Рабочая программа дополнительного образования "Математическая ступенька" 9 класс.
рабочая программа по математике (9 класс)

Ворнакова Татьяна Михайловна

Программа расчитана на дополнительное образование с цель подготовки учащихся к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl._matematicheskaya_stupenka.docx34.9 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Математическая ступенька»

ДЛЯ 9 КЛАССОВ

БЮДЖЕТ

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ

9класс –72 часов

2017-2018г.

Учитель : Ворнакова Т.М.

Пояснительная записка

Изучение учебного материала построено в форме чередования материала по алгебре и геометрии.

Преподавание курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой базового курса, а так же изучением тем,

не рассматриваемых в курсе базовой школы.

Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к основному курсу и позволят удовлетворить познавательную активность учащихся.

Кроме того, данный  курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений,

предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по математике и осознанно выбрать профиль дальнейшего

обучения.

Углубление  реализуется  на  базе  обучения  методам  и  приемам  решения  математических  задач,  требующих  применения  высокой

логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление. Тематика многих задач не выходит за

рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный.

Общая характеристика учебного предмета

Математическое образование в 9 классах складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика, алгебра, геометрия. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждений, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Геометрия  один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.


Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в обучении математике, реализация которого осуществляется благодаря применению проблемно-поискового и исследовательского методов обучения.

Цель изучения математики в классах с углублённым изучением математики состоит в обеспечении уровня подготовки учащихся по математике, необходимого для успешной самореализации личности в динамической социальной среде, для дальнейшего выбора и успешного освоения профессии, требующей высокого уровня математических знаний, то есть специализации в направлении теоретической и прикладной математики либо в областях, требующих развитого математического аппарата для изучения и анализа закономерностей реальных явлений и процессов; в подготовке к обучению в высшем учебном заведении соответствующего профиля.

Курс математики для 9 классов общеобразовательной школы является этапом углублённого изучения математики. Одной из главных целей является содействие развитию у учащихся интереса к углублённому изучению предмета и постепенное вовлечение учащихся в повышенный объем работы над предметом по сравнению с учащимися общеобразовательных классов. Программа построена по принципу согласования материала и учебного плана с соответствующими материалом общеобразовательных классов.

Цели:

  1. Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

  1. Формирование представлений о методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

  1. Развитие интуиции, интеллекта, логического мышления, ясности и точности мысли, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей.

  1. Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Предметные результаты

  1. Формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, форме описания и особого метода познания действительности.

  1. Формирование представления об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать реальные процессы.

  1. Развитие умений работать с учебным математическим текстом, грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификацию, логическое обоснование и доказательства математических утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать логически некорректные рассуждения.

  1. Формирование представлений о системе функциональных понятий, функциональном языке и символике; развитие умения использовать функционально – графические представления для решения различных математических задач, в том числе: решения уравнений и


неравенств, нахождения наибольшего и наименьшего значений, для описания и анализа реальных зависимостей и простейших параметрических исследований.

  1. Овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения линейных уравнений и систем линейных уравнений, а также уравнений, решение которых сводится к разложению на множители; развитие умений моделировать реальные ситуации на математическом языке, составлять уравнения по условию задачи, исследовать построенные модели и интерпретировать результат. Развитие умений использовать идею координат на плоскости для решения уравнений, неравенств, систем.

  1. Овладение основными способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и способах их изучения, о простейших вероятностных моделях. Развитие умения извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать числовые данные, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений.

  1. Развитие умений применять изученные понятия для решения задач практического содержания и задач смежных дисциплин.

Основные виды учебной деятельности

  • Чтение формул, правил, теорем, записанных на математическом языке в знаково-символьном виде. Перевод словесных формулировок математических утверждений на математический язык.

  • Описание реальных ситуаций с помощью математических моделей: функций, уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.

  • Планирование хода решения задач с использованием трех этапов математического моделирования. Прогнозирование результата решения, оценка реальности полученного ответа.

  • Узнавание, построение и описание графических моделей элементарных функций, изучаемых в 7 – 9 классах. Применение графического метода решения уравнений, неравенств, систем уравнений.

  • Составление алгоритма построения графика, решения уравнения, неравенства, систем уравнений или неравенств, выполнения алгебраических преобразований.

  • Вычисление линейных размеров и площадей плоских фигур.

  • Выполнение алгебраических преобразований, пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма преобразования.

  • Поиск, обнаружение и устранение ошибок арифметического, алгебраического и логического характера.

  • Сравнение разных способов вычислений, преобразований, решений задач, выбор оптимального способа.

  • Осуществление исследовательской деятельности: наблюдение, анализ, выявление закономерности, выдвижение гипотезы, доказательство, обобщение результата.

  • Вывод формул, доказательство свойств, формулирование утверждений.

  • Сбор, анализ, обобщение и представление статистических данных.

