Система игр и упражнений по развитию навыков мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью
учебно-методический материал на тему

Зельцер Елена Сергеевна

В результате комплексного использования игр и упражнений мануального характера ребенок развивает тактильные ощущения; овладевает навыками мелкой моторики, ловкостью и сноровкой отдельных движений; включается в отношения с социумом, происходит развитие психических функций, снимается тревожность и решаются многие другие педагогические задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_igr_i_uprazhneniy.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Система игр и упражнений по развитию навыков  мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью

ВВЕДЕНИЕ

Одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие  двигательных умений и навыков у умственно отсталых детей, является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной адаптации. Развитие навыков мелкой моторики  полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка.  Движения руки всегда были связаны с речью. У всех детей с отклонениями в развитии имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка.

Движения умственно отсталых детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны.  Слабое развитие моторики проявляется во всех видах        деятельности. Обычно для них бывает, необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия. Выполнение разнообразных пальчиковых упражнений и игр не только способствуют совершенствованию тонко-координированных движений, их произвольности, но и развитию речи, поскольку при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга.

Большую помощь в развитии мелкой моторики оказывают различные упражнения для развития двигательного аппарата руки, укрепления его, они делают пальчики более ловкими, подвижными, послушными.                                                          

Игры и упражнения даются последовательно с учётом степени возрастания сложности. От ребёнка не требуется безошибочное выполнение, поощряется аккуратность, старание, правильность выполнения заданий. Занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Длительность зависит от конкретной цели. Использование данной системы игр и упражнений предполагает гибкость. Игры и упражнения проводятся 3-4 раза в неделю в перерывах между уроками. Время освоения содержания строго индивидуально и зависит от структур нарушения у конкретного ребёнка. Концентрическое построение содержания позволяет повторять материал.

В результате комплексного использования игр и упражнений мануального характера ребенок развивает тактильные ощущения; овладевает навыками мелкой моторики, ловкостью и сноровкой отдельных движений; включается в отношения с социумом, происходит развитие психических функций, снимается тревожность и решаются многие другие педагогические задачи.

Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи:

  • Укрепление руки, улучшение зрительно- моторной координации.
  • Развитие согласованных движений обеих рук.
  • Развитие умения производить точные  и дифференцированные движения кистью и пальцами рук.
  • Совершенствование хватательных движений, закреплять различные способы хватания: кулаком, щепотью, пинцетный, трехпальцевый захват.
  • Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.  
  • Снижение психологической нагрузки ребёнка.

Методы обучения:

1.Показ действий.

2.Действия руками ребёнка.

3. Самостоятельные действия ребёнка.

Система коррекционно-развивающей работы  включает в себя следующие разделы:

  • Забавы для пальчиков: пальчиковая гимнастика, игры с элементами массажа с помощью предметов-массажеров, пальчиковый театр
  • игры с песком
  • лепка
  • аппликация
  • изоигры с рисованием пальчиками и ладошками
  • графические упражнения
  • игры и действия с предметами

  В разделе «Забавы для пальчиков» дети знакомятся с комплексами пальчиковой гимнастику, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса. Кроме того, для общего развития и активизации речевых центров мозга используются игры с элементами массажами с помощью специально подобранные предметы-массажеры. В процессе  игр в пальчиковый театр воспитанники отражают ситуации знакомых сказок, изображают игровые действия, которые способствует развитию мелкой моторики. С помощью данных игр  вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

В разделе «Игры с песком» дети знакомятся со свойствами песка, который  позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка.

В разделе «Изоигры с рисованием пальчиками и ладошками»   дети создают тактильный образ, что способствует целостному восприятию предмета, а также раскрепощает детей, помогая снять страх перед листом бумаги, перед работой с красками. Такие игры  закрепляют умения графически изображать форму предмета. Ощущения, полученные ребенком через чувствительность пальцев рук, отображаются им на бумаге в виде разнообразных форм и их сочетаний.  

В разделе  «Лепка» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

В разделе  «Аппликация» дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе «Графические упражнения» представлены упражнения, направленные на улучшение координацию движения пальцев и кистей рук, развитие зрительно-моторной координации, мускульной и тактильной памяти.

В разделе «Игры и действия с предметами»  подобраны игры, которые оказывают влияние  на формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков, развитие моторных координаций и оптико-пространственных представлений ( используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре).

Результатом работы должно стать:

  • Активизация подвижности рук  детей с умеренной умственной отсталостью.
  • Овладение разными видами трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с помощью игр и упражнений на уроках графики и письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Разнообразные действия руками, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, пальчиковые игры способствуют р...

Развитие познавательного интереса у детей с умеренной умственной отсталостью на уроках трудового обучения (направление «Ручная вышивка»)

Методы и приемы развития познавательного интереса у детей с умеренной умственной отсталостью  на уроках технологии отражены в данной статье...

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью с помощью игр и упражнений на уроках графики и письма.

Одна из проблем, с которой сталкивается современная педаго­гика - рост количества детей, не готовых к школьному обучению. К традиционным причинам этого явления относятся генетические факторы, экол...

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью

Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное вза...

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, обучающихся в моем классе, наиболее ярко была выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могут выполня...

Театрализация как один из элементов развития коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью»

Цель:Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью при помощи театрализованной деятельности.Задачи:  - побуждать детей к театральной игре, создавая ус...