего и дошкольного возраста (И. М. Бгажнокова, М. В. Браткова, А. В. Закрепина, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева и др.). Однако разработка данного направления, несмотря на его актуальность и востребованность со стороны практических работников, до сих пор не приобрела технологической завершенности.
Определение индивидуальной образовательной программы
Индивидуальная образовательная программа – это документ, являющийся материальным выражением индивидуального образовательного маршрута ребенка, и содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Целевое назначение индивидуальной образовательной программы
Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. Особую актуальность данные программы приобретают в процессе коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми и комплексными нарушениями в развитии.
Нормативно-правовые и организационно-педагогические условия
проектирования индивидуальных образовательных программ
В качестве нормативно-правовых оснований проектирования индивидуальных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает закон РФ № 3266 от 10.07.1992 «Об образовании», в котором отмечается, что разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статьи 9, 32). При этом законодательно установлен минимум содержания образовательной программы, определяемый государственным образовательным стандартом, на который следует ориентироваться при разработке индивидуальных образовательных программ. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся, в том числе и индивидуальные образовательные программы.
Индивидуальная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая специалистами образовательных учреждений, должна быть утверждена руководителем образовательного учреждения и проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), что также закреплено в нормативных документах в сфере образования.
Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы предусматривают следующее:
- наличие в образовательном учреждении службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с психофизическим недостатком индивидуальной образовательной программы. В качестве такой структуры в образовательном учреждении выступает психолого-медико-педагогический консилиум;
- желание обучающегося перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения;
- согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе.
Порядок разработки и корректировки индивидуальных образовательных программ может быть определен локальным нормативным актом – Положением об индивидуальной образовательной программе, который позволит рационализировать работу педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры индивидуальной программы, порядка ее разработки, реализации и корректировки.
Структура и содержание индивидуальной образовательной программы
Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Данные разделы, в совокупности, позволяют обеспечить психолого-педагогическую работу с обучающимся ребенком с ограниченными возможностями здоровья по различным направлениям. Содержание разделов индивидуальной программы группируется вокруг главных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал.
Индивидуальные образовательные программы для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья могут иметь различный вид и форму и относиться к отдельным разделам программы (учебным курсам, дисциплинам) или комплексному обучению и воспитанию ребенка и коррекции его психофизических недостатков. Приоритет следует отдать, как показывает опыт работы, индивидуальным программам комплексного обучения и воспитания ребенка.
Структура индивидуальной образовательной программы будет различной в зависимости от возраста ребенка, для которого она разрабатывается, а также от целевой установки программы и решаемых задач. В литературе представлены различные подходы к структуре индивидуальной программы для детей с психофизическими нарушениями, которые могут служить ориентиром при подготовке индивидуальных программ для обучающихся (И.М. Бгажнокова, А.Д. Вильшанская, М.В. Жигорева, А.В. Закрепина, В.В. Коркунов, И.С. Макарьев, Е.А. Стребелева, Е.А. Ямбург и др.).
При проектировании, как структуры так и содержания индивидуальных программ для детей различных возрастных групп, следует учитывать особенности каждого возрастного периода и выделять соответствующие задачи и основные направления коррекционно-педагогической работы в рамках индивидуальной программы.
При проектировании структуры индивидуальной программы для ребенка раннего и дошкольного возраста и ее содержательном наполнении следует опираться на формирование ведущего вида деятельности и достижение задач развития ребенка на каждом возрастном этапе. Структура и содержание индивидуальной программы для ребенка дошкольного возраста преимущественно строятся исходя из основных разделов программ дошкольного обучения и воспитания.
В индивидуальных образовательных программах для детей школьного возраста указывается содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по разным учебным предметам. Это один из подходов к проектированию структуры индивидуальной программы. Наполнение знаниевого компонента индивидуальной образовательной программы не является обязательным. Более важной является реализация коррекционной работы с обучающимся и изложение в индивидуальной программе тех приемов и методов коррекционной работы, которые будут реализованы применительно к процессу обучения и воспитания ребенка педагогом в процессе преподнесения к усвоению общего содержания материала на уроке.
Обязательными компонентами индивидуальной образовательной программы являются краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка, цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания индивидуальной образовательной программы на уровне динамики тех или иных составляющих психофизического развития ребенка.
Компонентный состав структуры индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья может быть представлен следующим образом:
1. Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа может быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.
2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени.
На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
3. Индивидуальный учебный план.
Данный структурный компонент имеет место, если в индивидуальной программе содержится знаниевый компонент по предметам и учебным областям. Например, при проектировании индивидуальной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, получающими образование в форме индивидуального обучения на дому.
4. Содержание программы.
Раздел, раскрывающий содержание индивидуальной программы, целесообразно разделить на три основных компонента или блока.
Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по учебным областям и др. Образовательный компонент является обязательным для содержательного наполнения, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план. Содержательное наполнение данного компонента дублирует содержание рабочей программы по предмету.
Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке следует предусмотреть раздел учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, а также, что немаловажно, раздел учителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету. В силу того, что у учителей-предметников, воспитателей образовательных учреждений возникают серьезные трудности при проектировании направлений и методов коррекционной работы, данный раздел могут содержательно наполнять учителя-дефектологи.
Воспитательный компонент содержит раздел классного руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, а также раздел, реализуемый родителями обучающихся, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
5. Основные требования к результатам реализации программы.
В данном разделе следует соотнести цель и задачи индивидуальной программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности индивидуальной программы. Требования к результатам реализации программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания программы в рамках обозначенных выше компонентов.
