Картотека игр к проекту "Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью"
картотека
Данный материал представляет собой картотеку дидактических игр по развитию мелкой моторики к проекту "Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора.
Идут четыре брата. Показать четыре пальца, большой прижат к ладони.
Навстречу им старшой. Показать большой палец .
-Здорово, большак!
-Здорово, Васька-указка, Большой палец соединяется с указательным в колечко.
Мишка-серёдка, Большой палец соединяется со средним пальцем.
Гришка – сиротка Большой палец соединяется с безымянным пальцем.
И крошка - Тимошка. Большой палец соединяется с мизинцем.
Дождик-дождик, лей-лей-лей! Барабанить кончиками пальцев по столу, всё сильнее
и сильнее.
На меня и на людей!
Дождик-дождик, припусти, Большой, безымянный пальцы и мизинец каждой
Мы попрячемся в кусты. руки поджаты к ладони.
Указательный и средний «бегут» к краю стола,
руки прячутся под стол.
Дождик-дождик, Снова барабанить пальцами, всё тише и тише.
Хватит лить, Постепенно перестать.
Малых детушек мочить!
Пальчик-мальчик, где ты был? Все пальцы ,кроме большого, сжаты в кулак.
-С этим братцем – в лес ходил. Показать указательный палец.
С этим братцем - щи варил. Показать средний палец.
С этим братцем - кашу ел. Показать безымянный палец.
С этим братцем - песни пел! Показать мизинец.
Стала Маша гостей звать, Хлопать в ладоши.
На блиночки созывать:
-И ,Иван, приди, Поочередно загибать пальцы руки, начиная
И ,Степан, приди, с большого.
Да ,Андрей, приди,
Да ,Матвей, приди,
А ,Митрошечка, ну, пожалуйста!
Гости посидели,
блиночков поели. Постучать кулачками друг об друга.
Стал Маша гостей провожать,
В путь-дорогу собирать: Поочерёдно разгибать пальцы руки, начиная
-Прощевай, Иван! с большого.
Прощевай , Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка, Погладить мизинец другими пальцами.
моя крошечка,
Побудь со мной ещё немножечко!
Ручки на столе лежат,
И пока что крепко спят
А теперь одна проснулась Ладонь остается прижатой к столу, а пальцы
И тихонько потянулась. приподнимаются
Это правая рука
Улеглась она опять,
Видно, будет отдыхать. Вторая ладонь лежит на столе,
Вот и левая проснулась а пальцы приподнимаются
Тоже сладко потянулась.
Теперь две руки проснулись - Пальцы на обеих руках приподнимаются
Сильно-сильно потянулись.
Большой пальчик подними Поднимаются по очереди пальцы на обеих руках
И тихонько постучи. по одному и стучат.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук
Раздается снова стук
На руке твоей другой
Пальчик постучал большой.
Мы по очереди всеми
Будем пальцами стучать.
И, конечно, отдыхать.
А теперь мы будем киски
Эй, не подходите близко-
Поцарапаем немножко- Пальцы обеих рук вместе, а потом каждая
Не ребята мы, а кошки. рука по очереди легко царапает стол
К нам на стол забрался слон, Постучать пальцами ладоней по столу
Начал громко топать он.
И лошадки прибежали Легко постучать кончиками пальцев по столу
И копытцами стучали.
Осторожны и легки Медленно перебирать пальцами по поверхности
Приползали паучки. стола
А лягушки проскакали -
И в болотце убежали. Отталкиваться сжатыми пальцами от стола,
приподнимая кисти рук
Тихо по земле шурша Волнообразные движения кисти рук, подушечки
Ползет змейка не спеша. пальцев не отрываются от стола
Солнышко пригревало -
Червячки уползали. Пальцы медленно сжимаются в кулачки,
Солнышко убежало - потом медленно разжимаются
Червячки выползали.
Светят солнышка лучи - Пальцы раздвигаются на поверхности стола,
Они очень горячи.
А как тучка набежала - затем сдвигаются вместе
Видно солнышка не стало.
Раз купили мы арбуз,
Он хороший был на вкус. Соединить кончики пальцев, образуя шар
А еще купили дыню - Соединить кончики пальцев, образуя овал
Сразу съели половину.
