Рабочая программа дополнительного образования "Математическая ступенька" 9 класс.
рабочая программа по математике (9 класс)
Программа расчитана на дополнительное образование с цель подготовки учащихся к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl._matematicheskaya_stupenka.docx | 34.9 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Математическая ступенька»
ДЛЯ 9 КЛАССОВ
БЮДЖЕТ
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ
9класс –72 часов
2017-2018г.
Учитель : Ворнакова Т.М.
Пояснительная записка
Изучение учебного материала построено в форме чередования материала по алгебре и геометрии.
Преподавание курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой базового курса, а так же изучением тем,
не рассматриваемых в курсе базовой школы.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к основному курсу и позволят удовлетворить познавательную активность учащихся.
Кроме того, данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений,
предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по математике и осознанно выбрать профиль дальнейшего
обучения.
Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой
логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление. Тематика многих задач не выходит за
рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в 9 классах складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика, алгебра, геометрия. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждений, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в обучении математике, реализация которого осуществляется благодаря применению проблемно-поискового и исследовательского методов обучения.
Цель изучения математики в классах с углублённым изучением математики состоит в обеспечении уровня подготовки учащихся по математике, необходимого для успешной самореализации личности в динамической социальной среде, для дальнейшего выбора и успешного освоения профессии, требующей высокого уровня математических знаний, то есть специализации в направлении теоретической и прикладной математики либо в областях, требующих развитого математического аппарата для изучения и анализа закономерностей реальных явлений и процессов; в подготовке к обучению в высшем учебном заведении соответствующего профиля.
Курс математики для 9 классов общеобразовательной школы является этапом углублённого изучения математики. Одной из главных целей является содействие развитию у учащихся интереса к углублённому изучению предмета и постепенное вовлечение учащихся в повышенный объем работы над предметом по сравнению с учащимися общеобразовательных классов. Программа построена по принципу согласования материала и учебного плана с соответствующими материалом общеобразовательных классов.
Цели:
- Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
- Формирование представлений о методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
- Развитие интуиции, интеллекта, логического мышления, ясности и точности мысли, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей.
- Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Предметные результаты
- Формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, форме описания и особого метода познания действительности.
- Формирование представления об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать реальные процессы.
- Развитие умений работать с учебным математическим текстом, грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификацию, логическое обоснование и доказательства математических утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать логически некорректные рассуждения.
- Формирование представлений о системе функциональных понятий, функциональном языке и символике; развитие умения использовать функционально – графические представления для решения различных математических задач, в том числе: решения уравнений и
неравенств, нахождения наибольшего и наименьшего значений, для описания и анализа реальных зависимостей и простейших параметрических исследований.
- Овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения линейных уравнений и систем линейных уравнений, а также уравнений, решение которых сводится к разложению на множители; развитие умений моделировать реальные ситуации на математическом языке, составлять уравнения по условию задачи, исследовать построенные модели и интерпретировать результат. Развитие умений использовать идею координат на плоскости для решения уравнений, неравенств, систем.
- Овладение основными способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и способах их изучения, о простейших вероятностных моделях. Развитие умения извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать числовые данные, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений.
- Развитие умений применять изученные понятия для решения задач практического содержания и задач смежных дисциплин.
Основные виды учебной деятельности
- Чтение формул, правил, теорем, записанных на математическом языке в знаково-символьном виде. Перевод словесных формулировок математических утверждений на математический язык.
- Описание реальных ситуаций с помощью математических моделей: функций, уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.
- Планирование хода решения задач с использованием трех этапов математического моделирования. Прогнозирование результата решения, оценка реальности полученного ответа.
- Узнавание, построение и описание графических моделей элементарных функций, изучаемых в 7 – 9 классах. Применение графического метода решения уравнений, неравенств, систем уравнений.
- Составление алгоритма построения графика, решения уравнения, неравенства, систем уравнений или неравенств, выполнения алгебраических преобразований.
- Вычисление линейных размеров и площадей плоских фигур.
- Выполнение алгебраических преобразований, пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма преобразования.
- Поиск, обнаружение и устранение ошибок арифметического, алгебраического и логического характера.
- Сравнение разных способов вычислений, преобразований, решений задач, выбор оптимального способа.
- Осуществление исследовательской деятельности: наблюдение, анализ, выявление закономерности, выдвижение гипотезы, доказательство, обобщение результата.
- Вывод формул, доказательство свойств, формулирование утверждений.
- Сбор, анализ, обобщение и представление статистических данных.
- Поиск информации в учебной и справочной литературе и в Интерне
Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по алгоритму и конструировать новые. При решении задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Изучение математики формирует общую культуру человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Таких как экономика, бизнес, финансы, физика, техника, информатика, биология, психология и другие. Математика является ведущим предметом на вступительных экзаменах
- различные учебные заведения по многим специальностям. Чтобы удовлетворить потребности и запросы школьников, проявляющих интерес к математике, необходимо использовать дифференцированный подход в обучении.
Программа составлена для учащихся 9 класса. Занятия организуются с использованием учебного пособия «Дополнительные главы к школьному учебнику 8,9 классов» авторов Ю.Н.Макарычева и Н.Г.Миндюк. Первоочередной задачей занятий в группе являются углубление и расширение знаний по основному курсу математики, подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме. С целью углубления знаний в программу включены темы «Уравнения и неравенства с одной переменной и двумя переменными». Расширение знаний ведётся по теме «Уравнения с параметрами».
