Образовательная программа детского объединения "Ступеньки мудрости"
рабочая программа (7 класс) по теме

Рагузина Галина Ивановна

Дети – наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Эта программа поможет сделать будущее хоть чуточку светлее и добрее. Она предназначена для учителей, заинтересованных в нравственном воспитании детей и состоит из практических занятий для детей средней школы. Занятия включают в себя сказки, подвижные игры и творческие задания, направленные на проживание темы ребенком и осмысление проблемы с позиции собственного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Ступени мудрости

Программа рассчитана на 72 часа для учащихся 12-13 лет (2 часа в неделю).

Учебно - тематический план занятий:

                                           Тема занятий

 Количество часов

1

Бережем природу

1

2

Экскурсия на природу

4

3

Взаимопонимание

2

4

Великодушный поступок

2

5

Во что верит человек

2

6

Чем можно гордиться

2

7

Трудно ли быть добрым

2

8

Учимся доверию

2

9

Как найти друга

2

10

Благородная жертва

2

11

Забота о других

2

12

Сила единства

2

13

Мир красоты

2

14

Красота души

2

15

Кроткий характер

2

16

Дар любви

2

17

Любовь матери

2

18

Любовь к Родине

2

19

Любознательность

2

20

Секреты мастерства

2

21

Крылья мечты

2

22

Тропа милосердия

2

23

Сокровища мудрости

2

24

Мужественный поступок

2

25

Свет надежды

2

26

На что похожа нежность

2

27

Помогаем другим

2

28

Преданность друга

1

29

Жизнь без предрассудков

1

31

Приветливые слова

1

32

Радость и улыбка

1

33

Скромный человек

1

34

Умеренность

1

35

Служение людям

1

36

Смысл жизни

1

37

Подготовка социальных проектов

6

38

Защита проектов

2

39

Подведение итогов

1

Итого

72

Пояснительная записка.

Дети – наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Эта программа поможет сделать будущее хоть чуточку светлее и добрее. Она предназначена для учителей, заинтересованных в нравственном воспитании детей и состоит из практических занятий для детей средней школы. Занятия включают в себя сказки, подвижные игры и творческие задания, направленные на проживание темы ребенком и осмысление проблемы с позиции собственного опыта.

Программа призвана способствовать тому, чтобы дети задумывались над важными нравственными проблемами, причем не только над теми, которые актуальны для них в настоящий момент, но и над теми, с которыми им предстоит столкнуться в будущем. Жизненные навыки - важнейший компонент стратегии профилактики рискованного поведения. Каждое занятие  нацелено на расширение познаний учащихся в заданной области, воспитания в них положительных установок и обучение их практическим навыкам, которые помогут им в осуществлении благих намерений. Эти навыки основаны на качествах положительного характера, в том числе уважении окружающих, ответственности, надежности, заботливости и чувстве гражданского долга. Одна из ключевых тем  курса – это качества положительного характера и его значение для здоровой жизни и полноценных межличностных отношений. В этой связи повышенное внимание уделяется жизненным ценностям. Таким образом, подростки сами учатся реально смотреть на жизнь и видеть в ней перспективу.

Цель – научить детей заглянуть внутрь себя, задуматься о смысле своей жизни, своей семьи, своих взаимоотношений с окружающим миром, проявить себя в творчестве. Все занятия начинаются с цитат, чтобы дети учились пользоваться в своей жизни мудростью, накопленной человечеством.

Задачи:

  1. Привить группе подростков нравственные ценности и жизненные навыки, которые сохранят их здоровье, помогут не сбиться с пути к успеху и научат приносить пользу обществу.
  2. Научить подростка тем типам мышления, поведения, которые соответствуют определению положительного характера.
  3. Помочь учащимся прочно усвоить позитивные ценности и убеждения, которые являются важным фактором развития у человека способности к принятию правильных и разумных решений.
  4.  Научить детей создавать свои книги, отражающие их внутренний мир и их отношение ко всему окружающему.