6. Заключение и рекомендации.
В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специалистами на следующем этапе его обучения.
Содержательной основой разработки индивидуальной образовательной программы служат: государственный образовательный стандарт, задающий содержательно-целевые рамки подготовки обучающихся; примерные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и требования к результатам освоения образовательных программ и базисный учебный план. Содержание индивидуальной программы отбирается с учетом своеобразия темпа развития ребенка и взаимосвязи физического и психического становления ребенка.
В основе проектирования индивидуальной образовательной программы должна стоять организация наиболее оптимальных для ребенка с особыми образовательными потребностями условий обучения для развития его потенциальных возможностей и формирования навыков жизненной компетентности, так как индивидуальная программа отражает не столько индивидуальное содержание образования, сколько особые средства овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим продвижение ребенка в развитии.
В соответствии с требованиями к разработке различного рода программ содержание индивидуальной образовательной программы располагается по принципу линейности и концентричности с постепенным усложнением и увеличением объема изучаемого материала. Содержание образования, в некоторой степени, неизменно. Минимум содержания образования определен государственным образовательным стандартом. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем: перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.
Важно отметить, что существенным недостатком некоторых индивидуальных программ является отсутствие планирования коррекционных мер и его представление в виде отчетности о проведенных мероприятиях в рамках индивидуальной работы с ребенком. Данный подход не является эффективным.
В этой связи целесообразным является проектирование содержания индивидуальной образовательной программы на основе программно-целевого подхода. Реализация программно-целевого подхода в определении содержания индивидуальной программы предполагает направленность на его перспективное планирование, на последовательную его реализацию в коррекционно-педагогической работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Алгоритм проектирования индивидуальной образовательной программы
При проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья следует соблюдать следующую последовательность действий:
1. Анализ требований государственного образовательного стандарта, содержания примерных программ и базисного учебного плана.
2. Изучение результатов комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3.Проектирование необходимых структурных составляющих индивидуальной образовательной программы. Данный этап осуществляется, если в образовательном учреждении нет принятой и утвержденной структуры индивидуальной программы, которая заложена в Положении об индивидуальной образовательной программе.
4. Определение временных границ реализации индивидуальной образовательной программы. При проектировании индивидуальной программы указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания индивидуальной образовательной программы. Выбираемый отрезок должен, как правило, состоять из одного или нескольких целых полугодий обучения в образовательном учреждении.
Оптимальный вариант разработки индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья составляет один год. На данный временной промежуток можно предвидеть содержание образования, которое следует освоить обучающемуся. Корректировка содержания индивидуальной программы осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики.
5.Четкое формулирование цели индивидуальной образовательной программы. Цели воспитания и обучения как государственные требования к выпускникам учебных заведений в общем виде задаются государственным образовательным стандартом. В индивидуальной образовательной программе эти цели следует уточнить и дополнить.
Следует отметить, что цель представляет собой конкретный, охарактеризованный качественно образ ожидаемого результата образовательной и коррекционно-педагогической деятельности в рамках реализации индивидуальной программы. Целеполагание в основе проектирования индивидуальной образовательной программы направлено на указание перспективы развития конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья в определенном временном разрезе. Цель должна быть конкретна и измерима, а также быть определена по времени ее реализации с учетом ее формулирования на обозримый промежуток времени. При этом цель на уровне индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья должна быть непротиворечива и согласована с целью и задачами работы образовательного учреждения.
6.Определение круга задач, конкретизирующих цель коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы. Задачи индивидуальной программы определяют направления работы с конкретным ребенком.
7.Определение содержания индивидуальной программы. Содержание индивидуальной образовательной программы следует располагать с учетом требований линейности и концентричности. Проектирование содержания индивидуальной программы может включать в себя как содержательное наполнение коррекционного блока, так и знаниевого компонента, то есть содержания образования по определенным предметным областям. Содержательное наполнение индивидуальной программы в основном зависит от ее целевого назначения.
Особое внимание при проектировании содержания индивидуальной образовательной программы следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых обучающийся будет осваивать содержание образования.
8.Планирование форм реализации разделов индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные и другие.
9.Планирование форм участия в реализации индивидуальной образовательной программы различных специалистов (воспитателей, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.). Особое внимание следует обратить на возможность реализации содержания индивидуальной программы родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
10.Определение форм и критериев мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы. Следует предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании индивидуальной образовательной программы.
Таким образом, изложенная технология проектирования индивидуальных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может служить основой для реализации принципа индивидуализации образовательно-воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сформированность метапредметных (и предметных) результатов – необходимое условие эффективного управления реализацией основной образовательной программы
Согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на уровне образовательного учреждения обязательным является обеспечение функционирования внутр...
«Конструирование и реализация индивидуальных образовательных программ учащихся с ОВЗ, обучающихся на дому".
Презентация. Обобщение опыта работы....
Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида
Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без организации системы индивидуализаци...
Юрченко Е.Ф. "Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы по истории в классе со сложным дефектом".
Статья опубликована в сборнике ""Особенный" ребёнок в образовательном пространстве города",- Москва, 2012г. Международный проект. (Создание оптимальных условий для комплексного сопровожден...
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ...
Мастер-класс "Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся 9 классов при изучении химии и биологии"
Внастоящее время ценность приобретает не количество получаемых знаний (хотя это, безусловно, тоже важно), а умение справляться с потоком информации способность добывать необходимые сведения обрабатыва...