  • Поиск информации в учебной и справочной литературе и в Интерне

Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по алгоритму и конструировать новые. При решении задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Изучение математики формирует общую культуру человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Таких как экономика, бизнес, финансы, физика, техника, информатика, биология, психология и другие. Математика является ведущим предметом на вступительных экзаменах

  • различные учебные заведения по многим специальностям. Чтобы удовлетворить потребности и запросы школьников, проявляющих интерес к математике, необходимо использовать дифференцированный подход в обучении.

Программа составлена для учащихся 9 класса. Занятия организуются с использованием учебного пособия «Дополнительные главы к школьному учебнику 8,9 классов» авторов Ю.Н.Макарычева и Н.Г.Миндюк. Первоочередной задачей занятий в группе являются углубление и расширение знаний по основному курсу математики, подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме. С целью углубления знаний в программу включены темы «Уравнения и неравенства с одной переменной и двумя переменными». Расширение знаний ведётся по теме «Уравнения с параметрами».

Требования к математической подготовке учащихся.

  1. Уравнения и неравенства с одной переменной.

Изучение программного материала даёт возможность учащимся:

  1. освоить различные приёмы в решении уравнений, в том числе нестандартных;
  1. усовершенствовать технику решения различных уравнений, неравенств, в том числе неравенств и уравнений, содержащих

переменную под знаком модуля;

  1. усвоить приёмы решения уравнений повышенной сложности;
  1. сформировать умение в решении иррациональных уравнений и неравенств.

  1. Уравнения с двумя переменными и их системы, неравенства с двумя переменными. o Изучение программного материала дает возможность учащихся:

усовершенствовать технику решения систем уравнений с двумя переменными;

  1. сформировать умение в графической интерпретации решения систем уравнений; o освоить приёмы решения уравнений и систем уравнений повышенной сложности; o сформировать умения в решении задач с помощью систем уравнений.

3.Уравнения с параметром.

Изучение программного материала даёт возможность учащимся:

  1. овладеть методом решения линейных уравнений с параметром; o освоить способы решения квадратных уравнений с параметром;

o  ознакомиться со способами решения дробно-рациональных уравнений с параметром и задач с параметром.

4.Отработка навыков решения тестовых заданий


Учебно-тематический план.

(2 часа в неделю, всего 72 часа)

Разделы

Кол-во

часов

1

Уравнения и неравенства с одной переменной

22

2

Уравнения, системы уравнений, неравенства с двумя переменными

16

3

Уравнения с параметром

8

4

Решение тестовых заданий

12

5

Задачи курса геометрии 7-9

14

И т о г о

72

Календарно-тематическое планирование курса

(2 часа в неделю 72 часа в год)

Разделы и темы

Кол-во

Дата

урока

часов

проведения

Уравнения и неравенства с одной переменной

22

1-2

Целое уравнение и его корни

2

3-4

Способы решения целых уравнений

2

5-8

Решение дробно-рациональных уравнений

4

9-10

Метод интервалов. Решение рациональных неравенств

2

11-12

Решение уравнений, содержащих переменную под знаком

2

модуля

13-16

Решение неравенств, содержащих модуль

4

17-20

Решение иррациональных уравнений и неравенств

4

21-22

Зачёт

2

Уравнения , системы уравнений, неравенства с

16

двумя переменными

23-24

Уравнения с двумя переменными и его график

2

25-28

Системы уравнений с двумя переменными. Графическая

4

интерпретация решения систем уравнений

29-30

Способы решения систем уравнений

2

31-32

Неравенства и системы неравенств с двумя переменными

2

33-36

Решение задач с помощью систем уравнений

4

37-38

Зачёт

2

Уравнения с параметром

8

39

Линейные уравнения с параметром

1

40-41

Дробно-рациональные уравнения с параметром

2

42-43

Квадратные уравнения с параметром

2

44-45

Задачи с параметром

2

46

Зачёт

1

Решение тестовых заданий

10

47-48

Решение тестовых заданий 2 части ОГЭ: задачи на

2

движение

49-50

Задачи на работу

2

51-52

Задачи на проценты

2

53-55

Задачи на смеси и сплавы

3

56

Зачет

1

Решение задач курса геометрии

12

57

Четырехугольники.

1

58-60

Окружность, касательная, многоугольники, вписанные в

3

окружность

61-63

Треугольник. Виды треугольников. Теорема Пифагора

3

64-65

Подобие фигур

2

66-71

Задачи 2 части ОГЭ

6

72

Зачёт

1

Литература:

Тестовые задания ФИПИ.

Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе М.Просвещение Дополнительные главы к школьному учебнику 8,9 классов авт. Ю.Н.Макарычев и др. М. Просвещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе дополнительного курса для 10 класса

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе дополнительного курса для 10 класса...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования 5 класс (углубление) немецкий

Данная рабочая программа представляет собой дополнение к основному курсу немецкого языка в 5 классе по УМК "Мозаик"....

Рабочая программа дополнительного образования 6 класс (углубление) немецкий

Данная рабочая программа представляет собой дополнение к основному курсу немецкого языка в 6 классе по УМК "Мозаик"....

Рабочая программа по программе дополнительного образования "Хоровой класс"

Аннотация к программе "Хоровой класс"Хоровое пение – основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к се...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...