Содержание программы:

Занятие №1 «Бережем природу»

  1. Игра «Жизнь деревьев»
  2. Мальчик и море (А Лопатина)
  3. Прощание с морем (М. Скребцова)
  4. Подвижная игра «Морские танцы»
  5. Сценка «Два представителя природы»
  6. Рисунок «Подарки моря».

Занятие № 2 -5   Эксурсия на природу

Занятие № 6-7 «Взаимопонимание»

  1. Игра «Кто понимает без слов»
  2. О чем мы думаем (А Лопатина)
  3. Две страны (М Скребцова)
  4. Творческое задание «Учимся пониманию)
  5. Сценка «Пойми меня»
  6. Сочиняем сказку «О чем рассказали вещи»

Занятие № 8-9 «Великодушный поступок»

  1. Творческое задание «Великодушный поступок»
  2. Корень добра не сохнет (индийская сказка)
  3. Сценка «Великодушные министры»
  4. Свет великодушия (М. Скребцова)
  5. Рисунок «Великодушное сердце»

Занятие № 10-11 «Во что верит человек»

  1. Творческое задание «Вера в любовь»
  2. Красношейка (С Лагерлеф)
  3. Ты – хранитель души своей (М. Скребцова)
  4. Творческое задание «Птица веры»
  5. Рисунок «Цвета веры и надежды»

Занятие № 12-13 «Чем можно гордиться»

  1. Творческое задание «гордость профессии»
  2. Гордая инфанта (Э Фарджон)
  3. Рисунок «Кто и чем гордится»
  4. Сочиняем сказку «Гордость матери»
  5. Чем я горжусь.

Занятие № 14-15 «Трудно ли быть добрым»

  1. Творческое задание «Добрый поступок»
  2. Про сову (Н. Абрамцева)
  3. Игра «Кто добрее»
  4. Добро без ума (древняя китайская история)
  5. Учись доброму- плохое на ум не пойдет (М. Скребцова)
  6. Рисунок «Солнце доброты»
  7. Сценка «Ум и доброта»

Занятие № 16-17 «Учимся доверию»

  1. Творческое задание «Кому мы доверяем»
  2. Кочан капусты (итальянская сказка)
  3. Сценка «Нужно ли доверять людям»
  4. Доверяйте мне (М. Скребцова)
  5. Игра «Цепочка доверия»
  6. Рисунок «Глаза доверия»
  7. Сочиняем сказку «Плащ доверия»

Занятие № 18-19 «Как найти друга»

  1. Творческое задание «Разговор о дружбе»
  2. Лучшая подруга»
  3. Игра «Помощь друга»
  4. Хорошо дружить с девчонкой (М Скребцова)
  5. Рисунок «Дерево дружбы»
  6. Сам пропадай, а товарища выручай (М Скребцова)
  7. Сценка «Настоящая дружба»

Занятие № 20-21 «Благородная жертва»

  1. Творческое задание «Дерево жертвенности»
  2. Горячее сердце (М Горький)
  3. Сочиняем сказку «Сердце Данко»
  4. Сценка «Жертвуем друг для друга»
  5. Кумирная рыбалка (китайская сказка)
  6. Рисунок «Памятник герою»
  7. Кто на жертву способен – свету подобен ( М. Скребцова)

Занятие № 22-23 «Забота о других»

  1. Игра «Учимся заботиться»
  2. Незримая забота (А. Лопатина)
  3. Творческое задание «Забота о близких»
  4. Забота (М. Скребцова)
  5. Сценка «Заботливая пара»

Занятие № 24-25 «Сила единства»

  1. Игра «Цепочка помощи»
  2. О ссоре птиц (индийская сказка)
  3. Игра «Быстро в стаю собирайся»
  4. Рисунок «Птица мира»
  5. Разногласие в семье (М Скребцова)
  6. Сочиняем сказку «Если все вместе»
  7. Сценка «Помири друзей»

Занятие № 26-27 «Мир красоты»

  1. Игра «Колечко красоты»
  2. Есть же разница (Г. Андерсен)
  3. Рисунок «Самое прекрасное»
  4. Творческое задание «Как украсить мир»
  5. Мир красоты (М. Скребцова)
  6. Сценка «Кто прекраснее»

Занятие №28-29 «Красота души»

  1. Игра «Угадай цветок»
  2. Волшебный цветок ( А. Лопатина)
  3. Рисунок «Цветок души»
  4. Красота души (М. Скребцова)
  5. Творческое задание «Творец красоты»
  6. Сценка «Красота лица и души.