С утра пальчики старались - Пальцы по очереди сближаются с большим,
в своем доме убирались. скребя по столу, ладошки боком лежат на столе
По веселой по дорожке Пальцы по парам "бегут" по столу
Быстро пробегут две ножки.
А теперь те же ножки Пальцы по парам отталкиваются от стола
Проскакали по дорожке.
А между упражнениями в стихах, попросите ребенка изобразить с помощью пальцев такие движения:
- резанье ножницами
- подметание метелкой
- пиление
- закручивание винтика
- подбирание крошек со стола
- оттирание пятнышка
- кормление цыплят.
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
ПРИЖМИ БОЛЬШАК
Играют двое. Правые руки играющих сцеплены, большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого соперника начинает «охотиться» за большим пальцем другого, стараясь прижать его сверху.
Вариант игры: сцепляются и правые и левые руки соперников. Одновременно «охотятся» и правые и левые большие пальцы.
ГОСТИ
Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.
— Мама, мама!
Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.
— Что, что, что?
Постукивают друг о друга указательные пальцы.
— Гости едут!
Постукивают мизинцы.
— Ну и что?
Постукивают указательные пальцы.
— Здрасьте! Здрасьте!
Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.
— Чмок, чмок, чмок!
Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки (гости целуются).
Последние слова и движения («Здрасьте! Здрасьте!», «Чмок, чмок, чмок») повторяются дважды.
КОСИ, КОСА!
Дети встают в две линии лицами друг к другу (обычно мальчики против девочек). Вытянув правые руки вперед, они сжимают кулаки, захватывая при этом в свой кулак большой палец правого соседа. Все качают из стороны в сторону сжатыми кулаками, играющие первой линии при этом приговаривают: «Коси, коса, пока роса!»
Затем все одновременно разжимают кулаки и, быстро развернув каждую руку, перехватив мизинец соседа, продолжают ритмичное движение в такт словам играющих второй линии: «Роса долой, и мы домой!»
Вновь происходит перехват, и игра повторяется до тех пор, пока одна из команд не замешкается и не собьется. Выигравшие назначают фант проигравшим.
ЛАСТОЧКА, ЛАСТОЧКА, ПЕРЕПЕЛОЧКА
(игра для самых маленьких)
Правая ладонь малыша ложится на левую ладонь взрослого. Тихо, ласково и медленно взрослый произносит: «Ласточка». Одновременно пальцами правой руки он проводит по большому пальцу малыша от основания до кончика; затем, произнося это же слово, поглаживает другой палец ребенка. Перебрав несколько пальцев малыша таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: «Перепелочка». Задача малыша — быть бдительным и как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: «Поймал, поймал!» После того как перепелка «была поймана» или «улетела», игра продолжается с другой рукой ребенка. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит «перепелку» — палец взрослого.
ВОРОБЕЙ В ГНЕЗДЕ
Первый играющий крепко сжимает руку в кулак (прячет воробья). Второй указательным либо большим пальцем пытается раскрыть кулак — «выпустить воробья из гнезда».
ЦАП!
Водящий слегка поднимает руку и вытягивает ее: выпрямленная ладонь направлена вниз. Играющие приставляют указательные пальцы к его ладони снизу, а сами движутся по кругу под слова водящего:
Кто под крышей?
Кошки, мыши,
волки, зайцы,
прячьте пальцы.
Папа, мама, жаба: цап!
Услышав слово ЦАП, нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий схватит палец зазевавшегося.
ПАЛЬЦЕВЫЕ ПРЯТКИ
Обе руки сжаты в кулак. Одновременно происходят два движения: большой палец правой руки поднимается вверх, а мизинец левой руки вытягивается вниз.
Затем, опять же одновременно, большой палец правой руки прячется внутрь кулака, правый мизинец вытягивается вниз, а левая рука прячет мизинец и поднимает большой палец вверх.
