Образовательная программа детского объединения "Ступеньки мудрости"
рабочая программа (7 класс) по теме
Дети – наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Эта программа поможет сделать будущее хоть чуточку светлее и добрее. Она предназначена для учителей, заинтересованных в нравственном воспитании детей и состоит из практических занятий для детей средней школы. Занятия включают в себя сказки, подвижные игры и творческие задания, направленные на проживание темы ребенком и осмысление проблемы с позиции собственного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Ступени мудрости
Программа рассчитана на 72 часа для учащихся 12-13 лет (2 часа в неделю).
Учебно - тематический план занятий:
№ | Тема занятий | Количество часов |
1 | Бережем природу | 1 |
2 | Экскурсия на природу | 4 |
3 | Взаимопонимание | 2 |
4 | Великодушный поступок | 2 |
5 | Во что верит человек | 2 |
6 | Чем можно гордиться | 2 |
7 | Трудно ли быть добрым | 2 |
8 | Учимся доверию | 2 |
9 | Как найти друга | 2 |
10 | Благородная жертва | 2 |
11 | Забота о других | 2 |
12 | Сила единства | 2 |
13 | Мир красоты | 2 |
14 | Красота души | 2 |
15 | Кроткий характер | 2 |
16 | Дар любви | 2 |
17 | Любовь матери | 2 |
18 | Любовь к Родине | 2 |
19 | Любознательность | 2 |
20 | Секреты мастерства | 2 |
21 | Крылья мечты | 2 |
22 | Тропа милосердия | 2 |
23 | Сокровища мудрости | 2 |
24 | Мужественный поступок | 2 |
25 | Свет надежды | 2 |
26 | На что похожа нежность | 2 |
27 | Помогаем другим | 2 |
28 | Преданность друга | 1 |
29 | Жизнь без предрассудков | 1 |
31 | Приветливые слова | 1 |
32 | Радость и улыбка | 1 |
33 | Скромный человек | 1 |
34 | Умеренность | 1 |
35 | Служение людям | 1 |
36 | Смысл жизни | 1 |
37 | Подготовка социальных проектов | 6 |
38 | Защита проектов | 2 |
39 | Подведение итогов | 1 |
Итого | 72 |
Пояснительная записка.
Дети – наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Эта программа поможет сделать будущее хоть чуточку светлее и добрее. Она предназначена для учителей, заинтересованных в нравственном воспитании детей и состоит из практических занятий для детей средней школы. Занятия включают в себя сказки, подвижные игры и творческие задания, направленные на проживание темы ребенком и осмысление проблемы с позиции собственного опыта.
Программа призвана способствовать тому, чтобы дети задумывались над важными нравственными проблемами, причем не только над теми, которые актуальны для них в настоящий момент, но и над теми, с которыми им предстоит столкнуться в будущем. Жизненные навыки - важнейший компонент стратегии профилактики рискованного поведения. Каждое занятие нацелено на расширение познаний учащихся в заданной области, воспитания в них положительных установок и обучение их практическим навыкам, которые помогут им в осуществлении благих намерений. Эти навыки основаны на качествах положительного характера, в том числе уважении окружающих, ответственности, надежности, заботливости и чувстве гражданского долга. Одна из ключевых тем курса – это качества положительного характера и его значение для здоровой жизни и полноценных межличностных отношений. В этой связи повышенное внимание уделяется жизненным ценностям. Таким образом, подростки сами учатся реально смотреть на жизнь и видеть в ней перспективу.
Цель – научить детей заглянуть внутрь себя, задуматься о смысле своей жизни, своей семьи, своих взаимоотношений с окружающим миром, проявить себя в творчестве. Все занятия начинаются с цитат, чтобы дети учились пользоваться в своей жизни мудростью, накопленной человечеством.
Задачи:
- Привить группе подростков нравственные ценности и жизненные навыки, которые сохранят их здоровье, помогут не сбиться с пути к успеху и научат приносить пользу обществу.
- Научить подростка тем типам мышления, поведения, которые соответствуют определению положительного характера.
- Помочь учащимся прочно усвоить позитивные ценности и убеждения, которые являются важным фактором развития у человека способности к принятию правильных и разумных решений.
- Научить детей создавать свои книги, отражающие их внутренний мир и их отношение ко всему окружающему.
Содержание программы:
Занятие №1 «Бережем природу»
- Игра «Жизнь деревьев»
- Мальчик и море (А Лопатина)
- Прощание с морем (М. Скребцова)
- Подвижная игра «Морские танцы»
- Сценка «Два представителя природы»
- Рисунок «Подарки моря».