Занятие № 30-31 «Кроткий характер»

  1. Игра «Шапка крепости»
  2. Кроткий одуванчик (А. Лопатина)
  3. Кроткий нрав (М. Скребцова)
  4. Сценка «Кроткая речь»
  5. Творческое задание «Самый кроткий»
  6. Кроткий все простит (М. Скребцова)
  7. Рисунок «Фея кротости».

Занятие № 32-33 «Дар любви»

  1. Игра «Круг любви»
  2. Великан –эгоист (О. Уальд)
  3. Творческое задание «Спасение любовью»
  4. Рисунок «Букет любви»
  5. Сценка «Научиться любить»
  6. Как тебе объяснить (М. Скребцова)
  7. Сочиняем сказку «Ворота любви»

Занятие № 34-35 «Любовь матери»

  1. Игра «Цветок для мамы»
  2. История одной матери (Г. Андерсен)
  3. Рисунок «Ангел любви»
  4. Плохо без мамы (М. Скребцова)
  5. Игра «Радуем родителей»

Занятие №36-37 «Любовь к Родине»

  1. Игра «Что отдаешь Земле родной»
  2. Самая нужная вещь (А. Исаакян)
  3. Сценка «Кто будет правителем»
  4. Творческое задание «Разговор с Родиной»
  5. Твоя Родина (М. Скребцова)
  6. Рисунок «Любимое место»
  7. В родном углу все по нутру (М Скребцова)

Занятие № 38-39 «Любознательность»

  1. Игра «Любознательный путешественник»
  2. Почему кошки мяукают (А. Лопатина)
  3. Творческое задание «План развития»
  4. Рисунок «Любознательный мышонок»
  5. Кто ответит на вопросы (М. Скребцова)
  6. Сочиняем сказку «Интересный день»

Занятие № 40-41 «Секреты мастерства»

  1. Игра «Волшебные инструменты
  2. Ремесло – дороже золота (Армянская народная сказка)
  3. Рисунок «Вещь мастера»
  4. Каждому молодцу ремесло к лицу (М. Скребцова)
  5. Золотые руки (Башкирская сказка)
  6. Творческое задание «Творчество и профессия»
  7. Сценка «Живые инструменты»

Занятие № 42-43 «Крылья мечты»

  1. Игра «Угадай мою мечту»
  2. Звездная мечта (А. Лопатина)
  3. Творческое задание «Моя звездная мечта»
  4. Я люблю мечтать (М. Скребцова)

Занятие № 44-45 «Тропа милосердия»

  1. Игра «Милосердие»
  2. Юноша и морские звезды (Автор неизвестен)
  3. Сочиняем сказку «Морские звезды»
  4. Творческое задание «Как помочь»
  5. Вышивательница птиц (Греческая сказка)
  6. Рисунок «Волшебное платье»
  7. Сценка «Милосердный правитель»

Занятие № 46-47 «Сокровища мудрости»

  1. Игра «Сокровища мудрости»
  2. Завещание отца (Сказка народов Бирмы)
  3. Страна мудрости (М. Скребцова)
  4. Творческое задание «Качество мудрого»
  5. Новогодний подарок (Китайская сказка).
  6. Рисунок «Мудрый подарок»
  7. Сочиняем сказку «Мудрый мир земли»
  8. Сценка «Семья качества»

Занятие №48-49 «Мужественный поступок»

  1. Игра «мужественный поступок»
  2. Мост матери и сына (Китайская легенда)
  3. Творческое задание «Школа мужества»
  4. Наш спаситель (М. Скребцова)
  5. Рисунок «Что такое мужество»
  6. Сценка «Диалог матери и сына»