В КОПНУ
Играющие ставят на стол копну кулаков: каждый по очереди насаживает свой кулак на оттопыренный большой палец предыдущего игрока. Тот, чей кулак оказался вторым сверху, спрашивает: «Чья копна на моей копне?» Обладатель верхнего кулака отвечает: «Моя!» и тотчас слышит: «Ветром сдует, огнем сожжет!» — и задавший первый вопрос резко дует на верхний кулак. Тот, чья рука была верхней, быстро убирает ее. Игра продолжается так, пока на столе не останется один кулак. Тут все играющие указывают на него указательными пальцами и спрашивают: «Чья копна в поле одна?» — «Моя!» — «Убирай долой, поезжай домой!» — и дети ловят большой палец последнего игрока. Кто зазевается, не успеет вовремя убрать кулак или не в очередь задаст свой вопрос — проигрывает.
ПОКЛОНЫ
Руки согнуты в локтях, пальцы направлены вверх, ладони развернуты друг к другу. Суть этой игры-забавы в том, что разные пальцы правой и левой рук попарно кланяются друг другу, трижды сгибаясь и выпрямляясь, затем те же движения повторяются зеркально.
ВИЛКА И РОЗЕТКА
Современная игра-забава, по типу движений очень похожая на предыдущую. Одна рука представляет собой электрическую розетку (указательный палец и мизинец вытянуты, средний и безымянный прижаты к ладони, придерживаются большим). Другая рука — вилка (поджаты к ладони указательный и мизинец, вытянуты средний и безымянный). Руки сближаются, вилка «втыкается в розетку».
Затем одновременно руки меняются ролями, превращая вилку в розетку, а розетку — в вилку. Превращения повторяются многократно, пока играющий не собьется.
МОСТИКИ
Двигательная головоломка: нужно поочередно поднять пять спичек, зажимая их концы кончиками пальцев разных рук (соответственно большим и большим, указательным и указательным и т.д.). Получается пять мостиков. Чьи мостики дольше не сломаются?
ЛЕТЕЛА КОРОВА
Играющие образуют круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по одному слову из стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:
Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?
Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, «трава». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова — «т», следующий — вторую, и так до конца слова, до последнего «а». Задача последнего игрока — не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.
ЛЕТЕЛИ ДРАКОНЧИКИ
Играют двое. Стоя лицом к лицу, дети вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. По очереди дети произносят по слову стиха, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:
Летели дракончики,
ели пончики.
Сколько пончиков
съели дракончики?
Тот, на кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например три. Партнер начинает отсчет: «Один!» (хлопок) — «Два!» (ответный хлопок) — «Три!» При назывании последнего числа тот, чья рука на данный момент оказалась «под ударом», должен как можно быстрее убрать ее, чтобы хлопок не достиг цели.
Предварительный просмотр:
Пальчиковые кинезиологические упражнения.
Цели: развитие межполушарной специализации; развитие межполушарного взаимодействия; синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления; устранение дислексии.
КОМПЛЕКС № 1 1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе 2. Кулак — ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия-разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные. Вот ладошка, вот кулак. Всё быстрее делай так.
3. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя. 4. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». 5. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
|
6. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.
Мы играли в ладушки—
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
7. "Ищет птичка". Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 1—2, 1—3, 1—4, 1—5, 1—5, 1—4, 1—3, 1—2. Затем смена рук.
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве,
Смена рук.
И среди больших лугов
Мух, червей, слепней, жуков!
8. «Лягушка» (кулак — ребро — ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз:
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
Предварительный просмотр:
Совместные игры детей и родителей
с использованием кинезиологических упражнений
ЦЕЛИ
• Развивать высшие психические функции.
• Функционально активизировать подкорковые образования мозга.
• Обеспечивать и регулировать общий энергетический фон, на котором развиваются все психические функции.
• Стабилизировать межполушарное взаимодействие.
• Обеспечивать приемы и тонкий анализ модально-специфической информации.
• Обеспечивать регуляцию, программирование и контроль за протеканием психической деятельности, управление работой нижележащих уровней.
• Повышать эмоциональность, коммуникативность.
* * *
В стрессовой ситуации нарушается проводимость через мозолистое тело, ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое блокируется. Два полушария начинают работать без интеграции. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Одно из основных условий его успешной адаптации к стрессовому обучению - развитие мозолистого тела, укрепляющего и объединяющего головной мозг.
Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка.
Коммуникативное упражнение «Приветствие»
ЦЕЛИ
• Развивать умение общаться.
• Помогать детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что они принимаемы другими детьми.