Занятие № 2 -5 Эксурсия на природу
Занятие № 6-7 «Взаимопонимание»
- Игра «Кто понимает без слов»
- О чем мы думаем (А Лопатина)
- Две страны (М Скребцова)
- Творческое задание «Учимся пониманию)
- Сценка «Пойми меня»
- Сочиняем сказку «О чем рассказали вещи»
Занятие № 8-9 «Великодушный поступок»
- Творческое задание «Великодушный поступок»
- Корень добра не сохнет (индийская сказка)
- Сценка «Великодушные министры»
- Свет великодушия (М. Скребцова)
- Рисунок «Великодушное сердце»
Занятие № 10-11 «Во что верит человек»
- Творческое задание «Вера в любовь»
- Красношейка (С Лагерлеф)
- Ты – хранитель души своей (М. Скребцова)
- Творческое задание «Птица веры»
- Рисунок «Цвета веры и надежды»
Занятие № 12-13 «Чем можно гордиться»
- Творческое задание «гордость профессии»
- Гордая инфанта (Э Фарджон)
- Рисунок «Кто и чем гордится»
- Сочиняем сказку «Гордость матери»
- Чем я горжусь.
Занятие № 14-15 «Трудно ли быть добрым»
- Творческое задание «Добрый поступок»
- Про сову (Н. Абрамцева)
- Игра «Кто добрее»
- Добро без ума (древняя китайская история)
- Учись доброму- плохое на ум не пойдет (М. Скребцова)
- Рисунок «Солнце доброты»
- Сценка «Ум и доброта»
Занятие № 16-17 «Учимся доверию»
- Творческое задание «Кому мы доверяем»
- Кочан капусты (итальянская сказка)
- Сценка «Нужно ли доверять людям»
- Доверяйте мне (М. Скребцова)
- Игра «Цепочка доверия»
- Рисунок «Глаза доверия»
- Сочиняем сказку «Плащ доверия»
Занятие № 18-19 «Как найти друга»
- Творческое задание «Разговор о дружбе»
- Лучшая подруга»
- Игра «Помощь друга»
- Хорошо дружить с девчонкой (М Скребцова)
- Рисунок «Дерево дружбы»
- Сам пропадай, а товарища выручай (М Скребцова)
- Сценка «Настоящая дружба»
Занятие № 20-21 «Благородная жертва»
- Творческое задание «Дерево жертвенности»
- Горячее сердце (М Горький)
- Сочиняем сказку «Сердце Данко»
- Сценка «Жертвуем друг для друга»
- Кумирная рыбалка (китайская сказка)
- Рисунок «Памятник герою»
- Кто на жертву способен – свету подобен ( М. Скребцова)
Занятие № 22-23 «Забота о других»
- Игра «Учимся заботиться»
- Незримая забота (А. Лопатина)
- Творческое задание «Забота о близких»
- Забота (М. Скребцова)
- Сценка «Заботливая пара»
Занятие № 24-25 «Сила единства»
- Игра «Цепочка помощи»
- О ссоре птиц (индийская сказка)
- Игра «Быстро в стаю собирайся»
- Рисунок «Птица мира»
- Разногласие в семье (М Скребцова)
- Сочиняем сказку «Если все вместе»
- Сценка «Помири друзей»
Занятие № 26-27 «Мир красоты»
- Игра «Колечко красоты»
- Есть же разница (Г. Андерсен)
- Рисунок «Самое прекрасное»
- Творческое задание «Как украсить мир»
- Мир красоты (М. Скребцова)
- Сценка «Кто прекраснее»
Занятие №28-29 «Красота души»
- Игра «Угадай цветок»
- Волшебный цветок ( А. Лопатина)
- Рисунок «Цветок души»
- Красота души (М. Скребцова)
- Творческое задание «Творец красоты»
- Сценка «Красота лица и души.
Занятие № 30-31 «Кроткий характер»
- Игра «Шапка крепости»
- Кроткий одуванчик (А. Лопатина)
- Кроткий нрав (М. Скребцова)
- Сценка «Кроткая речь»
- Творческое задание «Самый кроткий»
- Кроткий все простит (М. Скребцова)
- Рисунок «Фея кротости».