Требования к математической подготовке учащихся.
- Уравнения и неравенства с одной переменной.
Изучение программного материала даёт возможность учащимся:
- освоить различные приёмы в решении уравнений, в том числе нестандартных;
- усовершенствовать технику решения различных уравнений, неравенств, в том числе неравенств и уравнений, содержащих
переменную под знаком модуля;
- усвоить приёмы решения уравнений повышенной сложности;
- сформировать умение в решении иррациональных уравнений и неравенств.
- Уравнения с двумя переменными и их системы, неравенства с двумя переменными. o Изучение программного материала дает возможность учащихся:
усовершенствовать технику решения систем уравнений с двумя переменными;
- сформировать умение в графической интерпретации решения систем уравнений; o освоить приёмы решения уравнений и систем уравнений повышенной сложности; o сформировать умения в решении задач с помощью систем уравнений.
3.Уравнения с параметром.
Изучение программного материала даёт возможность учащимся:
- овладеть методом решения линейных уравнений с параметром; o освоить способы решения квадратных уравнений с параметром;
o ознакомиться со способами решения дробно-рациональных уравнений с параметром и задач с параметром.
4.Отработка навыков решения тестовых заданий
Учебно-тематический план.
(2 часа в неделю, всего 72 часа)
№ | Разделы | Кол-во |
часов | ||
1 | Уравнения и неравенства с одной переменной | 22 |
2 | Уравнения, системы уравнений, неравенства с двумя переменными | 16 |
3 | Уравнения с параметром | 8 |
4 | Решение тестовых заданий | 12 |
5 | Задачи курса геометрии 7-9 | 14 |
И т о г о | 72 |
Календарно-тематическое планирование курса
(2 часа в неделю 72 часа в год)
№ | Разделы и темы | Кол-во | Дата | ||
урока | часов | проведения |
Уравнения и неравенства с одной переменной | 22 | |||||||||||||
1-2 | Целое уравнение и его корни | 2 | ||||||||||||
3-4 | Способы решения целых уравнений | 2 | ||||||||||||
5-8 | Решение дробно-рациональных уравнений | 4 | ||||||||||||
9-10 | Метод интервалов. Решение рациональных неравенств | 2 | ||||||||||||
11-12 | Решение уравнений, содержащих переменную под знаком | 2 | ||||||||||||
модуля | ||||||||||||||
13-16 | Решение неравенств, содержащих модуль | 4 | ||||||||||||
17-20 | Решение иррациональных уравнений и неравенств | 4 | ||||||||||||
21-22 | Зачёт | 2 | ||||||||||||
Уравнения , системы уравнений, неравенства с | 16 | |||||||||||||
двумя переменными | ||||||||||||||
23-24 | Уравнения с двумя переменными и его график | 2 | ||||||||||||
25-28 | Системы уравнений с двумя переменными. Графическая | 4 | ||||||||||||
интерпретация решения систем уравнений | ||||||||||||||
29-30 | Способы решения систем уравнений | 2 | ||||||||||||
31-32 | Неравенства и системы неравенств с двумя переменными | 2 | ||||||||||||
33-36 | Решение задач с помощью систем уравнений | 4 | ||||||||||||
37-38 | Зачёт | 2 | ||||||||||||
Уравнения с параметром | 8 | |||||||||||||
39 | Линейные уравнения с параметром | 1 | ||||||||||||
40-41 | Дробно-рациональные уравнения с параметром | 2 | ||||||||||||
42-43 | Квадратные уравнения с параметром | 2 | ||||||||||||
44-45 | Задачи с параметром | 2 | ||||||||||||
46 | Зачёт | 1 | ||||||||||||
Решение тестовых заданий | 10 | |||||||||||||
47-48 | Решение тестовых заданий 2 части ОГЭ: задачи на | 2 | ||||||||||||
движение | ||||||||||||||
49-50 | Задачи на работу | 2 | ||||||||||||
51-52 | Задачи на проценты | 2 | ||||||||||||
53-55 | Задачи на смеси и сплавы | 3 | ||||||||||||
56 | Зачет | 1 | ||||||||||||
Решение задач курса геометрии | 12 | |||||||||||||
57 | Четырехугольники. | 1 | ||||||||||||
58-60 | Окружность, касательная, многоугольники, вписанные в | 3 | ||||||||||||
окружность | ||||||||||||||
61-63 | Треугольник. Виды треугольников. Теорема Пифагора | 3 | ||||||||||||
64-65 | Подобие фигур | 2 | ||||||||||||
66-71 | Задачи 2 части ОГЭ | 6 | ||||||||||||
72 | Зачёт | 1 |
Литература:
Тестовые задания ФИПИ.
Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе М.Просвещение Дополнительные главы к школьному учебнику 8,9 классов авт. Ю.Н.Макарычев и др. М. Просвещение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе дополнительного курса для 10 класса
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе дополнительного курса для 10 класса...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Рабочая программа дополнительного образования 5 класс (углубление) немецкий
Данная рабочая программа представляет собой дополнение к основному курсу немецкого языка в 5 классе по УМК "Мозаик"....
Рабочая программа дополнительного образования 6 класс (углубление) немецкий
Данная рабочая программа представляет собой дополнение к основному курсу немецкого языка в 6 классе по УМК "Мозаик"....
Рабочая программа по программе дополнительного образования "Хоровой класс"
Аннотация к программе "Хоровой класс"Хоровое пение – основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к се...
Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)
Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...