Все встают в круг и передают друг другу сенсорный мешочек со словами: «Здравствуй, Вася!», ему отвечают «Здравствуй, Сережа!» и т.д., пока все не поздороваются.
* * *
Приветствие своего тела: упражнение «С добрым утром!»
ЦЕЛИ
• Активизировать тактильные ощущения.
• Развивать переключаемость движений.
Дети и родители встают в круг и по команде здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, бедро с бедром, спина со спиной, ухо с ухом.
* * *
Игра «Котик»
ЦЕЛЬ
• Показать способы отдыха после активной игры.
Кот (один ребенок или родитель) «спит» в центре, мыши (остальные дети и родители) тихо на цыпочках крадутся, потом подходят к коту, гладят его и поют:
Котик, котик, что ты
спишь?
По двору крадется мышь.
Котик вскакивает, кого он поймает, тот становится котиком.
* * *
Релаксация «Ковер-самолет»
И.п. - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Воспитатель: Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.
***
Упражнение «Яйцо»
ЦЕЛЬ
• Активизировать работу стволовых структур мозга (наибольший эффект достигается при выполнении этого упражнения с мамой).
Ребенок садится на пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени. Пусть представит себя цыпленком, который будет вылупляться из яйца. Мама садится сзади ребенка, обхватывает его руками и ногами, изображая скорлупу, и предлагает цыпленку вылупляться.
Упражнение «Тоннель»
Дети и родители встают на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель. Каждый ребенок проползает по «тоннелю», достраивая его в конце, при этом его слегка прижимают, чтобы он полз и прикладывал усилия.
Коммуникативная игра «Я знаю, что ты любишь…»
Дети садятся кругом и, поворачиваясь друг к другу, заканчивают фразу «Я знаю, что ты любишь…». Если ребенок угадал, что любит другой, игра продолжается, если нет, ребенок ищет другое продолжение фразы.
* * *
Растяжка «Струночка»
ЦЕЛЬ
• Развивать межполушарное взаимодействие, управление своим телом, ориентировку в пространстве.
Упражнение выполняется, лежа на спине. Дети должны почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Пол может быть твердым, жестким, мягким, холодным или теплым, гладким или шершавым, ровным или бугристым.
Затем родитель берет одну руку ребенка и немного растягивает (другая рука лежит расслабленно), затем другую руку. Аналогично поочередно растягиваются ноги. Далее ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струной и растягивать тело, потягиваясь сначала двумя руками и двумя ногами, затем - правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.
***
Дыхательные упражнения
ЦЕЛИ
• Активизировать работу стволовых отделов мозга.
• Ритмировать правое полушарие, энергетизацию мозга.
И.п. - лежа на спине. Детям и родителям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
* * *
Глазодвигательные упражнения
ЦЕЛИ
• Развивать межполушарное взаимодействие.
• Формировать сканирование пространства.
И.п. - лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. У родителей в руках маленькая яркая игрушка, дети следят за перемещаемым предметом. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе к переносице. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних положениях на время, равное предшествующему движению глаз.
Упражнения для развития мелкой моторики рук
ЦЕЛИ
• Развивать мелкую моторику рук с помощью упражнений «колечко» и «кулак - ребро - ладонь».
• Развивать межполушарное взаимодействие, произвольность и самоконтроль, переключаемость движений.
• Активизировать пальцы рук.
• Развивать переключаемость движений, самоконтроль.
• Развивать эмоциональное восприятие.
И.п. - сидя на полу.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее дети перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Кулак - ребро - ладонь». Детям показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром; распрямленная ладонь на плоскости пола. Дети выполняют указания, затем по памяти 8-10 раз. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении предлагается ребенку помогать себе командами («кулак - ребро - ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
Коммуникативное упражнение «Комплимент»
Дети и родители садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…».
Предварительный просмотр:
Стихи для пальчиковой гимнастики и массажа.
Начало формы
Конец формы
массаж-игра “На блины”
Стала Маша гостей собирать (хлопки в ладоши)
И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка
Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза
покачайте мизинец левой руки)
Стала Маша
Гостей угощать (хлопайте в ладоши)
И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой
руки четыре раза)
Стала Маша
Гостей провожать (хлопайте в ладоши)
Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
игра “Дом на горе”
На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы
соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор (изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе
зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся: (кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто
прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
игра “Наши пальцы”
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
Игра «Веселый счет»
читаем стихотворение вслух, показывая и слегка потряхивая каждый пальчик
Раз, два, три, четыре, пять,
будем пальцы мы считать,
Пять на правой, пять на левой,
Знают это Таня с Севой.