Занятие № 32-33 «Дар любви»
- Игра «Круг любви»
- Великан –эгоист (О. Уальд)
- Творческое задание «Спасение любовью»
- Рисунок «Букет любви»
- Сценка «Научиться любить»
- Как тебе объяснить (М. Скребцова)
- Сочиняем сказку «Ворота любви»
Занятие № 34-35 «Любовь матери»
- Игра «Цветок для мамы»
- История одной матери (Г. Андерсен)
- Рисунок «Ангел любви»
- Плохо без мамы (М. Скребцова)
- Игра «Радуем родителей»
Занятие №36-37 «Любовь к Родине»
- Игра «Что отдаешь Земле родной»
- Самая нужная вещь (А. Исаакян)
- Сценка «Кто будет правителем»
- Творческое задание «Разговор с Родиной»
- Твоя Родина (М. Скребцова)
- Рисунок «Любимое место»
- В родном углу все по нутру (М Скребцова)
Занятие № 38-39 «Любознательность»
- Игра «Любознательный путешественник»
- Почему кошки мяукают (А. Лопатина)
- Творческое задание «План развития»
- Рисунок «Любознательный мышонок»
- Кто ответит на вопросы (М. Скребцова)
- Сочиняем сказку «Интересный день»
Занятие № 40-41 «Секреты мастерства»
- Игра «Волшебные инструменты
- Ремесло – дороже золота (Армянская народная сказка)
- Рисунок «Вещь мастера»
- Каждому молодцу ремесло к лицу (М. Скребцова)
- Золотые руки (Башкирская сказка)
- Творческое задание «Творчество и профессия»
- Сценка «Живые инструменты»
Занятие № 42-43 «Крылья мечты»
- Игра «Угадай мою мечту»
- Звездная мечта (А. Лопатина)
- Творческое задание «Моя звездная мечта»
- Я люблю мечтать (М. Скребцова)
Занятие № 44-45 «Тропа милосердия»
- Игра «Милосердие»
- Юноша и морские звезды (Автор неизвестен)
- Сочиняем сказку «Морские звезды»
- Творческое задание «Как помочь»
- Вышивательница птиц (Греческая сказка)
- Рисунок «Волшебное платье»
- Сценка «Милосердный правитель»
Занятие № 46-47 «Сокровища мудрости»
- Игра «Сокровища мудрости»
- Завещание отца (Сказка народов Бирмы)
- Страна мудрости (М. Скребцова)
- Творческое задание «Качество мудрого»
- Новогодний подарок (Китайская сказка).
- Рисунок «Мудрый подарок»
- Сочиняем сказку «Мудрый мир земли»
- Сценка «Семья качества»
Занятие №48-49 «Мужественный поступок»
- Игра «мужественный поступок»
- Мост матери и сына (Китайская легенда)
- Творческое задание «Школа мужества»
- Наш спаситель (М. Скребцова)
- Рисунок «Что такое мужество»
- Сценка «Диалог матери и сына»
Занятие №50-51 «Свет надежды»
- Игра «Птица надежды»
- Сидень (Г. Андерсен)
- Сценка «Верим и надеемся»
- Будет ночь, будет и день (М. Скребцова)
- Рисунок «Крылья надежды»
- Творческое задание «Надежды мира»
Занятие № 52-53 «На что похожа нежность»
- Игра «Нежные слова»
- История колокольчика (Английская сказка)
- Сочиняем сказку «Нежный колокольчик»
- Рисунок «Цветок нежности»
- Где живет нежность (М. Скребцова)
- Сценка «Ты нежный»
Занятие № 54-55 «Помогаем другим»
- Творческое задание «Помогаем людям»
- Как домовой Настеньке помог (А Лопатина)
- Сочиняем сказку «Мой домовой»
- Творческое задание «Взаимопомощь»
- Заботливая медсестра (М. Скребцова)
- Рисунок «Фея медсестры»
- Сценка «Для тех, кто нуждается»
Занятие № 56 «Преданность друга»
- Игра «Верные друзья»
- Заира и Амир (Г. Радлей)
- Творческое задание «Верность идеалам»
- Мой лучший друг (М. Скребцова0
- Рисунок «Верные друзья»
- Сценка «Два друга»
Занятие № 57 «Жизнь без предрассудков»
1.Творческое задание «Кто ты такой»
2.Соседи (Датская сказка)
3. Игра «Послание друг другу»
4. Рисунок «Драгоценное украшение»
5. Черный кот (М. Скребцова)
6. Сценка «Два народа»
Занятие №58 «Приветливые слова»
- Игра «Кто самый приветливый»
- Кто собирал грибы (Н. Абрамцева)
- Рисунок «Подарок для лягушат»
- Сочиняем сказку «Зонт грибника»
- Здравствуй, Привет (М. Скребцова)
- Сценка «Приветливые и неприветливые»
Занятие № 59 «Радость и улыбка»
- Игра «смешинка и слезинка»
- Как ива научилась улыбаться (М. Скребцова)
- Сочиняем сказку «Лесная ивушка»
- Рисунок «Радостный портрет»
- Мамина улыбка (М. Скребцова)
- Сценка «Царевна Несмеяна»
Занятие № 60 «Скромный человек»
- Творческое задание «Самый скромный»
- Пастух из Кальтанисетты (Итальянская сказка)
- Сочиняем сказку «Скромный Мартин»
- Рисунок «Золотая статуя»
- Куда пропала скромность (М. Скребцова)
- Игра «Золотая рыбка»
- Две елки (Л. Чарская)
- Сценка «Скромность и щедрость»
Занятие № 61 «Умеренность»
- Игра «Колечко желаний»
- Волшебное кольцо (А. Неелова)
- Творческое задание «Для людей земли»
- Все хорошо в меру (М Скребцова)
- Рисунок «Исполненное желание»
- Сценка «Чье желание важнее»
Занятие № 62 «Служение людям»
- Творческое задание «Науки – людям»
- Как старец с горы Юньти помог людям (Китайская сказка)
- Жить – людям служить (М. Скребцова)
- Три сокровища (Японская сказка)
- Сценка «Служим друг другу»
- Сочиняем сказку «Первый хлеб»
Занятие № 63 «Смысл жизни»
- Игра «Цепочка ценностей»
- Золотой цветок (А Лопатина)
- Рисунок «Золотой цветок»
- Как обрести себя (М. Скребцова)
- Сценка «Служим людям»
- Сочиняем сказку «Пилот и самолет»
Занятие № 64-69 Подготовка социальных проектов
Занятие № 70-71 Защита проектов
Занятие № 72 Подведение итогов.