Занятие №50-51 «Свет надежды»

  1. Игра «Птица надежды»
  2. Сидень (Г. Андерсен)
  3. Сценка «Верим и надеемся»
  4. Будет ночь, будет и день (М. Скребцова)
  5. Рисунок «Крылья надежды»
  6. Творческое задание «Надежды мира»

Занятие № 52-53 «На что похожа нежность»

  1. Игра «Нежные слова»
  2. История колокольчика (Английская сказка)
  3. Сочиняем сказку «Нежный колокольчик»
  4. Рисунок «Цветок нежности»
  5. Где живет нежность (М. Скребцова)
  6. Сценка «Ты нежный»

Занятие № 54-55 «Помогаем другим»

  1. Творческое задание «Помогаем людям»
  2. Как домовой Настеньке помог (А Лопатина)
  3. Сочиняем сказку «Мой домовой»
  4. Творческое задание «Взаимопомощь»
  5. Заботливая медсестра (М. Скребцова)
  6. Рисунок «Фея медсестры»
  7. Сценка «Для тех, кто нуждается»

Занятие № 56 «Преданность друга»

  1. Игра «Верные друзья»
  2. Заира и Амир (Г. Радлей)
  3. Творческое задание «Верность идеалам»
  4. Мой лучший друг (М. Скребцова0
  5. Рисунок «Верные друзья»
  6. Сценка «Два друга»

Занятие № 57 «Жизнь без предрассудков»

1.Творческое задание «Кто ты такой»

2.Соседи (Датская сказка)

3. Игра «Послание друг другу»

4. Рисунок «Драгоценное украшение»

5. Черный кот  (М. Скребцова)

6. Сценка «Два народа»

Занятие №58 «Приветливые слова»

  1. Игра «Кто самый приветливый»
  2. Кто собирал грибы (Н. Абрамцева)
  3. Рисунок «Подарок для лягушат»
  4. Сочиняем сказку «Зонт грибника»
  5. Здравствуй, Привет (М. Скребцова)
  6. Сценка «Приветливые и неприветливые»

Занятие № 59 «Радость и улыбка»

  1. Игра «смешинка и слезинка»
  2. Как ива научилась улыбаться (М. Скребцова)
  3. Сочиняем сказку «Лесная ивушка»
  4. Рисунок «Радостный портрет»
  5. Мамина улыбка (М. Скребцова)
  6. Сценка «Царевна  Несмеяна»

Занятие № 60 «Скромный человек»

  1. Творческое задание «Самый скромный»
  2. Пастух из Кальтанисетты (Итальянская сказка)
  3. Сочиняем сказку «Скромный Мартин»
  4. Рисунок «Золотая статуя»
  5. Куда пропала скромность (М. Скребцова)
  6. Игра «Золотая рыбка»
  7. Две елки (Л. Чарская)
  8. Сценка «Скромность и щедрость»

Занятие № 61 «Умеренность»

  1. Игра «Колечко желаний»
  2. Волшебное кольцо (А. Неелова)
  3. Творческое задание «Для людей земли»
  4. Все хорошо в меру (М Скребцова)
  5. Рисунок «Исполненное желание»
  6. Сценка «Чье желание важнее»

Занятие № 62 «Служение людям»

  1. Творческое задание «Науки – людям»
  2. Как старец с горы Юньти помог людям (Китайская сказка)
  3. Жить – людям служить (М. Скребцова)
  4. Три сокровища (Японская сказка)
  5. Сценка «Служим друг другу»
  6. Сочиняем сказку «Первый хлеб»

Занятие № 63 «Смысл жизни»

  1. Игра «Цепочка ценностей»
  2. Золотой цветок (А Лопатина)
  3. Рисунок «Золотой цветок»
  4. Как обрести себя (М. Скребцова)
  5. Сценка «Служим людям»
  6. Сочиняем сказку «Пилот и самолет»

Занятие № 64-69 Подготовка социальных проектов

Занятие № 70-71 Защита проектов

Занятие № 72 Подведение итогов.

