Программа внеурочной деятельности
рабочая программа (5 класс)

Боброва Елена Владимировна

Мир познавательных экскурсий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursionnaya_rabota.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:                                      

Директор  МБОУ СОШ № 17                         ____________________                

С.Ю.Шмодина  

                                     

«____» ________2018 г.

СОГЛАСОВАНО:                              

Зам. директора по УВР                      

____________________                

И.В.Никифорова

                                                                                                                               

«____» ________2018 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании Методического совета

протокол № _______

   «____» ________2018 г.

     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Экскурсионная работа»

Направление: общеинтеллектуальное

Классы: 5 - 6 классы

Учитель: Боброва Е.В.

Количество часов – 34ч (1 час в неделю)

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Петушки

2018/19 учебный год

Информация о назначении программы

      Рабочая  программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися  5-6 классов, с общим объёмом часов – 34ч.  Она предполагает организацию внеурочной деятельности в форме экскурсионных поездок по историческим местам и экскурсий на производство в соседние регионы, направлена на  социализацию обучающихся, на познание и исследование окружающего мира,  на  межличностное общение  и  обмен духовными ценностями  в процессе взаимодействия с  окружающими людьми.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.    

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.   Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

      Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе

Пояснительная записка.

Сластенин В.А. характеризует экскурсию как

«специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятия, в музеи, на выставки и т.д.»

Экскурсии на природу, в музеи, в выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательное, воспитательное, нравственное, патриотическое и экологическое воспитание. Научно-познавательное направление экскурсионной работы предполагает организацию экскурсий в музеи, на различные производственные объекты. Их цель – развитие познавательных способностей и навыков, расширение и углубление предметных умений. Деятельность этого направления тесно связана с программами учебных предметов.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель внеурочной деятельности:

  Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

         

Задачи  внеурочной деятельности:

  1. Организовать общественно-полезную досуговую деятельность учащихся.
  2. Вовлечь учащихся в разностороннюю творческую деятельность.
  3. Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.

   4. Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами,   учащимися разных возрастов и их  родителями в решении общих проблем.

    5. Воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость, развивать умение ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способность преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать  свои планы.

6. Формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям.    

7. Использовать новые  формы  и методы занятости учащихся в свободное от учёбы время.

     8. Информировать общественность о работе учащихся и её результатах с помощью сайта образовательного учреждения.

 Принципы, на которых строится данная программа

          Принцип диалогичности, прежде всего,  предполагает личностный контакт между собеседниками на основе  взаимопонимания, где связующей нитью диалога является познание внутреннего мира друг друга, единство встречи, открытость и доверие собеседников, их сотворчество.

          Принцип природосообразности предполагает, что проблемно-ценностное  общение школьников должно  согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать учащегося сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное развитие.

          Принцип культуросообразности предполагает, что  ценностное общение школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в  соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими  нашему региону.

          Принцип коллективности предполагает, что коммуникации, осуществляемые в детско-взрослых общностях, коллективах различного типа, дает школьнику опыт жизни в обществе, опыт понимания  окружающего мира, взаимопонимания с окружающими его людьми, создает условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.         

           Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости   для обучающихся  идентификации себя с Россией, российской культурой и историей.

Обоснование выбранных путей, средств, методов достижения целей

Система разнообразных форм организации внеурочной деятельности и форм организации деятельности учащихся обеспечивается межпредметными  связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей    

Средства достижения цели:

1.Аудиовизуальные

2.Электронные образовательные ресурсы

3.Наглядные

4.Демонстрационные

Методы достижения цели:

Словесные, наглядные, практические.

Краткая характеристика предполагаемых форм организации внеурочной деятельности

      Занятия проводятся в форме   подготовки  экскурсионных  поездок.  Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Теоретические занятия

  • Инструктажи
  • Беседы

 Практические занятия 

  • Посещение театров
  • Экскурсии в музеи
  • Экскурсии к памятникам и памятным местам
  • Заседания  редакционного клуба
  • Выпуск газеты по итогам мероприятий

Педагогический потенциал образовательных экскурсий даёт школьникам живой жизненный эмпирический опыт общения. В процессе коллективной экскурсионной деятельности у школьников формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду как природную, так и социальную. 

Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей места посещения, его истории и литературы.

Внеурочная деятельность является одной из форм организации свободного времени учащихся. Познавательный интерес, потребность получать знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка. Наиболее эффективными средствами комплексного  воздействия на формирование личности ребенка являются экскурсии, знакомства с памятными историческими местами и т.д.

Актуальность данной программы несомненна, так как  она участвует в решении одной из самых первоочередных задач современного образования – формировании образного мышления, эмоционального восприятия окружающего мира, уважения к прошлому своей Родины.

   Новизна программы заключается в ее структуре и выборе методов обучения.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека важна связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребенок мог прочувствовать связь с другими поколениями, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, необходимо прикоснуться к эпохе.

Цель  программы  – создание условий для воспитания физически и нравственно здорового, социально адаптированного, самостоятельного гражданина России.

 Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

     - расширить образовательное пространство;

    - активизировать познавательную деятельность;

    - воспитать у школьников чувство патриотизма, бережного отношения к  природному и культурному наследию;

- приобщить учащихся к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности;

- совершенствовать нравственное и физическое развитие детей и подростков.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 5-6 классов.

Занятия проводятся в учебном кабинете и в музеях. При реализации программы используются следующие методические приемы: рассказ учителя, экскурсовода, беседа, репортаж, путешествие, конкурс рисунков и фотографий.

4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов  предполагает приобретение новых знаний, представлений о путешествиях, (экскурсиях, поездках) как о способе познания окружающего мира.

Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в способности к общению в открытой общественной среде и готовность к самостоятельной жизни в окружающем социуме. Результат проявляется в    уважении к окружающим людям, различным профессиям, друг к другу. Также предполагает умение в систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта, умение самостоятельно добывать знания из различных источников. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению, в способности к самообразованию.

Метапредметные результаты :

будут знать:

 - историю родного края

- экономику окружающего социума

- различные формы организации досуга;

- способы урегулирования конфликтов;

- способы организации коллективной деятельности

- различные профессии людей

- способ познания окружающего мира

научатся:

- правилам поведения в обществе

- выделять и обрабатывать  нужную информацию.

Личностные результаты

 - общение в открытой общественной среде  

 - готовности к самостоятельной жизни в окружающем социуме

 - организовывать свою деятельность;

 - работать в группе и индивидуально;

 - отстаивать свою точку зрения и выслушивать собеседника;

 - представлять себя и свое творчество за пределами ОУ;

 - формировать своё портфолио;

 - выбирать наиболее выигрышные способы для предоставления результатов   деятельности.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

1.

Роль музея в жизни человека

2.

Основные понятия и термины музееведения

3

История происхождения жизни на земле

4

О чем могут рассказать раскопки?

5.

В мире динозавров

6

Экскурсия в Палеонтологический музей

7.

Лес зимой

8.

Лес весной

9.

Животный мир

10.

Экскурсия  в Зоологический  музей

11.

История помнит героев

12

Война 1941-45 года

13.

Мемориал на Поклонной горе

14.

История нашей  Родины

15.

Московские усадьбы «Кусково», «Коломенское» и другие.

16.

Экскурсия в  Кусково

17.

Экскурсия в Коломенское

18

Написание  эссе по теме экскурсии

19.

Геологические эпохи

20.

Что такое палеонтология

21.

Палеонтологический музей

22.

 В мире ремесел. История возникновения гжели

23.

Экскурсия на фабрику «Гжель»

24.

История  елочной игрушки

25.

Современная  елочная игрушка

26.

Производство елочных игрушек

27.

Музей елочной игрушки «Иней»

28.

Современный музей

29.

Музей Эксперементаниум

30.

История шоколада

31.

Мастер-класс в музее шоколада  г. Владимира

32.

« Мастерславль».  Детский город мастеров

33

Зачем нужны музеи?

34.

Самая интересная экскурсия. Защита проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...