Разработка занятия №1 «Бережем природу»
Природа – единственная книга, на всех своих страницах заключающая высокое содержание.
Иоган Гете
Игра «Жизнь деревьев»
Дети делятся на группы и получают карточки с различными фразами о жизни деревьев и растений, например:
- Дерево радуется солнцу;
- Дерево гнется под ураганным ветром;
- С дерева опадает листва;
- Дерево слушает пение птиц;
- На дереве распускаются почки;
- Дерево лечит дятел и т.д.
Дети должны изобразить мимикой и жестами ситуацию, описанную на карточке. Все остальные отгадывают, что происходит с деревьями.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
- Расскажите, какие в вашем городе есть аллеи, парки, цветочные клумбы.
- Расскажите о своем любимом уголке природы так, чтобы нам захотелось там побывать.
- Если бы вас назначили главным озеленителем города, какие деревья и цветы вы посадили бы в своем городе и почему?
Рассказ А. Лопатина «Мальчик и море»
Вопросы и задания к рассказу:
- Как мальчик относился к морю?
- О чем он разговаривал с морем?
- Что море отвечало ему?
- Что главное в жизни природы должен знать каждый человек, чтобы не навредить ей?
Стихотворение М. Скребцовой «Прощание с морем»
Вопросы и задания:
- Когда ты уезжаешь с моря, что ты обычно говоришь ему на прощание?
- Перечисли все самое чудесное, что дарит тебе море.
- Чем ветер, солонце, небо на море отличаются от ветра, солнца, неба в городе?
- Представь, что ты плывешь по морю на белом паруснике. Опиши, что ты чувствуешь
- Как человек должен заботиться о море?
Подвижная игра «Морские танцы»
Дети делятся на группы. Одна группа придумывает танец чаек, другая- дельфинов, третья – танец рыб, четвертая – танец парусников. Затем группы под музыку по очереди показывают свои танцы, а все остальные угадывают, кто танцует.
Сценка «Два представителя природы»
Дети делятся на пары. Один ребенок в паре играет роль какого – либо представителя мира природы, который живет в доме с людьми, например: рыбки, черепахи, птички, а второй – роль этого же представителя природы, который живет на воле. В сценке дети рассказывают о жизни своих представителей мира природы.
Письменная работа.
Дети записывают пословицу : «Земля, на которой родился, золотая»- и получают карточки с названиями разных мест земли. Дети должны написать, что чувствует земля, когда о ней заботятся люди.
Рисунок «Подарки моря»
Представь, что море подарило тебе на память что – то волшебное. Нарисуй подарок моря.
Задание на дом
Представь, что земля, море, горы, поля, леса решили написать пожелание людям. Запишите их пожелания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кладезь народной мудрости"
Данное внеклассное мероприятиепреследует следующие цели: приобщение детей к народному творчеству, прививитие любви к народным традициям, развитие эстетического и нравственного восприятия мира....
Мудрость Древнего Китая
Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Мудрость Древнего Китая"....
Урок литературы в 5 классе "Басни И.А. Крылова -"книга мудрости""
конспект урока литературы в 5 классе "Басни И.А.Крылова - "книга мудрости"...
Мудрость веков во имя здоровья
Презентация мастер - класса по теме "Точечный массаж"...
Клад знаний. Мудрость веков.
Самое большое сокровище - это мудрость, накопленная веками труда человеческой мысли. Суметь сохранить это сокровище, приумножить и применять его в жизни очень важно для всех поколений, особенно ...
Э-Х. Галшиев "Зерцало мудрости". Материалы к классному часу, литературе Бурятии
Биография мыслителя, философа Э-Х Галшиева. Трактат "Зерцало мудрости"....
Образовательная программа детского объединения "Вершины мудрости"
Проблема.С одной стороны, новое видение целей воспитания в современной школе, а с другой, — тем нереализованным пока до конца потенциалом, который несет исследовательская деятельность как элемен...