Разработка занятия №1 «Бережем природу»

Природа – единственная книга, на всех своих страницах заключающая высокое содержание.

                                                                Иоган Гете

Игра «Жизнь деревьев»

Дети делятся на группы и получают карточки с различными фразами о жизни деревьев и растений, например:

  1. Дерево радуется солнцу;
  2. Дерево гнется под ураганным ветром;
  3. С дерева опадает листва;
  4. Дерево слушает пение птиц;
  5. На дереве распускаются почки;
  6. Дерево лечит дятел и т.д.

Дети должны изобразить мимикой и жестами ситуацию, описанную на карточке. Все остальные отгадывают, что происходит с деревьями.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

  1. Расскажите, какие в вашем городе есть аллеи, парки, цветочные клумбы.
  2. Расскажите о своем любимом уголке природы так, чтобы нам захотелось там побывать.
  3. Если бы вас назначили главным озеленителем города, какие деревья и цветы вы посадили бы в своем городе и почему?

Рассказ А. Лопатина «Мальчик и море»

Вопросы и задания к рассказу:

  1. Как мальчик относился к морю?
  2. О чем он разговаривал с морем?
  3. Что море отвечало ему?
  4. Что главное в жизни природы должен знать каждый человек, чтобы не навредить ей?

Стихотворение М. Скребцовой «Прощание с морем»

Вопросы и задания:

  1. Когда ты уезжаешь с моря, что ты обычно говоришь ему на прощание?
  2. Перечисли все самое чудесное, что дарит тебе море.
  3. Чем ветер, солонце, небо на море отличаются от ветра, солнца, неба в городе?
  4. Представь, что ты плывешь по морю на белом паруснике. Опиши, что ты чувствуешь
  5. Как человек должен заботиться о море?

Подвижная игра «Морские танцы»

Дети делятся на группы. Одна группа придумывает танец чаек, другая- дельфинов, третья – танец рыб, четвертая – танец парусников. Затем группы под музыку по очереди показывают свои танцы, а все остальные угадывают, кто танцует.

Сценка «Два представителя природы»

Дети делятся на пары. Один ребенок в паре играет роль какого – либо представителя мира природы, который живет в доме с людьми, например: рыбки, черепахи, птички, а второй – роль этого же представителя природы, который живет на воле. В сценке дети рассказывают о жизни своих представителей мира природы.

Письменная работа.

Дети записывают пословицу : «Земля, на которой родился, золотая»- и получают карточки с названиями разных мест земли. Дети должны написать, что чувствует земля, когда о ней заботятся люди.

Рисунок «Подарки моря»

Представь, что море подарило тебе на память что – то волшебное. Нарисуй подарок моря.

Задание на дом

Представь, что земля, море, горы, поля, леса решили написать пожелание людям. Запишите их пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кладезь народной мудрости"

Данное внеклассное мероприятиепреследует следующие цели: приобщение детей к народному творчеству, прививитие любви к народным традициям, развитие эстетического и нравственного восприятия мира....

Мудрость Древнего Китая

Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Мудрость Древнего Китая"....

Урок литературы в 5 классе "Басни И.А. Крылова -"книга мудрости""

конспект урока литературы в 5 классе "Басни И.А.Крылова - "книга мудрости"...

Мудрость веков во имя здоровья

Презентация мастер - класса по теме "Точечный массаж"...

Клад знаний. Мудрость веков.

Самое большое сокровище  - это мудрость, накопленная веками труда человеческой мысли. Суметь сохранить это сокровище, приумножить и применять его в жизни очень важно для всех поколений, особенно ...

Э-Х. Галшиев "Зерцало мудрости". Материалы к классному часу, литературе Бурятии

Биография мыслителя, философа Э-Х Галшиева. Трактат "Зерцало мудрости"....

Образовательная программа детского объединения "Вершины мудрости"

Проблема.С одной стороны, новое видение целей воспитания в современной школе, а с другой, — тем нереализованным пока до конца потенциалом, который несет исследовательская деятельность как элемен...