Вместе будет их десяток,
Дружных, крепеньких ребяток.
Дел у каждого – сполна!
Мы дадим им имена.
Вот – большой, или Большак.
Помогать он всем мастак!
Живет отдельно от других.
Работать может за троих!
За ним стоит Указка.
Его конёк – подсказка.
Он нам без промедленья
Укажет путь к варенью.
Вот – Середняк, или средний,
Он третий, не последний.
Спокойный, очень сильный,
Как богатырь былинный.
Четвертый – Сиротинка,
Без имени детинка,
С наперстком оловянным
Зовется безымянным.
А пятый – Коротышка,
Проказливый мальчишка,
Шалун и привереда,
Мизинчик-непоседа!
“Угощение гномов”
(сжимаем кулачки на обеих руках)
Стали гномы гостей приглашать. (отогнем по очереди пальчики)
Стали гномы гостей угощать. (надавим последовательно на подушечку
каждого пальца ребенка своим указательным пальцем)
Каждому гостю досталось варенье. (так же последовательно проведем
указательным пальцем по каждому пальчику
ребенка от основания до самого кончика)
Пальчики склеило то угощенье. (пусть малыш тесно прижмет попарно
друг к другу подушечки пальцев, если он не
справляется, помогите ему сделать это)
Плотно прижалась ладошка к ладошке. (прижимаем ладонь к ладони)
Гости не могут взять даже ложки! (попросите ребенка как можно плотнее
прижать друг к другу ладошки, а сами проверьте, достаточно ли крепко “склеились” ручки? изобразив усилие, потяните локотки малыша в разные стороны)
“Идем в гости”
К Жене гости прибежали. (пальчики “бегут” по столу)
Все друг другу руки жали. (делаем несколько дружеских рукопожатий)
Здравствуй, Жора! (большие и указательные пальцы соединяются
подушечками, образуя колечки)
Здравствуй, Жанна! (соединяются подушечки больших и средних пальцев)
Рад, Сережа! (соединяем в приветствии большие и безымянные пальчики)
Рад, Снежана! (приветствуют друг друга большие пальчики и мизинчики)
Не хотите ль пирожок? (ладошки соединяются в виде пирожка)
Может, коржик? (показать раскрытые ладошки)
Иль рожок? (сожмем кулачки на обеих руках)
Вот драже вам на дорожку. (малыш раскрывает ладошки, а вы стучите по ним, изображая сыплющееся драже)
Все берите понемножку! (малыш щиплет свою ладошку, как бы собирая драже)
С ручек все стряхнули крошки. (энергично трясем кистями рук)
И захлопали в ладошки…
«Деревцо и ветер»
Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо)
Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся)
Ветерок все тише, тише (медленно приседаем)
Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки
вверх)
«Снег»
Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой (приседаем)
И на елке (встаем, руки в стороны)
И под елкой (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь (пальчик к губам)
Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)
“Котятки”
Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так! (изображаем мытье рук)
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так! (имитируем все указанные в стихотворении движения)
“Птички и ветер”
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову
руками)
Там не тронет их никто.
“Гроза”
Закапали капли (постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Идет дождь (постучать четырьмя пальцами)
Он льет как из ведра! (стучим сильнее)
Пошел град (косточками пальцев выбиваем дробь)
Сверкает молния (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гремит гром! (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)
Все быстро убегают домой (прячем руки за спину)
А утром снова ярко светит солнце! (описываем руками большой круг)
“О левой и правой руке”
Смотрите-ка, вот две руки:
Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить –
И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать –
И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть -
И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)
Дорогу могут показать –
А если кто-то завопит,
И правая, и левая
Помогут уши мне заткнуть! (затыкаем уши)
С руками я всегда дружу –
И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)
И могут ласковыми быть
И правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут –
И правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”)
“Мышиная семья”
Это папа-мышь. (показываем большой палец)
Он красивый, как все мышки:
У него мягкая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)
У него большие уши (рисуем пальцем в воздухе уши)
У него острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост – во-о-о-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.30 сантиметров)
Это мама-мышь. (показываем указательный палец)
Она красивая, как все мышки:
У нее мягкая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)
У нее хорошенькие ушки (рисуем пальцем в воздухе уши)
У нее острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост – во-о-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.20 сантиметров)
Это брат-мышь. (показываем средний палец)
Он красивый, как все мышки:
У него мягкая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)
У него чумазые уши (рисуем пальцем в воздухе уши)
И острый нос (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост – во-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.15 сантиметров)
Это сестра-мышь. (показываем безымянный палец)
Она красивая, как все мышки:
У нее шелковистая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)
В ушах сережки (рисуем пальцем в воздухе уши)
У нее острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост – во-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.10 сантиметров)
А это мышка-малышка. (показываем мизинец)
Она совсем не похожа на других мышей!
Шерстка у нее гладкая (гладим одной рукой кисть другой руки)
Ушки маленькие (рисуем пальцем в воздухе уши)
Носик остренький (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост – во-от такой! (показываем руками отрезок ок.5 сантиметров)
“Кошка и горшок с молоком”
В кухне нашей под столом
Стоит крынка с молоком. (складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок)
К крынке кошка подошла (“идем” указательным и средним пальцами правой руки)
Сверху сливки попила (указательным пальцем делаем “лакающие”
движения в кружке, изображающем горшок)
Глубже сунулась в горшок:
- Молочка напьюсь я впрок! (засовываем палец глубже в кружок-горшок)
Что случилось? Ой-ой-ой!
Кошка крутит головой (крутим головой)
Налакалась молочка –
Не уйти ей из горшка! (пытаемся вытянуть палец из кружка)
С головы горшок не слез.
С ним и убежала в лес! (топоча пальцами обеих рук по столу, показываем
как кошка убежала)
“Заяц и кочан капусты”
Встал зайчишка рано (кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)
Вышел на поляну.
По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу)
И большой кочан нашел (кулак другой руки)
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст… (“заяц” грызет кулак и причмокивает)
Съел, свалился под куст
И уснул. Проснулся…
Сладко потянулся (c усилием растопыриваем все пальцы)
А домой добрался –
долго отдувался! (показываем, как заяц движется по столу)
«Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, | Загибают пальчики по одному, начиная с больших, одновременно на обеих руках. |
Мы во двор пошли гулять. | «Идут» по столу указательным и средним пальчиками. |
Бабу снежную лепили, | «Лепят» комочек двумя ладонями. |
Птичек крошками кормили, | «Крошат хлебушек» всеми пальчиками. |
С горки мы потом катались, | Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки. |
А еще в снегу валялись. | Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной. |
Все в снегу домой пришли, | Отряхивают ладошки. |
Съели суп, и спать легли. | Движения воображаемой ложкой; руки под щеку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с помощью игр и упражнений на уроках графики и письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Разнообразные действия руками, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, пальчиковые игры способствуют р...
Система игр и упражнений по развитию навыков мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью
В результате комплексного использования игр и упражнений мануального характера ребенок развивает тактильные ощущения; овладевает навыками мелкой моторики, ловкостью и сноровкой отдельных движений; вкл...
Игровая технология для развития мелкой моторики младших школьников с умственной отсталостью. Пальчиковые дорожки
Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательн...
Развитие мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью с помощью игр и упражнений на уроках графики и письма.
Одна из проблем, с которой сталкивается современная педагогика - рост количества детей, не готовых к школьному обучению. К традиционным причинам этого явления относятся генетические факторы, экол...
Методическое пособие: «Развитие мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью»
У детей с умственной отсталостью значительно отстает развитие мелкой моторики рук. Считаю необходимым ориентировать родителей детей на развитие мелкой моторики в домашних условиях, взаимодействовать с...
Развитие мелкой моторики и сенсомоторная координация умственно отсталых детей
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития глубоко умственно отсталых детей единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высш...
Консультация для специалистов "Зачем и как развивать мелкую моторику у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Консультация представлена в виде мультимедийной презентации. В ее содержании дано определение понятию "мелкая моторика", раскрыта ее особенность у детей с УО (ИН) и специфичность организации...